АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2009 г. № 394
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
АЛКОГОЛЯ, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ ВИДОВ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановления
администрации г. Томска
от 15.12.2009 № 1256)
В целях повышения общественной безопасности населения, снижения уровня алкоголизации и наркотизации, связанных с ними правонарушений и преступлений в молодежной среде, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Уставом
города Томска, постановляю:
1. Утвердить городскую целевую программу
"Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2009 - 2011 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования.
3. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Мэра по социальным вопросам А.П.Балановского.
Мэр города Томска
Н.А.НИКОЛАЙЧУК
Приложение
к постановлению
администрации города Томска
от 14.05.2009 № 394
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
АЛКОГОЛЯ, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ ВИДОВ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановления
администрации г. Томска
от 15.12.2009 № 1256)
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
┌───────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование │Городская целевая программа "Меры профилактики │
│программы/статус │употребления наркотических средств, алкоголя, │
│ │табакокурения и других видов патологической │
│ │зависимости у детей, подростков и молодежи" на │
│ │2009 - 2011 годы (далее - Программа) │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Дата принятия правового│Распоряжение
Мэра города Томска от 08.09.2008 │
│акта о разработке │№ р873 "О разработке городской целевой программы │
│программы, дата ее │"Меры профилактики употребления наркотических │
│утверждения │средств, алкоголя, табакокурения и других видов │
│ │патологической зависимости у детей, подростков и │
│ │молодежи" на 2009 - 2011 годы" │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик программы │Администрация города Томска │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Основные разработчики │Управление социальной политики администрации │
│программы │города Томска │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Цели и задачи │Цели Программы: │
│программы, основные │- повышение общественной безопасности населения; │
│целевые показатели │- снижение уровня алкоголизации и наркотизации, │
│ │связанных с ними заболеваний, правонарушений и │
│ │преступлений; │
│ │- сокращение роста других видов патологической │
│ │зависимости в детской и молодежной среде. │
│ │Для достижения указанных целей определены │
│ │основные задачи Программы: │
│ │- создание механизма формирования муниципальной │
│ │политики в целях совершенствования единой │
│ │городской системы профилактических мер; │
│ │- совершенствование нормативно-правовой и │
│ │организационной основ муниципальной социальной │
│ │политики в сфере профилактики наркомании, │
│ │правонарушений, преступности среди подростков и │
│ │молодежи на территории города Томска; │
│ │- усиление межведомственного взаимодействия в │
│ │сфере профилактики аддиктивного и девиантного │
│ │поведения детей, подростков и молодежи; │
│ │- повышение профессионального уровня управления │
│ │профилактическими системами с учетом │
│ │территориальных особенностей и ведомственной │
│ │принадлежности; │
│ │- обеспечение городской системы профилактики │
│ │квалифицированными кадрами и повышение их │
│ │профессиональной компетентности; │
│ │- совершенствование содержания воспитательной │
│ │деятельности и специальной профилактики в │
│ │муниципальных образовательных учреждениях всех │
│ │типов и видов; │
│ │- совершенствование методов │
│ │санитарно-просветительской работы с населением; │
│ │- формирование в обществе негативного отношения к│
│ │потреблению наркотических средств, алкоголя и │
│ │табака; │
│ │- проведение профилактической работы в целях │
│ │снижения роста других видов патологической │
│ │зависимости (игровая, компьютерная и др.) │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки выполнения │2009 - 2011 годы │
│программы (подпрограмм)│ │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень подпрограмм и │Основные мероприятия: │
│основных мероприятий │1. Организационные и правовые меры развития │
│ │системы профилактики. │
│ │2. Кадровое обеспечение муниципальной системы │
│ │профилактики. │
│ │3. Организация базовых (ключевых) мероприятий с │
│ │несовершеннолетними, молодежью и родительской │
│ │общественностью. │
│ │4. Программно-методическое, информационное и │
│ │инновационно-экспериментальное обеспечение. │
│ │5. Материально-техническое обеспечение субъектов │
│ │программных мероприятий │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники │Финансирование Программы за счет ассигнований, │
│финансирования │предусмотренных в бюджете города Томска на │
│программы (с разбивкой │текущий финансовый год распорядителям бюджетных │
│по годам) │средств │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│ │Реализация Программы позволит: │
│Ожидаемые конечные │- сократить количество зарегистрированных │
│результаты выполнения │преступлений на территории города Томска, │
│программы │совершенных под воздействием психоактивных │
│ │веществ (ПАВ), на 2 - 4% (в расчете на 100 тысяч │
│ │человек населения города Томска) за период │
│ │реализации Программы; │
│ │- сократить число больных (в т.ч. │
│ │несовершеннолетних), впервые взятых под │
│ │наблюдение с диагнозом "синдром зависимости от │
│ │психоактивных веществ", на 2 - 4% (в расчете на │
│ │10 тысяч человек населения города Томска) за │
│ │период реализации Программы; │
│ │- обеспечить доступность и результативность │
│ │участия структур, организаций, учреждений, │
│ │объединений разных типов и ведомственной │
│ │принадлежности в конкурсных (грантовых) │
│ │мероприятиях; │
│ │- стабилизация позитивной ситуации общественной │
│ │безопасности на улицах города Томска и в других │
│ │общественных местах: сокращение удельного веса │
│ │преступлений, совершенных на площадях, в парках, │
│ │скверах, на 3 - 5% от общего количества │
│ │совершенных преступлений за период реализации │
│ │Программы; │
│ │- улучшение наркогенной ситуации в среде │
│ │несовершеннолетних и молодежи, сокращение доли │
│ │правонарушений и преступлений, совершенных │
│ │несовершеннолетними или при их соучастии под │
│ │воздействием ПАВ, в общем числе │
│ │зарегистрированных преступлений на территории │
│ │города Томска на 2 - 4% за период реализации │
│ │Программы │
├───────────────────────┼─────────────────────────────────────────────────┤
│Система организации │Администрация города Томска (управление │
│контроля исполнения │социальной политики администрации города Томска) │
│программы │ │
└───────────────────────┴─────────────────────────────────────────────────┘
II. АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Положение детей и молодежи в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. Государство обязано обеспечить подрастающему поколению конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества.
Одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей и молодежи, тем самым всего общества в целом, является предотвращение и ослабление негативных тенденций. В последнее время все большую тревогу в российском обществе вызывает проблема распространения наркозависимости среди несовершеннолетних.
В основе массового наркотизма (алкоголизации, наркотизации) лежат, как правило, социально-психологические причины. Негативной тенденцией, приведшей к росту алкоголизма и наркомании в России, выступает незрелость общественного сознания россиян в восприятии проблемы наркотизма как общегосударственной. Многие люди до сих пор не замечают, что этот процесс в России распространяется катастрофически быстро, и не уделяют должного внимания угрозе национальной безопасности страны.
Официальные данные ОГУЗ "ТОНД" <1>
показывают, что на территории Томской области, несмотря на то, что хронический алкоголизм и алкогольные психозы широко распространены в трудоспособном возрасте, уже с 1999 года наблюдается рост показателей болезненности и первичной заболеваемости алкоголизмом подросткового населения. С 2001 года ежегодно регистрируется 1 - 3 случая алкогольных психозов у подростков.
--------------------------------
<1> Редченкова Е.М., Волобуев О.А., Буторин И.Ю. Распространенность наркологических расстройств в Томской области. - Томск, 2007 г.
Распространенность бытового пьянства с 2006 года в возрастной группе 15 - 19 лет составляет 91,9 чел. на 10 тыс. населения, что составляет 26,6% от общего числа наблюдающихся специалистами. Необходимо отметить, что для подростков этот показатель составлял 171,9 на 10 тыс. населения, что выше уровня по РФ в 2006 - 2007 годах на 19,4%.
Наряду с этим в подростковой среде отмечается чрезвычайно высокий показатель употребления алкоголя с вредными последствиями для здоровья. В 2007 году он составил 171,9 на 10 тыс. населения, т.е. оказался в 4,5 раза выше уровня среди всего населения в области и в 3,2 раза выше российского показателя употребления алкоголя среди подростков. Ненаркотические вещества в основном употребляют в возрасте 15 - 19 лет, из их 0,2% мужского населения и 0,05% женского в данной возрастной группе. Рассуждая о детях, подверженных употреблению психоактивных веществ, о причинах начала их употребления, мы используем термин дети "группы риска" или "трудные" дети.
В городе Томске проведенные МОУ ППМС центр "Семья" в рамках реализации городской целевой программы "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2007 - 2008 годы <2>
диагностические исследования "Ранняя диагностика дезадаптации детей как фактор риска формирования аддиктивного поведения" показывают:
--------------------------------
<2> Байдина В.А., Чигиринская Ю.В., Рязанова А.В., Пичугина О.В. "Ранняя диагностика дезадаптации детей как фактор риска формирования аддиктивного поведения" по методике Института возрастной физиологии РАО; Безруких М.Н., Филипповой Т.А. (Москва, 2006 - 2007 гг.).
- 73% всех обследованных детей не имеют необходимой степени готовности к школьному обучению - им требуется помощь специалистов: логопеда, психолога, невропатолога, психоневролога;
- 63,7% обследованных детей имеют умеренную степень несформированности физического и моторного развития;
- 45,5% обследованных детей имеют сложности в процессе оценивания и дифференциации эмоций других людей;
- 42,1% всех обследованных детей имеют недостаточный уровень развития внимания и памяти;
- 35% обследованных детей имеют проблемы в речевом развитии и только 3 из 11 получают необходимую логопедическую помощь;
- 32% демонстрируют неловкость моторных действий (недостаточный уровень развития мелкой моторики и графических умений);
- 28,4% обследованных детей имеют сложности в зрительно-пространственном восприятии;
- 21,5% детей обнаруживают сложности с развитием навыков самоорганизации и имеют умеренную степень несформированности мышления.
Все вышеперечисленные особенности развития способны помешать ребенку в успешной адаптации к школе, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов со взрослыми (учителями, родителями) и, как следствие, провоцировать ребенка к нарушению социальных норм, аддиктивному и девиантному поведению, тем самым способствовать формированию "трудного подростка" или подростка "группы риска".
Основополагающим документом по расширению и усилению программных мер на следующий период является Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 18.10.2007 № 1374, который предусматривает, наряду с созданием муниципальной Антинаркотической комиссии, разработку мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности, и повышение эффективности реализации целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией.
Данная Программа определяет основные направления развития системы превентивных мер в рамках социально-экономического и политического развития города Томска на последующие три года. Она является результатом работы по изучению и систематизации опыта реализации соответствующих программ за период 2004 - 2008 годов, исполнение которых привело к ежегодному улучшению качественных показателей социального положения детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Сохраняется тенденция снижения уровня заболеваемости среди детей и подростков инфекционными заболеваниями. В результате проведения профилактических мер снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотиков.
Значительно расширился спектр социальных профилактических услуг, предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми. Получила развитие инфраструктура социального партнерства в сфере профилактических мер, предоставляемых населению города образовательными и медицинскими учреждениями. Профилактическая работа принимает характер системной, комплексной, концептуально ориентированной деятельности.
Наблюдается снижение показателей заболеваемости наркологическими расстройствами:
┌───────────────────────────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────┐
│ │ 2005 год │ 2006 год │ 2007 год │
│ │ (человек) │ (человек) │ (человек) │
├───────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│1. Взято под наблюдение больных│ │ │ │
│с впервые в жизни установленным│ │ │ │
│диагнозом: │ │ │ │
│1.1. алкоголизм и алкогольные │ │ │ │
│психозы: │ │ │ │
│- всего │ 535 │ 454 │ 457 │
│- на 100 тыс. населения; │ 109,5 │ 88,8 │ 92,4 │
│1.2. наркомания и токсикомания:│ │ │ │
│- всего │ 31 │ 45 │ 60 │
│- на 100 тыс. населения │ 6,3 │ 8,8 │ 12,1 │
├───────────────────────────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────┤
│2. Численность больных, │ │ │ │
│состоящих на учете в │ │ │ │
│лечебно-профилактических │ │ │ │
│учреждениях с диагнозом: │ │ │ │
│2.1. алкоголизм и алкогольные │ │ │ │
│психозы: │ │ │ │
│- всего │ 6125 │ 5562 │ 5603 │
│- на 100 тыс. населения; │ 1250,3 │ 1085,1 │ 1132,5 │
│2.2. наркомания и токсикомания:│ │ │ │
│- всего │ 5137 │ 3078 │ 2973 │
│- на 100 тыс. человек │ 1048,6 │ 600,5 │ 600,9 │
└───────────────────────────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────┘
Несмотря на достигнутые в предыдущий период реализации Программы позитивные результаты по улучшению наркогенной ситуации в городе Томске, остается множество проблем, требующих решения.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием продолжающейся острой наркогенной ситуацией и связанными с ней правонарушениями и преступностью, обуславливает необходимость их решения программным методом. Целесообразность продолжения и развития данной работы в городе Томске подтверждает и приобретенный опыт использования программно-целевого метода в планировании и осуществлении мер по улучшению положения, наличие в рамках предыдущих программ отдельных проектов, рассчитанных на длительный срок реализации.
В целом период реализации Программы в 2009 - 2011 годах является заключительным этапом формирования общегородской межведомственной, комплексной системы профилактики, требующим дальнейшей активизации и повышения целевого финансирования.
III. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ - ИЗМЕРЯЕМЫЕ
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ
ЗАДАЧ И ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ГОДАМ
Реализация данной Программы позволит:
- обеспечить эффективное взаимодействие различных систем, ведомств, объединений, организаций в формировании положительной динамики изменений социогенной ситуации в муниципальном образовании "Город Томск";
- проводить постоянный мониторинг аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи на территории муниципального образования "Город Томск";
- повысить профессиональную компетентность специалистов всех уровней местного самоуправления, специалистов муниципальных учреждений и организаций, общественных объединений родительской и молодежной общественности, занимающихся антинаркотической профилактикой;
- усилить постоянно действующее воздействие через средства массовой информации на общественное мнение в целях формирования устойчивого негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя, табака и другим видам патологической зависимости;
- сократить рост вовлечения населения муниципального образования "Город Томск" (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость.
Кроме того, в результате реализации Программы можно ожидать следующих показателей:
- улучшение наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних и молодежи, сокращение доли правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска на 2 - 4% за период реализации Программы;
- сокращение количества зарегистрированных преступлений на территории города Томска, совершенных под воздействием психоактивных веществ (ПАВ), на 2 - 4% (в расчете на 100 тысяч человек населения города Томска) за период реализации Программы;
- сокращение числа больных (в т.ч. несовершеннолетних), впервые взятых под наблюдение с диагнозом "синдром зависимости от психоактивных веществ", на 2 - 4% (в расчете на 10 тысяч человек населения г. Томска) за период реализации Программы;
- стабилизация позитивной ситуации общественной безопасности на улицах города Томска и в других общественных местах позволит сократить удельный вес преступлений, совершенных на площадях, в парках, скверах, на 3 - 5% от общего количества совершенных преступлений за период реализации Программы.
Индикаторы
целей и задач целевой программы приведены в приложении 2 настоящей Программы.
(абзац введен постановлением
администрации г. Томска от 15.12.2009 № 1256)
IV. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы - дальнейшее формирование основ муниципальной социальной политики, направленной на комплексное решение проблем развития системы профилактических мер на территории муниципального образования "Город Томск" и укрепление условий для гражданского становления, развития детей и молодежи, формирования их социальной, культурной компетентности и позитивной самореализации. И как результат - повышение общественной безопасности населения, снижение уровня алкоголизации, наркотизации и связанных с ними правонарушений и преступлений среди детей, подростков и молодежи на территории муниципального образования "Город Томск".
Для достижения указанных целей определены основные задачи Программы:
- создание механизма формирования муниципальной политики в целях совершенствования единой городской системы профилактических мер;
- совершенствование нормативно-правовой и организационной основ муниципальной социальной политики в сфере профилактики наркотизма, правонарушений, преступности среди подростков и молодежи на территории города Томска;
- усиление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи;
- повышение профессионального уровня управления профилактическими системами с учетом территориальных особенностей и ведомственной принадлежности;
- обеспечение городской системы профилактики квалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности;
- совершенствование содержания воспитательной деятельности и специальной профилактики в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов;
- совершенствование методов санитарно-просветительской работы с населением;
- формирование в обществе негативного отношения к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака;
- проведение профилактической работы в целях снижения роста других видов патологической зависимости (игровая, компьютерная и др.).
V. ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ И СРОКИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Для достижения поставленных задач предполагается выполнение следующих блоков мероприятий:
1. Организационные и правовые меры развития системы профилактики.
2. Кадровое обеспечение муниципальной системы профилактики.
3. Организация базовых (ключевых) мероприятий с несовершеннолетними, молодежью и родительской общественностью.
4. Программно-методическое, информационное и инновационно-экспериментальное обеспечение.
5. Материально-техническое обеспечение субъектов программных мероприятий.
Основными целевыми группами программных мер являются дети, подростки, молодежь, их родители, семья, значимые взрослые и референтные группы.
Действие Программы рассчитано на три года. Программа предусматривает достижение установленных целей к концу 2011 года.
На первом этапе (2009 год) предполагается сконцентрировать усилия на проработке основных направлений Программы, составлении календарных планов мероприятий, предусмотренных на 2009 год, исполнителями Программы и их реализации.
На втором этапе (2010 год) предусматривается провести предварительную оценку выполненных в 2009 году мероприятий, разработать календарные планы мероприятий на 2010 год и исполнять их.
На третьем этапе (2011 год) предполагается сделать анализ эффективности, обобщение и оценку хода исполнения Программы в 2009 - 2010 гг. и реализовать мероприятия, предусмотренные на 2011 год, а также сделать предварительную оценку хода выполнения Программы в 2009 - 2011 годах.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Перечень основных мероприятий приведен в приложении 1
к настоящей Программе.
(в ред. постановления
администрации г. Томска от 15.12.2009 № 1256)
(см. текст в предыдущей редакции
)
VII. БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА
Г. ТОМСКА ГОРОДСКОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
(введен постановлением
администрации г. Томска от 15.12.2009 № 1256)
Бюджетная заявка
на финансирование приведена в приложении 3 настоящей Программы.
VIII
. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы позволяет сконцентрировать ресурсы и применять системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей и задач.
Финансирование программных мероприятия происходит в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Томска на текущий финансовый год распорядителям бюджетных средств - исполнителям Программы, а также за счет внебюджетных средств.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит в результате организации единой комплексной городской системы профилактики социально опасных проявлений получить стратегический, экономический, социально-политический, образовательный, здоровьесберегающий, профилактический эффекты.
Прежде всего:
- повысить рост социальной, культурной и гражданской компетентности специалистов муниципальных учреждений и организаций, общественных объединений, молодежной и родительской общественности;
- обеспечить эффективное взаимодействие различных систем, ведомств, объединений, организаций в формировании положительной динамики изменений социогенной ситуации в муниципальном образовании "Город Томск";
- развить и укрепить материально-техническую и научно-методическую базу субъектов городской системы профилактики;
- стабилизировать позитивную ситуацию общественной безопасности на улицах города Томска и в других общественных местах: сокращение удельного веса преступлений, совершенных на площадях, в парках, скверах, на 3 - 5% от общего количества совершенных преступлений за период реализации Программы;
- сократить рост вовлечения населения города Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость через усиление эффективности системных мер социальной профилактики и реабилитации зависимых граждан (в т.ч. несовершеннолетних), проживающих в городе Томске, в результате оказания поддержки и развития общественного движения психотерапевтических сообществ на территории муниципального образования "Город Томск";
- улучшить наркогенную ситуацию в среде несовершеннолетних и молодежи, сокращение доли правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории города Томска на 2 - 4% за период реализации Программы.
Повышение эффективности работы в этой сфере и оптимизация использования государственных ресурсов в интересах граждан будут способствовать улучшению общего социального климата в городе Томске и повышению качества жизни населения и, прежде всего, детей и молодежи.
В конечном итоге в результате реализации Программы город получит и экономический эффект.
Часть средств местного бюджета будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов, а именно в результате снижения затрат на содержание детей и молодежи в лечебных реабилитационных учреждениях системы здравоохранения; в результате снижения заболеваемости, инвалидности детей, содержания их в учреждениях интернатного типа, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы по первичной профилактике с детьми и их семьями.
IX
. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Управление социальной политики администрации города Томска осуществляет руководство реализацией Программы, координирует деятельность ее исполнителей. Исполнители Программы ежегодно разрабатывают календарные планы по исполнению мероприятий.
Внесение изменений в Программу осуществляется в установленном законодательством порядке.
Исполнителями Программы являются органы администрации города Томска с привлечением при необходимости лиц, определяемых в соответствии с действующим законодательством. В целях достижения поставленных целей возможно взаимодействие органов администрации г. Томска с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности.
Текущий контроль выполнения основных мероприятий Программы и координация действий исполнителей программных мероприятий обеспечиваются путем проведения совещаний, заседаний, коллегий, рассмотрения хода и итогов выполнения Программы на заседаниях Антинаркотической комиссии города Томска.
Информация о реализации Программы представляется в управление социальной политики администрации г. Томска.
Инструментом контроля являются квартальные и годовые отчеты, представляемые управлением социальной политики администрации города Томска в департамент экономики администрации города Томска и департамент финансов администрации города Томска.
Корректировка целевых показателей Программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно.
Приложение 1
к городской целевой программе
"Меры профилактики употребления наркотических средств,
алкоголя, табакокурения и других видов патологической
зависимости у детей, подростков и молодежи"
на 2009 - 2011 годы"
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, АЛКОГОЛЯ, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ
ВИДОВ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ,
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(в ред. постановления
администрации г. Томска
от 15.12.2009 № 1256)
Управление социальной политики администрации города Томска
┌──┬────────────────┬──────────┬───────────────────┬───────────────┬────────────────┐
│ │ │ │ │ │ Примечание │
│NN│ Наименование и │ Срок │ Ответственные │ Объемы │ (конечный │
│пп│ содержание │исполнения│ исполнители │финансирования │ результат │
│ │ мероприятий │ │ │ │ реализации │
│ │ │ │ │ │ мероприятий) │
├──┼────────────────┼──────────┼───────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├──┴────────────────┴──────────┴───────────────────┴───────────────┴────────────────┤
│ Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ МЕРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ │
├───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Экспертно-аналитическая деятельность: │
├──┬────────────────┬──────────┬───────────────────┬───────────────┬────────────────┤
│ 1│Проведение │2009 │Управление │В пределах │Проблемный │
│ │ежегодного │2010 │социальной политики│средств, │анализ и оценка │
│ │мониторинга и │2011 │администрации │предусмотренных│ситуации в │
│ │комплексного │ │города Томска; │бюджетом города│динамике. │
│ │изучения │ │Управление по │Томска на │Оценка │
│ │состояния │ │молодежной │текущий │эффективности и │
│ │системы │ │политике, │финансовый год │промежуточных │
│ │профилактических│ │физической культуре│распорядителям │результатов, │
│ │мер в условиях │ │и спорту │бюджетных │внесение │
]]>│ │календарю │ │социальной политики│распорядителям │ориентированными│
│ │областных │ │администрации │бюджетных │на формирование │
│ │мероприятий по │ │города Томска; │средств; │мотивации к │
│ │профилактике │ │департамент │внебюджетные │здоровому образу│
│ │социально │ │образования │средства │жизни │
│ │значимых │ │администрации │(прогноз) │ │
│ │общественных │ │города Томска; │ │ │
│ │проблем │ │Управление │ │ │
│ │ │ │здравоохранения │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление культуры│ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление по │ │ │
│ │ │ │молодежной │ │ │
│ │ │ │политике, │ │ │
│ │ │ │физической культуре│ │ │
│ │ │ │и спорту │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска │ │ │
├──┼────────────────┼──────────┼───────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│ 3│Организация и │2009 │Управление │В пределах │Анализ │
│ │проведение │2010 │социальной политики│средств, │состояния, │
│ │ежегодной │2011 │администрации │предусмотренных│эффективности и │
│ │городской │ │города Томска; │бюджетом города│проблем │
│ │конференции │ │администрации │Томска на │профилактической│
│ │"Будущее без │ │Кировского, │текущий │деятельности в │
│ │наркотиков!" │ │Советского, │финансовый год │городе Томске, │
│ │ │ │Октябрьского и │распорядителям │подведение │
│ │ │ │Ленинского районов │бюджетных │итогов │
│ │ │ │города Томска; │средств; │деятельности │
│ │ │ │департамент │внебюджетные │ │
│ │ │ │образования │средства │ │
│ │ │ │администрации │(прогноз) │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление │ │ │
│ │ │ │здравоохранения │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление культуры│ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление по │ │ │
│ │ │ │молодежной │ │ │
│ │ │ │политике, │ │ │
│ │ │ │физической культуре│ │ │
│ │ │ │и спорту │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска │ │ │
├──┴────────────────┴──────────┴───────────────────┴───────────────┴────────────────┤
│ Раздел IV. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И │
│ ИННОВАЦИОННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ │
├──┬────────────────┬──────────┬───────────────────┬───────────────┬────────────────┤
│ 1│Подготовка и │2009 │Управление │129,0, в т.ч.: │Повышение │
│ │выпуск │ │социальной политики│69,0 тыс. руб.,│качества │
│ │методических │ │администрации │в том числе: │профилактической│
│ │рекомендаций, │ │города Томска; │ │работы с │
│ │брошюр по │ │ │ │населением │
│ │профилактике │ │ │ │города Томска │
│ │наркомании для │ │ │ │ │
│ │детей и │ │ │ │ │
│ │подростков, │ │ │ │ │
│ │молодежи, │ │ │ │ │
│ │родителей, │ │ │ │ │
│ │программно- │ │ │ │ │
│ │методическое, │ │ │ │ │
│ │дизайнерское и │ │ │ │ │
│ │рекламное │ │ │ │ │
│ │обеспечение │ │ │ │ │
│ │профилактических│ │ │ │ │
│ │проектов, в том │ │ │ │ │
│ │числе: │ │ │ │ │
│ │- выпуск │ │ │7,053 тыс. │ │
│ │программно- │ │ │руб., │ │
│ │методических │ │ │ │ │
│ │материалов │ │ │ │ │
│ │"Полезный │ │ │ │ │
│ │выбор"; │ │ │ │ │
│ │- выпуск │ │ │39,779 тыс. │ │
│ │программно- │ │ │руб., │ │
│ │методических │ │ │ │ │
│ │материалов │ │ │ │ │
│ │"Полезные │2010 │управление │ │ │
│ │навыки"; │2011 │здравоохранения │ │ │
│ │- выпуск │ │администрации │13,168 тыс. │ │
│ │программно- │ │города Томска; │руб., │ │
│ │методических │ │управление по │ │ │
│ │материалов │ │молодежной │ │ │
│ │"Полезные │ │политике, │ │ │
│ │привычки"; │ │физической культуре│ │ │
│ │- дизайнерское и│ │и спорту │9,0 тыс. руб., │ │
│ │рекламное │ │администрации │ │ │
│ │обеспечение │ │города Томска; │ │ │
│ │проектов: │ │управление культуры│ │ │
│ │"Автобус │ │администрации │ │ │
│ │профилактики. │ │города Томска; │ │ │
│ │Работаем для │ │администрации │ │ │
│ │будущего!"; │ │Кировского, │ │ │
│ │"Городская │ │Советского, │60,0 тыс. руб.;│ │
│ │скорая │ │Октябрьского и │ │ │
│ │психологическая │ │Ленинского районов │в пределах │ │
│ │помощь" │ │города Томска; │средств, │ │
│ │ │ │департамент │предусмотренных│ │
│ │ │ │образования │бюджетом города│ │
│ │ │ │администрации │на текущий │ │
│ │ │ │города Томска │финансовый год │ │
│ │ │ │ │распорядителями│ │
│ │ │ │ │бюджетных │ │
│ │ │ │ │средств; │ │
│ │ │ │ │внебюджетные │ │
│ │ │ │ │средства │ │
│ │ │ │ │(прогноз) │ │
│(п. 1 в ред. постановления
администрации г. Томска от 15.12.2009 № 1256) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │ │ │
├──┼────────────────┼──────────┼───────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│ 2│Создание │2009 │Управление │В пределах │Повышение │
│ │городской │2010 │социальной политики│средств, │научного │
│ │эксперименталь- │2011 │администрации │предусмотренных│потенциала │
│ │ной площадки по │ │города Томска; │бюджетом города│города по │
│ │вопросам │ │администрации │Томска на │профилактике │
│ │профилактики │ │Кировского, │текущий │аддиктивного │
│ │злоупотребления │ │Советского, │финансовый год │поведения. │
│ │психоактивных │ │Октябрьского и │распорядителям │Приток │
│ │веществ │ │Ленинского районов │бюджетных │федерального │
│ │детьми и │ │города Томска; │средств; │финансирования в│
│ │молодежью │ │департамент │внебюджетные │превентивную │
│ │ │ │образования │средства │деятельность │
│ │ │ │администрации │(прогноз) │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление │ │ │
│ │ │ │здравоохранения │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление по │ │ │
│ │ │ │молодежной │ │ │
│ │ │ │политике, │ │ │
│ │ │ │физической культуре│ │ │
│ │ │ │и спорту │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │Управление культуры│ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска │ │ │
├──┴────────────────┴──────────┴───────────────────┴───────────────┴────────────────┤
│ Раздел V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ │
├──┬────────────────┬──────────┬───────────────────┬───────────────┬────────────────┤
│ 1│Обеспечение │2009 │Управление │58,0 тыс. руб.;│Создание условий│
│ │материально- │2010 │социальной политики│ │для │
│ │технической базы│2011 │администрации │в пределах │организационной,│
│ │учреждений, │ │города Томска; │средств, │методической, │
│ │организаций, │ │управление по │предусмотренных│профилактической│
│ │занимающихся │ │молодежной │бюджетом города│работы. │
│ │практической │ │политике, │Томска на │Повышение │
│ │реализацией │ │физической культуре│текущий │качества работы │
│ │профилактических│ │и спорту │финансовый год │ │
│ │и │ │администрации │распорядителями│ │
│ │реабилитационных│ │города; │бюджетных │ │
│ │мер │ │департамент │средств; │ │
│ │ │ │образования │внебюджетные │ │
│ │ │ │администрации │средства │ │
│ │ │ │города Томска; │(прогноз) │ │
│ │ │ │управление │ │ │
│ │ │ │здравоохранения │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │управление культуры│ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │города Томска; │ │ │
│ │ │ │администрации │ │ │
│ │ │ │Кировского, │ │ │
│ │ │ │Советского, │ │ │
│ │ │ │Октябрьского и │ │ │
│ │ │ │Ленинского районов │ │ │
│ │ │ │города Томска │ │ │
│(п. 1 в ред. постановления
администрации г. Томска от 15.12.2009 № 1256) │
│(см. текст в предыдущей редакции
) │ │ │
└──┴────────────────┴──────────┴───────────────────┴───────────────┴────────────────┘
Приложение 2
к городской целевой программе
"Меры профилактики употребления наркотических средств,
алкоголя, табакокурения и других видов патологической
зависимости у детей, подростков и молодежи"
на 2009 - 2011 годы"
ИНДИКАТОРЫ
ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОРОДСКОЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
АЛКОГОЛЯ, ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ ВИДОВ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(введены постановлением
администрации г. Томска
от 15.12.2009 № 1256)
┌──┬─────────────────┬──────────────────┬─────────┬───────────────────────┐
│NN│ Наименование │ Индикатор │Ед. изм. │ Прогноз │
│пп│ мероприятий │ │ │ │
├──┼─────────────────┼──────────────────┼─────────┼───────────────────────┤
│ │ │ │ │2009 г. 2010 г. 2011 г.│
├──┼─────────────────┼──────────────────┼─────────┼───────────────────────┤
│ 1│Проведение │- обеспечение │Охват │1000 1000 - │
│ │исследований и │проведения │аудитории│ 1500 │
│ │мониторинга │постоянного │(чел.) │ │
│ │наркоситуации │мониторинга │ │ │
│ │среди несовершен-│наркогенной │ │ │
│ │нолетних и │ситуации в │ │ │
│ │молодежи на │подростковой и │ │ │
│ │территории города│молодежной среде │ │ │
│ │Томска │на территории │ │ │
│ │ │г. Томска │ │ │
├──┼─────────────────┼──────────────────┼─────────┼───────────────────────┤
│ 2│Подготовка и │- обеспечение │Охват │50 50 - 60 │
│ │выпуск ежегодного│информационной │аудитории│ │
│ │открытого │доступности; │(чел.) │ │
│ │информационно- │- формирование в │ │ │
│ │аналитического │обществе │ │ │
│ │доклада "О │негативного │ │ │
│ │проблемах, итогах│отношения к │ │ │
│ │и перспективах │потреблению │ │ │
│ │развития │наркотических │ │ │
│ │городской системы│средств, алкоголя │ │ │
│ │профилактики │и табака │ │ │
│ │социогенных │ │ │ │
│ │проблем" │ │ │ │
├──┼─────────────────┼──────────────────┼─────────┼───────────────────────┤
│ 3│Подготовка и │- сокращение роста│Охват │на 2 - на 5 - │
│ │выпуск │вовлечения │аудитории│4% 6% │
│ │методических │населения │(%) │ │
│ │рекомендаций, │г. Томска (в т.ч. │ │ │
│ │брошюр по │несовершеннолет- │ │ │
│ │профилактике │них) в алкогольную│ │ │
│ │наркомании для │и наркотическую │ │ │
│ │детей, │зависимость; │ │ │
│ │подростков, │-сокращение доли │ │на 2% на 3 - │
│ │молодежи, │правонарушений и │ │ 4% │
│ │родителей, │преступлений, │ │ │
│ │программно- │совершенных │ │ │
│ │методическое, │несовершеннолет- │ │ │
│ │дизайнерское и │ними или при их │ │ │
│ │рекламное │содействии, под │ │ │
│ │обеспечение │воздействием ПАВ, │ │ │
│ │профилактических │в общем числе │ │ │
│ │проектов │зарегистрированных│ │ │
│ │ │преступлений на │ │ │
│ │ │территории │ │ │
│ │ │г. Томска; │ │ │
│ │ │- увеличение │ │на 5% на 7% │
│ │ │количества │ │ │
│ │ │специалистов │ │ │
│ │ │системы │ │ │
│ │ │образования и │ │ │
│ │ │здравоохранения, │ │ │
│ │ │принимающих │ │ │
│ │ │участие в │ │ │
│ │ │реализации │ │ │
│ │ │профилактических │ │ │
│ │ │мероприятий; │ │ │
│ │ │- увеличение │ │на 10% на 12 - │
│ │ │количества │ │ 14% │
│ │ │молодежи, │ │ │
│ │ │участвующей в │ │ │
│ │ │мероприятиях, │ │ │
│ │ │направленных на │ │ │
│ │ │профилактику │ │ │
│ │ │наркомании │ │ │
├──┼─────────────────┼──────────────────┼─────────┼───────────────────────┤
│ 4│Обеспечение │- развитие и │(шт.) │1 - 2 2 - 3 │
│ │укрепления │укрепление │ │ │
│ │материально- │материально- │ │ │
│ │технической базы │технической и │ │ │
│ │учреждений, │научно- │ │ │
│ │организаций, │методической базы │ │ │
│ │занимающихся │субъектов │ │ │
│ │практической │городской системы │ │ │
│ │реализацией │профилактики │ │ │
│ │профилактических │(открытие │ │ │
│ │и │городской │ │ │
│ │реабилитационных │антинаркотической │ │ │
│ │мер │службы) │ │ │
└──┴─────────────────┴──────────────────┴─────────┴───────────────────────┘
Приложение 3
к городской целевой программе
"Меры профилактики употребления наркотических средств,
алкоголя, табакокурения и других видов патологической
зависимости у детей, подростков и молодежи"
на 2009 - 2011 годы"
БЮДЖЕТНАЯ ЗАЯВКА
НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ИЗ БЮДЖЕТА Г. ТОМСКА ГОРОДСКОЙ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, АЛКОГОЛЯ,
ТАБАКОКУРЕНИЯ И ДРУГИХ ВИДОВ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ
У ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
(введена постановлением
администрации г. Томска
от 15.12.2009 № 1256)
Администрация города Томска
┌──┬──────────────────────────────────────────────┬───────────────────────┐
│NN│ │ Объем ассигнований из │
│пп│ Мероприятия программы │ городского бюджета │
│ │ │ (тыс. руб.) │
├──┼──────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │ │2009 г. 2010 г. 2011 г.│
├──┼──────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 1│Проведение исследований и мониторинга │ 7,0 - - │
│ │наркоситуации среди несовершеннолетних и │ │
│ │молодежи на территории г. Томска │ │
├──┼──────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 2│Подготовка ежегодного открытого │ 6,0 - - │
│ │информационно-аналитического доклада "О │ │
│ │проблемах, итогах и перспективах развития │ │
│ │городской системы профилактики социогенных │ │
│ │проблем" │ │
├──┼──────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 3│Подготовка и выпуск методических рекомендаций,│129,0 - - │
│ │брошюр по профилактике наркомании для детей, │ │
│ │подростков, молодежи, родителей, │ │
│ │программно-методическое, дизайнерское и │ │
│ │рекламное обеспечение профилактических │ │
│ │проектов │ │
├──┼──────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ 4│Обеспечение укрепления материально-технической│ 58,0 - - │
│ │базы учреждений, организаций, занимающихся │ │
│ │практической реализацией профилактических и │ │
│ │реабилитационных мер │ │
├──┼──────────────────────────────────────────────┼───────────────────────┤
│ │Итого: │200,0 - - │
└──┴──────────────────────────────────────────────┴───────────────────────┘