Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тульская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2008 г. по делу № А68-4249/08-399/8 (АП)

10 сентября 2008 г. - дата объявления резолютивной части решения
17 сентября 2008 г. - дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Рыжиковой Н.А.
судей Андреевой Е.В., Драчена А.В.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Тульской области
к Собранию представителей МО Узловский район;
3-и лица: Администрация МО Узловский район, Комитет по управлению имуществом
администрации МО Узловский район
о признании недействующим п. 4.1 Положения о муниципальной казне
при участии в заседании:
от заявителя: Лазукина О.Г., удост.
от заинт. лица: Моисеева Л.А., по дов.
от 3-х лиц: Корнеева Н.С., по дов., Морина О.Г., по дов.
Протокол вела судья Рыжикова Н.А.
Прокурор Тульской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим пункта 4.1 Положения о муниципальной казне муниципального образования Узловский район, утвержденного решением Собрания представителей МО Узловский район от 28.12.2005 г. № 5-33.
Собрание представителей МО Узловский район отклонило заявленные требования по основаниям, изложенным в отзыве на заявление от 28.08.2008 г. № 205.
Администрация МО Узловский район, Комитет по управлению имуществом Администрации МО Узловский район возражали против заявленных требований.
Из материалов дела суд

установил:

28 декабря 2005 г. Собранием представителей МО Узловский район было принято решение № 5-33, которым утверждено Положение о муниципальной казне муниципального образования Узловский район (далее по тексту - Положение).
Согласно п. 4.1 Положения имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Узловский район и не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Прокурор Тульской области, полагая, что названный пункт Положения противоречит требованиям Налогового кодекса, п. 10 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 г. № 25н, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Собрание представителей МО Узловский район, возражая против заявленных требований, полагает, что, поскольку публично-правовые образования не являются организациями в смысле закона о бухгалтерском учете, то муниципальная казна, т.е. имущество (включая бюджет), не переданное и не передаваемое организациям - предприятиям и учреждениям, не может находиться на балансе органов местного самоуправления, соответственно, пока имущество находится в муниципальной казне и не передано какому-либо юридическому лицу, оно не является объектом обложения налогом на имущество организаций.
Администрация МО Узловский район и Комитет по управлению имуществом Администрации МО Узловский район придерживаются аналогичной правовой позиции, и полагают, что имущество казны не может и не должно рассматривается как имущество, подлежащее учету на балансе органа местного самоуправления.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое Положение обладает всеми указанными признаками нормативного правового акта.
В части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как видно из материалов дела, решением от 28.12.2005 г. № 5-33 Собрание представителей МО Узловский район утвердило Положение "О муниципальной казне муниципального образования Узловский район", которым определяются общие цели, задачи, порядок формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, составляющим имущественную казну муниципального образования Узловский район, которая представляет собой совокупность средств местного бюджета и иного муниципального имущества, в том числе движимые и недвижимые вещи, а также имущественные права, находящиеся в собственности муниципального образования Узловский район, не закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (п. п. 1.1, 1.2 Положения).
В силу ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (далее - Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно Уставу муниципального образования Узловский район, статус муниципального образования Узловский район - муниципальный район.
Вопросы местного значения муниципального района отражены в статье 15 Закона № 131-ФЗ. Причем перечень вопросов местного значения муниципального района является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 15 к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В соответствии со ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями, в том числе, на издание муниципальных правовых актов.
Согласно ст. 34 Закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные Уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 20 Устава МО Узловский район представительным органом местного самоуправления муниципального образования Узловский район является Собрание представителей МО Узловский район.
В пункте 1 ст. 49 Закона № 131-ФЗ указано, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 1 ст. 51 Закона № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности (подпункт 5 пункта 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ). Аналогичные положения содержит подпункт 5 пункта 1 ст. 23 Устава МО Узловский район.
Особенности же возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются, в силу п. 6 ст. 50 Закона № 131-ФЗ, федеральным законом.
Статьей 45 Устава МО Узловский район также предусмотрено, что особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливается федеральным законом.
Собрание представителей муниципального образования Узловский район устанавливает порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Узловский район (п. п. 5, 6).
Таким образом, порядок возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества не относится к вопросам местного значения муниципального района и не находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что, принимая Положение о муниципальной казне муниципального образования Узловский район, Собрание представителей МО Узловский район явно превысило полномочия, предоставленные ему Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом МО Узловский район.
Согласно ст. 47 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Пунктом 6 ст. 36 Устава МО Узловский район установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в течение 10 дней с момента подписания и вступают в силу после их официального опубликования.
Судом установлено и не оспаривается Собранием представителей МО Узловский район, что в нарушение указанных требований оспариваемый нормативный акт не опубликован для всеобщего сведения.
В связи с этим арбитражный суд считает, что отсутствие официального опубликования Положения "О муниципальной казне муниципального образования Узловский район" означает, что оно не вступило в законную силу и не может считаться введенным в действие с момента его издания.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Не опубликованным в официальном порядке Положением "О муниципальной казне муниципального образования Узловский район" регулируются вопросы формирования, учета, управления и распоряжения муниципальным имуществом, составляющим казну муниципального образования Узловский район. При этом оспариваемое Положение применяется органами местного самоуправления при распоряжении муниципальным имуществом МО Узловский район, что нарушает права и законные интересы организаций, непосредственно являющихся участниками правоотношений по распоряжению муниципальным имуществом.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Таким образом, средства местного бюджета являются составной частью муниципальной казны.
В п. 1.1 Положения о муниципальной казне МО Узловский район указано, что настоящее Положение определяет, в том числе, порядок формирования, учета, управления и распоряжения муниципальной казны МО Узловский район.
Пунктом 4.1 Положения предусмотрено, что имущество казны принадлежит на праве собственности муниципальному образованию Узловский район и не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Главой 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Анализ ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, в которой определены бюджетные полномочия федеральных органов государственной власти, и ст. 9 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающей бюджетные полномочия органов местного самоуправления, в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению (либо изменению) порядка учета бюджетных средств.
В силу ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются российские организации.
В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, плательщиками налога на имущество являются российские организации в отношении находящихся на их балансе объектов основных средств.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 г. № 25н утверждена Инструкция по бюджетному учету, которая определяет единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции - учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
В пункте 10 настоящей Инструкции указано, что счет 010100000 "Основные средства" предназначен для учета объектов основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, а также имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.
Следовательно, имущество казны муниципальных образований подлежит учету в качестве основных средств, то есть отражению на балансе.
Соответственно, данное имущество в силу п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации является объектом налогообложения.
Согласно ст. ст. 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1 ст. 51 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 41 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и Уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. ст. 20, 28 Устава муниципального образования Узловский район органы местного самоуправления МО Узловский район наделены правами юридического лица.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 НК РФ).
Суд исходит из того, что органы местного самоуправления МО Узловский район наделены правами юридического лица, образованы в соответствии с законодательством Российской Федерации, и потому могут признаваться налогоплательщиками в смысле, придаваемом ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенных обстоятельств, пункт 4.1 Положения о муниципальной казне МО Узловский район, которым предусмотрено, что имущество казны не подлежит отражению на балансе органов местного самоуправления в качестве основных и оборотных средств, противоречит требованиям вышеприведенных норм действующего законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Заявление Прокурора Тульской области удовлетворить.
Признать недействующим пункт 4.1 Положения о муниципальной казне МО Узловский район, утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования Узловский район от 28.12.2005 г. № 5-33, как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу МО Узловский район.
Взыскать с Собрания представителей муниципального образования Узловский район в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.

Председательствующий
Н.А.РЫЖИКОВА

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
А.В.ДРАЧЕН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru