Вопрос: Предприятие имеет лицензию на право осуществления закупки, хранения и оптовой реализации алкогольной продукции. В целях стимулирования конечного потребителя планируется проводить рекламные акции в точках розничной продажи наших контрагентов, сопровождающиеся бесплатной раздачей образцов алкогольной продукции физическим лицам - покупателям (неопределенному кругу лиц). Вправе ли организация проводить такие мероприятия и можно ли учесть в расходах по налогу на прибыль в пределах норматива) стоимость переданной на рекламные цели продукции?
Ответ: В соответствии с п. 4 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается только в организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о рекламе. При этом к участию в раздаче образцов алкогольной продукции запрещается привлекать несовершеннолетних, а также запрещается предлагать им такие образцы.
Розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий.
Согласно статье 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот алкогольной продукции допускается только при наличии документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, к которым относятся:
- товарно-транспортная накладная;
- справка к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции российского производства);
- справка к грузовой таможенной декларации (для импортной алкогольной продукции).
Таким образом, рекламные акции, сопровождающиеся раздачей образцов алкогольной продукции, могут быть проведены только при соблюдении вышеуказанных требований законодательства о рекламе и законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 названной статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы организации на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения прибыли учитываются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
К расходам на участие в выставках, ярмарках, экспозициях следует относить расходы по оплате вступительных взносов, разрешений и т.п. для участия в подобных выставках.
Расходы, связанные с раздачей призов в рамках проведения рекламных мероприятий, относятся к категории расходов на рекламу, ограниченных 1% выручки от реализации. Следовательно, под указанное ограничение подпадают и расходы, связанные с дегустацией рекламируемой продукции, в частности алкогольной продукции.
Таким образом, расходы организации (продавца), связанные с проведением рекламной кампании посредством осуществления в магазинах дегустации алкогольной продукции, относятся в целях налогообложения прибыли к нормируемым расходам на рекламу.
При этом в целях правомерности исчисления налога на прибыль расходы на проведение дегустаций, раздачу продукции необходимо производить с учетом требований, предъявляемых законодательством к рекламе.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ "реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке".
Таким образом, квалифицирующими признаками рекламы являются:
- распространение информации среди неопределенного круга лиц;
- цель информации - формирование и поддержание интереса к предприятию и его товарам.
В целях правомерного отнесения расходов, уменьшающих доходы от реализации, налогоплательщик не ограничен в выборе средств и методов обоснования своих расходов. Основной признак расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, сводится к наличию связи с деятельностью, направленной на получение дохода.
Отдел налогообложения юридических лиц
Управления ФНС России
по Удмуртской Республике