Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2009 г. по делу № А79-9386/2008

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "Строительная компания "Центр", г. Чебоксары,
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, г. Нижний Новгород,
об оспаривании постановления от 24.10.2008 № 01-18/339-Ш,
третьи лица: К.А., Н.,
при участии:
от заявителя - М. по доверенности от 04.12.2008,
от административного органа - К.М. по доверенности от 11.01.2009 № 8,
третьего лица Н.,

установил:

закрытое акционерное общество "Строительная компания "Центр" (далее ЗАО "СК "Центр", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - РО ФСФР, административный орган) от 24.10.2008 № 01-18/339-Ш и прекращении производства по делу об административном правонарушении. Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
В обоснование доводов заявитель указывает, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, так как в своем ответе от 26.08.2008 на требование акционеров ЗАО "СК "Центр" указало на невозможность предоставления запрашиваемых сведений. Кроме того, по мнению заявителя, дело об административном правонарушении было рассмотрено без участия представителя общества. Постановление о назначении административного наказания было вынесено без надлежащего извещения Общества.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал. Пояснил, что в Обществе установлен ненормированный рабочий день и ненормированная рабочая неделя. Поскольку требование акционеров получено Обществом 16.08.2008, в субботу, семидневный срок представления документов истекает 23.08.2008. Постановление о привлечении ЗАО "СК "Центр" к административной ответственности принято административным органом 24.10.2008, то есть за пределами установленного двухмесячного срока. При этом установление на стадии судебного разбирательства даты получения Обществом требования акционеров значения не имеет, поскольку это обстоятельство административный орган должен был устанавливать на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении. Ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при вынесении оспариваемого постановления административный орган не установил, когда было совершено правонарушение. Между тем согласно части 1 статьи 28.8, части 2 статьи 29.7 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении производится в пределах доводов и оснований, указанных в протоколе об административном правонарушении.
Представитель Общества указал на отсутствие вины ЗАО "СК "Центр" в совершении правонарушения, поскольку порядок предоставления документов по требованиям акционеров не разработан. Такой порядок должен быть утвержден общим собранием акционеров Общества.
Кроме того, представитель Общества указал, что с аналогичным требованием Н. уже обращался в ЗАО "СК Центр". 11.08.2008 административным органом принято постановление № 01-18/223-Ш о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью факта непредставления истребуемых документов акционеру.
Представитель административного органа заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что отсутствие разработанного порядка предоставления документов акционерам не является основанием для отказа в предоставлении документов, поскольку как таковой порядок установлен статьей 91 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее Закон об акционерных обществах). Пояснил, что правонарушение совершено Обществом 26.08.2008, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен. Доводы заявителя о том, что в Обществе установлена ненормированная рабочая неделя, представитель административного органа счел несостоятельными, указав, что трудовое законодательство не содержит такого понятия, как ненормированная рабочая неделя.
Представитель РО ФСФР также пояснил, что процессуальных нарушений при рассмотрении вопроса о привлечении ЗАО "СК "Центр" к административной ответственности не допущено.
Н. в судебном заседании поддержал позицию административного органа. Указал, что требование акционеров от 14.08.2008 фактически получено Обществом 18.08.2008; данное обстоятельство подтверждается письмом органа почтовой связи. На момент судебного заседания ЗАО "СК "Центр" запрошенные документы акционерам не представило.
К.А. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил. О времени и месте судебного разбирательства К.А. извещен надлежащим образом. На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Из материалов дела следует, что 14.08.2008 акционеры ЗАО "СК "Центр" К.А. и Н., обладающие в совокупности 48% акций Общества, направили в адрес ЗАО "СК "Центр" требование о предоставлении заверенных копий следующих документов:
- договора о создании Общества;
- устава Общества, изменений и дополнений, внесенных в устав:
- документов, подтверждающих права Общества на имущество, находящееся на его балансе на 01.08.2008;
- годовых отчетов за 2005, 2006, 2007 годы;
- документов бухгалтерского учета за 2005, 2006, 2007 годы;
- протоколов общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций Обществ), заседаний ревизора Общества с момента создания Общества;
- бюллетеней для голосования, а также доверенностей (копий доверенностей) на участие в общем собрании акционеров с момента создания Общества;
- всех отчетов независимых оценщиков с момента создания Общества;
- списков аффилированных лиц Общества с момента создания Общества;
- всех заключений ревизора Общества, аудитора Общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля с момента создания Общества;
- всех проспектов эмиссии с момента создания Общества.
В ответ на данное требование ЗАО "СК "Центр" направило акционерам письмо от 26.08.2008 № 455, в котором указало, что предоставление акционерам сведений и документов производится за плату, размер которой устанавливается Обществом и не может превышать стоимость расходов на изготовление копий документов и оплаты расходов, связанных с направлением документов по почте. В связи с отсутствием в настоящее время разработанного акционерами ЗАО "СК "Центр" порядка предоставления сведении и документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона "Об акционерных обществах", вопрос о предоставлении запрашиваемых сведений и документов должен разрешаться общим собранием акционеров Общества.
Акционеры ЗАО "СК "Центр" К.А. и Н. обратились в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам с заявлением от 26.08.2008 с просьбой оказать содействие в получении копий документов.
24.09.2008 должностным лицом РО ФСФР в отношении ЗАО "СК Центр" составлен протокол № 323 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Посчитав, что факт правонарушения имеет место, административный орган вынес постановление от 24.10.2008 № 01-18/339-Ш о привлечении ЗАО "СК "Центр" к ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации.
Согласно пункту 1 статьи 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Закона об акционерных обществах общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона, к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры, имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
В силу пункта 2 статьи 91 Закона об акционерных обществах документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 4.5 устава ЗАО "СК "Центр" (л.д. 120).
Таким образом, на Общество возложена обязанность предоставить акционеру по его требованию информацию двумя способами - посредством ознакомления с документами в помещении исполнительного органа и (или) путем выдачи копий документов. При этом право выбора способа предоставления информации принадлежит акционеру в соответствии с его волеизъявлением.
Как установлено судом, требование акционеров от 14.08.2008 получено Обществом 18.08.2008. Этот факт подтвержден ответом Чебоксарского почтамта Управления Федеральной почтовой связи Чувашской Республики от 15.01.2009 № 21/с, данным на заявление Н. по розыску заказного письма от 14.08.2008 № 42801873227299.
Из ответа органа почтовой связи следует, что заказное письмо № 42801873227299, направленное в ЗАО "СК "Центр" по адресу: г. Чебоксары, ул. Пирогова, д. 4, вручено под роспись секретарю П. 18.08.2008.
В материалы дела Обществом представлен почтовый конверт, в котором находилось полученное заявителем требование акционеров от 14.08.2008 (л.д. 61). На этом конверте проставлен тот же номер заказного письма - 42801873227299, что и в ответе органа почтовой связи. Этот же номер имеется на почтовой квитанции от 14.08.2008, подтверждающей факт направления Обществу требования о предоставлении копий документов (л.д. 49).
Таким образом, материалами дела подтверждается факт получения ЗАО "СК "Центр" требования акционеров именно 18.08.2008.
Довод представителя ЗАО "СК "Центр" о том, что в Обществе не имеется секретаря с фамилией П., судом не принимается, поскольку факт получения Обществом требования акционеров 18.08.2008 подтвержден документально.
Таким образом, в семидневный срок со дня получения требования Общество было обязано предоставить акционерам копии документов. Последний день установленного законом срока предоставления копий истек 25.08.2008.
Следовательно, 26.08.2008 Общество нарушило срок представления документов и совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.19 КоАП РФ.
Именно эту дату административный орган обоснованно счел датой совершения правонарушения, на что указал в протоколе об административном правонарушении (л.д. 38).
Постановление о привлечении к административной ответственности принято 24.10.2008, то есть в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока.
Вина ЗАО "СК "Центр" в совершении правонарушения имеется. У Общества была возможность для соблюдения требований, установленные Законом об акционерных обществах, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие разработанного в ЗАО "СК "Центр" собственного порядка предоставления сведений и документов не свидетельствует об отсутствии вины в совершении правонарушения, так как порядок предоставления документов установлен пунктом 2 статьи 91 Закона об акционерных обществах, и именно этот порядок должен соблюдаться. Положения Закона об акционерных обществах продублированы в уставе Общества (пункт 4.5). Акционеры в требовании от 14.08.2008 просили направить заверенные копии документов по указанному ими адресу, однако Обществом этого сделано не было.
Процессуальных нарушений административным органом при производстве по делу об административном правонарушении не допущено. Законный представитель ЗАО "СК "Центр" был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данное обстоятельство подтверждается телефонограммой от 23.09.2008 № 179, отчетом об отправке сообщения посредством факсимильной связи, телеграммой от 19.09.2008 № 10-10/2061-кэ и уведомлением о вручении данной телеграммы (л.д. 40, 41, 44, 45). О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель Общества был уведомлен повесткой от 09.10.2008 № 01-22/467-Ш, направленной по почте и врученной 20.10.2008, а также телеграммой от 22.10.2008 № 10-10/2349-ю (л.д. 25а, 26, 28, 29).
Общество указывает, что ранее административным органом уже было рассмотрено дело об аналогичном административном правонарушении; постановлением РО ФСФР от 11.08.2008 № 01-18/223-Ш производство по делу было прекращено вследствие недоказанности вины ЗАО "СК "Центр" в совершении правонарушения (л.д. 66 - 68).
Однако недоказанность вины в совершении одного правонарушения не свидетельствует об отсутствии вины в совершении другого правонарушения. Вывод о недоказанности вины Общества при рассмотрении одного дела об административном правонарушении не исключает возможности установления и доказанности вины в совершении правонарушения при рассмотрении другого дела. Допущенное Обществом правонарушение не является длящимся, поэтому вину в совершении правонарушения следует устанавливать в каждом конкретном случае.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения заявления ЗАО "СК "Центр" не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Строительная компания "Центр" о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе от 24.10.2008 № 01-18/339-Ш отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru