Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мурманская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2007 г. № 442-ПП/17

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 16.05.2008 № 218-ПП, от 28.10.2008 № 518-ПП/18,
от 14.01.2009 № 4-ПП, от 10.08.2009 № 375-ПП,
от 16.12.2009 № 589-ПП)

В целях последовательного осуществления в Мурманской области государственной социальной политики, реализации комплекса мер, направленных на создание условий для повышения рождаемости, сокращения смертности, регулирования миграционных процессов, в целях выполнения задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года по улучшению демографической ситуации, и в соответствии с постановлениями Правительства Мурманской области от 28.07.2005 № 296-ПП/9 "О Порядке разработки, утверждения и реализации региональных целевых программ Мурманской области" и от 26.01.2007 № 30-ПП/1 "О разработке региональной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Мурманской области" на 2007 - 2010 годы" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Мурманской области" на 2007 - 2010 годы.
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 28.10.2008 № 518-ПП/18)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области разработать аналогичные муниципальные программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Чистову Л.А.

Губернатор
Мурманской области
Ю.А.ЕВДОКИМОВ





Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 27 сентября 2007 г. № 442-ПП/17


Изменение, внесенное в наименование Программы постановлением Правительства Мурманской области от 28.10.2008 № 518-ПП/18, вступило в силу с 1 января 2009 года.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(в ред. постановлений Правительства Мурманской области
от 28.10.2008 № 518-ПП/18, от 14.01.2009 № 4-ПП,
от 10.08.2009 № 375-ПП, от 16.12.2009 № 589-ПП)

ПАСПОРТ

Наименование      "Улучшение демографической ситуации  в Мурманской области"  на
программы         2007 - 2010 годы (далее - Программа)

Дата принятия     постановление  Правительства Мурманской области  от 26.01.2007
решения           №  30-ПП/1   "О  разработке   региональной  целевой  программы
о разработке      "Улучшение  демографической ситуации  в Мурманской области" на
Программы         2007 - 2010 годы"

Государственные   - Министерство экономического развития Мурманской области;
заказчики         -   Министерство   здравоохранения   и   социального  развития
Программы         Мурманской области;
                  - Министерство образования и науки Мурманской области;
                  - комитет по культуре и искусству Мурманской области;
                  - комитет по взаимодействию с общественными организациями
                  и делам молодежи Мурманской области
(в  ред.  постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 375-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Государственный   -   Министерство   здравоохранения   и   социального  развития
заказчик -        Мурманской области
координатор
Программы
(в  ред.  постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 375-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Основные          - Министерство экономического развития Мурманской области;
разработчики      -   Министерство   здравоохранения   и   социального  развития
Программы         Мурманской области;
                  - Министерство образования и науки Мурманской области;
                  - комитет по культуре и искусству Мурманской области;
                  - комитет по взаимодействию с общественными организациями
                  и делам молодежи Мурманской области
                  -  управление  государственной   службы  занятости   населения
                  Мурманской области;
                  - управление ЗАГС Мурманской области;
                  - территориальный  орган  Федеральной  службы  государственной
                  статистики по Мурманской области;
                  - Управление внутренних дел по Мурманской области
(в  ред.  постановления Правительства Мурманской области от 10.08.2009 № 375-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Основная цель     - улучшение  демографической  ситуации  в  Мурманской области,
Программы         создание  условий для повышения  уровня рождаемости,  снижение
                  уровня  смертности,   увеличение  ожидаемой  продолжительности
                  жизни  жителей  области,   сдерживание   миграционного  оттока
                  трудоспособного населения

Основные задачи   1. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
Программы         -  создание  условий   для  повышения  уровня  доходов  семьи,
                  профилактика возникновения трудных жизненных ситуаций;
                  - обеспечение  жителям области,  имеющим детей,  благоприятных
                  условий  для  сочетания  трудовой  деятельности  с выполнением
                  родительских обязанностей;
                  - всестороннее  укрепление института семьи, повышение престижа
                  семьи  с  двумя  и  более  детьми,  повышение  воспитательного
                  потенциала семьи;
                  - содействие  молодым  семьям  в  решении проблем, связанных с
                  рождением и воспитанием детей;
                  - расширение  сферы  социальных  услуг  для  семей  с детьми в
                  государственном и некоммерческом секторах;
                  - развитие системы работы с детьми,  оставшимися без попечения
                  родителей, и с замещающими семьями.
                  2.  В  области  снижения  смертности,  укрепления  здоровья  и
                  увеличения продолжительности жизни населения:
                  -  формирование   у  населения  системы  жизненных  ценностей,
                  установок  и моделей  повседневного поведения,  способствующих
                  здоровому образу жизни;
                  - укрепление репродуктивного здоровья населения;
                  - совершенствование системы управления охраной труда;
                  - улучшение экологической обстановки в регионе.
                  3. В области  миграции и  расселения  -  привлечение  в регион
                  специалистов,   в  том  числе  иностранной  рабочей  силы,  по
                  необходимым на рынке труда специальностям

Важнейшие         +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
целевые           ¦     Основные     ¦Факт ¦  2007  ¦  2008  ¦  2009  ¦  2010  ¦
индикаторы        ¦   индикаторы/    ¦2006 ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
и показатели      ¦    показатели    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦     по годам     ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Повышение         ¦  9,8¦    10,0¦    10,3¦    10,6¦    10,9¦
                  ¦коэффициента      ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦рождаемости (число¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦родившихся        ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦на 1000 населения)¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Снижение          ¦ 10,3¦    10,3¦    10,2¦    10,1¦    10,0¦
                  ¦младенческой      ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦смертности (на    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦1000 родившихся)  ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Снижение общего   ¦     ¦   1,0 %¦   1,0 %¦   1,0 %¦   1,0 %¦
                  ¦числа абортов на 4¦     ¦(на 90  ¦(на 88  ¦(на 88  ¦(на 87  ¦
                  ¦% за период       ¦     ¦случаев)¦случаев)¦случаев)¦случаев)¦
                  ¦реализации        ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦Программы         ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Увеличение        ¦ 64,6¦    64,8¦    64,9¦    65,0¦    65,1¦
                  ¦продолжительности ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦жизни населения   ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦(оба пола), лет:  ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ++-----------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦¦мужчины          ¦ 58,0¦    58,2¦    58,3¦    58,4¦    58,4¦
                  ¦+-----------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦¦женщины          ¦ 71,6¦    71,8¦    71,9¦    72,1¦    72,2¦
                  ++-----------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Снижение общего   ¦ 12,7¦    12,7¦    12,6¦    12,6¦    12,5¦
                  ¦уровня смертности ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦(число умерших на ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦1000 населения)   ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Стабилизация      ¦  1,6¦   1,5 -¦   1,5 -¦     1,5¦     1,5¦
                  ¦уровня смертности ¦     ¦     1,6¦     1,6¦        ¦        ¦
                  ¦от управляемых    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦причин (число     ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦умерших на 1000   ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦населения)        ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Стабилизация      ¦ 7,15¦    7,15¦    7,15¦    7,15¦    7,15¦
                  ¦показателя        ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦смертности от     ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦болезней системы  ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦кровообращения    ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦(число умерших на ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦1000 населения)   ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Повышение размера ¦     ¦   115 %¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦ежемесячного      ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦пособия на ребенка¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦в малообеспеченной¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦семье             ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+
                  ¦Профессиональное  ¦     ¦     560¦     560¦     550¦     550¦
                  ¦обучение          ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦безработных       ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦молодых родителей,¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦женщин, имеющих   ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦несовершеннолетних¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  ¦детей, чел.       ¦     ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
                  +------------------+-----+--------+--------+--------+--------+

Сроки             - 2007 - 2010 годы
реализации
Программы

Объемы и          Общие затраты на реализацию Программы  за счет всех источников
источники         финансирования составят 89113,6 тыс. руб., в том числе за счет
финансирования    средств (в тыс. рублей):

+-----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦    Источники    ¦2007 ¦ 2008  ¦ 2009  ¦ 2010  ¦Всего по ¦
¦ финансирования  ¦     ¦       ¦       ¦       ¦Программе¦
+-----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦Областной бюджет,¦     ¦16071,6¦66010,0¦ 3672,0¦  85753,6¦
¦          в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
++----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦¦ст. 310         ¦     ¦11325,0¦  812,3¦  450,0¦  12587,3¦
¦+----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦¦прочие расходы  ¦     ¦ 4746,6¦65197,7¦ 3222,0¦  73166,3¦
++----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦Внебюджетные     ¦610,0¦  450,0¦ 1150,0¦ 1150,0¦   3360,0¦
¦источники,       ¦     ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
¦          в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
++----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦¦ст. 310         ¦     ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
¦+----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦¦прочие расходы  ¦610,0¦  450,0¦ 1150,0¦ 1150,0¦   3360,0¦
++----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦Итого,           ¦610,0¦16521,6¦67160,0¦ 4822,0¦  89113,6¦
¦          в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦       ¦         ¦
++----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦¦ст. 310         ¦     ¦11325,0¦  812,3¦  450,0¦  12587,3¦
¦+----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
¦¦прочие расходы  ¦610,0¦ 5196,6¦66347,7¦ 4372,0¦  76526,3¦
++----------------+-----+-------+-------+-------+---------+
(позиция  в  ред.  постановления  Правительства Мурманской области от 16.12.2009
№ 589-ПП)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые         - улучшение демографической ситуации в регионе;
конечные          -   привлечение   муниципальных   образований   к   реализации
результаты        демографической политики в регионе;
реализации        - улучшение  показателей  здоровья  населения, снижение уровня
Программы         смертности,   увеличение  ожидаемой   продолжительности  жизни
и показатели      населения;
социально-        - повышение  ответственного  отношения  населения к соблюдению
экономической     норм здорового образа жизни;
эффективности     - формирование  тенденции  к росту  рождаемости  и предпосылок
                  повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства;
                  - улучшение положения женщин и детей в семье;
                  - повышение размера пособий и выплат семьям с детьми;
                  - формирование в обществе отношения к семейным ценностям как к
                  приоритетным,  повышение престижа полной семьи с двумя и более
                  детьми, длительного законного брака;
                  - создание условий  для эффективной социализации молодой семьи
                  (содействие   в  трудоустройстве,  обучении,  открытии  своего
                  бизнеса);
                  - совершенствование  системы поддержки  семей,  принимающих на
                  воспитание  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
                  родителей;
                  - разработка  и внедрение новых социальных технологий работы с
                  семьей,  воспитывающей  и  планирующей  рождение  детей, в том
                  числе с привлечением общественных организаций и учреждений;
                  - развитие  материально-технической  базы учреждений различной
                  ведомственной  принадлежности,   оказывающих  помощь  семье  и
                  детям, и расширение спектра оказываемых ими услуг;
                  - создание  условий  для  развития  форм семейного творчества,
                  доступности семейного культурного просвещения;
                  -  формирование   системы  учета  и  механизма  удовлетворения
                  потребностей в иностранной рабочей силе

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ,
НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года демографические проблемы названы в числе наиболее важных, сформулированы также основные задачи по улучшению демографической ситуации в России.
Настоящая Программа разработана с целью улучшения демографической ситуации в Мурманской области и выполнения поставленных в Послании Президента Российской Федерации задач.
В Мурманской области действуют 23 региональные целевые программы, включающие мероприятия, реализация которых способствует улучшению демографических показателей, в том числе:
- региональная целевая программа "Поддержка семьи в Мурманской области" на 2006 - 2008 годы, направленная на укрепление семейных традиций, повышение престижа материнства и отцовства, усиление помощи семье в воспитании детей и улучшение демографической ситуации;
- региональная целевая программа "Дети Кольского Заполярья" на 2007 - 2010 годы, направленная на последовательное осуществление государственной социальной политики по улучшению положения семьи и детей;
- региональные целевые программы, направленные на сохранение здоровья населения: "Профилактика и лечение артериальной гипертонии" на 2007 - 2009 годы, "Вакцинопрофилактика" на 2006 - 2007 годы, "Бронхиальная астма" на 2007 - 2009 годы, "Сахарный диабет" на 2007 - 2009 годы, "О мерах по развитию онкологической помощи населению Мурманской области" на 2005 - 2007 годы;
- региональная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Мурманской области" на 2007 - 2008 годы;
- региональная целевая программа "Молодежь Мурмана" на 2006 - 2007 годы;
- региональная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей Мурманской области" на 2006 - 2008 годы;
- региональная целевая программа "О регулировании миграционных процессов в Мурманской области на основе межведомственного взаимодействия" на 2007 - 2008 годы.
Разработаны и реализуются "Основные направления преодоления бедности в Мурманской области в 2006 - 2008 годах" и план мероприятий по реализации основных направлений преодоления бедности в Мурманской области на 2006 - 2008 годы.
Разрабатываются региональные целевые программы "Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007 - 2012 годы, "Водоснабжение Мурманской области" на 2008 - 2017 годы, "Преодоление бедности в Мурманской области" на 2007 - 2010 годы.
Реализация указанных программ способствовала снижению социальной напряженности в регионе:
- реальные денежные доходы населения в 2006 году по сравнению с 2003 годом возросли на 23,5 %;
- уровень бедности в 2006 году снизился до 18,7 % (в 2003 году - 21,2 %), в первом полугодии 2007 года - до 16,7 %;
- уровень официально зарегистрированной безработицы в среднегодовом исчислении в 2006 году по сравнению с данными за 2003 год снизился на 0,9 % и составил 3,5 % от экономически активного населения;
- снизился коэффициент естественной убыли населения с 4,0 человек на 1000 населения в 2003 году до 2,9 человек на 1000 населения в 2006 году;
- стабилизировалась рождаемость, общий коэффициент рождаемости в 2005 и 2006 годах сохраняется на уровне 9,8 родившихся на 1000 населения;
- продолжается снижение числа умерших: в 2006 году умерло на 11 % меньше, чем в 2003 году.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, в Мурманской области сохраняются неблагоприятные тенденции демографического развития.
Мурманская область в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа занимает первое место по сокращению численности постоянного населения между двумя последними переписями. За последние 16 лет потери населения составили 326,9 тыс. человек (27,4 %). По прогнозным расчетам, численность населения будет неуклонно сокращаться и составит 808 тыс. человек к концу 2010 года. За 2006 год количество жителей области уменьшилось на 7,6 тысяч человек и составило на 1 января 2007 года 857 тыс. человек.
Средний возраст жителей области составляет на 1 января 2007 года 36,1 года (по Российской Федерации - 38,5 лет). При этом средняя ожидаемая продолжительность жизни составляет 64,6 лет (по Российской Федерации - 66,6), в том числе у мужчин - 58,0 лет (по Российской Федерации - 60,3), у женщин - 71,6 года (по Российской Федерации - 73,2).
Крайне низкая продолжительность жизни мужчин и огромный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин (13,6 лет) приводит к существенной деформации структуры населения по полу. На начало 2007 года численность женщин на 27,7 тысячи превысила численность мужчин. Превышение числа женщин отмечается во всех возрастных группах старше 40 лет и достигает наибольших значений в старших возрастных группах. Такая ситуация обостряет многие социальные проблемы, делает необходимым учет гендерных аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, а также при организации социального обслуживания пожилых людей.
Снижается доля детей и увеличивается доля лиц старше трудоспособного возраста: на начало 2006 года детей в возрасте от 0 до 15 лет насчитывалось 16,1 % от общей численности населения, лиц старше трудоспособного возраста - 14,4 % (в 2004 году соответственно - 17,2 % и 13,6 %).
Изменение возрастной структуры населения привело к изменению коэффициента демографической нагрузки: в 2005 году на тысячу лиц трудоспособного возраста приходилось 438 нетрудоспособных человек, в 2004 году - 445, в 2003 году - 458.
Доля трудоспособного населения в последние годы стабильна: 69,2 % в 2004 году и 69,5 % в 2005 году.
Занятость является одним из основных показателей уровня жизни населения, поскольку для большинства граждан Мурманской области заработная плата является основным источником дохода. Среди 17,2 тысяч официально зарегистрированных в 2006 году в службе занятости безработных доля молодежи в возрасте 16 - 29 лет составляет 41 % (по состоянию на 01.03.2007 - 7122 человека). Четверть из них (более 1700 человек) имеют семьи, 240 человек - одинокие родители, 44 человека - из числа семей, где оба родителя являются безработными. Несовершеннолетних детей имеют более 1700 молодых безработных, из них две трети имеют детей в возрасте до трех лет, в большинстве своем (85 %) это женщины.
Повышение материального благосостояния населения, в том числе молодых семей, - одно из необходимых условий увеличения рождаемости и улучшения демографической ситуации в регионе.
Несмотря на то, что доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась по сравнению с 2005 годом с 19,8 % до 18,7 % в 2006 году, а денежные ресурсы домашних хозяйств в среднем на одного члена домохозяйства выросли более чем на 2000 рублей, семьи с тремя и более детьми остаются самыми малообеспеченными и в большинстве своем нуждаются в социальной поддержке. Если располагаемые ресурсы всех домохозяйств (с детьми и без них) на одного члена домохозяйства составили в 2006 году 11503 рубля, то в домохозяйстве с одним ребенком сумма ресурсов уменьшается на 329 рублей и составляет 11174 рубля, с двумя детьми - уже 8360 рублей, а с тремя детьми - всего 5506 рублей (что практически находится на уровне черты бедности).
Уровень рождаемости в Мурманской области, как и в целом по стране, не обеспечивает простого воспроизводства населения. В 2005 году суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных женщиной в течение жизни) составил всего 1,23 (в 2004 году - 1,29) рождений на одну женщину в возрасте 15 - 49 лет, что более чем на 40 % ниже уровня, необходимого для обеспечения простого численного замещения поколений родителей их детьми (2,15 - 2,17 рождений на одну женщину).
В 2006 году в области родилось 8455 детей (2005 год - 8516 детей). Число родившихся по сравнению с 2005 годом уменьшилось на 61 человека. Общий коэффициент рождаемости остался на уровне 2005 года и составил 9,8 на 1000 населения.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась частота повторных рождений на 0,1 тысячи, или на 3,3 % (всего за год зарегистрировано 3,4 тысячи повторных рождений). Удельный вес вторых и более детей в общем числе родившихся вырос на 1,6 процентных пункта и составил 39,9 %. Удельный вес первенцев в общем числе родившихся продолжает снижаться.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло снижение общего уровня рождаемости в 11 муниципальных районах (городских округах) Мурманской области. Ниже среднего по области коэффициенты рождаемости зафиксированы в г. Мурманске, г. Кировске, г. Мончегорске с подведомственными территориями, Ковдорском, Ловозерском, Печенгском и Терском районах.
Благодаря проведению работы по планированию семьи, прослеживается стойкая тенденция снижения числа абортов. За 5 лет общее число абортов уменьшилось на 25,6 %: с 11973 в 2002 году до 8904 в 2006 году. С 2005 года общее число абортов уменьшилось на 6,4 %. Показатель динамики абортов (на 1000 женщин фертильного возраста) за 5 лет уменьшился на 20,9 %, и на протяжении нескольких лет остается ниже среднероссийского показателя (по Российской Федерации в 2005 году - 44,1).
Уровень младенческой смертности в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился с 11,2 до 10,3 умерших в возрасте до 1 года на 1000 родившихся. В 2006 году умерло 87 детей первого года жизни, что на 9 человек (9,4 %) меньше, чем в 2005 году. Показатели младенческой смертности выше среднеобластных в 1,3 - 1,8 раза имели место в г. Мурманске, г. Полярные Зори с подведомственной территорией и Терском районе. Причиной смерти 56,3 % умерших в возрасте до 1 года стали состояния, возникающие в пренатальном периоде (28 недель беременности, включая роды и первые семь дней жизни ребенка), 19,5 % - врожденные аномалии (заболевания, тесно связанные с репродуктивным здоровьем матери), 3,4 % - несчастные случаи, травмы и отравления.
На ситуацию с рождаемостью определенное влияние оказывает состояние с брачностью и разводимостью. На каждую 1000 заключенных браков в 2006 году приходилось 778 расторгнутых (в 2005 году - 776, в 2004 году - 860, в 2003 году - 840, в 2002 году - 983). В 2006 году зарегистрировано 7345 браков и 5718 разводов.
Среди вступивших в брак доля несовершеннолетних девушек составила 1,1 %, юношей - 0,1 %.
В 2006 году в зарегистрированном браке родилось 5,9 тысячи детей (70,1 % от всех родившихся). Больше половины детей родилось в первые два года после регистрации брака.
В 2006 году в области вне зарегистрированного брака родилось 2,5 тысячи детей (29,9 % от общего числа родившихся), из них по совместному заявлению родителей зарегистрировано 1,3 тысячи детей (14,8 % от общего числа родившихся).
В 2006 году в результате развода 3,4 тысячи несовершеннолетних детей остались без одного из родителей (в 2005 году - 2,9 тысячи детей).
Несмотря на снижение коэффициента смертности в 2006 году на 5,2 % по сравнению с 2005 годом (с 13,4 до 12,7 на 1000 населения, 10963 умерших в 2006 году и 11672 человека в 2005 году), серьезной проблемой остается высокая смертность населения трудоспособного возраста. Среди общего числа умерших в 2006 году от различных заболеваний, несчастных случаев, травм и отравлений 44,2 % составили лица трудоспособного возраста. Показатель смертности среди мужчин в трудоспособном возрасте в 3,9 раза превышает таковой среди женщин (в 2005 году - в 3,7 раза).
Тревожат показатели естественной убыли населения по городам и районам области: при среднем по области показателе естественной убыли 2,9 в 2006 году коэффициент естественной убыли в Терском районе составил 15,3, в г. Кировске с подведомственной территорией и Кандалакшском районе - 9,0 и 7,8 соответственно.
Основными причинами смертности явились болезни системы кровообращения, на долю которых в 2006 году приходилось 56 % всех смертей, несчастные случаи, травмы и отравления - 12,3 %, новообразования - 12,3 %.
Сохраняется значительное влияние на смертность (несмотря на снижение количества смертей от этих причин на 19,6 % в 2006 году) таких факторов, как алкоголизм, курение, ДТП, насильственные причины смерти.
Доля жертв дорожно-транспортных происшествий в последние годы составляла 5 - 6 % от всех несчастных случаев, травм и отравлений. За последние пять лет, по данным ГИБДД Мурманской области, на территории области зафиксировано 5,2 тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 0,5 тысячи человек и 6,4 тысячи человек получили ранения. В 2006 году по сравнению с 2005 годом количество происшествий увеличилось на 3,8 % и составило 1,2 тысячи. В 2006 году на дорогах области погибло 64 мужчины, средний возраст которых составил 40,5 года, и 23 женщины, средний возраст которых составил 40,1 года (всего 87 человек), из них 88,5 % - лица трудоспособного возраста, 2,3 % - дети в возрасте до 15 лет, 9,2 % - лица старше трудоспособного возраста.
Численность пострадавших на производстве в Мурманской области значительно снизилась с 852 человек в 2000 году до 550 человек в 2006 году, из них случаев со смертельным исходом в 2000 году было 31, в 2006 году - 28.
Анализ обстоятельств и причин производственного травматизма показывает, что значительное количество несчастных случаев на производстве (в том числе со смертельным исходом) происходит вследствие слабого знания должностными лицами и работниками требований охраны труда, безопасных приемов и методов выполнения работ.
Растет число лиц, которым установлены профессиональные заболевания, - 77 человек в 2000 году, 115 человек в 2005 году, 180 человек в 2006 году. Это связано в том числе и с усилением мер по организации обследования работников специалистами-профпатологами.
По-прежнему основной причиной уменьшения численности населения области остается миграционная убыль, наблюдаемая с 1990 года. Суммарно за 2002 - 2006 годы миграционная убыль составила 30,3 тыс. человек, а естественная убыль населения области составила за этот период 15,1 тыс. человек.
В 2006 году миграционные потери составили 67,2 % от общей убыли населения, коэффициент миграционной убыли составил 6,1 человека на 1000 населения. В 2006 году в Мурманскую область прибыло 16,8 тысячи человек, выбыло 22 тысячи человек. Миграционная убыль по сравнению с 2005 годом увеличилась на 1,6 % и составила 5,1 тысячи человек (показатель естественной убыли населения в 2006 году - 2,5 тысячи человек).

]]>
¦         Исполнитель        ¦       ¦           Объемы финансирования            ¦
¦                            ¦       +-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦       ¦2007 ¦ 2008  ¦ 2009  ¦ 2010 ¦   Всего за    ¦
¦                            ¦       ¦     ¦       ¦       ¦      ¦2007 - 2010 гг.¦
+----------------------------+-------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Министерство социального    ¦всего, ¦     ¦ 1537,6¦       ¦      ¦         1537,6¦
¦развития Мурманской области ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦  930,0¦       ¦      ¦          930,0¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦  607,6¦       ¦      ¦          607,6¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Министерство экономического ¦всего, ¦     ¦  600,0¦      0¦     0¦          600,0¦
¦развития Мурманской области ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦  600,0¦      0¦     0¦          600,0¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Министерство образования и  ¦всего, ¦     ¦  960,0¦  390,0¦ 490,0¦         1840,0¦
¦науки Мурманской области    ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦  120,0¦      0¦     0¦          120,0¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦  840,0¦  390,0¦ 490,0¦         1720,0¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Министерство здравоохранения¦всего, ¦     ¦12197,0¦       ¦      ¦        12197,0¦
¦Мурманской области          ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦ 9958,0¦       ¦      ¦         9958,0¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦ 2239,0¦       ¦      ¦         2239,0¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Министерство здравоохранения¦всего, ¦     ¦      0¦64165,6¦2572,0¦        66737,6¦
¦и социального развития      ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦Мурманской области          ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦      0¦  562,3¦ 450,0¦         1012,3¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦      0¦63603,3¦2122,0¦        65725,3¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Комитет по культуре и       ¦всего, ¦     ¦  777,0¦ 1454,4¦ 610,0¦         2841,4¦
¦искусству Мурманской области¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦  317,0¦  250,0¦   0,0¦          567,0¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦  460,0¦ 1204,4¦ 610,0¦         2274,4¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Итого из областного бюджета ¦всего, ¦     ¦16071,6¦66010,0¦3672,0¦        85753,6¦
¦                            ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦11325,0¦61432,3¦ 450,0¦        73207,3¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦     ¦ 4746,6¦ 4577,7¦3222,0¦        12546,3¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦Итого из внебюджетных       ¦всего, ¦610,0¦  450,0¦ 1150,0¦1150,0¦         3360,0¦
¦источников                  ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦610,0¦  450,0¦ 1150,0¦1150,0¦         3360,0¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ          ¦всего, ¦610,0¦16521,6¦67160,0¦4822,0¦        89113,6¦
¦                            ¦в т.ч.:¦     ¦       ¦       ¦      ¦               ¦
¦                            ++------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦310   ¦     ¦11325,0¦  812,3¦ 450,0¦        12587,3¦
¦                            ¦+------+-----+-------+-------+------+---------------+
¦                            ¦¦прочие¦610,0¦ 5196,6¦66347,7¦4372,0¦        76526,3¦
+----------------------------++------+-----+-------+-------+------+---------------+





Приложение № 3
к Программе


Методика вступила в силу с 1 января 2009 года (пункт 3 постановления Правительства Мурманской области от 28.10.2008 № 518-ПП/18).

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2009 - 2011 ГОДЫ

1. Назначение методики

Методика оценки планируемой эффективности долгосрочной целевой программы предназначена для оценки эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Мурманской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа), определения планируемого вклада результатов Программы в социально-экономическое развитие Мурманской области, обоснования соответствия целей и задач Программы целям и задачам Стратегии социально-экономического развития Мурманской области и системе целей социально-экономической политики Правительства Мурманской области.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ежегодно по окончании отчетного периода.

2. Критерии, применяемые для оценки
планируемой эффективности Программы

Для оценки планируемой эффективности Программы применяются следующие критерии:
а) соответствие Программы системе приоритетов социально-экономического развития Мурманской области;
б) уровень проработки целевых показателей и индикаторов эффективности реализации Программы и соответствие их следующим функциональным критериям: отражение специфики проблем, решаемых Программой, количественные значения показателей, их определяемость на основе статистического наблюдения, зависимость значений показателей от реализации мероприятий Программы, динамичный характер и изменяемость показателей;
в) уровень финансового обеспечения Программы и его структурные параметры.
Обязательным условием оценки планируемой эффективности Программы является успешное полное выполнение запланированных на период ее реализации программных мероприятий.

3. Критерии, применяемые для оценки реализации Программы

Для оценки эффективности реализации Программы применяются следующие критерии:
3.1. Критерии экономической эффективности, которые включают оценку вклада Программы в экономическое развитие области.
3.2. Критерии бюджетной эффективности, которые учитывают сопоставление затрат областного бюджета на реализацию программных мероприятий с возникшими дополнительными доходами соответствующих бюджетов.
Поскольку Программа носит исключительно социальный характер и не предполагает прямого привлечения в областной бюджет денежных средств, бюджетная эффективность Программы может быть оценена лишь по объемам привлечения средств из внебюджетных источников (общественных объединений, спонсоров) на реализацию мероприятий Программы, а экономическая эффективность оценивается по степени влияния результатов Программы на достижение целей Программы социально-экономического развития Мурманской области в социальной сфере.
3.3. Критерии социальной эффективности Программы.
Социальная эффективность учитывает вклад реализации Программы в показатели социального развития, которые не могут быть выражены в стоимостной оценке.
Успешная реализация мероприятий Программы позволит:
- улучшить демографическую ситуацию в регионе;
- активно задействовать ресурсы муниципальных образований для реализации демографической политики региона, в том числе за счет предусмотренной Программой финансовой поддержки муниципальных образований;
- сформировать тенденции к росту рождаемости и предпосылки повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства;
- снизить смертность, в том числе от несчастных случаев, травм, отравлений;
- улучшить показатели здоровья населения, увеличить продолжительность жизни населения;
- увеличить количество программ и публикаций в СМИ по демографическим проблемам;
- создать условия для эффективной социализации молодой семьи (содействие в трудоустройстве, обучении, открытии своего бизнеса);
- организовать профессиональное обучение и повышение квалификации молодых безработных граждан в возрасте 16 - 29 лет и женщин, имеющих несовершеннолетних детей;
- качественно улучшить систему поддержки семей, принимающих на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшить положение женщин и детей в семье за счет действий по предупреждению семейного насилия и оказанию помощи жертвам семейного насилия;
- апробировать и внедрить новые социальные технологии работы с семьей, воспитывающей и планирующей рождение детей;
- улучшить материально-техническую базу учреждений различной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь семье и детям, и расширить спектр оказываемых ими услуг;
- активизировать развитие форм семейного творчества, повысить доступность семейного культурного просвещения;
- создать систему учета и механизм удовлетворения потребностей в иностранной рабочей силе.
Социальная эффективность Программы оценивается также по степени достижения целевых значений социальных и демографических показателей, установленных на каждый год реализации Программы.

+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦       Основные индикаторы/         ¦Факт¦  2007  ¦  2008  ¦  2009  ¦  2010  ¦
¦        показатели по годам         ¦2006¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Повышение коэффициента рождаемости  ¦ 9,8¦    10,0¦    10,3¦    10,6¦    10,9¦
¦(число родившихся на 1000 населения)¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Снижение младенческой смертности (на¦10,3¦    10,3¦    10,2¦    10,1¦    10,0¦
¦1000 родившихся)                    ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Снижение общего числа абортов на 4 %¦    ¦   1,0 %¦   1,0 %¦   1,0 %¦   1,0 %¦
¦за период реализации Программы      ¦    ¦  (на 90¦  (на 88¦  (на 88¦  (на 87¦
¦                                    ¦    ¦случаев)¦случаев)¦случаев)¦случаев)¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Увеличение продолжительности жизни  ¦64,6¦    64,8¦    64,9¦    65,0¦    65,1¦
¦населения (оба пола), лет           ¦ лет¦        ¦        ¦        ¦        ¦
++-----------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦¦мужчины                            ¦58,0¦    58,2¦    58,3¦    58,4¦    58,4¦
¦+-----------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦¦женщины                            ¦71,6¦    71,8¦    71,9¦    72,1¦    72,2¦
++-----------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Стабилизация и снижение общего      ¦12,7¦    12,7¦    12,6¦    12,6¦    12,5¦
¦уровня смертности (число умерших на ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦1000 населения)                     ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Стабилизация уровня смертности от   ¦ 1,6¦   1,5 -¦   1,5 -¦     1,5¦     1,5¦
¦управляемых причин (число умерших на¦    ¦     1,6¦     1,6¦        ¦        ¦
¦1000 населения)                     ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Стабилизация показателя смертности  ¦7,15¦    7,15¦    7,15¦    7,15¦    7,15¦
¦от болезней системы кровообращения  ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦(число умерших на 1000 населения)   ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Повышение размера ежемесячного      ¦    ¦   115 %¦        ¦        ¦        ¦
¦пособия на ребенка в                ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦малообеспеченной семье              ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+
¦Профессиональное обучение           ¦    ¦     560¦     560¦     550¦     550¦
¦безработных молодых родителей,      ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦женщин, имеющих несовершеннолетних  ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
¦детей, чел.                         ¦    ¦        ¦        ¦        ¦        ¦
+------------------------------------+----+--------+--------+--------+--------+

Оценка эффективности заключается в сравнении фактически достигнутых показателей за соответствующий период с утвержденными значениями целевых индикаторов.
Социальная эффективность реализации Программы оценивается как степень фактического достижения целевых значений показателей по формуле:

     1    2          n
    I    I          I
     ф    ф          ф
    -- + -- + ... + --
     1    2          n
    I    I          I
     н    н          н
E = ------------------ x 100 %, где:
            n

    Е - эффективность реализации Программы (процентов);
     n
    I  - фактическое значение индикатора, достигнутое в ходе реализации
     ф
Программы;
     n
    I  - нормативное значение индикатора, утвержденное Программой;
     н
    n - количество индикаторов Программы.





Приложение № 4
к Программе

ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И МЕТОДИКА РАСЧЕТА СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТАМИ 3.9 - 3.13 ПЕРЕЧНЯ
МЕРОПРИЯТИЙ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ

(введены постановлением Правительства Мурманской области
от 16.12.2009 № 589-ПП)

Субсидия предоставляется муниципальным образованиям г. Апатиты с подведомственной территорией, г. Кировск с подведомственной территорией, г. Мурманск и Ловозерский район в целях приобретения медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения и в объемах, предусмотренных перечнем мероприятий Программы.
Органы местного самоуправления муниципальных образований в рамках реализации муниципальных целевых программ предусматривают расходы местных бюджетов на указанные цели.
Субсидии предоставляются в соответствии с договорами (cоглашениями) о совместной деятельности по реализации указанных мероприятий Программы между Министерством здравоохранения и социального развития Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований.
В случае несоблюдения органом местного самоуправления муниципального образования вышеуказанных условий субсидия муниципальному образованию не предоставляется.
Размер субсидии i-му муниципальному образованию на приобретение медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения определяется по следующей формуле:

Sоб = Vn,

где:
Sоб - размер субсидии i-му муниципальному образованию на приобретение медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения;
Vn - потребность в денежных средствах i-го муниципального образования на приобретение медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru