Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2009 г. по делу № 3-115-2009

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в лице председательствующего судьи Васильевой О.А., при секретаре Невидимовой Е.А., с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., поддержавшей заявленное требование, представителей Правительства Пермского края Дорофеевой Е.А. и Черепановой М.С., возражавших против удовлетворения заявления, рассмотрел 27 июля 2009 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Порядка деятельности лесничих на территории Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2009 № 42-п,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2009 № 42-п, опубликованным в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 5 от 09.02.2009, утвержден Порядок деятельности лесничих на территории Пермского края (далее - Порядок).
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений данного Порядка: пунктов 1.2.3, 1.2.4, 1.3.1, 1.3.2, 1.5, пункта 1.4 в части слов "уставом Учреждения", пункта 3.1.7 в части второго предложения первого абзаца, а именно - в части слов "При этом Лесничий в порядке, установленном Учредителем ГКУ (лесничеств), рассматривает лесную декларацию на предмет ее соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов".
Оспариваемыми нормами предусмотрено следующее.
Согласно пункту 1.2.3 Порядка учредитель ГКУ (лесничеств) - Агентство по природопользованию Пермского края.
Пунктом 1.2.4 предусмотрено, что государственное краевое учреждение (лесничество) (далее - Учреждение) - некоммерческая организация, созданная в целях реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю, осуществляющая деятельность в границах лесничества.
Учреждение имеет в своем составе структурные подразделения (далее -Подразделения), осуществляющие свою деятельность на территории участковых лесничеств.
В силу пунктов 1.3, 1.3.1 и 1.3.2 лесничими являются:
- директор Учреждения (далее - Лесничий) и его заместитель (далее - Заместитель Лесничего) (пункт 1.3.1 Порядка);
- руководитель Подразделения (далее - Участковый лесничий) (пункт 1.3.2).
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка лесничие в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Пермского края, приказами Учредителя ГКУ (лесничеств), уставом Учреждения, а также настоящим Порядком.
Пунктом 1.5 установлено, что лесничий назначается на должность или освобождается от должности Учредителем ГКУ (лесничеств).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрены основные функции лесничих в пределах установленной компетенции при организации использования лесов.
На основании абзаца 1 пункта 3.1.7 к таким функциям отнесена организация работы по принятию и рассмотрению лесных деклараций, подаваемых пользователями лесов в установленном порядке. При этом Лесничий в порядке, установленном Учредителем ГКУ (лесничеств), рассматривает лесную декларацию на предмет ее соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов.
Оспаривая приведенные выше положения Порядка деятельности лесничих на территории Пермского края, заместитель краевого прокурора указал на их противоречие федеральному законодательству, полагая, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность исполнения полномочий в области лесных отношений, переданных Российской Федерацией субъекту Российской Федерации, созданными субъектом Российской Федерации государственными учреждениями и их должностными лицами. Лесной кодекс РФ и принятые в его исполнение нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают, что полномочия Российской Федерации в области лесных отношений передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации и не предусматривают возможности передачи таких полномочий созданным органами государственной власти субъекта РФ учреждениям и их должностным лицам.
На территории Пермского края переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений закреплены за Правительством Пермского края, Министерством природных ресурсов Пермского края, Агентством по природопользованию Пермского края и Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края. Указом губернатора края от 29.12.2007 № 121, определяющим структуру исполнительных органов государственной власти Пермского края, не предусмотрено создание лесничеств в составе исполнительных органов государственной власти края. Положением о Министерстве природных ресурсов Пермского края, Положением об Агентстве по природопользованию Пермского края, Положением о Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края также не предусмотрено создание территориальных органов указанных органов в виде лесничеств.
В обоснование довода о противоречии оспариваемого Постановления краевого Правительства федеральному законодательству прокурор сослался на положения статей 26.11, 24 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 83, 26, 29, 49, 51, 60, 61, 66, 81, 82 91, 96 Лесного кодекса РФ, а также на Положение о ведении государственного лесного реестра, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 № 318, Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 № 394, Правила заготовки древесины, утвержденные Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 16.07.2007 № 184, Порядок заполнения и подачи лесной декларации, утвержденный Приказом Минсельхоза РФ от 08.12.2008 № 529, Порядок предоставления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведении, утвержденный Приказом МПР РФ от 09.07.2007 № 175.
Также прокурор указал, что положения пункта 3.1.7 оспариваемого Порядка, определяющие, что рассмотрение лесной декларации на предмет соответствия ее лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов производится лесничим в порядке, установленном учредителем ГКУ (лесничеств), противоречат ч. 3 ст. 26, п. 3 ст. 81 Лесного кодекса РФ, Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному Минсельхозом РФ. Рассмотрение поданных лесных деклараций относится к компетенции органов государственной власти, органов местного самоуправления, к которым лесничества как государственные краевые учреждения не относятся. Предоставление учредителю ГКУ (лесничеств), каковым является Агентство по природопользованию Пермского края, права устанавливать порядок рассмотрения лесной декларации не соответствует ч. 3 ст. 26, п. 3 ст. 81 Лесного кодекса РФ и Порядку заполнения и подачи лесной декларации.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Левыкина Л.Л. заявленные требования поддержала, пояснив, что заместителем краевого прокурора не оспариваются иные пункты Порядка, помимо указанных в заявлении, в том числе и определяющие основные задачи и функции лесничих. По мнению участвующего в деле прокурора, государственные краевые учреждения (лесничества) являются ненадлежащими субъектами, которые не могут быть наделены функциями по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Пермского края, поскольку эти учреждения не относятся к краевым органам исполнительной власти. В связи с этим лесничими не могут являться работники государственных краевых учреждений (лесничеств), таковыми могут быть должностные лица исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Представители Правительства Пермского края Дорофеева Е.А. и Черепанова М.С., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения заявления, полагая, что исходя из пунктов 7, 8 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" допускается привлечение к исполнению переданных субъектом Российской Федерации полномочий, принадлежащих Российской Федерации, государственных учреждений, созданных государственными органами субъектов Российской Федерации.
Согласно письму Федерального агентства лесного хозяйства от 21.11.2008 № АС-06-54/8460 в структуре создаваемых в субъектах Российской Федерации органов управления лесного хозяйства допускается создание лесничеств в форме государственных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия в области лесных отношений.
Письмом губернатора Пермского края от 30.11.2007 № СЭД-01-107-26 структура уполномоченных органов края, включающая 33 ГКУ (лесничеств), была направлена в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Письмом МПР России от 14.01.2008 № 02-14-29/174 представленная структура была согласована.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Пермского края № 28-п издано 22.02.2008, а не 22.08.2008.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Пермского края от 22.08.2008 № 28-п "Об Агентстве по природопользованию Пермского края" функции учредителя государственных краевых учреждений согласно приложению к постановлению, закрепленных за Министерством природных ресурсов Пермского края, переданы Агентству по природопользованию Пермского края от Министерства природных ресурсов Пермского края. Согласно Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 16 октября 2008 года № 308 "Об определении количества лесничеств на территории Пермского края и установлению их границ" создано 33 лесничества на территории Пермского края.
Представители заинтересованного лица полагали, что заместитель краевого прокурора в заявлении неверно отождествил отдельные функции лесничих, указанные в оспариваемом Порядке, с отдельными полномочиями Российской Федерации в области лесных отношений.
Что касается заявленного требования об оспаривании отдельных положений пункта 3.1.7 Порядка, представители краевого Правительства указали, что нормами Лесного кодекса РФ и Порядком заполнения и подачи лесной декларации, утвержденным Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 08.12.2008 № 529, не регламентировано рассмотрение лесной декларации. Принятие лесных деклараций осуществляется Агентством по природопользованию Пермского края. Лесничествами декларации рассматриваются лишь на предмет их соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов, данные о которых находятся в лесничествах.
Заслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованного лица, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
На основании ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление ряда полномочий в области лесных отношений, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, а также обязательные для исполнения методические и инструктивные материалы об осуществлении таких полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 83 данного Кодекса).
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти согласовывает структуру уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные им полномочия (пункт 1 части 9 той же статьи).
Анализ положений части 1, пункта 1 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ свидетельствует о том, что полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Закона Пермского края "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" от 07.09.2007 № 107-ПК предусмотрено, что систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.
На основании статьи 24 настоящего Закона от 07.09.2007 № 107-ПК для осуществления своих полномочий на территориях административно-территориальных образований Пермского края исполнительные органы государственной власти Пермского края могут создавать свои территориальные органы (обособленные структурные подразделения); территориальные органы (обособленные структурные подразделения) исполнительного органа государственной власти Пермского края создаются исполнительным органом государственной власти Пермского края в соответствии с Положением об исполнительном органе государственной власти Пермского края в целях обеспечения доступности оказания государственных услуг или эффективности осуществления контроля и(или) надзора в определенной сфере государственного управления; территориальный орган (обособленное структурное подразделение) исполнительного органа государственной власти Пермского края осуществляет деятельность в соответствии с Положением о нем, утверждаемым руководителем исполнительного органа государственной власти Пермского края.
Таким образом, Закон Пермского края "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" содержит полный и исчерпывающий перечень организационно-правовых форм органов исполнительной власти Пермского края и определения каждой из данных форм. Государственные краевые учреждения (лесничества) не отнесены указанным Законом к органам исполнительной власти края.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.10 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 22.02.2008 № 28-п, Агентство по природопользованию Пермского края является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим полномочия Российской Федерации и реализующим правоприменительные функции в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Пермского края; Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные государственные краевые учреждения.
Положением об Агентстве по природопользованию Пермского края не предусмотрено создание территориальных органов Агентства в виде государственных краевых учреждений (лесничеств).
На основании части 4 статьи 23 Лесного кодекса РФ реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Пермского края от 2 февраля 2009 года № 42-п утвержден Порядок деятельности лесничих на территории Пермского края. Исходя из преамбулы данного Постановления прилагаемый порядок утвержден в соответствии со статьями 23 и 83 Лесного кодекса РФ.
Согласно абзацу 1 пункта 1.2.4 оспариваемого Порядка государственное краевое учреждение (лесничество) является некоммерческой организацией, созданной в целях реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю, осуществляющей деятельность в границах лесничества.
В указанном пункте не конкретизирован предмет деятельности государственных краевых учреждений (лесничеств). Отсутствует конкретизация предмета деятельности лесничеств и в иных пунктах Порядка. Содержащиеся в разделах II, III, IV основные задачи и функции определяют компетенцию не лесничеств, а лесничих.
Так как содержание пункта 1.2.4 Порядка не позволяет с определенной ясностью установить предмет деятельности ГКУ (лесничеств), допущенная неопределенность позволяет сделать вывод о том, что данные учреждения созданы для реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю. Между тем, осуществление таких полномочий может производиться лишь уполномоченными органами исполнительной власти Пермского края. Указанная неопределенность свидетельствует о противоречии данной нормы в части слов "созданная в целях реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю" федеральному законодательству. Нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивает единообразного понимания и толкования пункта 1.2.4 Порядка в указанной части, что влечет нарушение принципа верховенства закона.
Анализируя пункт 1.2.4 Порядка на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд не может согласиться с доводом представителей Правительства края о том, что государственные учреждения (лесничества) были созданы в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 26.11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ.
На основании пункта 3 статьи 26.11 данного Федерального закона, в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут создавать государственные унитарные предприятия, государственные учреждения и другие организации. Между тем, указанные в части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ полномочия в области лесных отношений, переданные Российской Федерацией своим субъектам, не подпадают под полномочия, перечисленные в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.
Не может быть принят во внимание и довод представителей краевого Правительства о том, что структура органов, исполняющих отдельные полномочия в области лесных отношений на территории Пермского края, была согласована с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Из письма заместителя министра природных ресурсов РФ от 14.01.2008 № 02-14-29/174 следует, что Министерство природных ресурсов РФ согласовало структуры уполномоченных органов исполнительной власти Пермского края, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, - Министерства природных ресурсов Пермского края, Агентства по природопользованию Пермского края и Инспекции по надзору в сфере природопользования Пермского края. Однако, как указано выше, государственные краевые учреждения (лесничества) не являются структурными подразделениями органов исполнительной власти Пермского края и не входят в структуру исполнительных органов государственной власти Пермского края, утвержденную Указом губернатора Пермского края от 29.12.2007 № 121.
В силу положений пункта 1 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласовывается структура уполномоченных на осуществление переданных им полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, государственные краевые учреждения (лесничества), не относящиеся к органам исполнительной власти края, не могут быть уполномочены на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю.
Суд не находит оснований для признания недействующими и не подлежащими применению пунктов 1.2.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.4, 1.5 в оспариваемой части.
Поскольку на основании пункта 3 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях осуществления полномочий, указанных в статье 26.3 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Закона, могут создавать государственные учреждения, Агентство по природопользованию Пермского края вправе являться учредителем государственных учреждений, созданных в указанных целях, и потому вправе являться учредителем ПСУ (лесничеств).
На основании пункта 4.3 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края Агентство вправе по поручению Правительства края выступать учредителем государственных краевых учреждений, заключать трудовые договоры с руководителями этих учреждений.
Пунктом 1.10 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края также предусмотрена возможность осуществления Агентством своей деятельности через подведомственные краевые учреждения. Таким образом, пункт 1.2.3 Порядка не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Что касается пунктов 1.3.1, 1.3.2 Порядка, определяющих, кто является лесничими, суд анализирует положения этих пунктов исходя из содержания не оспоренного прокурором пункта 1.2.5 Порядка, согласно которому лесничий - должностное лицо, обеспечивающее выполнение реализации лесохозяйственного регламента лесничества.
Такое понятие лесничего согласуется и с положениями статьи 23 Лесного кодекса РФ. Из содержания данной статьи не усматривается, что лесничие не являются работниками лесничеств и лесопарков. Таким образом, лесничими могут быть директор ГКУ (лесничества), его заместитель и руководитель подразделения и они могут назначаться на должность или освобождаться от должности учредителем лесничеств, как то предусмотрено пунктом 1.5 Порядка и соответствует положениям абзаца 2 части 3 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ, в силу которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют предмет и цели деятельности учреждений, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Отсутствует противоречие федеральному законодательству и в части слов "уставом учреждения" пункта 1.4 Порядка. Согласно указанному пункту лесничие в своей деятельности руководствуются уставом учреждения. Оспаривая этот пункт в данной части, прокурор не привел нормативных правовых актов, которым бы не соответствовали оспариваемые положения. Какого-либо несоответствия законодательству в этой части не установлено и судом.
Суд находит основанным на законе требование заместителя краевого прокурора о признании недействующим второго предложения абзаца первого пункта 3.1.7 Порядка, в соответствии с которым лесничий в порядке, установленном Учредителем ГКУ (лесничеств), рассматривает лесную декларацию на предмет ее соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов.
Указанный пункт Порядка в указанной части противоречит частям 2, 3 статьи 81, статье 82 Лесного кодекса РФ, Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 8 декабря 2008 года № 529.
Так, согласно ч. 2 ст. 82 Лесного кодекса РФ лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Исходя из положений ч. 3 ст. 26, п. 3 ст. 81 настоящего Кодекса форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пунктов 10 и 11 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 8 декабря 2008 года № 529, второй экземпляр лесной декларации представляется лесопользователем в уполномоченный орган; уполномоченный орган в случае выявления несоответствия представленной лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесного участка, недостоверных сведений, изложенных в лесной декларации, отказывает в ее приемке и в течение пяти дней со дня получения лесной декларации извещает об этом лесопользователя; в случае выявления несоответствия лесной декларации проекту освоения лесов в течение декларируемого периода уполномоченный орган направляет лесопользователю требование о внесении соответствующих изменений.
Исходя из содержания ч. 2 ст. 26 Лесного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления являются уполномоченными на принятие и рассмотрение лесной декларации органами.
Пунктом 3.1.10 Положения об Агентстве по природопользованию Пермского края предусмотрено, что данное Агентство организует принятие лесных деклараций.
Как пояснила в судебном заседании представитель Правительства края Черепанова М.С., руководителем Агентства принимается решение по существу поданной лесной декларации. Таким образом, именно Агентство по природопользованию Пермского края является органом, уполномоченным на рассмотрение лесной декларации.
Как указано выше, лесничества, будучи государственными краевыми учреждениями, к органам государственной власти не относятся, в связи с чем наделение лесничих, являющихся должностными лицами ГКУ (лесничеств), полномочиями по рассмотрению лесных деклараций не соответствует требованиям федерального законодательства.
В силу пункта 11 Порядка заполнения и подачи лесной декларации, утвержденной Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 8 декабря 2008 года № 529, именно уполномоченный орган рассматривает лесную декларацию на предмет ее соответствия проекту освоения лесов.
Кроме того, предоставление учредителю ГКУ (лесничеств) права устанавливать порядок рассмотрения лесной декларации не соответствует ч. 2 ст. 26, п. 3 ст. 81 Лесного кодекса РФ и приведенному выше Порядку заполнения и подачи лесной декларации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198, 199, 253 ч. 1, 2 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок деятельности лесничих на территории Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 02.02.2009 № 42-п, в следующей части:
- абзац 1 пункта 1.2.4 в части слов "созданная в целях реализации отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных Пермскому краю";
- абзац 1 пункта 3.1.7 в части второго предложения, а именно в части слов "При этом Лесничий в порядке, установленном Учредителем ГКУ (лесничеств), рассматривает лесную декларацию на предмет ее соответствия лесохозяйственному регламенту лесничества и проекту освоения лесов".
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края.
Отказать заместителю прокурора Пермского края в удовлетворении заявления в остальной части.
Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - с 28 июля 2009 года.

Судья п.п.
ВАСИЛЬЕВА О.А.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru