Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 ноября 2009 г. по делу № 466ж/2009

г. Челябинск,
пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя       Ливончик В.А.   - начальника отдела контроля
Комиссии:                            государственного и муниципального
                                     заказов Челябинского УФАС России;
Членов             Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя
Комиссии:                            управления,
                   Рожнова А.В.    - старшего специалиста 1 разряда
                                     отдела контроля государственного и
                                     муниципального заказов
                                     Челябинского УФАС России,
                   Коуровой С.В.   - специалиста-эксперта 1 разряда
                                     отдела контроля государственного и
                                     муниципального заказов Челябинского
                                     УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО "Стройпрактика" на действия заказчика при проведении открытого аукциона на выбор подрядчика на строительство жилого дома № 11 в 15 микрорайоне г. Озерска, в присутствии:
- <...>, представителя ООО "Стройпрактика" по доверенности от 01.06.2009 № 95;
- <...>, представителя МУ "Управление капитального строительства" Озерского городского округа по доверенности от 01.11.2009 № 18;
- <...>, представителя МУ "Управление капитального строительства" Озерского городского округа по доверенности от 01.11.2009 № 19;
- <...>, директора МУ "Управление капитального строительства" (распоряжение о назначении на должность директора от 10.07.2006 № 337лс);
- <...>, представитель МУ "Управление капитального строительства" Озерского городского округа по доверенности от 01.11.2009 № 20,
УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступила жалоба ООО "Стройпрактика" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении открытого аукциона на выбор подрядчика на строительство жилого дома № 11 в 15 микрорайоне г. Озерска (далее - Аукцион).
Согласно представленным документам МУ "Управление капитального строительства" Озерского городского округа (далее - заказчик) объявило Аукцион.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) извещение о проведении данного открытого Аукциона размещено на официальном сайте в сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта - 136547600 рублей.
Источник финансирования - бюджет Озерского городского округа в размере 43952000 рублей, оставшаяся часть финансируется победителем аукциона.
Сроки выполнения работ: начало работ - со дня заключения муниципального контракта, окончание работ - до 31.12.2011.
Согласно представленной заказчиком информации муниципальный контракт не заключен (письмо МУ "Управление капитального строительства" Озерского городского округа от 18.11.2009).
По мнению представителя заявителя документация об аукционе содержит нарушения законодательства о размещении заказов, а именно: отсутствуют сроки оплаты выполненных работ; срок окончания выполнения работ, указанный в информационной карте документации об аукционе и проекте муниципального контракта, не соответствует сроку, указанному в форме заявки на участие в аукционе; не учтены последние изменения в Закон о размещении заказов в части срока и порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукцион, а также в части необходимости представления в составе заявки на участие в аукционе решения об одобрении крупной сделки и учредительных документов, кроме того, заказчиком не обеспечена возможность участия в аукционе участникам аукциона.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили следующее.
Сумма финансирования работ, предусмотренных документацией об аукционе, в 2009 году составляет 14100000 рублей. Конкретные сроки финансирования оставшейся суммы не указаны в связи с тем, что лимиты финансирования на 2010 год будут сформированы в бюджете Озерского городского округа только в 2010 году. В связи с тем, что строительство жилого дома № 11 в 15 микрорайоне г. Озерска включено в программу "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", утвержденную Постановлением администрации Озерского городского округа, то выделение денежных средств в размере 44,1 миллиона рублей гарантировано данной программой.
Заказчиком не нарушена обязанность обеспечения возможности принятия участия в аукционе участниками аукциона, поскольку участники могли принять участие как непосредственно, так и через своих представителей, по просьбе потенциальных участников размещения заказа представители заказчика оказывали содействие в оформлении разрешения на въезд в г. Озерск.
Указанную в форме заявки на участие в аукционе дату окончания выполнения работ до 31.12.2010 участники размещения заказа могли изменить либо указать свое согласие на выполнение работ на условиях, установленных документацией об аукционе.
Представители заказчика согласились с доводом заявителя относительно того, что в документации об аукционе не были учтены изменения в Закон о размещении заказов в части представления документов о внесении в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе денежных средств и отсутствия требования о представлении в составе заявки решения о совершении крупной сделки.
Относительно отсутствия в перечне состава заявки на участие в аукционе учредительных документов представители заказчика пояснили, что данный факт не повлек бы отказ в допуске к участию в аукционе.
Помимо этого, представители заказчика пояснили, что заявитель не обращался за разъяснением документации об аукционе и не направлял просьбу об оформлении разрешения на въезд.
Заслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, руководствуясь статьей 17 Закона о размещении заказов, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В нарушение пунктов "г", "д" части 2 статьи 35, пункта 1 части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит требование о необходимости представления участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе копий учредительных документов участника размещения заказа и решения об одобрении или о совершении крупной сделки.
В результате, в составе заявки единственного участника аукциона отсутствуют учредительные документы и решение об одобрении крупной сделки, что не соответствует нормам Закона о размещении заказов.
2. В нарушение подпункта "а" пункта 3 части 2 статьи 35, пункта 1 части 4 статьи 34 документация об аукционе не содержит положение о необходимости представления участниками размещения в составе заявки на участие в аукционе документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе.
3. Согласно пункту 2.7 информационной карты документации об аукционе "денежные средства в качестве обеспечения заявки должны быть внесены на счет по учету средств, поступающих во временное распоряжение Муниципального учреждения "Управление капитального строительства Озерского городского округа", не позднее даты и времени начала процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе".
Однако, согласно положениям Закона о размещении заказов, участник размещения заказа вправе подать заявку на участие в аукционе до начала процедуры рассмотрения заявок на участие в аукционе.
Исходя из обычаев делового оборота денежные средства зачисляются на расчетный счет в течение 1 - 2 банковских дней.
Требование о зачислении денежных средств до окончания срока подачи заявок и до даты начала рассмотрения заявок на участие в аукционе противоречит части 3 статьи 35 Закона о размещении заказов.
4. В нарушение части 1 статьи 37 Закона о размещении заказов участникам аукциона не обеспечена возможность принять участие в аукционе.
Так, согласно извещению о проведении открытого аукциона, информационной карте документации об аукционе определены дата и время начала рассмотрения заявок на участие в аукционе, а именно 13.11.2009 в 9 часов 30 минут; а также дата и время начала аукциона - 13.11.2009 в 14.00.
В силу части 3 статьи 36 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе размещается заказчиком на официальном сайте, т.е. возможно до конца дня 13.11.2009 или после проведения аукциона. Уведомления о принятых аукционной комиссией решениях направляются участникам размещения заказа и участникам аукциона не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
Таким образом, участники аукциона могут узнать о результатах рассмотрения заявок на участие в аукционе либо после проведения аукциона, либо на следующий день. Принять участие в аукционе не смогут, в первую очередь, иногородние организации, тем самым заказчиком могут быть созданы преимущественные условия отдельным хозяйствующим субъектам, что запрещено частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того, г. Озерск является закрытым административно-территориальным образованием, для которого установлены ограничения на въезд и (или) постоянное проживание.
Согласно пункту 1.14 информационной карты документации об аукционе "для оформления разрешения на въезд участнику аукциона необходимо направить в адрес заказчика просьбу об оформлении разрешения на въезд, при этом минимальный срок, необходимый заказчику для оформления разрешения на въезд участника аукциона на территорию г. Озерска, - 15 рабочих дней".
Данные положения документации об аукционе полностью исключают возможность оформить разрешение на въезд и принять участие в аукционе, т.к. участники размещения заказа признаются участниками аукциона после рассмотрения заявок на участие в аукционе. А в данном случае - в день проведения аукциона, что делает неисполнимым п. 1.14 информационной карты документации об аукционе.
5. Согласно документации об аукционе (пункт 1.13 информационной карты), проекту муниципального контракта (пункт 3.1) установлен срок окончания выполнения работ до 31.12.2011.
В форме заявки на участие в аукционе указано, что работы должны быть выполнены до 31.12.2010.
Несоответствие формы заявки на участие в аукционе требованиям информационной карты вводит в заблуждение участников размещения заказа относительно срока окончания выполнения работ и нарушает принцип прозрачности, предусмотренный частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов.
Более того, изменение участниками размещения заказа условий, указанных в форме заявки на участие в аукционе, может повлечь неправомерный допуск или отказ в допуске к участию в аукционе, что нарушит статью 12 Закона о размещении заказов.
6. В нарушение части 4 статьи 34, пункта 4.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит информацию о сроках и порядке оплаты работ.
Так, в пункте 4.2 информационной карты документации об аукционе указано: "сумма финансирования, выделенная в 2009 году, составляет 14100000 рублей, согласно утвержденному бюджету Озерского городского округа. Дальнейшее финансирование - по мере поступления бюджетных средств".
Таким образом, ни срок, ни порядок оплаты работ в документации не установлены, что нарушает принцип прозрачности размещения заказа (часть 1 статьи 1 Закона о размещении заказов), поскольку участник размещения заказа не обладает информацией о том, в течение какого периода будет произведена оплата выполненных работ, в том числе работ, запланированных на 2009 год.
Следует отметить, что согласно проекту муниципального контракта для произведения расчетов по контракту подрядчик обязан согласовывать формы КС-2 и КС-3 у заказчика. Однако данная информация не содержится в документации об аукционе. Кроме того, указанная информация не позволяет сделать вывод о сроках оплаты выполненных работ.
7. В нарушение пункта 4 части 4 статьи 22, части 4 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе, предусматривая необходимость выполнения работ по определенному графику, не содержит сведений о периодах выполнения работ.
Так, согласно пункту 3.2 проекта муниципального контракта "в течение двух дней после подписания данного контракта подрядчик представляет заказчику помесячный график производства работ с указанием их стоимости (Приложение № 1)".
Однако указанный график в качестве приложения к проекту муниципального контракта отсутствует. Более того, проектом контракта предусмотрено предоставление графика подрядчиком, что не соответствует требованиям законодательства о размещении заказов.
Согласно письму Министерства экономического развития и торговли РФ от 10 октября 2007 г. № 15455-ап/д04 "О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальный контрактам" в целях защиты интересов муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных подрядчиков при заключении и исполнении муниципальных контрактов, Законом о размещении заказов предусмотрен ряд защитных механизмов, в том числе эффективному и своевременному исполнению муниципальных контрактов способствует установление этапов выполнения работ по муниципальным контрактам.
Поэтапная приемка результатов работ позволяет заказчикам эффективно отслеживать ход исполнения контрактов со стороны подрядчиков, поддерживать необходимый уровень контроля за действиями подрядчиков, исполнителей, в полном объеме использовать механизмы ответственности подрядчиков за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контракта.
Однако в документации об аукционе не указаны этапы выполнения работ, при условии, что сумма финансирования из бюджета Озерского городского округа составляет 43952000 рублей, в том числе в 2009 году - 14100000 рублей. Так, например, отсутствует информация о перечне и объеме работ, которые необходимо выполнить на сумму 14100000 рублей в 2009 году, а также на оставшиеся бюджетные средства.
8. В нарушение части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не содержит требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ потребностям заказчика.
Так, согласно документации об аукционе Администрация Озерского городского округа после завершения строительства получает в муниципальную собственность две однокомнатные квартиры и двадцать двухкомнатных.
Однако характеристики данных квартир (в том числе этажность, площадь), которые могут повлиять на стоимость квартир, в документации об аукционе не указаны, что нарушает принцип прозрачности размещения заказа.
Вместе с тем, по условиям исполнения контракта предусматривается строительство дома, имеющего однокомнатные и двухкомнатные квартиры различной планировки и площади.
Так, например, исходя из плана первого этажа, предполагается строительство однокомнатных квартир общей площадью от 53,91 кв. м до 38,25 кв. м соответственно, (у одной квартиры площадь комнаты - 17,47 кв. м; а у другой - 15,26 кв. м, у одной квартиры два балкона по 5,24 кв. м, а в другой квартире один балкон площадью 6,4 кв. м и т.д.).
9. В пункте 3.4 информационной карты документации об аукционе указано: "в случае увеличения бюджетного финансирования, количество квартир, приобретаемых в муниципальную собственность, пропорционально увеличивается на начальных условиях контракта, в том числе начальной максимальной цены контракта".
Однако данная информация не соответствует положениям Закона о размещении заказов, в т.ч. может повлечь нарушение статьи 9 Закона о размещении заказов.
Более того, указанное положение не позволяет подрядчику распоряжаться оставшимися квартирами, в том числе заключать договоры долевого участия в строительстве, так как обязывает его предоставить дополнительные квартиры муниципальному заказчику.
10. Пунктом 2.1 проекта муниципального контракта предусмотрено указание цены контракта с учетом стоимости строительства в полном объеме, в том числе с учетом средств подрядчика.
Заключение государственного контракта на сумму 136547600 рублей при условии того, что бюджетными средствами являются только 43952000 рублей, не соответствует нормам законодательства о размещении заказов, поскольку оставшаяся сумма контракта не обеспечивается средствами местного бюджета, т.е. не является муниципальными нуждами согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов.
Кроме того, заключение муниципального контракта на полную стоимость строительства в соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов не позволяет подрядчику увеличить объем собственного финансирования строительства, что может привести к ущемлению прав и интересов подрядчика.
Комиссия, руководствуясь частью 1, 2, 4 статьи 57, и на основании пункта 1 части 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов
РЕШИЛА:

1. Признать доводы жалобы ООО "Стройпрактика" на действия заказчика при проведении открытого аукциона на выбор подрядчика на строительство жилого дома № 11 в 15 микрорайоне г. Озерска обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1 статьи 1, частей 2, 4 статьи 34, пунктов 4, 4.2 части 4 статьи 22, пунктов "а", "г", "д" части 2, части 3 статьи 35, пункта 1 части 4 статьи 34, части 1 статьи 37, часть 3 статьи 38 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
4. Передать материалы и документы по данному делу должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
В.А.ЛИВОНЧИК

Члены комиссии
Н.В. САПРЫКИНА
А.В.РОЖНОВ
С.В.КОУРОВА





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 19 ноября 2009 г. по делу № 466ж/2009

об устранении нарушений законодательства
Российской Федерации о размещении заказов

г. Челябинск,
пр. Ленина, 59

Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя       Ливончик В.А.   - начальника отдела контроля
Комиссии:                            государственного и муниципального
                                     заказов Челябинского УФАС России;
Членов             Сапрыкиной Н.В. - заместителя руководителя
Комиссии:                            управления,
                   Рожнова А.В.    - старшего специалиста 1 разряда
                                     отдела контроля государственного и
                                     муниципального заказов
                                     Челябинского УФАС России,
                   Коуровой С.В.   - специалиста-эксперта 1 разряда
                                     отдела контроля государственного и
                                     муниципального заказов Челябинского
                                     УФАС России,

на основании решения Челябинского УФАС России от 19.11.2009 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Стройпрактика" на действия заказчика при проведении открытого аукциона на выбор подрядчика на строительство жилого дома № 11 в 15 микрорайоне г. Озерска,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. МУ "Управление капитального строительства" в срок до 1 декабря 2009 года в целях устранения нарушений положений Закона о размещении заказов:
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 13.11.2009,
- разместить на сайте в сети "Интернет" протокол об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 13.11.2009 не позднее дня, следующего за днем подписания указанного протокола,
- не заключать контракт по результатам рассмотрения заявок на участие в Аукционе, изложенным в протоколе от 13.11.2009.
2. МУ "Управление капитального строительства" в целях устранения нарушений законодательства о размещении заказов в срок до 11 декабря 2009 года внести изменения в документацию об Аукционе, в том числе:
2.1. установить перечень документов, входящих в состав заявки на участие в аукционе, согласно части 2 статьи 35 Закона о размещении заказов,
2.2. указать сроки и порядок оплаты выполненных работ,
2.3. установить график выполнения работ,
2.4. указать характеристики квартир, которые в результате строительства дома переходят в муниципальную собственность,

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.4. обеспечить возможность принятия участниками аукциона участия в аукционе,
2.5. продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе не менее чем на 15 дней с момента размещения изменений в документацию об Аукционе на официальном сайте в сети "Интернет",
2.6. разместить изменения, внесенные в документацию об Аукционе, на официальном сайте в сети "Интернет" в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
3. МУ "Управление капитального строительства" до 15 декабря 2009 года направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания, в том числе копии протокола об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.11.2009, а также сведения о дате размещения указанного протокола на официальном сайте, надлежащим образом заверенные копии документов о внесении изменений в извещение о проведении открытого Аукциона, документацию об Аукционе, сведения, подтверждающие дату размещения указанной информации на официальном сайте в сети "Интернет".
За неисполнение настоящего предписания предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц и в размере пятисот тысяч рублей на юридических лиц (часть 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Обжалование предписания Челябинского УФАС России не приостанавливает его исполнение.

Председатель Комиссии
В.А.ЛИВОНЧИК

Члены комиссии
Н.В. САПРЫКИНА
А.В.РОЖНОВ
С.В.КОУРОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru