Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ И ТОРГОВЛИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 25 августа 2009 г. № 89

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА,
НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

Во исполнение пункта 4 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 19 марта 2009 г. № 121, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области приказывает:
1. Утвердить прилагаемую Методику оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области - руководителя департамента инвестиционной политики и инвестиционных программ (Майорова).
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.





Утверждена
Приказом
министерства экономического развития,
инвестиций и торговли
Самарской области
от 25 августа 2009 г. № 89

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика предназначена для оценки эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения (далее - оценка эффективности), по инвестиционным проектам, предусматривающим строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства и (или) осуществление иных инвестиций в основной капитал, финансируемых полностью или частично за счет средств областного бюджета (далее - инвестиционный проект).
2. Оценка эффективности осуществляется на основе интегральной оценки эффективности, а также оценки эффективности на основе качественных и количественных критериев путем определения балла оценки по каждому из указанных критериев.
3. Настоящая Методика устанавливает общие требования к расчету интегральной оценки эффективности, а также расчету оценки эффективности на основе качественных и количественных критериев.

II. Состав, порядок определения баллов оценки
качественных критериев и оценки эффективности на основе
качественных критериев

4. Оценка эффективности осуществляется на основе следующих качественных критериев:
а) наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления;
б) соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в областных целевых программах, прогнозах и стратегии социально-экономического развития Самарской области;
в) комплексный подход к решению конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с мероприятиями, предусмотренными федеральными, областными и ведомственными целевыми программами;
г) необходимость строительства (реконструкции и технического перевооружения) объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления полномочий, отнесенных к их компетенции;
д) обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств областного бюджета;
е) социальная значимость объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта;
ж) наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных инвестиционным проектом, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
з) наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных инвестиционным проектом, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
5. Оценка эффективности на основе качественных критериев (Ч1) рассчитывается по следующей формуле:

                            К1
                      Ч1 = Сумма б x 100% / (К - К   ),
                            i=1   i           1   1нп

где:
    б - балл оценки i-го качественного критерия;
     i
    К  - общее число качественных критериев;
     1
    К    - число критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.
     1нп

6. Требования к определению баллов оценки по каждому из качественных критериев установлены пунктами 7 - 14 настоящей Методики.
Возможные значения баллов оценки по каждому из качественных критериев приведены в графе "Допустимые баллы оценки" таблицы № 1 "Оценка соответствия инвестиционного проекта качественным критериям" приложения № 1 к настоящей Методике. (Не приводится.)
7. Критерий - наличие четко сформулированной цели инвестиционного проекта с определением количественного показателя (показателей) результатов его осуществления.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если в паспорте инвестиционного проекта и обосновании экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений дана четкая формулировка конечных социально-экономических результатов реализации инвестиционного проекта и определены характеризующие их количественные показатели (показатель).
Конечные социально-экономические результаты реализации проекта - эффект для потребителей, населения, получаемый от товаров, работ или услуг, произведенных после реализации инвестиционного проекта.
Рекомендуемые показатели, характеризующие конечные социально-экономические результаты реализации проекта по различным видам деятельности и типам проектов, приведены в приложении № 3 к настоящей Методике. (Приложение не приводится.) Заявитель вправе определить иные показатели с учетом специфики инвестиционного проекта.
8. Критерий - соответствие цели инвестиционного проекта приоритетам и целям, определенным в областных целевых программах, прогнозах и стратегии социально-экономического развития Самарской области.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если цель инвестиционного проекта соответствует одному из приоритетов и целей в указанных документах. Для обоснования оценки заявитель приводит формулировку приоритета и цели со ссылкой на соответствующий документ.
9. Критерий - комплексный подход к решению конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта во взаимосвязи с мероприятиями, предусмотренными федеральными, областными и ведомственными целевыми программами.
Обоснованием комплексного подхода к реализации конкретной проблемы в рамках инвестиционного проекта (балл, равный 1) являются:
а) для инвестиционных проектов, включенных в одну из указанных программ, - соответствие цели инвестиционного проекта задаче программного мероприятия, решение которой обеспечивает реализация предлагаемого инвестиционного проекта. Заявитель приводит наименование соответствующей целевой программы, а также наименование программного мероприятия, выполнение которого обеспечит осуществление инвестиционного проекта. Для областных целевых программ также указывается дата принятия Губернатором Самарской области решения о ее разработке, а для ведомственных целевых программ - реквизиты принятого руководителем субъекта бюджетного планирования решения о ее разработке;
б) для инвестиционных проектов, не включенных в указанные целевые программы, указываются реквизиты документа, содержащего оценку влияния реализации инвестиционного проекта на комплексное развитие Самарской области и муниципального образования, на территории которого реализуется инвестиционный проект.
10. Критерий - необходимость строительства (реконструкции или технического перевооружения) объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, в связи с осуществлением соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления полномочий, отнесенных к их компетенции.
Балл, равный 1, присваивается при наличии обоснования невозможности осуществления государственными органами и органами местного самоуправления полномочий, отнесенных к их компетенции:
а) без строительства объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта;
б) без реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства (с документальным подтверждением необходимости осуществления мероприятий по реализации инвестиционного проекта: указание степени изношенности конструкций, обоснование необходимости замены действующего и/или приобретения нового оборудования).
11. Критерий - обоснование необходимости реализации инвестиционного проекта с привлечением средств областного бюджета.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если строительство (реконструкция, техническое перевооружение) объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта, предусмотрено проектами областных целевых программ, решение о разработке которых принято Губернатором Самарской области, ведомственных целевых программ, решение о разработке которых принято руководителем субъекта бюджетного планирования, либо предусмотрено постановлениями Правительства Самарской области. Заявителем указываются наименование и реквизиты соответствующих документов.
По инвестиционным проектам, финансирование которых планируется осуществлять частично за счет средств областного бюджета, балл, равный 1, присваивается при его соответствии также следующим требованиям:
а) наличие документального подтверждения каждого участника реализации инвестиционного проекта об осуществлении финансирования (софинансирования) инвестиционного проекта с указанием объема и сроков финансирования (софинансирования);
б) соответствие предполагаемого объема и сроков софинансирования проекта в представленных документах объему и срокам софинансирования, предусмотренных паспортом инвестиционного проекта.
Критерий не применим в отношении инвестиционных проектов, планирующих строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной собственности Самарской области.
12. Критерий - социальная значимость объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается в случае, если заявителем приведено обоснование, подтверждающее наличие не менее одного из следующих положительных социальных эффектов: уровня занятости населения в трудоспособном возрасте; повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем; улучшение состояния окружающей среды; повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.
13. Критерий - наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных инвестиционным проектом, за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке не требуется получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Подтверждением соответствия инвестиционного проекта указанному критерию (балл, равный 1) являются:
а) для проектов, проектная документация которых разработана и утверждена застройщиком (заказчиком) - наличие в представленных заявителем документах копии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (если проектная документация объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации);
б) указанный заявителем номер подпункта и пункта статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым государственная экспертиза проектной документации предполагаемого объекта капитального строительства не проводится.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, по которым подготавливается решение о предоставлении средств областного бюджета на подготовку проектной документации и проведение инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, либо о предоставлении средств областного бюджета на условиях софинансирования на реализацию инвестиционных проектов, проектная документация по которым будет разработана без использования средств областного бюджета. Подтверждением указанного положения является согласованное с субъектом бюджетного планирования задание на проектирование объекта капитального строительства, создаваемого в рамках инвестиционного проекта.
14. Критерий - наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных инвестиционным проектом.
Подтверждением соответствия инвестиционного проекта указанному критерию (балл, равный 1) является наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости инвестиционного проекта в отношении объектов капитального строительства, предусмотренных инвестиционным проектом с указанием соответствующих реквизитов:
а) для проектов, не требующих получения заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
б) для проектов, проектная документация которых имеет положительное заключение государственной экспертизы, но требуется корректировка сметной стоимости объекта капитального строительства в связи с изменением периода строительства.
Критерий не применим к инвестиционным проектам, по которым имеются положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, предусматривающие оценку достоверности сметной стоимости объекта.

III. Состав, порядок определения баллов оценки
и весовых коэффициентов количественных критериев и оценки
эффективности на основе количественных критериев

15. Оценка эффективности осуществляется на основе следующих количественных критериев:
а) значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
б) отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта;
в) изменение уровня обеспеченности населения Самарской области определенным видом продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта;
г) наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства;
д) обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.
16. Оценка эффективности на основе количественных критериев (Ч2) рассчитывается по следующей формуле:

                             К2
                      Ч2 = Сумма б   x Р ,
                            2i=1  2i    i

где:
    б - балл оценки i-го количественного критерия;
    2i
    Р - весовой коэффициент i-го количественного критерия, в процентах;
     i
    К2 - общее число количественных критериев.
Сумма весовых коэффициентов по всем количественным критериям составляет 100%.
17. Требования к определению баллов оценки по каждому из количественных критериев установлены пунктами 18 - 22 настоящей Методики.
Значения весовых коэффициентов количественных критериев в зависимости от типа инвестиционного проекта, устанавливаемые в целях настоящей Методики, приведены в приложении № 2 к настоящей Методике. (Приложение не приводится.)
Возможные значения баллов оценки по каждому из количественных критериев приведены в графе "Допустимые баллы оценки" таблицы № 2 "Оценка соответствия инвестиционного проекта количественным критериям" приложения № 1 к настоящей Методике. (Не приводится.)
18. Критерий - значения количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта.
Для присвоения балла, равного 1, представленные заявителем в паспорте проекта инвестиционного проекта значения количественных показателей результатов его реализации должны отвечать следующим требованиям:
а) наличие показателя (показателей), характеризующих непосредственные (прямые) результаты реализации инвестиционного проекта (мощность объекта капитального строительства, общая площадь объекта, общий строительный объем и т.д.) с указанием единиц измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения;
б) наличие не менее одного показателя, характеризующего конечные социально-экономические результаты реализации проекта.
19. Критерий - отношение сметной стоимости инвестиционного проекта к значениям количественных показателей (показателя) результатов реализации инвестиционного проекта.
Сметная стоимость объекта капитального строительства, создаваемого в рамках реализации инвестиционного проекта, указывается в ценах года получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, а при его отсутствии - в ценах года представления паспорта инвестиционного проекта (с указанием года ее определения).
Балл, равный 1, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости объекта капитального строительства к количественным показателям (показателю) результатов реализации проекта не превышает сметную норму, определяющую потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (укрупненный норматив цены строительства), включенную в установленном порядке в федеральный или территориальный реестр сметных нормативов, а в случае ее отсутствия - значение отношения сметной стоимости объекта капитального строительства к количественным показателям (показателю) по проектам-аналогам.
Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости объекта капитального строительства к количественным показателям (показателю) результатов реализации проекта превышает не более чем на 5 процентов сметную норму, определяющую потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (укрупненный норматив цены строительства), включенную в установленном порядке в федеральный или территориальный реестр сметных нормативов, а в случае ее отсутствия - значение отношения сметной стоимости объекта капитального строительства к количественным показателям (показателю) по проектам-аналогам.
Балл, равный 0, присваивается проекту, если значение отношения сметной стоимости объекта капитального строительства к количественным показателям (показателю) результатов реализации проекта превышает более чем на 5 процентов хотя бы по одному показателю сметную норму, определяющую потребность в финансовых ресурсах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции (укрупненный норматив цены строительства), включенную в установленном порядке в федеральный или территориальный реестр сметных нормативов, а в случае ее отсутствия - значение отношения сметной стоимости объекта капитального строительства к количественным показателям (показателю) по проектам-аналогам.
При определении значения баллов сметные стоимости объектов капитального строительства, создаваемых (созданных) в ходе реализации проектов-аналогов, должны представляться в ценах года определения сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках реализации инвестиционного проекта. Приведение сметной стоимости объектов капитального строительства по проектам-аналогам к указанному уровню цен должно осуществляться с использованием индексов-дефляторов инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, разработанных Минэкономразвития России в составе сценарных условий и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и доведенных до федеральных органов исполнительной власти после утверждения Правительством Российской Федерации.
20. Критерий - изменение уровня обеспеченности населения Самарской области определенным видом продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта.
Для расчета указанного критерия заявитель использует статистические данные обеспеченности муниципального образования Самарской области, на территории которого реализуется проект (далее - муниципальное образование), определенным видом продукции (услуг) за последний отчетный период с учетом прироста уровня обеспеченности от реализации инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если уровень обеспеченности муниципального образования определенным видом продукции (услуг) после реализации проекта достигает или превышает среднеобластное значение, но не превышает нормативное значение, закрепленное в соответствующих документах.
Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если уровень обеспеченности муниципального образования определенным видом продукции (услуг) после реализации проекта возрастает, но при этом не достигает среднеобластного значения.
Балл, равный 0, присваивается проекту, если уровень обеспеченности муниципального образования определенным видом продукции (услуг) после реализации проекта превышает нормативное значение.
Балл, равный 1, присваивается проекту также в случае, если в рамках проекта предполагается производство импортозамещающей продукции (работ, услуг). Для обоснования соответствия критерию заявитель указывает объемы, основные характеристики аналогичной импортируемой продукции.
21. Критерий - наличие потребителей продукции (услуг), создаваемой в результате реализации инвестиционного проекта, в количестве, достаточном для обеспечения проектируемого (нормативного) уровня использования проектной мощности объекта капитального строительства.
Заявитель приводит обоснование спроса (потребности) на продукцию (услуги), создаваемую в результате реализации инвестиционного проекта.
Балл, равный 1, присваивается проекту, если потребность в данной продукции (услугах) превышает или обеспечивается уровнем использования 100 процентов проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства.
Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства в размере менее 100 процентов, но не ниже 75 процентов проектной мощности.
Балл, равный 0, присваивается проекту, если потребность в данной продукции (услугах) обеспечивается уровнем использования проектной мощности создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства в размере менее 75 процентов проектной мощности.
Потребность в продукции (услугах) определяется на момент ввода создаваемого (реконструируемого) в рамках реализации инвестиционного проекта объекта капитального строительства с учетом уже созданных и создаваемых мощностей в данной сфере деятельности.
22. Критерий - обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в объемах, достаточных для реализации инвестиционного проекта.
Заявитель приводит обоснование планируемого обеспечения создаваемого (реконструируемого) объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой.
Балл, равный 1, присваивается проекту в случаях:
а) если на площадке, отводимой под предлагаемое строительство, уже имеются все виды инженерной и транспортной инфраструктуры в необходимых объемах;
б) если для предполагаемого объекта капитального строительства в силу его функционального назначения инженерная и транспортная инфраструктура не требуется (например, берегоукрепительные работы, строительство дорог и т.д.).
Балл, равный 0,5, присваивается проекту, если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой менее 100 процентов, но не менее 75 процентов от требуемого объема и инвестиционным проектом предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Балл, равный 0, присваивается проекту, если средневзвешенный уровень обеспеченности планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой менее 75 процентов от требуемого объема и инвестиционным проектом не предусмотрены затраты на обеспечение планируемого объекта капитального строительства инженерной и транспортной инфраструктурой в необходимых объемах.
Средневзвешенный уровень обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурой рассчитывается (И):

                            n
                      И = Сумма u  / n,
                            i=1  i

где:
    u - уровень обеспеченности i-м видом инженерной и транспортной инфраструктуры
     i  (энергоснабжение; водоснабжение, теплоснабжение, телефонная связь, объекты
         транспортной инфраструктуры), в процентах;
    n   -   количество   видов   необходимой   инженерной   и  транспортной
инфраструктуры.

IV. Расчет интегральной оценки эффективности

23. Интегральная оценка (Эинт) определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле:

                         Эинт = Ч  x 0,2 + Ч  x 0,8,
                                 1          2

где:
    Ч - оценка эффективности на основе качественных критериев;
     1

    Ч - оценка эффективности на основе количественных критериев;
     2
0,2 и 0,8 - весовые коэффициенты оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев соответственно.
Расчет интегральной оценки приведен в таблице № 3 "Расчет интегральной оценки эффективности" приложения № 1 к настоящей Методике. (Не приводится.)
24. При осуществлении оценки эффективности предельное (минимальное) значение интегральной оценки устанавливается равным 70%. Соответствие или превышение числового значения интегральной оценки установленному предельному значению свидетельствует об эффективности инвестиционного проекта и целесообразности его финансирования полностью или частично за счет средств областного бюджета.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru