Прокуратура Российской Федерации
ПРОКУРАТУРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОТЕСТ
от 14 октября 2009 г. № 07-50-09
Законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон
от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях" (далее - Областной закон) в редакции от 28.07.2009.
Статьей 6.1
областного закона установлено, что безбилетный проезд пассажира в автобусе городского и пригородного сообщения, троллейбусе, маршрутном такси - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей.
Статьей 6.2
закона определено, что провоз багажа без оплаты в автобусе городского и пригородного сообщения, троллейбусе, маршрутном такси - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере ста рублей независимо от количества неоплаченных мест багажа.
Кроме того, статьей 1.3
областного закона установлено, что к ведению Ленинградской области в сфере законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, не урегулированным Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных областными законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.
Данные нормы
противоречат федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно положениям п. к) ч. 1 ст. 72
Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится административное законодательство.
Частью 1 ст. 1.1
КоАП РФ установлено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса
РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 1.3
КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Кодексом РФ об административных правонарушениях статьей 11.18
установлена ответственность за безбилетный проезд, а ст. 11.19
установлена административная ответственности за нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа.
В соответствии со статьей 3
Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Правительство Российской Федерации утверждает правила
перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Постановлением
Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Указанные Правила
устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
В соответствии с пп. 39 п. 2 ст. 26.3
Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Вместе с тем органы государственной власти Ленинградской области не наделены полномочиями по утверждению Правил перевозок пассажиров и багажа транспортом, а также по установлению административной ответственности по вопросам, не урегулированным Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 76
Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по вопросам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, также принятым по вопросам совместного ведения.
Таким образом, оспариваемые нормы
приняты Законодательным собранием области с превышением полномочий и нарушением федерального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23
Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", требую:
1. Привести в соответствии с федеральным законодательством Областной закон
от 02.07.2003 № 47-оз "Об административных правонарушениях" в редакции от 28.07.2009 путем внесения изменений в установленном порядке.
2. Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного собрания Ленинградской области с участием представителя прокуратуры Ленинградской области.
3. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить в письменной форме в прокуратуру Ленинградской области.
И.о. прокурора Ленинградской области
государственный советник
юстиции 3 класса
Н.В.Егоров