Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2009 г. № 382-А

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановлений Администрации ЯНАО
от 19.11.2009 № 636-А, от 26.11.2009 № 652-А)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2009 года, и статьей 68 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 декабря 1998 года № 56-ЗАО, вступившей в силу с 15 марта 2009 года, Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую окружную целевую программу "Жилище" на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
2. Департаменту финансов Ямало-Ненецкого автономного округа (Свинцова А.П.) предусмотреть в окружном бюджете средства на финансирование Программы.
3. Опубликовать настоящее постановление в окружных средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Кушнаренко С.Г.

Вице-губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
В.Н.КАЗАРИН





Утверждена
постановлением Администрации
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 июля 2009 г. № 382-А

ОКРУЖНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЖИЛИЩЕ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановлений Администрации ЯНАО
от 19.11.2009 № 636-А, от 26.11.2009 № 652-А)

Паспорт программы

┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование   │окружная целевая программа "Жилище" на 2006 - 2010 годы  │
│Программы      │(далее - Программа)                                      │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для  │Жилищный кодекс Российской Федерации;                    │
│разработки     │федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010    │
│Программы      │годы, утвержденная Постановлением Правительства          │
│               │Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;     │
│               │Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005  │
│               │года № 36-ЗАО "О порядке обеспечения жильем граждан,     │
│               │проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе";         │
│               │постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного  │
│               │округа от 24 ноября 2005 года № 278-А "О первоочередных  │
│               │мерах по реализации приоритетных национальных проектов и │
│               │проведению демографической политики на территории        │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа";                     │
│               │постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного  │
│               │округа от 24 января 2006 года № 1-А "О порядке           │
│               │разработки, утверждения и реализации окружных            │
│               │целевых программ"                                        │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственный│департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного    │
│заказчик -     │округа                                                   │
│координатор    │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Государственные│агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного  │
│заказчики      │округа;                                                  │
│Программы      │департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа;                      │
│               │департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного    │
│               │округа;                                                  │
│               │департамент по развитию агропромышленного комплекса      │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа                       │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ответственные  │агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного  │
│за выполнение  │округа;                                                  │
│мероприятий    │департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа;                      │
│               │департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного    │
│               │округа;                                                  │
│               │департамент по развитию агропромышленного комплекса      │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа;                      │
│               │органы местного самоуправления                           │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчики   │агентство жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного  │
│Программы      │округа;                                                  │
│               │департамент энергетики и жилищно-коммунального комплекса │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа;                      │
│               │департамент строительства Ямало-Ненецкого автономного    │
│               │округа                                                   │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цели и задачи  │цель Программы - комплексное решение проблемы перехода к │
│Программы      │устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы   │
│               │Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный   │
│               │округ), обеспечивающее доступность жилья для граждан,    │
│               │безопасные и комфортные условия проживания в нем.        │
│               │Задачи Программы:                                        │
│               │- создание условий для развития жилищного и коммунального│
│               │секторов экономики и увеличение объемов ввода жилья,     │
│               │обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой;  │
│               │- создание условий для приведения жилищного фонда и      │
│               │коммунальной инфраструктуры в соответствие с характерными│
│               │для Крайнего Севера стандартами качества, обеспечивающими│
│               │повышение уровня благоустройства жилья и комфортные      │
│               │условия проживания;                                      │
│               │- развитие и регулирование рынка жилья и механизмов,     │
│               │обеспечивающих доступность жилья для всех групп населения│
│               │автономного округа, привлечение средств из разных        │
│               │источников к финансированию жилищного строительства;     │
│               │- формирование нормативной правовой базы автономного     │
│               │округа с учетом разграничения полномочий между уровнями  │
│               │исполнительной власти в жилищной сфере;                  │
│               │- выполнение государственных обязательств Российской     │
│               │Федерации, автономного округа по обеспечению жильем      │
│               │отдельных категорий граждан;                             │
│               │- оказание государственной поддержки в обеспечении жильем│
│               │молодых семей, в том числе с использованием схем         │
│               │ипотечного кредитования                                  │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки          │2006 - 2010 годы                                         │
│реализации     │                                                         │
│Программы      │                                                         │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Важнейшие      │уровень обеспеченности населения жильем в 2010 году -    │
│целевые        │18,2 кв. м на человека;                                  │
│индикаторы и   │годовой объем ввода жилья в 2010 году - 238,5 тыс. кв.   │
│показатели     │м;                                                       │
│Программы      │доля финансирования жилищного строительства за счет      │
│               │кредитных средств, предоставленных застройщику в 2010    │
│               │году - 50%;                                              │
│               │доля городов с населением более 50 тыс. человек, в       │
│               │которых приняты правила землепользования и застройки, в  │
│               │2010 году - 100%;                                        │
│               │объем выдаваемых в год ипотечных кредитов и займов       │
│               │гражданам в 2010 году - 1352 млн. рублей;                │
│               │уровень износа коммунальной инфраструктуры в 2010 году - │
│               │47%;                                                     │
│               │доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной│
│               │инфраструктуры на основе концессионных соглашений и      │
│               │других договоров, от общего количества всех              │
│               │организаций коммунального комплекса в 2010 году - 68%;   │
│               │количество семей граждан, относящихся к категориям,      │
│               │установленным федеральным законодательством, улучшивших  │
│               │жилищные условия: 2006 - 2010 годы - 1,3 тыс. семей;     │
│               │количество семей из числа граждан, относящихся к         │
│               │категориям, установленным законодательством автономного  │
│               │округа, улучшивших жилищные условия: 2006 - 2010 годы -  │
│               │0,6 тыс. семей, в том числе 0,2 тыс. семей из числа      │
│               │коренных малочисленных народов Севера;                   │
│               │количество молодых семей, улучшивших жилищные условия    │
│               │(в том числе с использованием ипотечных кредитов и       │
│               │займов): 2006 - 2010 годы - 2,4 тыс. семей               │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень       │подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной│
│подпрограмм и  │инфраструктурой в целях жилищного строительства";        │
│мероприятий в  │подпрограмма "Выполнение государственных обязательств    │
│составе        │по обеспечению жильем отдельных категорий граждан";      │
│Программы      │подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";         │
│               │подпрограмма "Обеспечение жильем граждан из числа        │
│               │коренных малочисленных народов Севера";                  │
│               │мероприятия по развитию ипотечного жилищного             │
│               │кредитования;                                            │
│               │мероприятия по оказанию государственной поддержки        │
│               │индивидуальным застройщикам;                             │
│               │мероприятия по переселению граждан из ветхого и          │
│               │аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для  │
│               │проживания;                                              │
│               │мероприятия по улучшению жилищных условий граждан,       │
│               │проживающих в сельской местности;                        │
│               │подпрограмма "Развитие и модернизация жилищно-           │
│               │коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного      │
│               │округа до 2010 года"                                     │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и       │в 2006 - 2010 годах общий объем финансирования Программы │
│источники      │за счет средств окружного бюджета составит 8856,976 млн. │
│финансирования │рублей, в том числе по годам:                            │
│Программы      │2006 год - 1008,9 млн. рублей;                           │
│               │2007 год - 1361,823 млн. рублей;                         │
│               │2008 год - 2279,41 млн. рублей;                          │
│               │2009 год - 2134,836 млн. рублей;                         │
│               │2010 год - 2072,007 млн. рублей.                         │
│               │Кроме этого, в рамках Программы планируется привлечь:    │
│               │средства федерального бюджета - 1340,327 млн. рублей;    │
│               │средства бюджетов муниципальных образований - 367,426    │
│               │млн. рублей;                                             │
│               │средства бюджета Тюменской области - 595,55 млн. рублей; │
│               │средства частных инвесторов и кредиторов, собственные    │
│               │и заемные средства граждан - не менее 6360,018 млн.      │
│               │рублей                                                   │
│(в ред. постановления Администрации ЯНАО от 19.11.2009 № 636-А)          │
│(см. текст в предыдущей редакции)                                        │
├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые      │реализация Программы должна обеспечить в 2010 году       │
│конечные       │достижение следующих показателей (по сравнению с 2004    │
│результаты     │годом):                                                  │
│реализации     │уровень обеспеченности населения жильем в 2010 году -    │
│и показатели   │18,2 кв. м на человека;                                  │
│социально-     │увеличение годового объема ввода жилья с 196,4 до 238,5  │
│экономической  │тыс. кв. м;                                              │
│эффективности  │доля финансирования жилищного строительства за счет      │
│               │кредитных средств, предоставленных застройщику, в 2010   │
│               │году - 50%;                                              │
│               │объем выдаваемых в год ипотечных кредитов и займов       │
│               │гражданам в 2010 году - 1352 млн. рублей;                │
│               │количество семей граждан, относящихся к категориям,      │
│               │установленным федеральным законодательством, улучшивших  │
│               │жилищные условия: 2006 - 2010 годы - 1,3 тыс. семей;     │
│               │количество семей из числа граждан, относящихся к         │
│               │категориям, установленным законодательством автономного  │
│               │округа, улучшивших жилищные условия: 2006 - 2010 годы -  │
│               │0,6 тыс. семей, в том числе 0,2 тыс. семей из числа      │
│               │коренных малочисленных народов Севера;                   │
│               │количество молодых семей, улучшивших жилищные условия    │
│               │(в том числе с использованием ипотечных кредитов и       │
│               │займов): 2006 - 2010 годы - 2,4 тыс. семей;              │
│               │повышение надежности коммунального обслуживания (снижение│
│               │уровня износа основных фондов с 51% в 2005 году до 47%,  │
│               │числа аварий и повреждений с 1,2 аварий и повреждений на │
│               │1 км сетей в год до 0,6 аварий на 1 км сетей в год);     │
│               │совершенствование нормативной правовой базы автономного  │
│               │округа в целях повышения доступности жилья для населения;│
│               │создание условий для сохранения положительных тенденций в│
│               │демографической ситуации в автономном округе, реализации │
│               │эффективной миграционной политики                        │
└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘

I. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа

Законом автономного округа от 16 февраля 2005 года № 14-ЗАО была утверждена окружная целевая программа "Жилище" на 2005 - 2010 годы (далее - ОЦП "Жилище"). Однако внесение Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" существенных изменений в федеральную целевую программу "Жилище" потребовало актуализации окружной программы. Прежде всего это относится к особенностям обеспечения доступного жилья и комфортных условий проживания в условиях Крайнего Севера, определения приоритетных направлений модернизации и строительства жилищного фонда и инфраструктуры с учетом социальных стандартов и экономической целесообразности путем включения в окружную программу следующих задач:
формирование интегрированной системы планирования развития территории, жилья и инфраструктуры, создание условий для оптимального землепользования и застройки, системного прогнозирования жилищной обеспеченности;
сбалансированное развитие платежеспособного спроса и предложения на рынке жилищного строительства: развитие конкуренции и снижение административных барьеров, развитие кредитования (включая ипотечное);
снижение затрат застройщиков на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой путем бюджетного и кредитного, в том числе частного финансирования строительства и модернизации коммунальных объектов;
повышение качества условий проживания и обслуживания в поселениях автономного округа путем модернизации и обновления сетей и оборудования;
снижение стоимости нового жилищного фонда путем повышения эффективности технологий строительства и объема производства строительных материалов.
Программа конкретизирует на территории автономного округа мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" (в редакции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865), а также включает нормы утвержденной ранее окружной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы.
На сегодняшний день необходима адаптация основных решений, нормативных, правовых и методических документов к особенностям автономного округа, координация действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществление мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера для реализации на практике поставленных задач.
За последние годы в автономном округе была сформирована правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов жилищного строительства, коммунального обслуживания, совершенствования имущественных правоотношений в жилищной сфере в условиях развивающегося рынка и частно-государственного партнерства.
Тем не менее острота проблем в жилищной и коммунальной сферах автономного округа, необходимость поиска путей улучшения жилищных условий граждан требуют адаптации новой редакции федеральной целевой программы "Жилище" (далее - ФЦП "Жилище") к особенностям автономного округа. Необходима объективная оценка затрат на реализацию мероприятий и определение источников финансирования. Среди направлений развития можно выделить:
формирование модели обеспечения жильем основных групп населения, проживающего в поселениях различных типов;
содействие развитию жилищного строительства - роста предложения, опережающего растущий платежеспособный спрос;
рациональное использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения (строительства) жилья;
обеспечение государственного контроля исполнения жилищного законодательства в процессе получения разрешения на застройку и подключения к коммунальной инфраструктуре;
стимулирование жилищного строительства и модернизации инфраструктуры в соответствии с потребностями граждан, обеспечение контроля соблюдения требований проектов, государственных норм и стандартов в строительстве.
За период действия ОЦП "Жилище" выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
- подпрограмма "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда";
- подпрограмма "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера";
- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
- мероприятия по реализации региональной программы переселения жителей автономного округа, выезжающих из районов Крайнего Севера;
- мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
- обеспечение жильем реабилитированных граждан;
- обеспечение жильем детей-сирот;
- обеспечение жильем государственных гражданских служащих автономного округа;
- мероприятия по строительству специализированных домов для проживания граждан, нуждающихся в специальной социальной защите.
На территории автономного округа с 2002 года реализуются также подпрограммы и мероприятия федеральной целевой программы "Жилище", в рамках которой осуществляется обеспечение жильем военнослужащих, уволенных с военной службы в запас или отставку, участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждан, выезжающих из автономного округа (Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), молодых семей (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей").
В 2005 году на территории автономного округа началась реализация Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", в соответствии с которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Кроме этого, с 2005 года на территории автономного округа началась реализация мероприятий по предоставлению жилищных субсидий за счет средств бюджета Тюменской области гражданам, выезжающим на юг Тюменской области в рамках областной программы "Сотрудничество".
Наряду с положительными результатами, достигнутыми в ходе реализации жилищных программ на территории автономного округа в 2002 - 2005 годах, пока не удалось достичь существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания. На сегодняшний день более 20 тыс. семей из числа отдельных категорий граждан в автономном округе по-прежнему остро нуждаются в предоставлении жилья, соответствующего социальным нормам и санитарно-техническим требованиям. Проведенные в 1991 - 2005 годах реформы в экономике страны определили поворот от планово-административных методов регулирования и исключительно бюджетного финансирования строительства жилья к рыночным механизмам при соблюдении социальных гарантий жилищных прав малоимущим гражданам, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа. Доминирующая роль частной собственности на жилье, а также рынок жилья дополняются специфической для условий Севера бюджетной поддержкой в приобретении и обслуживании жилья.
Доля частного жилищного фонда с 2001 по 2004 годы увеличилась с 46 до 57%, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 45 до 35%, из них 31% составляет муниципальный жилищный фонд.
Основную роль в жилищном строительстве стали играть частные компании, на которые приходится практически весь введенный в последние годы жилищный фонд.
За последние пять лет в автономном округе сложилась устойчивая тенденция ввода в эксплуатацию примерно 0,3 кв. м общей площади жилья на одного человека в год, что соответствует средним показателям по России.
Вместе с тем темпы роста объемов ввода жилья не перекрывают даже объемов прироста ветхого жилья в поселениях автономного округа. Для нормального воспроизводства ввод жилищного фонда должен составлять около 1 кв. м на человека в год.
В структуре источников финансирования жилищного строительства около половины составляют средства окружного бюджета и средства бюджетов муниципальных образований в автономном округе.
Несоответствие объемов ввода государственного и муниципального жилищного фонда с использованием бюджетных средств, кредитных ресурсов, а также средств промышленных предприятий объективным потребностям привели к тому, что из общего числа семей, состоящих на учете для получения жилой площади, около 20% стоят в очереди 10 лет и более.
В среднем на территории автономного округа за счет бюджетных средств и средств предприятий ежегодно улучшают свои жилищные условия 2,6 тыс. семей, что составляет 6 - 7% от общего числа очередников. При таких темпах ожидать решения жилищной проблемы в автономном округе можно не ранее чем через 16 - 20 лет (при условии, что новых очередников не появится). Всего на начало 2005 года число очередников составляло 38,2 тыс. семей или около 24% от общего числа семей.
В настоящее время ветхий жилищный фонд в автономном округе по данным обследований составляет более 1 млн. кв. м, то есть около 11% от его общего объема. Доля ветхого фонда растет, несмотря на то, что фактические объемы финансирования капитального ремонта жилых домов значительно выше предусмотренных федеральными стандартами.
Особенно остро проблема ветхого жилья стоит в сельских поселениях автономного округа, где расположен в основном ветхий деревянный жилищный фонд, построенный 50 и более лет назад.
Начиная с 2002 года капитально ремонтируется в целом по автономному округу (в среднем за год) более 160 тыс. кв. м или 2% от общей площади жилищного фонда округа в год. Ежегодные затраты на капитальный ремонт жилых домов составили почти 500 млн. рублей, что на 16% выше нормативной потребности, рассчитанной на основе федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилищного фонда.
Все это свидетельствует об остроте жилищной проблемы и многоаспектности ее проявления, а также о неэффективности ее решения традиционными методами.
В последние годы заметно изменился подход к инженерному обеспечению населенных пунктов. Коммунальное строительство осуществляется в соответствии с утвержденными генеральными планами городских округов, городских и сельских поселений, с применением энергосберегающих технологий и высокой степени надежности инженерных систем. Тем не менее, в городах и поселениях автономного округа практически не проводится реконструкция и модернизация жилых домов с целью повышения их благоустройства и комфортности.
Характерным для автономного округа является тот факт, что примерно 8% всего введенного в действие жилищного фонда построено за счет средств населения с привлечением кредитов. Дальнейший рост экономического потенциала автономного округа, масштабов строительства в сочетании с развитием ипотечного кредитования делает возможным увеличение темпов ввода жилья.
В городских и сельских поселениях наряду с ростом жилищной обеспеченности (с 11 кв. м на человека) актуальной является модернизация жилищного фонда с повышением уровня комплексного благоустройства, составляющего в настоящее время 30 - 50%.
В экономике жилищной сферы до настоящего времени не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации. Кредиторская задолженность эксплуатационных предприятий превышает дебиторскую, увеличиваются суммы выделяемых на покрытие убытков дотаций, растет число семей - получателей субсидий (с 4,1 тыс. семей в 2001 году до 11 тыс. семей в 2004 году).
Существенно разбалансирован рынок жилья. Даже ограниченный (по критерию доступности) платежеспособный спрос населения на жилье превышает предложение.
Для обеспечения сбалансированности спроса и предложения необходимо как минимум удвоение ежегодного ввода жилищного фонда, что затруднено дефицитом строительных мощностей и кадрового потенциала. Недостаточные объемы жилищного строительства отражают низкую эффективность этого сектора экономики, наличие административных барьеров на рынке и высокую степень его монополизации.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг не соответствует затратам, объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться конкурентные отношения, привлекаться частные инвестиции на возвратной основе под гарантии государственных и муниципальных органов власти.
Завершение реформы в жилищном секторе в соответствии с требованиями нового Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечить модернизацию технологических процессов и управления с привлечением частного бизнеса и инвестиций, формированием механизма профессионального управления эксплуатацией с участием собственников квартир в многоквартирных домах.
В долгосрочной перспективе необходимо обеспечить устойчивое развитие жилищной сферы, которое позволит наращивать жилищное строительство без существенного участия окружного центра и привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением нормативных правоотношений и добросовестной конкуренции в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве и эксплуатации, регулированием основных принципов градостроительства. При этом средства окружного бюджета могут использоваться исключительно для развития инфраструктуры, помощи нуждающимся семьям в виде кредитов, гарантий, поддержки малообеспеченных граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг (особенно в малых поселениях).
Содержание жилищного фонда социального использования, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должны стать основными функциями органов местного самоуправления, получающих для этого соответствующие источники финансирования. Основным же объемом жилищного строительства должен стать формируемый на коммерческих началах и реализуемый населению с использованием кредитных схем ввод как многоквартирных, так и индивидуальных жилых домов.
Существенным препятствием жилищного строительства в автономном округе остается отсутствие свободных земельных участков, обеспеченных необходимой коммунальной инфраструктурой. При этом проблема усугубляется тем, что в автономном округе значительная доля не только ветхого и аварийного, но и формально не относящегося к такой категории жилья, не обеспеченного минимально необходимым комплексом систем коммунального обслуживания. Снос такого жилья и строительство на освобождающихся участках новых жилых домов также потребует их обеспечения коммунальной инфраструктурой - не обязательно путем строительства, но, как правило, путем модернизации существующей.
Строительство и модернизация сетей и сооружений коммунальной инфраструктуры является важнейшим условием развития градообразующей базы и жилищного фонда поселений всех типов. Обеспечение площадок коммунальной инфраструктурой, а также четких и понятных правил подключения к инженерным системам влияет как на стоимость жилья (составляя в ней от 20 до 60%), так и на темпы прироста жилищного фонда. Модернизация коммунального сектора определяет возможность реализации Программы и национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Необходимость ускоренного развития жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку эта цель:
входит в число основных приоритетов развития автономного округа, а ее достижение позволяет улучшить качество жизни населения, создать условия для устойчивого развития экономики автономного округа, обладая одним из самых высоких мультипликативных эффектов в экономике;
носит комплексный - межотраслевой и межмуниципальный характер и требует координирующего участия окружного центра;
выходит за пределы одного финансового года и требует бюджетных расходов капитального характера в течение как минимум пяти лет.

II. Основные цели и задачи Программы, этапы ее реализации

Цели и задачи Программы обеспечивают реализацию на территории автономного округа национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Программа и входящие в ее состав подпрограммы направлены на обеспечение развития жилищной и коммунальной сфер. Реализация Программы позволит создать условия, обеспечивающие доступность жилья, безопасные и комфортные условия проживания, привлекательность поселений автономного округа.
Для достижения основной цели Программы - обеспечения доступности жилья в автономном округе должны быть решены следующие задачи:
создание условий для развития жилищного и коммунального секторов экономики и увеличение объемов ввода жилья, обеспеченного необходимой коммунальной инфраструктурой;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие с характерными для Крайнего Севера стандартами качества, обеспечивающими повышение уровня благоустройства жилья и комфортные условия проживания;
развитие и регулирование рынка жилья и механизмов, обеспечивающих доступность жилья для всех групп населения автономного округа, привлечение средств из различных источников к финансированию жилищного строительства;
выполнение государственных обязательств Российской Федерации, автономного округа по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
оказание государственной поддержки в обеспечении жильем молодых семей, в том числе с использованием схем ипотечного кредитования;
формирование нормативной правовой базы автономного округа с учетом разграничения полномочий между различными уровнями исполнительной власти в жилищной сфере.
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по четырем основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального хозяйства;
развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья;

]]>
│отдельных         │         │        │        │        │        │        │
│категорий         │         │        │        │        │        │        │
│граждан", всего   │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства          │1128,228 │ 64,700 │ 39,800 │466,200 │530,246 │ 27,282 │
│федерального      │         │        │        │        │        │        │
│бюджета, в том    │         │        │        │        │        │        │
│числе             │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства бюджета  │ 595,550 │325,750 │201,200 │ 68,600 │        │        │
│Тюменской области │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│ 572,407 │180,000 │172,452 │202,855 │ 8,550  │ 8,550  │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Подпрограмма      │ 455,109 │140,500 │ 87,000 │ 87,389 │ 70,110 │ 70,110 │
│"Обеспечение      │         │        │        │        │        │        │
│жильем граждан из │         │        │        │        │        │        │
│числа коренных    │         │        │        │        │        │        │
│малочисленных     │         │        │        │        │        │        │
│народов Севера",  │         │        │        │        │        │        │
│всего             │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│ 455,109 │140,500 │ 87,000 │ 87,389 │ 70,110 │ 70,110 │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Подпрограмма      │2398,572 │404,200 │419,752 │555,400 │514,019 │505,201 │
│"Обеспечение      │         │        │        │        │        │        │
│жильем молодых    │         │        │        │        │        │        │
│семей", всего     │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства          │ 52,070  │ 5,000  │ 23,052 │ 15,400 │ 8,618  │        │
│федерального      │         │        │        │        │        │        │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│1130,402 │240,000 │240,000 │240,000 │205,201 │205,201 │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства бюджетов │ 36,200  │        │        │ 12,000 │ 12,200 │ 12,000 │
│муниципальных     │         │        │        │        │        │        │
│образований       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства          │1179,900 │159,200 │156,700 │288,000 │288,000 │288,000 │
│внебюджетных      │         │        │        │        │        │        │
│источников        │         │        │        │        │        │        │
│(собственные и    │         │        │        │        │        │        │
│заемные средства  │         │        │        │        │        │        │
│молодых семей)    │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Мероприятия по    │ 122,880 │ 0,000  │ 14,724 │ 39,756 │ 34,200 │ 34,200 │
│оказанию          │         │        │        │        │        │        │
│государственной   │         │        │        │        │        │        │
│поддержки         │         │        │        │        │        │        │
│индивидуальным    │         │        │        │        │        │        │
│застройщикам,     │         │        │        │        │        │        │
│всего             │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│ 122,880 │        │ 14,724 │ 39,756 │ 34,200 │ 34,200 │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Мероприятия по    │4339,000 │461,200 │644,800 │825,000 │1056,000│1352,000│
│развитию          │         │        │        │        │        │        │
│ипотечного        │         │        │        │        │        │        │
│жилищного         │         │        │        │        │        │        │
│кредитования,     │         │        │        │        │        │        │
│всего             │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Внебюджетные      │4339,000 │461,200 │644,800 │825,000 │1056,000│1352,000│
│средства          │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Мероприятия по    │2593,579 │448,400 │265,726 │876,257 │501,598 │501,598 │
│переселению       │         │        │        │        │        │        │
│граждан из ветхого│         │        │        │        │        │        │
│и аварийного      │         │        │        │        │        │        │
│жилищного фонда,  │         │        │        │        │        │        │
│признанного       │         │        │        │        │        │        │
│непригодным для   │         │        │        │        │        │        │
│проживания, всего │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│2467,652 │448,400 │229,279 │834,557 │477,708 │477,708 │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Федеральный бюджет│ 32,247  │        │ 32,247 │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства бюджетов │ 93,680  │        │ 4,200  │ 41,700 │ 23,890 │ 23,890 │
│муниципальных     │         │        │        │        │        │        │
│образований       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Мероприятия по    │ 921,622 │ 0,000  │ 19,492 │198,700 │554,420 │149,010 │
│улучшению жилищных│         │        │        │        │        │        │
│условий граждан,  │         │        │        │        │        │        │
│проживающих в     │         │        │        │        │        │        │
│сельской          │         │        │        │        │        │        │
│местности, в том  │         │        │        │        │        │        │
│числе молодых     │         │        │        │        │        │        │
│семей и молодых   │         │        │        │        │        │        │
│специалистов,     │         │        │        │        │        │        │
│всего             │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе:      │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства          │ 123,850 │        │ 5,000  │ 77,700 │ 41,150 │        │
│федерального      │         │        │        │        │        │        │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│ 797,772 │        │ 14,492 │121,000 │513,270 │149,010 │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │ 255,001 │        │ 9,918  │ 71,780 │152,363 │ 20,94  │
│обеспечение жильем│         │        │        │        │        │        │
│молодых семей и   │         │        │        │        │        │        │
│молодых           │         │        │        │        │        │        │
│специалистов на   │         │        │        │        │        │        │
│селе              │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе:      │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства          │ 41,500  │        │ 2,500  │ 28,300 │ 10,700 │        │
│федерального      │         │        │        │        │        │        │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│ 213,501 │        │ 7,418  │ 43,480 │141,663 │ 20,94  │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
Подпрограмма      │2313,765 │ 0,000  │232,167 │548,051 │833,676 │699,871 │
│"Развитие и       │         │        │        │        │        │        │
│модернизация      │         │        │        │        │        │        │
│жилищно-          │         │        │        │        │        │        │
│коммунального     │         │        │        │        │        │        │
│комплекса Ямало-  │         │        │        │        │        │        │
│Ненецкого         │         │        │        │        │        │        │
│автономного округа│         │        │        │        │        │        │
│до 2010 года",    │         │        │        │        │        │        │
│всего             │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│в том числе       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства окружного│1400,476 │        │150,327 │235,721 │407,317 │607,111 │
│бюджета           │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства бюджетов │ 74,750  │        │        │ 4,770  │ 65,120 │ 4,860  │
│муниципальных     │         │        │        │        │        │        │
│образований       │         │        │        │        │        │        │
├──────────────────┼─────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│Средства          │ 838,539 │        │ 81,840 │307,560 │361,239 │ 87,900 │
│внебюджетных      │         │        │        │        │        │        │
│источников        │         │        │        │        │        │        │
└──────────────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┘





Приложение № 12
к окружной целевой программе
"Жилище" на 2006 - 2010 годы

ЗНАЧЕНИЯ
ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ОКРУЖНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"
НА 2006 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановления Администрации ЯНАО
от 19.11.2009 № 636-А)

┌────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┐
│Наименование индикаторов│ Еди- │Факт │2005 │2006 │2007 │2008 │2009 │2010 │
│                        │ ница │2004 │     │     │     │     │     │     │
│                        │изме- │года │     │     │     │     │     │     │
│                        │рения │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│                         Комплексные индикаторы                          │
├────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│Общий ввод жилья        │тысяч │     │     │  251│  253│  235│  217│  238│
│                        │  м2  │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Уровень обеспеченности  │кв. м │ 17,3│ 17,3│ 17,3│ 17,6│ 18,0│ 18,1│ 18,2│
│населения жильем        │  на  │     │     │     │     │     │     │     │
│                        │ чел. │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования  │
│                         населения и рынка жилья                         │
├────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│Объем выдаваемых в год  │млрд. │0,057│0,295│0,461│0,645│0,825│1,056│1,352│
│ипотечных кредитов и    │рублей│     │     │     │     │     │     │     │
│займов                  │      │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество молодых      │семей │  229│  265│  816│  600│  449│  266│  277│
│семей, улучшивших       │      │     │     │     │     │     │     │     │
│жилищные условия        │      │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Количество граждан,     │семей │     │     │     │   19│  130│  350│   70│
│проживающих в сельской  │      │     │     │     │     │     │     │     │
│местности, в том числе  │      │     │     │     │     │     │     │     │
│молодых семей и молодых │      │     │     │     │     │     │     │     │
│специалистов, улучшивших│      │     │     │     │     │     │     │     │
│жилищные условия        │      │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│ Индикаторы, характеризующие исполнение государственных обязательств по  │
│             обеспечению жильем отдельных категорий граждан              │
├────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│Количество граждан из   │семей │   90│  525│  724│  355│  496│  300│   51│
│числа отдельных         │      │     │     │     │     │     │     │     │
│категорий, установленных│      │     │     │     │     │     │     │     │
│федеральным             │      │     │     │     │     │     │     │     │
│законодательством и     │      │     │     │     │     │     │     │     │
│законодательством       │      │     │     │     │     │     │     │     │
│автономного округа,     │      │     │     │     │     │     │     │     │
│улучшивших жилищные     │      │     │     │     │     │     │     │     │
│условия;                │      │     │     │     │     │     │     │     │
│- в том числе количество│      │   67│  106│   96│   31│   33│   23│   19│
│граждан из числа        │      │     │     │     │     │     │     │     │
│коренных малочисленных  │      │     │     │     │     │     │     │     │
│народов Севера          │      │     │     │     │     │     │     │     │
│(позиция в ред. постановления Администрации ЯНАО от 19.11.2009 № 636-А)  │
│(см. текст в предыдущей редакции)    │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┤
│          Индикаторы, характеризующие совершенствование работы           │
│                     жилищно-коммунального комплекса                     │
├────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┤
│Уровень износа          │ про- │     │     │     │48,90│47,95│   48│   47│
│коммунальной            │центов│     │     │     │     │     │     │     │
│инфраструктуры          │      │     │     │     │     │     │     │     │
├────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┤
│Доля частных компаний,  │ про- │     │     │     │ 70,4│   64│   64│   68│
│управляющих объектами   │центов│     │     │     │     │     │     │     │
│коммунальной            │      │     │     │     │     │     │     │     │
│инфраструктуры на основе│      │     │     │     │     │     │     │     │
│концессионных соглашений│      │     │     │     │     │     │     │     │
│и других договоров, от  │      │     │     │     │     │     │     │     │
│общего количества       │      │     │     │     │     │     │     │     │
│всех организаций        │      │     │     │     │     │     │     │     │
│коммунального комплекса │      │     │     │     │     │     │     │     │
└────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru