Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2009 г. по делу № А47-6963/2009

ПО ДЕЛУ ОБ ОСПАРИВАНИИ НЕНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ,
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОРГАНОВ,
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Резолютивная часть решения объявлена 29 сентября 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 5 октября 2009 года.
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Чердинцевой Г.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Ширниной, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление открытого акционерного общества (ОАО) "Уральская сталь" от 24.07.2009 года, исх. № 22/51-451, поступившее в Арбитражный суд Оренбургской области 04.08.2009 года, к Администрации Гайского района Оренбургской области о признании незаконными действий администрацию Гайского района Оренбургской области, выраженных в отказе в продаже земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 2700000 кв. м, выраженных в письме от 13.05.2009 г. № 1025, обязании администрации Гайского района Оренбургской области подготовить договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 2700000 кв. м, с указанием цены на дату подачи заявки № 22/51-254 и его направлении ОАО "Уральская сталь" для подписания, с участием представителей сторон:
От заявителя: И. - представитель (доверенность от 18.05.2009 года, № 09-222/УС, постоянная).
От заинтересованного лица: явки нет.

установил:

открытое акционерное общество (ОАО) "Уральская сталь" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации Гайского района Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконными действий администрации Гайского района Оренбургской области, выраженных в отказе в продаже земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 2700000 кв. м, выраженных в письме от 13.05.2009 г. № 1025, обязании администрации Гайского района Оренбургской области подготовить договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 2700000 кв. м, с указанием цены на дату подачи заявки № 22/51-254 и его направлении ОАО "Уральская сталь" для подписания.
Отводов суду, секретарю судебного заседания не заявлено.
Заинтересованным лицом заявлено письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с нахождением своего представителя в командировке.
Изучив заявленное ходатайство, выслушав мнение заявителя, полагавшего в удовлетворении ходатайства отказать, суд приходит к выводу, что оно подлежит отклонению, поскольку нахождение одного представителя в командировке не лишает заинтересованное лицо возможности обеспечить представительство своих интересов в суде другими лицами. Доказательств невозможности направления в судебное заседание других представителей заинтересованное лицо в своем ходатайстве не привело.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что настаивает на заявленных требованиях в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении и письменных дополнительных пояснениях к нему.
Заинтересованное лицо в предварительном судебном заседании пояснило, что заявленные требования не признает, по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
В ходе открытого судебного заседания арбитражным судом установлено следующее:
Заявитель обладает лицензией ОРБ № 01814 от 21.12.2005 года на право пользования недрами Новопетропавловского месторождения железных руд. Участок недр имеет статус горного отвода (т. 1 л.д. 32).
Для эксплуатации месторождения распоряжением Главы Гайского района Оренбургской области № 536р от 24.11.2005 года ОАО "Уральская сталь" выделен земельный участок с кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 270 га, в аренду сроком на 5 лет с разрешенным использованием разработка полезных ископаемых Новопетропавловского карьера и эксплуатация железной дороги к нему (т. 1 л.д. 98).
30.12.2005 года стороны заключили договор аренды земельного участка (т. 1 л.д. 33 - 38).
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (т. 1 л.д. 52 - 65).
На земельном участке расположен ряд объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, а именно: одноэтажное здание - дом путевых обходчиков, литер д2, одноэтажное здание профилактория, литер д1, одноэтажное здание станции, литер д, одноэтажное здание раскомандировки, литер Д, склад руды литер д3, железная дорога Новокиевского цеха по переработке металлургических шлаков, протяженностью 30800 м, литер с6 (т. 1 л.д. 161 - 166).
05.05.2009 года заявитель обратился к Администрации с письмом, исх. № 22/51-254 в котором просил предоставить в собственность ОАО "Уральская сталь" в порядке приватизации земельный участок с кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 2700000 кв. м, на котором расположены принадлежащие ему объекты недвижимости и который необходим ему для эксплуатации Новопетропавловского карьера (т. 1 л.д. 66 - 67).
Письмом от 13.05.2009 года, исх. № 1025, Администрация отказала заявителю (т. 1 л.д. 68 - 69).
Не согласившись с действиями Администрации, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям:
Обращаясь с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, заявитель обосновывает свои требования, ссылкой на статью 36 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 года, полагая, что поскольку все здания и сооружения, принадлежащие заявителю и расположенные на арендуемом земельном участке, предназначены только для эксплуатации Новопетропавловского месторождения железной руды, то заявителю должно быть предоставлено право на приобретение в собственность всего земельного участка, соответствующего по своей площади горному отводу месторождения.
Отказывая в удовлетворении заявления, администрация исходила из положений ст. 33, 36 Земельного кодекса РФ, предусматривающих возможность приобретения в собственность земельных участков, занимаемых объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, только в размере площади земельного участка площади, необходимой для размещения и эксплуатации этих объектов.
Из содержания ч.ч. 1, 7 ст. 36 в совокупности с положениями ч. 3 ст. 33 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление в собственность земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, принадлежащие на праве собственности заявителю, осуществляется с учетом фактически используемой площади земельного участка, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности.
Согласно выписке из государственного земельного кадастра, спорный земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 88 Земельного кодекса РФ, в целях обеспечения деятельности организаций и/или эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, обслуживающих их объектов, в размере, определяемом в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами.
В материалах землеустроительного дела имеется расчет предельных (минимальных) размеров земельных участков (т. 1 л.д. 153), при которых они могут быть использованы по разрешенному использованию без перевода в земли иной категории, рассчитанной в соответствии со СНиП 2.07.-01.-89, Раздел 3 (Производственная территория), примечание 2 к пункту 3.4: "Нормативный размер участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий в соответствии со СНиП П-89-80".
В соответствии со СНиП П-89-80 (1994) "Показатели минимальной плотности застройки площадок промышленных предприятий", плотность застройки металлургических предприятий для дробильно-сортировочных комплексов мощностью до 3 млн. тонн в год, а также ремонтных и транспортных комплексов (рудников при открытом способе разработки) составляет 22 %.
Согласно произведенному расчету, минимальный размер земельного участка составляет 128433 кв. м (без учета площади железной дороги).
Таким образом, по мнению суда, основное предназначение указанных объектов недвижимости для эксплуатации месторождения не означает, что для их размещения и обслуживания требуется земельный участок, равный по площади горному отводу. Непосредственно же для расположения и обслуживания указанных объектов недвижимости должна предоставляться та площадь земельного участка, которая рассчитывается в соответствии с вышеизложенными правовыми нормами.
Заявитель не обосновал необходимость предоставления ему земельного участка большей площадью.
Суд считает также необходимым отметить, что действующее законодательство в принципе не предусматривает возможности предоставления права приобретения в собственность земельных участков, расположенных над горным отводом, по мотивам разработки содержащихся в нем полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О недрах" от 21.02.1992 года (в редакции, действовавшей на момент выдачи лицензии на недропользование и заключения договора аренды земельного участка) предоставление недр в пользование носит срочный характер и прекращается по истечении установленного срока. Срок действия лицензии на право пользования недрами у заявителя истекает 30.12.2012 года.
В соответствии со ст. 11 того же Закона, предоставление лицензии на пользование недрами осуществляется при наличии предварительного согласия органа управления земельными ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования.
Из буквального толкования указанных правовых норм следует, что предоставление земельного участка в пользование является необходимым и обязательным условием для получения лицензии на право пользования недрами, т.е. оформление прав землепользования неразрывно связано с правом недропользования и носит срочный характер, причем срок землепользования не может быть более установленного срока недропользования. Прекращение права на пользование недрами влечет за собой и прекращение права пользования земельным участком, предоставленным для недропользования.
Таким образом, по мнению суда, заявитель имеет право на приобретение в собственность только тех частей спорного земельного участка, которые заняты принадлежащими ему объектами, в размере, необходимом для их расположения и обслуживания. Такая возможность заинтересованным лицом и не отрицается.
Следовательно, действия Администрации Гайского района по отказу в предоставлении ОАО "Уральская сталь" права приобретения в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:09:0000000:34, площадью 2700000 кв. м и заключении договора купли-продажи указанного земельного участка, выразившемся в письме от 13.05.2009 года, исх. № 1025, являются правомерными.
Судебные расходы в сумме 4000 рублей по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Расходы по оплате государственной пошлины в размере 4000 (четырех тысяч рублей) рублей возложить на заявителя.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Оренбургской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья:
Г.В.ЧЕРДИНЦЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru