Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2009 г. № 152

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ
РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД

(в ред. Постановления Главы Администрации
Волгоградской обл. от 17.12.2009 № 1502)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Волгоградской области по экономике и инвестиционной политике А.В. Шилина.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА





Утверждена
Постановлением
Главы Администрации
Волгоградской области
от 11 февраля 2009 г. № 152

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД
С 2009 ПО 2015 ГОД

(в ред. Постановления Главы Администрации
Волгоградской обл. от 17.12.2009 № 1502)

1. Общие положения

1.1. Концепция обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по обеспечению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области как составного элемента общей радиационной безопасности на территории Российской Федерации.
1.2. Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области от 30 октября 2001 г. № 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области", Программой социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2010 года, утвержденной Законом Волгоградской области от 21 ноября 2003 г. № 885-ОД.
1.3. В Концепции используются следующие термины и определения:
а) радиационная безопасность населения (далее именуется - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
б) радиационная обстановка - сложившаяся на определенной территории ситуация, обусловленная радиоактивным загрязнением или возможностью радиоактивного загрязнения объектов окружающей природной среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды, морская среда) и/или продуктов питания, сельхозугодий, лесного фонда и других объектов окружающей среды и характеризующаяся совокупностью радиационных параметров, прямо или косвенно отражающих величину воздействия или возможного воздействия радиоактивного излучения на человека и биологические объекты;
в) уровень радиационной безопасности - степень защищенности, характеризующаяся составом, объемом и эффективностью мероприятий, необходимых для обеспечения нормативных значений показателей воздействия на людей всех факторов, формирующих радиационную обстановку на данной территории, а также степенью готовности к проведению мероприятий по ликвидации радиационных аварий и их последствий.
Уровень радиационной безопасности определяется администрацией территории по согласованию с территориальными органами соответствующих федеральных органов контроля и надзора в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствующих нормативных документов, а также с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на данной территории;
г) обеспечение радиационной безопасности - скоординированная деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по организации и реализации комплекса мероприятий по достижению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности;
д) территориальная система радиационной безопасности - постоянно функционирующая система органов государственной власти и местного самоуправления, централизованно осуществляющих планирование, разработку и реализацию взаимосвязанных организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических и финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области;
е) контроль радиационной обстановки - деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, направленная:
на организацию и проведение контроля за соблюдением требований документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности;
на организацию оперативного получения информации о радиационной обстановке и характере ее воздействия на человека и окружающую природную среду;
на оперативное формирование оценки текущих и прогнозируемых состояний радиационной обстановки в целях разработки и реализации соответствующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности.
1.4. В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за обеспечение радиационной безопасности на территории субъекта Российской Федерации возлагается как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.
1.5. Для обеспечения радиационной безопасности необходимы:
разработка и проведение комплекса мер правового, организационного, инженерного, научно-методического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательно-образовательного характера, направленных на обеспечение и поддержание необходимого уровня радиационной безопасности;
осуществление органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Оценка уровня радиационной безопасности

2.1. В целях определения достаточности и необходимости совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности необходима его ежегодная оценка органами государственной власти Волгоградской области.
2.2. Оценка достигнутого уровня радиационной безопасности должна осуществляться на основании:
2.2.1. Показателей состояния радиационной обстановки:
а) уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды;
б) индивидуальные и коллективные эффективные дозы облучения населения, полученные от всех источников ионизирующего излучения, присутствующих на данной территории;
в) количество лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения;
г) число произошедших радиационных аварий;
д) прогнозируемая вероятность возникновения радиационных аварий, их характер и масштаб.
2.2.2. Показателей уровня защищенности населения и территории:
а) наличие официально утвержденного механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе:
перечня радиационных факторов, формирующих радиационную обстановку на территории Волгоградской области;
параметров необходимого уровня радиационной безопасности и параметров необходимого уровня эффективности контроля радиационной обстановки;
б) эффективность функционирования территориальной системы радиационной безопасности, в том числе:
оценка организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических, финансовых и социально-экономических средств, необходимых для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от воздействия радиационных угроз, существующих и прогнозируемых по результатам контроля радиационной обстановки;
оценка достаточности имеющихся средств для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий (степень готовности к эффективному предупреждению или ликвидации последствий радиационных аварий на своей территории);
наличие механизма выбора приоритетных направлений работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности;
количество и степень эффективности мероприятий по радиационной безопасности, реализованных в текущем году;
наличие планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности на последующие годы.
2.3. Нормативный механизм и критерии определения оценки степени воздействия радиационных факторов (оценки показателей радиационной обстановки) установлены Методическими указаниями от 30 декабря 1997 г. № МУ-177-112.
2.4. Нормативный механизм и критерии оценки степени защищенности населения (оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности) должны разрабатываться с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и утверждаться органами государственной власти Волгоградской области по согласованию с соответствующими территориальными структурами федеральных органов контроля и надзора. Указанные механизмы и критерии должны соответствовать требованиям федерального законодательства, иных нормативных документов.
2.5. Результаты оценки достигнутого уровня радиационной безопасности населения ежегодно отражаются в радиационно-гигиеническом паспорте территории.
Паспорт заполняется должностным лицом уполномоченного органа государственной власти Волгоградской области, ответственным за состояние радиационной безопасности населения, и подписывается руководителем Администрации Волгоградской области или его заместителем. Для оформления радиационно-гигиенического паспорта территории, в котором используется информация различных служб радиационного контроля, постановлением Администрации Волгоградской области должны определяться исполнители указанной работы.
2.6. Уполномоченные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и на основании анализа результатов достигнутого уровня радиационной безопасности обязаны:
принимать решения о степени достаточности достигнутого уровня радиационной безопасности;
определять приоритетные направления совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности;
осуществлять разработку и реализацию программ и планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности в рамках выбранных приоритетных направлений.

3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации
в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории
Волгоградской области

На текущий момент уровень обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области официально оценивается как удовлетворительный. Вместе с тем в части реализации делегированных Волгоградской области полномочий по оценке достигнутого уровня радиационной безопасности, по оценке наличия и эффективности функционирования организационно-правовой структуры, обеспечивающей деятельность по поддержанию и совершенствованию необходимого уровня радиационной безопасности, имеется ряд проблем:
3.1. В составе органов государственной власти Волгоградской области имеются постоянно действующие структуры, официально ответственные за обеспечение отдельных составляющих радиационной безопасности (за контроль радиационной обстановки и за готовность к проведению защитных мероприятий). Однако ни на одну из этих структур не возложена официальная ответственность за общее состояние радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе ответственность за анализ (оценку) состояния радиационной безопасности, а также за планирование с учетом результатов анализа и реализацию общих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности. В связи с чем на текущий момент отсутствует единый план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области.
Функционирующий Межведомственный координационный совет по радиационной безопасности при Администрации Волгоградской области является совещательным органом и не может быть ответственным за обеспечение радиационной безопасности.
3.2. Отсутствуют разработанные и официально утвержденные Администрацией Волгоградской области механизм и критерии оценки эффективности разрабатываемых и реализуемых мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области.
Отсутствие официальных критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности приводит к неопределенности и недостаточной объективности оценки достигнутого уровня радиационной безопасности по отношению к необходимому уровню защищенности населения от воздействия радиационных факторов, а именно:
1) в результате поэтапной реализации мероприятий по внедрению фрагментов автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Волгоградской области (далее именуется - Волго-АСКРО) эффективность контроля текущих параметров радиационной обстановки, а следовательно, и уровень радиационной безопасности объективно увеличивались. Вместе с тем ежегодные официальные оценки уровня радиационной безопасности на территории области оставались неизменно удовлетворительными;
2) оценка эффективности мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень готовности к проведению защитных мероприятий, должна основываться в том числе и на анализе результатов контроля как текущих, так и прогнозируемых параметров радиационной обстановки.
На настоящий момент оценка готовности к проведению защитных мероприятий основывается на результатах контроля только текущих параметров радиационной обстановки, так как в составе областной системы контроля радиационной обстановки отсутствует фрагмент, обеспечивающий прогнозирование ее вероятных изменений. Несмотря на постоянное отсутствие информации по этому параметру радиационной обстановки, ежегодные официальные оценки уровня радиационной безопасности остаются удовлетворительными;
3) оценка радиационной безопасности, получаемая без учета официальных критериев эффективности мероприятий по ее обеспечению, приводит к отсутствию официальной доказательной базы для определения необходимости работ по повышению достигнутого уровня радиационной безопасности и определения их приоритетных направлений.

4. Цели и задачи Концепции

4.1. Целями Концепции являются:
а) сведение к минимуму (по возможности - исключение из жизни человека и окружающей природной среды) радиационных факторов риска и их отрицательного воздействия на здоровье человека и природу, обеспечение радиационно-безопасных условий для проживания и трудовой деятельности населения Волгоградской области;
б) снижение и предупреждение необоснованного, дополнительного к природному (фоновому) радиационного облучения всех категорий населения:
от естественных (природных) источников ионизирующего излучения;
от техногенных источников ионизирующего излучения (в том числе при ликвидации возможных аварий);
от техногенных источников ионизирующего излучения при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение).
4.2. Для достижения поставленных целей необходима планомерная, поэтапная работа по решению следующих задач:
изучение процессов формирования и развития радиационной обстановки, обусловленной всеми известными источниками ионизирующего излучения (как природного, так и техногенного происхождения), на всей территории Волгоградской области и в первую очередь на территориях с постоянным проживанием населения, находящихся в зоне воздействия радиационно-опасных производств;
совершенствование контроля за обеспечением безопасного функционирования предприятий и производств, осуществляющих обращение радиоактивных веществ, включая вопросы безопасного хранения транспортировки и утилизации радиоактивных отходов;
создание и развитие на территории Волгоградской области единой сети радиоэкологического мониторинга, осуществляющей непрерывный контроль текущих состояний радиационной обстановки и кратковременное прогнозирование ее вероятных изменений, в том числе - Волго-АСКРО как подсистемы единой государственной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);
обеспечение необходимой оперативности оценки текущего и прогнозируемого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе оценки реализованных и расчет прогнозируемых дозовых нагрузок, изучение влияния радионуклидного загрязнения природной среды (как техногенного, так и естественного происхождения, включая радон) на здоровье населения;
оперативное обеспечение органов государственной власти Волгоградской области и Российской Федерации достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе;
развитие и совершенствование уровня готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности;
радиоэкологическое образование и информирование населения.

5. Основные направления и этапы реализации Концепции

5.1. Решение вышеуказанных задач предусматривается поэтапно с 2009 по 2015 год по нескольким приоритетным направлениям. Каждое из направлений может реализовываться в рамках самостоятельных программ, подпрограмм, планов мероприятий, концептуально увязанных друг с другом.
5.2. Приоритетные направления работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области и этапы их реализации:
5.2.1. Развитие и совершенствование научно-методической и организационно-правовой базы по обеспечению радиационной безопасности.
Первый этап (2009 год) - изучение характера процессов формирования и развития радиационной обстановки на территории Волгоградской области, а также необходимых методов ее контроля, в том числе:
определение основных дозообразующих факторов с учетом техногенных и природных источников (объектов) радиационной опасности и наличия межрегиональных атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиационной загрязненности;
оценка характера вкладов основных дозообразующих факторов в общий уровень радиационного воздействия на население и окружающую среду, а также определение необходимых методов контроля их текущих и прогнозируемых параметров.
Второй этап (2010 год):
а) разработка и утверждение официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом изученного характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и необходимых методов ее контроля <1>.
--------------------------------
<1> Разработка официального механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности с учетом характера формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области предусматривается после внесения изменений и дополнений в Методические указания МУ-177-112 от 30 декабря 1997 г.

б) совершенствование территориальной системы радиационной безопасности в части централизации разработок и реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
в) внесение изменений в Закон Волгоградской области от 30 октября 2001 г. № 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области" на базе результатов реализации вышеперечисленных мероприятий.
5.2.2. Развитие и совершенствование контроля и прогнозирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области за счет расширения и повышения эффективности методов и средств радиационного контроля и радиационного мониторинга.
5.2.2.1. Радиационное обследование методами автомобильной и пешеходной гамма-съемки районов, находящихся в зоне возможного воздействия радиационно-опасных и промышленных объектов.
Абзац исключен с 17 декабря 2009 года. - Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 17.12.2009 № 1502.
(см. текст в предыдущей редакции)
Второй этап (2010 год) - радиационное обследование территорий Алексеевского, Еланского, Быковского, Даниловского, Дубовского, Иловлинского, Светлоярского, Среднеахтубинского муниципальных районов.
Третий этап (2011 год) - радиационное обследование территорий Чернышковского, Серафимовичского, Нехаевского, Урюпинского, Новоаннинского, Камышинского, Старополтавского муниципальных районов.
Четвертый этап (2012 - 2013 годы) - радиационное обследование районов, соседствующих с объектами ядерной энергетики (Нововоронежская, Волгодонская, Балаковская АЭС), с целью оценки динамики многолетнего радиационного воздействия на окружающую среду и принятие соответствующих мер, обеспечивающих безопасность населения.
Пятый этап (2014 - 2015 годы) - разработка и создание электронной карты радиационной обстановки на территории Волгоградской области по результатам проведенной гамма-съемки местности.
5.2.2.2. Развитие и совершенствование эффективности непрерывного контроля текущих значений параметров радиационной обстановки автоматизированными методами и средствами с целью оперативного обнаружения атмосферных, водно-миграционных и транспортно-терминальных переносов радиоактивных загрязнений.
Абзацы второй - пятый исключены с 17 декабря 2009 года. - Постановление Главы Администрации Волгоградской обл. от 17.12.2009 № 1502.
(см. текст в предыдущей редакции)
Второй этап (2010 год):
а) модернизация действующих постов № 14, 15, 19, 20 Волго-АСКРО в части их перевода на каналы связи GSM-сети;
б) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрических постов № 28, 29 Волго-АСКРО, обеспечивающих централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Волгограде.
Третий этап (2011 год):
а) создание и ввод в эксплуатацию спектрометрического поста № 30 Волго-АСКРО, обеспечивающего централизованный контроль радионуклидного состава атмосферного воздуха в Котовском муниципальном районе;
б) модернизация аппаратно-программного комплекса МЛРК в части применения ГИС-технологий.
5.2.2.3. Решение задач краткосрочного прогнозирования состояний радиационной обстановки автоматизированными методами и оперативного обеспечения областных органов государственной власти достоверной информацией о текущих и прогнозируемых состояниях радиационной обстановки в регионе.
Первый этап (2012 год) - разработка и согласование организационно-методических вопросов создания компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.
Второй этап (2013 год) - создание и ввод в эксплуатацию компьютерного центра прогнозирования Волго-АСКРО в рамках ЕГАСКРО.
Третий этап (2014 год) - разработка и согласование организационно-методических вопросов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой, в том числе - разработка и согласование Регламента создания и ведения областной Геоинформационной системой базы данных блока радиационной безопасности.
Четвертый этап (2015 год) - разработка и внедрение процессов информационного взаимодействия системы Волго-АСКРО с областной Геоинформационной системой.
Осуществление вышеперечисленных задач и направлений реализуется уполномоченным органом в сфере обеспечения радиационной безопасности - Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
5.2.3. Развитие и совершенствование необходимой оперативности и степени готовности органов государственной власти Волгоградской области к проведению защитных мероприятий и повышению их эффективности:
разработка и реализация мероприятий по усилению защиты объектов, использующих источники ионизирующих излучений, от вредных влияний техногенных, природных факторов и террористических проявлений;
разработка методами и средствами Волго-АСКРО прогнозов развития радиационной обстановки и характера радиационного воздействия на население и территории Волгоградской области в случаях вероятных аварий на соседних радиационно-опасных объектах (АЭС). Расчет сил и средств, необходимых для предотвращения или ликвидации последствий прогнозируемого радиационного воздействия;
создание запасов и своевременное обновление накопленных запасов средств индивидуальной защиты и приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, совершенствование условий их хранения, систематического контроля их технического состояния;
обучение населения способам защиты от воздействия негативных факторов при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, источниками ионизирующих излучений при угрозах чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

6. Ресурсное обеспечение Концепции

6.1. Финансирование мероприятий, связанных с реализацией Концепции, должно осуществляться за счет средств бюджета Волгоградской области, бюджетов муниципальных образований, а также за счет средств внебюджетных источников.
6.2. Объем бюджетного финансирования мероприятий по реализации Концепции определяется в установленном порядке в процессе формирования бюджета Волгоградской области.
6.3. Финансирование совместных проектов, представляющих взаимный интерес, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Волгоградской области и местных бюджетов в рамках федеральных целевых, ведомственных, региональных и муниципальных программ и проектов в установленном действующим законодательством порядке.
6.4. Финансирование отдельных проектов Волгоградской области, реализуемых в соответствии с Концепцией, может осуществляться за счет средств внебюджетных источников.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru