Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 26 марта 2008 г. № 7-5-98-08

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ
ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ, ДОПУЩЕННЫХ УГИБДД УВД
ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

И.о. начальника
УВД по Пензенской области
полковнику милиции
Жаткину В.С.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соблюдения действующего законодательства органами ГИБДД области при организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18.04.1991 № 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 4 названного Закона РФ милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" утверждена структура милиции общественной безопасности, в которую входит Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Положением о ГИБДД МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями), Госавтоинспекция осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Приказом УВД по Пензенской области от 07.02.2007 № 256 утверждено Положение об Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления внутренних дел по Пензенской области, которое является самостоятельным структурным подразделением УВД по Пензенской области, выполняющее функции территориального органа УГИБДД в Пензенской области.
Управление организует в установленном порядке проведение государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним и др.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 12.1 КоАП РФ изложена в новой редакции.
Согласно п. 2 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра устанавливаются федеральным законом (в предыдущей редакции ст. 12.1 КоАП РФ запрещалось проводить инструментальную проверку в организации независимо от формы собственности, повторно проводить технический осмотр транспортного средства, прошедшего его в установленном порядке, а также требовать у водителя, собственника или иного законного владельца транспортного средства предъявления или приобретения экологических талонов, диагностических карт, технических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом).
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра, предусмотренные пунктом 2 примечания к статье 12.1 КоАП РФ (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия соответствующего федерального закона устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что порядок проведения обязательного государственного технического осмотра устанавливается Правительством Российской Федерации.
Какого-либо иного специального федерального закона, регламентирующего порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра, на настоящий момент не принято.
В настоящее время действующим нормативным правовым актом, регламентирующим порядок и сроки прохождения государственного технического осмотра, является Постановление Правительства РФ от 31.07.1998 № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с Положением о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре).
Согласно п. 3 названного Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880 Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
В соответствии с Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, Управлением цен и тарифов по Пензенской области был издан Приказ № 34 от 31.10.2007 о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном техническом осмотре, а также утвержден состав конкурсной комиссии.
Согласно названному Приказу Управления цен и тарифов по Пензенской области председателем конкурсной комиссии определен начальник УГИБДД УВД по Пензенской области Едалов В.Ф.
13.12.2007 председателем конкурсной комиссии по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в гостехосмотре Едаловым В.Ф. был утвержден состав экспертной комиссии по привлечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в гостехосмотре в составе 6 человек.
Объявление о конкурсе было размещено в газете "Пензенская правда" № 88-89 от 09.11.2007.
04.12.2007 был определен перечень претендентов, допущенных к участию в конкурсе, о чем 05.12.2007 председателем конкурсной комиссии Едаловым В.Ф. утвержден протокол № 2. К участию в конкурсе были допущены все 14 претендентов, подавших заявки.
25.12.2007 конкурсной комиссией была проведена оценка документов, представленных индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, о чем 25.12.2007 председателем конкурсной комиссии Едаловым В.Ф. утвержден протокол № 3.
По результатам конкурсного отбора УВД по Пензенской области в период с 28 по 31 января 2008 г. было заключено 14 договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на выполнение работ по участию в проверке технического состояния транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД, с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Подпунктами 1.4 п. 1 каждого из 14 договоров определены адреса проведения проверок, а именно местонахождения конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Согласно п. 2.1.1, 2.1.2 каждого из договоров исполнитель обязан обеспечить проведение проверки транспортных средств на соответствие их требованиям нормативно-технической документации по условиям безопасности дорожного движения, а также осуществлять проверку персоналом, отвечающим установленным требованиям и подготовленным в соответствии с действующими нормативными актами, обеспечивать постоянное повышение квалификации персонала.
Стоимость работ по проверке согласно п. 3.1 договоров устанавливается Правительством Пензенской области в соответствии с Порядком установления размера платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ № 708, Минфина РФ № 61н, Минтранса РФ № 126 от 03.08.2001.
Проверкой установлено, что на территории Пензенской области мероприятия по проведению государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования были начаты в основном с 01.01.2008 Техосмотры с использованием средств технического диагностирования проводились организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися в настоящее время победителями конкурсного отбора до заключения договоров на выполнение работ по участию в проверке технических средств с использованием средств технического диагностирования с УВД по Пензенской области, а также после заключения договоров, но до установления цен на оказываемые услуги уполномоченным органом исполнительной власти Пензенской области.
При этом владельцы транспортных средств проходили технический осмотр с использованием средств технического диагностирования в связи с тем, что органами ГИБДД при прохождении технического осмотра транспортных средств, начиная с указанного периода времени, требовались диагностические карты, несмотря на то, что самостоятельно Госавтоинспекцией области такие услуги не оказывались, а соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели до заключения договоров не могли привлекаться к осмотрам с использованием средств технического диагностирования (такие факты установлены, например, прокурорами г. Кузнецка, Сердобского, Городищенского районов области).
Кроме того, при проведении конкурсного отбора индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также непосредственно при проведении государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования допущены следующие нарушения.
В соответствии с п. 5 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, орган Госавтоинспекция субъекта Российской Федерации помещает объявление о конкурсе в средствах массовой информации с указанием целей, предмета и условий конкурса, порядка и критериев оценки представленных на конкурс заявок, места, срока, порядка и формы их представления, порядка и сроков объявления результатов конкурса.
Однако, объявление о конкурсе, помещенное в газете "Пензенская правда" № 88-89 от 09.11.2007, вопреки требованиям названной нормы не содержит информации о порядке и сроке объявления результатов конкурса.
Кроме того, объявление о конкурсе было опубликовано 09.11.2007, т.е. спустя 9 дней после принятия решения о его проведении (Приказ Управления цен и тарифов по Пензенской области от 31.10.2007), в то время как в соответствии с п. 5 Положения объявление о проведении конкурса публикуется через две недели после принятия решения о его проведении.
Статьей 7 Положения определен перечень документов, представляемых для участия в конкурсе. Аналогичные требования содержались и в объявлении о конкурсе, опубликованном в СМИ (в газете "Пензенская правда" № 88-89 от 09.11.2007).
В частности, для участия в конкурсе представляются следующие документы, заверенные подписью и печатью претендента:
а) заявление по форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета;
фамилии, имени, отчества, паспортных данных индивидуального предпринимателя;
типов транспортных средств, проверку технического состояния которых участник конкурса намерен осуществлять, и срока, в течение которого они будут осуществляться;
б) копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом); копия документа, подтверждающего право на индивидуальное предпринимательство;
в) справка о постановке на учет в налоговом органе;
г) сведения о профессиональной подготовке контролеров технического состояния транспортных средств;
д) справка о наличии у соискателя необходимой нормативной документации, регламентирующей проведение проверки технического состояния транспортных средств;
е) проект договора.
При этом представленные документы в соответствии с п. 14 Положения изучаются при проведении экспертизы членами экспертной комиссии, заключения которой являются основанием для принятия решения конкурсной комиссией.
Изучением документов, представленных претендентами в УГИБДД УВД по Пензенской области для участия в конкурсном отборе, установлена их неполнота либо ненадлежащее оформление, что, однако, не послужило препятствием для допуска их к участию в конкурсе и признания их победителями.
Так, в заявлениях ООО "Аргос", ИП Давыдовой Р.Ш., ИП Бортунова С.Д., ИП Зимакова С.Н., ООО "Дорсервис-С" не указана дата его подачи.
В заявлении ООО "Сан-Газ" не указаны сроки, в течение которых будет осуществляться проверка технического состояния транспортных средств.
Заявления ООО "Автодиагностический центр "Мастер", ООО "Автодиагностический центр" не соответствуют форме, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом, в заявлениях не указаны адреса местонахождения производственной базы для проверки транспортных средств.
ИП Сазоновым В.Н., ИП Зимаковым С.Н., ООО "Албо" были представлены сведения о профессиональной подготовке только 1 контролера технического состояния транспортных средств, в то время как необходимо представить сведения, подтверждающие наличие в штате не менее двух контролеров.
Также ИП Сазоновым В.Н. не представлена справка о наличии у него необходимой нормативной документации, регламентирующей проведение проверки технического состояния транспортных средств.
При этом представленные ИП Сазоновым В.Н., ИП Зимаковым С.Н., ООО "ПТЦ БДД" (отдельные документы), ООО "Сан-Газ" (отдельные документы), ООО "Дорсервис-С", ООО "Автодиагностический центр "Мастер" (отдельные документы), ООО "Меркурий-Авто" (отдельные документы), ООО "Агрофирма Евросервис-Беково" документы подписью и печатью претендентов не заверены.
В соответствии с п. 2 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре к участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, прошедшие предварительный квалификационный отбор. Целью квалификационного отбора является проверка финансовых, технических и производственных возможностей претендентов, представивших оформленную в установленном порядке заявку на участие в конкурсе.
Согласно п. 15 - 17 названного Положения по результатам рассмотрения документов не допускаются к конкурсу претенденты:
а) сообщившие о себе ложные сведения;
б) не представившие необходимые документы;
в) не соответствующие требованиям конкурсной комиссии по финансовым, техническим или производственным показателям.
Оценка документов проводится членами конкурсной комиссии на основе рассмотрения и обсуждения заключений экспертной комиссии.
Претендент допускается к конкурсу в случае, если:
производственно-техническая база для проведения проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, персонал, участвующий в этой проверке, соответствуют требованиям, определенным Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации;
в составе персонала имеются не менее двух контролеров, подготовленных в соответствии с программами и порядком подготовки и переподготовки контролеров технического состояния транспортных средств, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Право заключения договора с органом Госавтоинспекции субъекта Российской Федерации получают участники конкурса, добившиеся положительной оценки по всем основным показателям.
Однако, несмотря на изложенные требования, вышеназванные претенденты, не представившие предусмотренные законодательством документы, были допущены к конкурсу.

]]>
Более того, в ходе настоящей проверки были установлены факты несоответствия отдельных претендентов требованиям конкурсной комиссии и действующего законодательства.
Так, прежде всего, в составе персонала ИП Сазонова В.Н., ИП Зимакова С.Н., ООО "Албо", как указано выше, имеется только по 1 контролеру, подготовленному в соответствии с программами и порядком подготовки и переподготовки контролеров технического состояния транспортных средств, что противоречит требованиям п. 17 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
ИП Бортунов С.Д., ООО "Дорсервис-С", ООО "Автодиагностический центр", ООО "Агрофирма Евросервис-Беково" в качестве документов, подтверждающих соответствующую профессиональную подготовку контролеров, в УГИБДД УВД по Пензенской области были представлены копии Сертификатов о прохождении обучения работе на оборудовании, выданных ЗАО Компания "Новгородский завод ГАРО". В Сертификатах имеется указание на лицензию № 034110480 от 20.04.2001. При этом не указана иная информация, например, о том, кем выдана лицензия, либо о том, на осуществление какой деятельности выдана лицензия.
По информации Министерства образования и науки Пензенской области № 516/01-19 от 14.03.2008 названный Сертификат не является документом об образовании.
Документы, подтверждающие наличие у контролеров, состоящих в штате претендентов, высшего или среднего специального образования по автотранспортным специальностям, конкурсной комиссии претендентами не представлялись. В то же время, исходя из Требований к производственно-технической базе, на основе которой осуществляется проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, и персоналу, участвующему в такой проверке, утв. МВД РФ 19.05.1999 (документ не опубликован), на период формирования системы подготовки контролеров и руководителей ПТО допускается привлекать таких специалистов.
Следовательно, названные организации также не отвечают требованию, предусмотренному п. 17 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре.
Производственно-техническая база ИП Зимакова С.Н. для проведения проверки технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре не соответствует Требованиям к производственно-технической базе, на основе которой осуществляется проверка технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, и персоналу, участвующему в такой проверке, утв. МВД РФ 19.05.1999 (документ не опубликован), требованиям ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 № 47-ст (ред. от 28.03.2006).
В частности, отсутствует площадка для проведения проверки технического состояния транспортных средств с использованием диагностического оборудования и осмотровая канава, отсутствует помещение для сотрудника ГИБДД. Также отсутствует обязательное диагностическое оборудование, необходимое для технического осмотра транспортных средств, а именно: дымомер, течеискатель, прибор для проверки пневмопровода, набор шинных манометров, секундомер, линейка, динамометрический ключ, напольный подъемник.
Проведенной 06.03.2008 сотрудниками УГИБДД УВД по Пензенской области проверкой документов и производственно-технической базы ИП Зимакова С.Н. установлено, что имеющимся у индивидуального предпринимателя диагностическим оборудованием на предъявленных производственных площадях проведение осмотра технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утв. Постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 № 47-ст (ред. от 28.03.2006), не представляется возможным.
У ООО "Аргос" согласно заключению от 18.12.2007 отсутствовали помещение для сотрудника ГИБДД в арендуемом для прохождения техосмотра с использованием средств технического диагностирования производственном помещении, а также роликовый стенд либо прибор для проверки тормозных систем.
Несмотря на изложенное, названные индивидуальный предприниматель и юридическое лицо были допущены к участию в конкурсе, более того, были признаны прошедшими конкурсный отбор, что послужило основанием для заключения УВД по Пензенской области договоров с ними. Также названные лица оказывают услуги по проведению технического осмотра с использованием средств технического диагностирования гражданам и юридическим лицам, осуществляют такой осмотр частично в связи с отсутствием необходимых технических средств, создавая тем самым угрозу безопасной эксплуатации автомобильного транспорта.
Более того, изучением договора, заключенного 31.01.2008 между УВД по Пензенской области и ИП Бортуновым С.Д., установлено, что п. 1.3 договора исполнителю поручается проведение проверки всех типов транспортных средств, подлежащих государственному техническому осмотру или перерегистрации в ГИБДД в связи с внесением изменений в конструкцию. Вместе с тем, согласно заключению экспертизы документов и производственно-технической базы от 24.12.2007, в соответствии с требованиями ГОСТ 51709-2001, ИП Бортуновым С.Д. на имеющейся ПТО возможно проведение осмотра технического состояния автотранспортных средств с использованием средств технического диагностирования всех типов, за исключением грузовых автомобилей массой свыше 3,5 т.
Изложенное свидетельствует о том, что ИП Бортуновым С.Д. изначально, еще на стадии заключения договора, не могли быть исполнены в полном объеме обязательства по нему в связи с отсутствием необходимого оборудования, однако договор УВД по Пензенской области был заключен.
Аналогичным образом на проведение проверки всех типов транспортных средств, подлежащих государственному техническому осмотру или перерегистрации в ГИБДД в связи с внесением изменений в конструкцию 31.01.2008, заключен договор с ООО "Аргос", в то время как данная организация согласно заключению от 18.12.2007 не может проводить осмотр технического состояния автобусов с использованием средств технического диагностирования.
В соответствии с п. 10 Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, решение конкурсной комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Заседание конкурсной комиссии считается состоявшимся, если на нем присутствовало более половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим.
Проведенной проверкой установлено, что заседания членов комиссии по отбору претендентов, на которых должно проводиться голосование, фактически не проводились. При этом заключения экспертизы документов и производственно-технической базы претендентов для ознакомления членам конкурсной комиссии не представлялись, поскольку были изготовлены должностными лицами УГИБДД УВД по Пензенской области (распечатаны из компьютера) лишь 4 - 5 марта 2008 года в связи с поступившим запросом прокуратуры области. Тогда же они были подписаны всеми членами экспертной комиссии.
25.12.2007 ответственным секретарем конкурсной комиссии Ковальковым А.Ю. был подготовлен протокол заседания комиссии № 3, согласно которому конкурсная комиссия, изучив представленные экспертной комиссией заключения, постановила признать прошедшими конкурсный отбор 14 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявки на участие в конкурсе. Данный протокол был подписан членами конкурсной комиссии без предварительного голосования и без изучения экспертных заключений, а, следовательно, без объективного представления о претендентах, принявших участие в конкурсе.
Из изложенного следует, что УГИБДД УВД по Пензенской области был нарушен порядок проведения конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при обязательном государственном техническом осмотре.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, государственный технический осмотр транспортных средств проводится по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду п. 10 Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД РФ от 15.03.1999 № 190.

Согласно п. Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 15.03.1999 № 190, разработанных во исполнение ФЗ от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", осмотр транспортных средств проводится Государственной инспекцией по месту их регистрации (временной регистрации).
Конкретное место осмотра назначается Государственной инспекцией. Оно может представлять собой станцию государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекции, передвижной пункт государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекции или специальную площадку на территории Государственной инспекции (далее - станции государственного технического осмотра), а также специализированную производственно-техническую базу юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке на конкурсной основе привлекаемого Государственной инспекцией к участию в проверке технического состояния с использованием средств технического диагностирования при осмотре транспортных средств.
Из анализа названной нормы можно сделать вывод о том, что конкретное место осмотра, в качестве которого Государственной инспекцией может быть назначена специализированная производственно-техническая база юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке на конкурсной основе привлеченного к участию в проверке технического состояния с использованием средств технического диагностирования, должно располагаться по месту регистрации (временной регистрации) транспортных средств.
Вместе с тем, по решению главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения федерального (территориальных) органов Управления Государственной инспекции или их заместителей допускается назначение конкретного места проведения осмотра транспортных средств без учета места регистрации (временной регистрации) транспортного средства.
Согласно информации УГИБДД УВД по Пензенской области № 13/4619 от 05.03.2008 решения о назначении конкретного места проведения осмотра транспортных средств без учета места регистрации (временной регистрации) транспортного средства руководством УГИБДД УВД по Пензенской области на 2007 - 2008 гг. не принимались.
Однако, осмотр транспортных средств с использованием средств технического диагностирования, зарегистрированных на территории Сосновоборского района, проводится по адресу: г. Кузнецк, Алексеевское шоссе, 5б. Данное место проведения технического осмотра с использованием средств технического диагностирования определено п. 1.4 договора № 151 от 31.01.2008, заключенного между УВД по Пензенской области и ИП Сазоновым В.Н.
Пунктом 1.4 договора № 155 от 31.01.2008 с ООО "Албо" местом проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных на территории Малосердобинского района, определен г. Сердобск, ул. Индустриальная, 2.
Пунктом 1.4 договора № 156 от 31.01.2008 с ООО "Сан-Газ" местом проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных на территориях Никольского, Камешкирского районов, определен г. Городище, ул. Красноармейская, 23.
Пунктом 1.4 договора № 159 от 31.01.2008 с ИП Солдатовым В.В. местом проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных также на территории Никольского, Камешкирского районов, определен г. Городище, ул. Чкалова, 1.
Пунктом 1.4 договора № 157 от 31.01.2008 с ООО "Автодиагностический центр" местом проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных на территории Вадинского, Мокшанского, Наровчатского, Н.-Ломовского, Пачелмского, Земетчинского, Спасского районов, определен г. Пенза, ул. Побочинская, 1а.
Пунктом 1.4 договора № 160 от 31.01.2008 с ООО "Пензенский технический центр безопасности дорожного движения" в качестве мест проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных на территории Первомайского района г. Пензы, Иссинского, Кондольского, Колышлейского, Лунинского, Пензенского, Шемышейского, Бессоновского районов, определен г. Пенза, ул. Собинова, 3в, ул. Бийская, 27.
Пунктом 1.4 договора № 161 от 31.01.2008 с ООО "Дорсервис-С" в качестве места проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных на территории Белинского и Башмаковского районов, определен г. Каменка, ул. Белинская, 193/11.
Пунктом 1.4 договора № 163 от 31.01.2008 с ООО "Аргос" в качестве места проведения техосмотра с использованием средств технического диагностирования для транспортных средств, зарегистрированных на территории Неверкинского района, определен г. Кузнецк, ул. Чкалова, 82.
Изложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, Правил проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 15.03.1999 № 190, технические осмотры транспортных средств, зарегистрированных в ОГИБДД отдельных районов, проводятся не по месту их регистрации (временной регистрации).
При этом названные условия договоров, заключенных между УВД по Пензенской области и хозяйствующими субъектами на оказание услуг по проведению технических осмотров с использованием средств технического диагностирования, возлагают на таких владельцев транспортных средств дополнительные обязанности, связанные с проездом к месту проведения осмотра, расположенного в другом муниципальном образовании, и обратно, сопровождающиеся значительными материальными и временными затратами, ставят их в неравное положение с владельцами транспортных средств, зарегистрированных на территории, на которой находится проводящая осмотр организация.
Кроме того, установлено, что выполненные работы по техническому осмотру с использованием средств технического диагностирования оплачивались физическими и юридическими лицами - владельцами транспортных средств непосредственно исполнителю работ в кассу и на расчетный счет соответственно, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 Порядка взимания и распределения средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ № 708, Минфина РФ № 61н, Минтранса РФ № 126 от 03.08.2001, плата за государственный технический осмотр взимается в полном размере путем наличных или безналичных платежей в банковские учреждения Российской Федерации собственниками или представителями собственников транспортных средств.
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оплата стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования может производиться непосредственно их исполнителю.
Денежные средства за проведение осмотра перечисляются уполномоченными банковскими учреждениями, привлекаемыми на конкурсной основе, на соответствующие бюджетные счета субъектов Российской Федерации.
Приказом Управления цен и тарифов Пензенской области от 03.03.2008 № 13 "Об установлении размеров платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования" установлены размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования дифференцированно по типам транспортных средств.
Размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, установленные данным документом, введены в действие с 15 марта 2008 года.
Однако, решение об оплате стоимости работ по проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования непосредственно их исполнителю Управлением цен и тарифов Пензенской области до настоящего времени не принято, не предусмотрено такое положение и в вышеназванном Приказе.
Изложенное свидетельствует о нарушении на территории области порядка взимания средств, получаемых в виде платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования.
Более того, установлено, что оплата производилась по ценам, самостоятельно установленным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими работы по техническому осмотру с использованием средств технического диагностирования, в то время как размер платы за проведение государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования подлежит государственному регулированию, а, следовательно, не может самостоятельно устанавливаться хозяйствующими субъектами.
Так, например, прокурором Городищенского района установлено, что ООО "Сан-Газ" за период с 01.01.2008 по 01.03.2008 было осмотрено с использованием средств технического диагностирования 60 единиц автотранспорта, из них 44 единицы - до 31.01.2008, т.е. до заключения договора.
ИП Солдатовым В.В. за период с 01.01.2008 до 01.03.2008 было осмотрено с использованием средств технического диагностирования 563 единицы автотранспорта, из них 331 единица - до 28.01.2008, т.е. до заключения договора.
Цены на услуги по автодиагностированию были определены прейскурантами, утвержденными директором ООО "Сан-Газ" Тришкиным А.А. и ИП Солдатовым В.В. Цена на услуги у ООО "Сан-Газ" составила от 100 до 340 рублей за единицу транспорта, у ИП Солдатова В.В. - от 150 до 228 руб. за единицу транспортного средства.
ИП Зимаковым С.Н. за период времени с 10.02.2008 по 01.03.2008 был проведен технический осмотр с использованием средств технического диагностирования 73 транспортных средств на сумму 14260 руб. (Тамалинский район).
Названные действия хозяйствующих субъектов противоречат требованиям ст. 424 ГК РФ, Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", Приказа МВД РФ, Минфина РФ, Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 880", согласно которым размер платы за проведение государственного технического осмотра, в том числе с использованием средств технического диагностирования, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Данный вывод вытекает также и из содержания самих договоров, заключенных между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и УВД по Пензенской области, пунктами 3 которых предусмотрено, что стоимость работ по проверке должна устанавливаться органом исполнительной власти Пензенской области в соответствии с Порядком установления размера платы за проведение государственного технического осмотра транспортных средств, утвержденным Приказом МВД РФ, Минфина РФ, Минтранса РФ от 03.08.2001 № 708/61н/126.
Следовательно, самостоятельное установление хозяйствующими субъектами размеров платы за проведение государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования нарушает установленный действующим законодательством порядок ценообразования в данной сфере. Соответственно, незаконным является и взимание оплаты за проведение государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования с водителей, владельцев транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в самостоятельно установленном размере.
По выявленным фактам горрайпрокурорами возбуждено 9 дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Также при проверке установлено, что индивидуальным предпринимателем Давыдовой Р.Ш. автодиагностика в феврале - марте 2008 г. осуществлялась измерителем параметров света фар "ИПФ-01" и течеискателем малогабаритным "ТМ-Мета", не поверенными в соответствии с Порядком проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 8 февраля 1994 г. № 8, что послужило основанием для возбуждения в отношении нее дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.19 КоАП РФ, прокурором Лопатинского района.
ИП Зимаковым С.Н., несмотря на отсутствие необходимого для проведения в полном объеме технического осмотра оборудования, с 10.02.2008 по 06.03.2008 было проведено 98 осмотров с использованием средств технического диагностирования на сумму свыше 14 тыс. руб. По результатам осмотров ИП Зимаковым С.Н. гражданам и юридическим лицам выдавались диагностические карты о проверке технического состояния транспортных средств при проведении государственного технического осмотра. При этом ИП Зимаков вносил заведомо ложные сведения о проведенных проверках узлов автомашин на несуществующем оборудовании в официальные документы - диагностические карты, дающие право автовладельцам получить в ГИБДД талон о прохождении государственного технического осмотра, являющийся документом, подтверждающим прохождение государственного технического осмотра, и, соответственно, возможность эксплуатации транспортного средства.
Контроль за качеством работ по проверке технического состояния транспортных средств при государственном техническом осмотре, проводимых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляют подразделения Государственной инспекции (п. 9 Постановления Правительства РФ от 31.07.1998 № 880).
Однако, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами условий договоров, заключенных с УВД по Пензенской области на выполнение работ по участию в проверке технического состояния транспортных средств, состоящих на учете в ГИБДД, с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, а также об отсутствии контроля за проведением техосмотра с использованием средств технического диагностирования со стороны органов Госавтоинспекции области.
Согласно с п. 2, 8 Положения о проведении государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 № 880, основными задачами, решаемыми при государственном техническом осмотре, являются: а) проверка соответствия технического состояния и оборудования транспортных средств требованиям нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также технических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; б) контроль допуска водителя к участию в дорожном движении; в) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств; г) выявление похищенных транспортных средств, а также транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий; д) государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; е) контроль за выполнением владельцами транспортных средств требования об обязательном страховании гражданской ответственности; ж) формирование и ведение федеральной информационной базы данных о результатах проведения государственного технического осмотра.
Решение названных задач при государственном техническом осмотре автомототранспортных средств и прицепов к ним, зарегистрированных в Государственной инспекции, согласно требованиям п. 4 Приказа МВД РФ от 15.03.1999 № 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств" возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Вместе с тем, выявленные в ходе настоящей проверки факты нарушений действующего законодательства свидетельствуют о недостижении в отдельных случаях основных целей и задач, решаемых при государственном техническом осмотре.
Причинами допущенных нарушений, а также прав граждан и юридических лиц при прохождении государственного технического осмотра с использованием средств технического диагностирования, явились ненадлежащее исполнение должностными лицами УГИБДД УВД по Пензенской области своих обязанностей и отсутствие должного контроля со стороны руководства УВД по Пензенской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона РФ "О прокуратуре РФ",

требую:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и в течение месяца принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
2. Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.
3. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в письменной форме.
Представление необходимо рассмотреть с участием прокурора.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru