Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ханты-Мансийский АО


АДМИНИСТРАЦИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2009 г. № 169

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

На основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года № 144-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2007 - 2011 годы" (с изменениями на 31 марта 2009 года), постановления администрации Ханты-Мансийского района от 14 сентября 2009 года № 120 "О долгосрочных целевых программах Ханты-Мансийского района", в целях обеспечения комплексного решения проблем по профилактике и снижению заболеваемости социально значимыми заболеваниями на территории Ханты-Мансийского района:
1. Утвердить муниципальную целевую программу "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на территории Ханты-Мансийского района на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его опубликования (обнародования) в газете "Наш район", но не ранее 1 января 2010 года.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы района В.С.Седунова.

Глава
Ханты-Мансийского района
Ю.Т.МАНЧЕВСКИЙ





ПРОГРАММА
"ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА
С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

г. Ханты-Мансийск
2009 год

Оглавление Программы

1.  Паспорт Программы                                                    4
2.  Технико-экономическое обоснование Программы                          7
3.  Описание имеющихся проблем, оценка существующей ситуации             7
4.  Основные цели и задачи Программы                                     9
5.  Сроки и этапы реализации Программы                                   10
6.  Основные мероприятия Программы                                       10
7.  Объемы и источники финансирования Программы                          15
8.  Исполнители Программы                                                15
9.  Оценка ожидаемой эффективности Программы                             15
10. Механизм реализации Программы                                        16
11. Механизм контроля за реализацией Программы                           17
12. Приложение к Программе                                               18

1. Паспорт Программы

┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование  │"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального      │
│Программы     │характера на территории Ханты-Мансийского района на 2010 -│
│              │2012 годы"                                                │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Правовое      │Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28   │
│основание для │декабря 2006 года № 144-оз "О программе Ханты-Мансийского │
│разработки    │автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с      │
│Программы     │заболеваниями социального характера на 2007 - 2011 годы"  │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик      │администрация Ханты-Мансийского района                    │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик   │комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского│
│Программы     │района (далее - комитет по здравоохранению)               │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнитель   │комитет по здравоохранению                                │
│Программы     │                                                          │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные цели │снижение заболеваемости, инвалидности и смертности        │
│Программы     │населения района;                                         │
│              │стабилизация эпидемиологической ситуации в районе,        │
│              │обусловленной заболеваниями социального характера, на     │
│              │основе комплексного решения проблем их профилактики,      │
│              │диагностики, лечения и реабилитации больных;              │
│              │комплексное решение проблем профилактики, диагностики,    │
│              │лечения артериальной гипертонии, реабилитация больных с ее│
│              │осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения    │
│              │сердечно-сосудистыми заболеваниями, инвалидности и        │
│              │смертности от их осложнений;                              │
│              │улучшение качества жизни больных, страдающих заболеваниями│
│              │социального характера                                     │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи        │проведение и совершенствование мероприятий по             │
│Программы     │предупреждению заболеваний социального характера, создание│
│              │устойчиво действующей системы информирования населения о  │
│              │мерах личной и общественной профилактики заболеваний      │
│              │социального характера;                                    │
│              │укрепление и восстановление материально-технической базы  │
│              │муниципальных учреждений здравоохранения района;          │
│              │обеспечение раннего выявления заболеваний социального     │
│              │характера, современного уровня диагностики посредством    │
│              │приобретения специализированного диагностического         │
│              │оборудования;                                             │
│              │уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний│
│              │социального характера на состояние здоровья населения, в  │
│              │том числе репродуктивного;                                │
│              │повышение профессиональных знаний медицинских работников  │
│              │по профилактике, раннему выявлению, диагностике и лечению │
│              │заболеваний социального характера                         │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки и этапы │2010 - 2012 годы;                                         │
│реализации    │реализация Программы осуществляется в 3 этапа:            │
│Программы     │I этап - 2010 год,                                        │
│              │II этап - 2011 год,                                       │
│              │III этап - 2012 год                                       │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и      │общий объем финансирования Программы за счет средств      │
│источники     │администрации района на 2010 - 2012 годы составляет 6000,0│
│финансирования│тыс. руб., в том числе на:                                │
│Программы     │2010 год - 2000,0 тыс. рублей,                            │
│              │2011 год - 2000,0 тыс. рублей,                            │
│              │2012 год - 2000,0 тыс. рублей                             │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Оценка        │1. В результате реализации подпрограммы "Неотложные меры  │
│ожидаемой     │по борьбе с туберкулезом" в Ханты-Мансийском районе       │
│эффективности │ожидается:                                                │
│Программы     │1.1. Увеличение охвата населения флюорографическим        │
│              │обследованием с 78,3 процента до 80 процентов.            │
│              │1.2. Снижение показателя пораженности (болезненности)     │
│              │туберкулезом с 219,5 до 205,4 на 100 тыс. населения (на 5 │
│              │- 6 процентов).                                           │
│              │1.3. Снижение показателя первичной заболеваемости         │
│              │туберкулезом с 42,3 до 40,0 на 100 тыс. населения.        │
│              │1.4. Снижение показателя смертности от туберкулеза с 6,0  │
│              │до 0,0 на 100 тыс. населения.                             │
│              │2. В результате реализации подпрограммы "О мерах по       │
│              │развитию онкологической помощи" в Ханты-Мансийском районе │
│              │ожидается:                                                │
│              │2.1. Совершенствование диагностики, направленной на раннее│
│              │выявление онкозаболеваний.                                │
│              │2.2. Снижение количества лиц с впервые выявленными        │
│              │запущенными формами злокачественных новообразований.      │
│              │2.3. Своевременное выявление лиц с предопухолевыми        │
│              │заболеваниями.                                            │
│              │2.4. Снижение показателя смертности от злокачественных    │
│              │новообразований с 241,6 до 229,6 на 100 тыс. населения.   │
│              │2.5. Снижение показателя одногодичной летальности от      │
│              │злокачественных новообразований с 38,3 до 36,2 на 100 тыс.│
│              │населения.                                                │
│              │3. В результате реализации подпрограммы "Профилактика и   │
│              │лечение сердечно-сосудистых заболеваний" в Ханты-         │
│              │Мансийском районе ожидается:                              │
│              │3.1. 90-процентный охват диспансерным наблюдением больных │
│              │сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипертоническая       │
│              │болезнь, ишемическая болезнь сердца) на ранних стадиях.   │
│              │3.2. Увеличение количества больных, осведомленных о       │
│              │наличии у них сердечно-сосудистых заболеваний, с 50 до 70 │
│              │процентов.                                                │
│              │3.3. Снижение числа осложнений сердечно-сосудистых        │
│              │заболеваний.                                              │
│              │3.4. Снижение уровня смертности от сердечно-сосудистых    │
│              │заболеваний на 20 процентов.                              │
│              │4. В результате реализации подпрограммы "Сахарный диабет" │
│              │в Ханты-Мансийском районе ожидается:                      │
│              │4.1. Стопроцентное обеспечение данной категории лиц       │
│              │средствами самоконтроля и сахароснижающими препаратами.   │
│              │4.2. Улучшение качества жизни больных сахарным диабетом   │
│              │путем достижения компенсации углеводного обмена у 40      │
│              │процентов больных.                                        │
│              │4.3. Увеличение продолжительности жизни больных сахарным  │
│              │диабетом на 5 лет.                                        │
│              │4.4. Снижение числа больных, перенесших калечащие         │
│              │операции.                                                 │
│              │4.5. Снижение уровня инвалидизации больных сахарным       │
│              │диабетом.                                                 │
│              │5. В результате реализации подпрограммы "Профилактика     │
│              │заболеваний социального характера в Ханты-Мансийском      │
│              │районе" ожидается:                                        │
│              │5.1. Повышение показателя массовости мероприятий по       │
│              │профилактике заболеваний социального характера с 0,3 до   │
│              │0,5 на 1 жителя района.                                   │
│              │5.2. Повышение показателя информированности населения с   │
│              │43,3 до 100 на 10 тыс. населения.                         │
│              │5.3. Повышение показателя обучаемости в "школах здоровья" │
│              │с 10 до 50 на 10 тыс. населения.                          │
│              │6. В результате реализации подпрограммы
│              │"Вакцинопрофилактика" в Ханты-Мансийском районе ожидается:│
│              │6.1. Достижение высокого уровня охвата профилактическими  │
│              │прививками населения района.                              │
│              │6.2. Обеспечение учреждений здравоохранения района        │
│              │медицинскими иммунобиологическими препаратами по          │
│              │эпидемическим показаниям.                                 │
└──────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────┘

2. Технико-экономическое обоснование Программы

Программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на территории Ханты-Мансийского района на 2010 - 2012 годы" разработана на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 декабря 2006 года № 144-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" на 2007 - 2011 годы" (с изменениями, внесенными Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2008 года № 134-оз), в соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 июля 2009 года № 311-рп.
Целесообразность принятия Программы на последующие три года продиктована необходимостью продолжения комплексного решения проблем по профилактике и снижению заболеваемости социально значимыми заболеваниями.
Одной из причин осуществления комплексного подхода к решению данного вопроса является разнообразие методов профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний.
Реализация программных мероприятий в период 2006 - 2009 годов позволила добиться ряда положительных результатов, но складывающаяся эпидемиологическая и социальная обстановка диктует необходимость продолжения реализации программных мероприятий.

3. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации

Целесообразность использования программно-целевого подхода при решении проблем, связанных с заболеваниями социального характера, уже была подтверждена результатами реализации действовавшей в Ханты-Мансийском районе с 2006 года муниципальной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2006 - 2009 годы". Необходимость продолжения комплексного решения проблем обусловлена рядом следующих объективных причин:
сложность и многообразие методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
потребность в координации усилий органов муниципальной власти различных уровней.
Реализация программных мероприятий была направлена на совершенствование кадрового потенциала путем повышения профессиональной подготовки медицинских работников, расширение санитарно-просветительной работы по социально значимым заболеваниям, обеспечение медикаментами и изделиями медицинского назначения пациентов, укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений через оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений современным медицинским оборудованием, на улучшение обследования пациентов и своевременной диагностики через оплату проезда к месту лечения, консультации и обратно.
В результате выполнения программных мероприятий удалось достичь определенных положительных результатов.
Продолжение реализации мероприятий по данной Программе обусловлено существующей ситуацией по социально значимым заболеваниям.
За 2009 год выросло число пациентов с впервые установленным диагнозом "туберкулез" (12 человек за 8 месяцев 2009 года, 7 человек за весь период 2008 года). Анализ социального положения пациентов показывает, что более половины из заболевших составляют неработающие молодые люди. Таким образом, работа по данному направлению требует своего продолжения, особенно в условиях финансово-экономического кризиса и массового освобождения из мест лишения свободы лиц, больных туберкулезом.
В Ханты-Мансийском районе по итогам 2008 года онкологическая заболеваемость заняла второе место. Ежегодно отмечается прирост онкологических больных не только в районе, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, но и по России. По этим причинам необходимо совершенствование ранней диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных, что имеет не только медицинское, но и важное социально-экономическое значение.
Смертность от болезней кровообращения по-прежнему занимает лидирующие позиции. За годы реализации программных мероприятий удалось снизить число умерших от болезней системы кровообращения. Этот факт подтверждает положительный социальный эффект проводимых программных мероприятий и требует дальнейшее их продолжение.
Приоритетным направлением в оказании медицинской помощи является ее доступность, в том числе и для коренных малочисленных народов Севера. Учитывая наличие данного раздела работы в окружной программе, необходимо предусмотреть программные мероприятия, направленные на решение вопроса доступности медицинской помощи. Для этого необходимо укрепление материально-технической базы передвижных формирований для организации работы в отдаленных национальных поселках.
Заболеваемость сахарным диабетом продолжает расти и является одной из острых медико-социальных проблем, которая обусловлена ростом заболеваемости и развитием тяжелых осложнений, приводящих к ранней инвалидизации, к снижению продолжительности жизни больных. Рост заболеваемости регистрируется как среди взрослого, так и среди детского населения. Снижение инвалидизации и смертности населения, проживающего в районе, от сахарного диабета и его осложнений, повышение продолжительности и улучшение качества жизни больных сахарным диабетом - сложная задача. Комплексное решение проблем диабета возможно при программно-целевом подходе, позволяющем осуществлять управление диабетом.
Пропаганда профилактической направленности здравоохранения, как приоритетного направления развития отрасли здравоохранения, нуждается в программном подходе. Информированность общественности о здоровом образе жизни и противодействии заболеваниям социального характера рассчитана в перспективе на изменение менталитета людей в сторону формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни.

4. Основные цели и задачи Программы

Основные цели Программы:
снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения района;
стабилизация эпидемиологической ситуации в районе, обусловленной заболеваниями социального характера, на основе комплексного решения проблем их профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии, реабилитация больных с ее осложнениями, снижение уровня заболеваемости населения сердечно-сосудистыми заболеваниями, инвалидности и смертности от их осложнений;
улучшение качества жизни больных, страдающих заболеваниями социального характера;
формирование мотивации здорового образа жизни;
охват профилактическими мероприятиями широких слоев населения.
Задачи Программы:
проведение и совершенствование мероприятий по предупреждению заболеваний социального характера, создание устойчиво действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний социального характера;
укрепление и восстановление материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения района;
обеспечение раннего выявления заболеваний социального характера, современного уровня диагностики посредством приобретения специализированного диагностического оборудования;
уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний социального характера на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного;
повышение профессиональных знаний медицинских работников по профилактике, раннему выявлению, диагностике и лечению заболеваний социального характера.

5. Сроки и этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2010 - 2012 годы.
Реализация Программы осуществляется в 3 этапа:
I этап - 2010 год,
II этап - 2011 год,
III этап - 2012 год.

6. Основные мероприятия Программы

6.1. Подпрограмма "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом" (далее - Подпрограмма).
6.1.1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации.
Туберкулез является медико-социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Эпидемическая обстановка в Ханты-Мансийском районе по туберкулезу остается напряженной и, в целом, соответствует сложившейся неблагоприятной ситуации в России.
В 2008 году в Ханты-Мансийском районе зарегистрировано 7 впервые выявленных больных туберкулезом. Под наблюдением в ОПТД г. Ханты-Мансийска находится 36 жителей района, больных различными формами туберкулеза.
Охват флюорографическим обследованием населения составил 78,3 процента. Из-за недостаточной работы передвижных флюорографов значительно ухудшаются показатели обследования сельского населения.
Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что проблема требует комплексного подхода к ее решению. Это возможно осуществить только в рамках целевой Программы, которая будет способствовать реализации государственной политики по борьбе с туберкулезом, снижению заболеваемости, смертности и инвалидизации, раннему выявлению туберкулеза и внедрению эффективных методов лечения.
6.1.2. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Основными целями Подпрограммы являются: снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности населения, стабилизация эпидемической ситуации по туберкулезу.

]]>
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
проведение широких просветительских мероприятий среди населения по пропаганде здорового образа жизни и профилактике туберкулеза;
оснащение учреждений здравоохранения района современным медицинским, лабораторным и дезинфекционным оборудованием, проведение противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции.
6.2. Подпрограмма "О мерах по развитию онкологической помощи" (далее - Подпрограмма).
6.2.1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации.
Среди социально значимых болезней злокачественные новообразования занимают ведущие позиции в снижении потенциала здоровья населения Ханты-Мансийского района. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в Ханты-Мансийском районе, как и по всей России, неуклонно растет. Заболеваемость составляет 362,5 случая на 100 тыс. населения. В 2008 году отмечается снижение смертности онкологических больных на 11,3 процента. Причиной смерти 40 жителей района явились злокачественные новообразования. На конец 2008 года контингент больных со злокачественными новообразованиями, состоящих на учете у онкологов, составил 262 человека. Смертность на первом году после установления диагноза среди всех зарегистрированных больных раком составляет 38,3 процента, что говорит об ухудшении данного показателя за последние годы и свидетельствует о позднем выявлении этого заболевания.
Для качественного и эффективного лечения больных злокачественными новообразованиями требуется разработка и внедрение стандартов ведения больных в зависимости от уровня и этапов оказания помощи.
Значительные человеческие, трудовые и экономические потери, связанные с онкологическими заболеваниями, превращают проблему из чисто медицинской в медико-социальную, требующую комплексного подхода к ее решению, осуществление которой возможно только в рамках Подпрограммы.
6.2.2. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Основной целью Подпрограммы является стабилизация уровня смертности населения и снижение инвалидизации от онкологических заболеваний на основе комплексного решения проблем профилактики, раннего выявления онкологических заболеваний, диагностики, лечения и реабилитации больных и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Для ее реализации планируется решение следующих задач:
организация санитарно-просветительской работы среди населения по пропаганде здорового образа жизни;
лекарственное обеспечение онкологических больных противоопухолевыми препаратами;
оснащение медицинским оборудованием муниципальных учреждений, оказывающих помощь в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных.
6.3. Подпрограмма "Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний" (далее - Подпрограмма).
6.3.1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации.
Несмотря на снижение заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения, данная патология занимает первое место в структуре первичного выхода на инвалидность и смертности. По данным официальной статистики в 2008 году в Ханты-Мансийском районе зарегистрировано 2890 больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. В сравнении с 2007 годом в 2008 году заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями взрослого населения снизилась на 32,2 процента, смертность - на 14,5 процента.
Ситуацию осложняет недостаточное развитие специализированной кардиологической медицинской помощи на муниципальном уровне.
Напряженная ситуация с артериальной гипертонией и ее осложнениями обусловлена также отсутствием навыков здорового образа жизни у большинства населения, значительным распространением курения и других факторов риска (стрессовые ситуации, питание с избыточным количеством насыщенного жира и поваренной соли, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни и т.д.).
Отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской, просветительной системы, целью которой было бы формирование у населения навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний, приводит к тому, что у 50 процентов больных сердечно-сосудистое заболевание (в частности гипертоническая болезнь) выявляется случайно.
В последние десятилетия наблюдается "омоложение" гипертонической болезни. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка программ укрепления здоровья школьников, профилактики гипертонической болезни у лиц юношеского возраста.
Ранняя диагностика, использование в лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы современных высокоэффективных лекарственных препаратов, обучение больных методам самоконтроля за своим состоянием, приемам оказания самопомощи при его ухудшении позволит избежать или замедлить развитие осложнений, сохранить трудоспособность больных.
6.3.2. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Целью Подпрограммы является снижение уровня инвалидности и смертности населения от сердечно-сосудистой патологии на основе комплексного решения проблем профилактики, углубленной диспансеризации работающего населения, диагностики, лечения и реабилитации больных артериальной гипертонией и ее осложнениями.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение информированности населения о заболевании, факторах риска его развития и осложнениях, формирование у больных сердечно-сосудистой патологией ответственного отношения к своему здоровью путем создания информационно-пропагандистской системы;
создание и оснащение школ здоровья для больных артериальной гипертензией с целью обучения больных методам самоконтроля;
создание условий для раннего выявления сердечно-сосудистого заболевания, повышения эффективности лечения и реабилитации и предотвращения его осложнений.
6.4. Подпрограмма "Сахарный диабет" (далее - Подпрограмма).
6.4.1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации.
Сахарный диабет является острой медико-социальной проблемой, которая обусловлена ростом заболеваемости и развитием тяжелых осложнений, приводящих к ранней инвалидизации и снижению продолжительности жизни больных. Ежегодно отмечается неуклонный рост этого заболевания, преимущественно, за счет сахарного диабета 2 типа. Всего в Ханты-Мансийском районе в 2008 году зарегистрировано 382 больных.
Основной причиной ранней инвалидизации и смертности являются сосудистые осложнения сахарного диабета. Смертность среди больных сахарным диабетом от болезней сердца и инсультов в 2 - 3 раза выше по сравнению с общей популяцией. Поражение почек и слепота у больных с сахарным диабетом наблюдаются более чем в 15 раз чаще, чем среди населения в целом. Диабетические сосудистые осложнения приводят к развитию синдрома диабетической стопы, который в половине случаев заканчивается ампутацией нижних конечностей.
Особую группу составляют беременные, больные сахарным диабетом. Осложнения беременности у них составляют 88,9 процента. 70 процентов новорожденных от матерей, страдающих сахарным диабетом, имеют перинатальные повреждения центральной нервной системы.
Обеспечение больных современными сахароснижающими препаратами является ключевым фактором в лечении и в профилактике осложнений сахарного диабета. Прежде всего это использование высокоэффективных инсулинов.
Сформирован регистр больных сахарным диабетом Ханты-Мансийского района. Обеспечение его дальнейшего функционирования необходимо для организации планомерной закупки лекарственных средств, медицинского оборудования с учетом реальных потребностей и осуществления контроля за их рациональным использованием.
Одним из приоритетных направлений совершенствования диабетологической службы является внедрение систем обучения больных принципам самоконтроля заболевания в школах для больных сахарным диабетом. В рамках Подпрограммы планируется 100-процентное обеспечение данной категории лиц средствами самоконтроля и сахароснижающими препаратами.
Таким образом, проблема снижения инвалидности и смертности от сахарного диабета требует дальнейших согласованных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления в обеспечении современным диагностическим и лечебным оборудованием, высокоэффективными лекарственными препаратами и индивидуальными диагностическими средствами самоконтроля, что может успешно решаться в рамках целевой Программы.
6.4.2. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Целью Подпрограммы является снижение уровня инвалидности и смертности населения от сахарного диабета и его осложнений на основе комплексного решения проблем профилактики (диспансеризации), диагностики, лечения больных сахарным диабетом.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение диабетологической службы средствами для ранней диагностики, лечения и профилактики сахарного диабета и его осложнений;
оснащение школ для больных сахарным диабетом средствами для обучения самоконтролю;
обеспечение функционирования регистра больных сахарным диабетом в муниципальных учреждениях здравоохранения;
формирование мотивации на достижение компенсации сахарного диабета.
6.5. Подпрограмма "Профилактика заболеваний социального характера в Ханты-Мансийском районе" (далее - Подпрограмма).
6.5.1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации.
Данная Подпрограмма объединила в себе разделы по расширению санитарно-просветительной работы из всех вышеперечисленных подпрограмм, а также санитарно-просветительную деятельность по профилактике алкоголизма, наркомании и ВИЧ-инфекции.
Одним из приоритетных направлений профилактики социально значимых заболеваний является обучение больных принципам самоконтроля заболевания в школах (школа сахарного диабета, школа больных артериальной гипертонией), а также пропаганды ранней диагностики социально значимых заболеваний.
Включение в Программу дополнительных мероприятий по расширению санитарно-просветительной работы по вопросам алкоголизма, наркомании и ВИЧ-инфекции обусловлено сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуацией.
6.5.2. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Целью Подпрограммы является снижение уровня инвалидности и смертности населения от травматизма, а также соматических заболеваний, тяжесть течения которых обусловлена хроническим алкоголизмом.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение информированности населения о заболевании, факторах риска его развития и осложнениях, формирование у больных ответственного отношения к своему здоровью путем создания информационно-пропагандистской системы;
работа с молодежью по профилактике алкоголизма и алкогольной зависимости.
6.6. Подпрограмма "Вакцинопрофилактика" (далее - Подпрограмма).
6.6.1. Описание имеющейся проблемы, оценка существующей ситуации.
В целях поддержания высокого уровня охвата населения профилактическими прививками, с учетом переданных полномочий по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на территории Ханты-Мансийского района необходимо решение данного вопроса программными мероприятиями, в том числе путем закупки вакцинных и иммунобиологических препаратов для проведения профилактических прививок как в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, так и прививок по эпидемическим показаниям.
6.6.2. Основные цели и задачи Подпрограммы.
Основной целью Подпрограммы является достижение высокого уровня охвата профилактическими прививками населения района и обеспечение учреждений здравоохранения района медицинскими иммунобиологическими препаратами для проведения профилактических мероприятий по эпидемическим показаниям.
Перечень мероприятий Подпрограммы с указанием исполнителей, источников финансирования, финансированием по годам прилагается.

7. Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы за счет средств администрации района на 2010 - 2012 годы составляет 6000,0 тыс. руб., в том числе на 2010 год - 2000,0 тыс. рублей, 2011 год - 2000,0 тыс. рублей, 2012 год - 2000,0 тыс. рублей.

8. Исполнители Программы

Исполнителем Программы является комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского района.

9. Оценка ожидаемой эффективности Программы

Реализация программных мероприятий позволит достигнуть:
1. Увеличения охвата профилактическими медицинскими осмотрами населения с 95,9 до 98 процентов.
2. Увеличения охвата населения флюорографическим обследованием с 78,3 процента до 80 процентов.
3. Снижения показателя пораженности (болезненности) туберкулезом с 219,5 до 205,4 на 100 тыс. населения (на 5 - 6 процентов).
4. Снижения показателя первичной заболеваемости туберкулезом с 42,3 до 40,0 на 100 тыс. населения.
5. Снижения показателя смертности от туберкулеза с 6,0 до 0,0 на 100 тыс. населения.
6. Совершенствования диагностики, направленной на раннее выявление онкозаболеваний.
7. Снижения количества лиц с впервые выявленными запущенными формами злокачественных новообразований.
8. Своевременного выявления лиц с предопухолевыми заболеваниями.
9. Снижения показателя смертности от злокачественных новообразований с 241,6 до 229,6 на 100 тыс. населения.
10. Снижения показателя одногодичной летальности от злокачественных новообразований с 38,3 до 36,2 на 100 тыс. населения.
11. Девяностопроцентного охвата диспансерным наблюдением больных сердечно-сосудистыми заболеваниями (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца) на ранних стадиях.
12. Увеличения количества больных, осведомленных о наличии у них сердечно-сосудистых заболеваний, с 50 до 70 процентов.
13. Снижения числа осложнений сердечно-сосудистых заболеваний.
14. Снижение уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний на 20 процентов.
15. Достичь показателя общей смертности в популяции национального населения не выше 6,2 на 1 тыс. населения.
16. Увеличения охвата профилактическими медицинскими осмотрами коренного населения с 79,2 до 85 процентов.
17. Стопроцентного обеспечения данной категории лиц средствами самоконтроля и сахароснижающими препаратами.
18. Улучшения качества жизни больных сахарным диабетом путем достижения компенсации углеводного обмена у 40 процентов больных.
19. Увеличения продолжительности жизни больных сахарным диабетом на 5 лет.

10. Механизм реализации Программы

1. Исполнителем Программы является комитет по здравоохранению администрации Ханты-Мансийского района.
2. Координацию работы по реализации Программы осуществляет заместитель главы района по социальным вопросам.
3. Реализация Программы осуществляется на основе четко скоординированного взаимодействия органов местного самоуправления с комитетом по здравоохранению путем заключения в установленном порядке комитетом по здравоохранению, администрацией Ханты-Мансийского района муниципальных контрактов (договоров) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комитет по здравоохранению разрабатывает и является ответственным исполнителем Программы и обеспечивает поквартальное представление информации о ходе реализации Программы заместителю главы района по социальным вопросам и в Думу Ханты-Мансийского района.

11. Механизм контроля за реализацией Программы

Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет заместитель главы района по социальным вопросам путем согласования муниципальных контрактов (договоров) и анализа представленной отчетности об исполнении муниципальных контрактов (договоров) по объемам и суммам.





Приложение
к Программе

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА
С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

┌────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬────────────────────┐
│ №  │   Мероприятие   │  Исполнители   │  Источники   │ Всего │    В том числе     │
│п/п │                 │                │финансирования│ (тыс. │ финансирование по  │
│    │                 │                │              │рублей)│годам (тыс. рублей) │
│    │                 │                │              │       ├──────┬──────┬──────┤
│    │                 │                │              │       │ 2010 │ 2011 │ 2012 │
│    │                 │                │              │       │ год  │ год  │ год  │
├────┴─────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┤
│            1. Подпрограмма "Неотложные меры по борьбе с туберкулезом"             │
├────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┤
│1.1.│Контролируемое   │комитет по      │бюджет        │ 1074  │ 358  │ 358  │ 358  │
│    │питание больных  │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │туберкулезом     │                │образования   │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│1.2.│Обеспечение      │комитет по      │бюджет        │ 184,2 │ 61,4 │ 61,4 │ 61,4 │
│    │проведения в     │здравоохранению,│муниципального│       │      │      │      │
│    │полном объеме    │муниципальные   │образования   │       │      │      │      │
│    │обязательных     │учреждения      │              │       │      │      │      │
│    │профилактических │здравоохранения │              │       │      │      │      │
│    │мероприятий в    │района          │              │       │      │      │      │
│    │очагах           │                │              │       │      │      │      │
│    │туберкулезной    │                │              │       │      │      │      │
│    │инфекции, среди  │                │              │       │      │      │      │
│    │групп повышенного│                │              │       │      │      │      │
│    │риска, среди     │                │              │       │      │      │      │
│    │детей,           │                │              │       │      │      │      │
│    │инфицированных   │                │              │       │      │      │      │
│    │туберкулезом     │                │              │       │      │      │      │
├────┴─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│ВСЕГО                 │                │              │1258,2 │419,4 │419,4 │419,4 │
├──────────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┤
│            2. Подпрограмма "О мерах по развитию онкологической помощи"            │
├────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┤
│2.1.│Приобретение     │комитет по      │бюджет        │  340  │ 340  │  -   │  -   │
│    │аппарата         │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │Бекманкультер    │                │образования   │       │      │      │      │
│    │прибор AKCESS II │                │              │       │      │      │      │
│    │хемилюминометр   │                │              │       │      │      │      │
│    │(для районной    │                │              │       │      │      │      │
│    │поликлиники)     │                │              │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│    │ВСЕГО            │                │              │  340  │ 340  │  -   │  -   │
├────┴─────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┤
│     3. Подпрограмма "Профилактика и лечение сердечно-сосудистых заболеваний"      │
├────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┤
│3.1.│Организация и    │комитет по      │бюджет        │  30   │  10  │  10  │  10  │
│    │оснащение школ   │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │здоровья для     │                │образования   │       │      │      │      │
│    │пациентов с      │                │              │       │      │      │      │
│    │артериальной     │                │              │       │      │      │      │
│    │гипертонией      │                │              │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│3.2.│Оснащение        │комитет по      │бюджет        │  264  │  88  │  88  │  88  │
│    │амбулаторно-     │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │поликлинических  │                │образования   │       │      │      │      │
│    │учреждений       │                │              │       │      │      │      │
│    │современным      │                │              │       │      │      │      │
│    │медицинским      │                │              │       │      │      │      │
│    │оборудованием и  │                │              │       │      │      │      │
│    │аппаратурой      │                │              │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│    │ВСЕГО            │                │              │  294  │  98  │  98  │  98  │
├────┴─────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┤
│                         4. Подпрограмма "Сахарный диабет"                         │
├────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┤
│4.1.│Приобретение     │комитет по      │бюджет        │  510  │ 170  │ 170  │ 170  │
│    │глюкометров,     │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │тест-полосок     │                │образования   │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│    │ВСЕГО            │                │              │  510  │ 170  │ 170  │ 170  │
├────┴─────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┤
│         5. Подпрограмма "Профилактика заболеваний социального характера           │
│                            в Ханты-Мансийском районе"                             │
├────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┤
│5.1.│Расширение       │комитет по      │бюджет        │  360  │ 120  │ 120  │ 120  │
│    │санитарно-       │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │просветительской │                │образования   │       │      │      │      │
│    │работы           │                │              │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│5.2.│Приобретение     │комитет по      │бюджет        │  828  │ 148  │ 340  │ 340  │
│    │алкометров       │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │                 │                │образования   │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│5.3.│Проезд больных к │комитет по      │бюджет        │  594  │ 198  │ 198  │ 198  │
│    │месту            │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │консультативно-  │                │образования   │       │      │      │      │
│    │диагностической  │                │              │       │      │      │      │
│    │помощи больным   │                │              │       │      │      │      │
│    │(туберкулез,     │                │              │       │      │      │      │
│    │сердечно-        │                │              │       │      │      │      │
│    │сосудистые       │                │              │       │      │      │      │
│    │заболевания,     │                │              │       │      │      │      │
│    │алкоголизм,      │                │              │       │      │      │      │
│    │онкозаболевания, │                │              │       │      │      │      │
│    │сахарный диабет) │                │              │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│    │ВСЕГО            │                │              │ 1782  │ 466  │ 658  │ 658  │
├────┴─────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┤
│                       6. Подпрограмма "Вакцинопрофилактика"                       │
├────┬─────────────────┬────────────────┬──────────────┬───────┬──────┬──────┬──────┤
│6.1.│Достижение       │комитет по      │бюджет        │1815,8 │506,6 │654,6 │654,6 │
│    │высокого уровня  │здравоохранению │муниципального│       │      │      │      │
│    │охвата           │                │образования   │       │      │      │      │
│    │профилактическими│                │              │       │      │      │      │
│    │прививками       │                │              │       │      │      │      │
│    │населения        │                │              │       │      │      │      │
│    │автономного      │                │              │       │      │      │      │
│    │района.          │                │              │       │      │      │      │
│    │Обеспечение      │                │              │       │      │      │      │
│    │учреждений       │                │              │       │      │      │      │
│    │здравоохранения  │                │              │       │      │      │      │
│    │медицинскими     │                │              │       │      │      │      │
│    │иммуно-          │                │              │       │      │      │      │
│    │биологическими   │                │              │       │      │      │      │
│    │препаратами по   │                │              │       │      │      │      │
│    │эпидемическим    │                │              │       │      │      │      │
│    │показаниям       │                │              │       │      │      │      │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│    │ВСЕГО            │                │              │1815,8 │506,6 │654,6 │654,6 │
├────┼─────────────────┼────────────────┼──────────────┼───────┼──────┼──────┼──────┤
│    │ВСЕГО по         │                │              │6000,0 │2000,0│2000,0│2000,0│
│    │Программе        │                │              │       │      │      │      │
└────┴─────────────────┴────────────────┴──────────────┴───────┴──────┴──────┴──────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru