Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Тамбовская область


АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. № 1538

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010 ГОД

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" администрация области постановляет:
1. Утвердить Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2010 год (далее - Программа) согласно приложению.
2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости управление занятости населения Тамбовской области.
3. Финансовому управлению области (Третьякова) включить в реестр расходных обязательств Тамбовской области на 2010 год расходные обязательства по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, в объемах, предусмотренных Программой.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области А.И.Алабичева.

Глава администрации области
О.И.Бетин





Приложение
Утверждена
Постановлением
администрации Тамбовской области
от 22.12.2009 № 1538

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ
НА РЫНКЕ ТРУДА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД

Паспорт
Программы дополнительных мероприятий по снижению
напряженности на рынке труда Тамбовской области на 2010 год

┌─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐
│Наименование программы           │Программа дополнительных мероприятий по│
│                                 │снижению напряженности на рынке труда  │
│                                 │Тамбовской области на 2010 год (далее -│
│                                 │Программа)                             │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Наименование уполномоченного     │Управление занятости населения         │
│органа исполнительной власти     │Тамбовской области                     │
│Тамбовской области               │                                       │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Основание для разработки         │Закон Российской Федерации от          │
│Программы                        │19.04.1991 № 1032-1 "О занятости       │
│                                 │населения в Российской Федерации";     │
│                                 │Постановление Правительства Российской │
│                                 │Федерации от 14.12.2009 № 1011 "О      │
│                                 │предоставлении в 2010 и 2011 годах     │
│                                 │субсидий из федерального бюджета       │
│                                 │бюджетам субъектов Российской Федерации│
│                                 │на реализацию дополнительных           │
│                                 │мероприятий, направленных на снижение  │
│                                 │напряженности на рынке труда           │
│                                 │субъектов Российской Федерации"        │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Срок реализации Программы        │2010 год                               │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Цель Программы                   │Принятие превентивных мер по снижению  │
│                                 │негативных социально-экономических     │
│                                 │последствий возможного увольнения      │
│                                 │работников и предупреждению роста      │
│                                 │безработицы в Тамбовской области       │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы                 │1. Повышение конкурентоспособности на  │
│                                 │рынке труда работников, находящихся под│
│                                 │угрозой увольнения.                    │
│                                 │2. Стимулирование сохранения и создания│
│                                 │рабочих мест                           │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Основные мероприятия Программы   │1. Опережающее профессиональное        │
│                                 │обучение работников, находящихся под   │
│                                 │угрозой увольнения (простой, введение  │
│                                 │режима неполного рабочего времени,     │
│                                 │предоставление отпусков без сохранения │
│                                 │заработной платы по инициативе         │
│                                 │работодателей, проведение мероприятий  │
│                                 │по высвобождению работников).          │
│                                 │2. Организация общественных работ,     │
│                                 │временного трудоустройства работников, │
│                                 │находящихся под угрозой увольнения, а  │
│                                 │также признанных в установленном       │
│                                 │порядке безработными граждан и граждан,│
│                                 │ищущих работу.                         │
│                                 │3. Стажировка выпускников              │
│                                 │образовательных учреждений в целях     │
│                                 │приобретения ими опыта работы.         │
│                                 │4. Содействие трудоустройству          │
│                                 │инвалидов.                             │
│                                 │5. Содействие самозанятости безработных│
│                                 │граждан и стимулирование создания      │
│                                 │безработными гражданами, открывшими    │
│                                 │собственное дело, дополнительных       │
│                                 │рабочих мест для трудоустройства       │
│                                 │безработных граждан                    │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники финансирования│Общий объем финансирования Программы в │
│Программы                        │2010 году - 433596,8 тыс. рублей, в том│
│                                 │числе:                                 │
│                                 │субсидия федерального бюджета -        │
│                                 │411917,0 тыс. рублей;                  │
│                                 │средства бюджета Тамбовской области -  │
│                                 │21679,8 тыс. рублей                    │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Целевой показатель Программы     │Недопущение роста регистрируемой       │
│                                 │безработицы выше уровня 2,2 процента в │
│                                 │среднегодовом исчислении,              │
│                                 │запланированного на 2010 год           │
├─────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────┤
│Показатели результативности      │Опережающее профессиональное обучение  │
│Программы                        │не менее 800 работников, находящихся   │
│                                 │под угрозой увольнения;                │
│                                 │создание 12140 рабочих мест для        │
│                                 │трудоустройства участников мероприятия │
│                                 │по организации общественных работ,     │
│                                 │временного трудоустройства работников, │
│                                 │находящихся под угрозой увольнения, а  │
│                                 │также признанных в установленном       │
│                                 │порядке безработными граждан и граждан,│
│                                 │ищущих работу;                         │
│                                 │создание 700 рабочих мест для          │
│                                 │трудоустройства выпускников            │
│                                 │образовательных учреждений, участвующих│
│                                 │в мероприятии по организации стажировки│
│                                 │выпускников образовательных учреждений │
│                                 │в целях приобретения ими опыта работы; │
│                                 │оснащение 120 специальных рабочих мест │
│                                 │для трудоустройства инвалидов;         │
│                                 │предоставление безвозмездной субсидии  │
│                                 │2500 безработным гражданам и создание  │
│                                 │безработными гражданами, открывшими    │
│                                 │собственное дело, 760 дополнительных   │
│                                 │рабочих мест для трудоустройства       │
│                                 │безработных граждан                    │
└─────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────┘

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Анализ социально-экономической ситуации в Тамбовской области позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на сложности, предопределенные негативным влиянием мирового финансового кризиса, наблюдается развитие положительных тенденций в экономике области.
Экономическая ситуация в области характеризуется индексом промышленного производства, который в январе - сентябре 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 100,5%, в том числе в обрабатывающих производствах - 101,2%. В 4 важных видах обрабатывающих производств наблюдался рост физического объема продукции: в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (на 58,1%), производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (на 41,1%), производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака (на 5,4%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (на 2,8%).
В январе-сентябре 2009 года вводились в действие мощности сельского хозяйства, производства пищевых продуктов, включая напитки, предприятий торговли, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности, связи, производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды.
В текущем году на 6,7% введено больше жилых домов, в том числе индивидуальных - на 9,3%, общеобразовательных учреждений - на 19,8%.
Объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 0,2% (в сопоставимых ценах). В сентябре оборот общественного питания относительно августа возрос на 32,1% (в сопоставимых ценах). Оборот оптовой торговли в организациях в январе-сентябре 2009 года превысил уровень соответствующего периода 2008 года на 0,7%.
В то же время отдельные проблемы в ряде секторов экономики и социальной сфере области продолжают стоять остро, что оказывает влияние на формирование бюджета области, благосостояние населения, рынок труда:
допущено снижение на 23,0 процента индекса промышленного производства в добывающих производствах;
производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (на 4,2%);
в сельском хозяйстве всеми сельхозпроизводителями произведено меньше зерна (на 8,3%), молока (на 8,1%);
уменьшился на 26,8% за счет предприятий железнодорожного транспорта грузооборот предприятий всех видов транспорта;
сократился оборот розничной торговли через все каналы реализации на 6,4%, оборот общественного питания снизился на 14,5%;
темп роста реальной заработной платы составил 99,2%;
на 01 октября 2009 г. просроченная задолженность по заработной плате работникам организаций наблюдаемых видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) составила 6,8 млн. рублей (на 1 октября 2008 г. - 4,5 млн. рублей).
уменьшение численности работающих на 3,8 процента на предприятиях, организациях области.
В 2005 - 2008 годах, в среднем, ежегодно в органы службы занятости населения за содействием в трудоустройстве обращались около 33 тысяч человек, из них более 54 процентов находили работу или доходное занятие. В течение 10 месяцев 2009 года в поиске подходящей работы обратились в центры занятости населения области более 44 тысяч человек, темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 187 процентов. Среди основных причин незанятости: увольнения по собственному желанию - 26,2 процента; в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штатов - 22,3 процента; увеличивается доля увольнений в связи с истечением срока трудового договора, расторжением договора по соглашению сторон - 21,6 процента;
Финансовая нестабильность повлияла на рост обращений на 23,5 процента стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва в работе.
Уровень регистрируемой безработицы на начало года составлял 1,5 процента, наибольший рост отмечен по состоянию на 1 июля 2009 г. - 2,2 процента.
Основным фактором сокращения занятости в реальном секторе экономики являются увольнения работников с крупных и средних предприятий. Наибольшее сокращение приходилось на 2004 и 2005 годы, в 2007 году положение стабилизировалось и выбытие на 91 процент компенсировалось приемом новых кадров. В сентябре 2009 года предприятиями было принято на работу 2,2 процента списочной численности, выбыло по различным причинам 2,9 процента списочной численности.
Проводимые Росстатом обследования в области по проблемам занятости населения показывают, что увеличивается экономическая активность населения и граждане, ранее относимые к экономически неактивному населению, претендуют на рабочие места, обращаются за содействием в органы службы занятости, количество обращений граждан этой категории увеличилось на 20 процентов.
Потенциальными трудовыми ресурсами являются учащиеся трудоспособного возраста. В структуре распределения трудовых ресурсов в 2008 году они занимали 10,9 процента (+2,1%). Ежегодно растет выпуск специалистов, в 2009 году он составил 12,6 тыс. человек, из них 35,8 процента - выпускники учреждений высшего профессионального образования; 38,2 процента - среднего профессионального образования; 26 процентов - начального профессионального образования.
В 2004 - 2008 годах динамика количества рабочих мест в эквиваленте полной занятости менялась незначительно: от 539,7 тысяч единиц в 2004 году, до 549 тысяч в 2008 году.
Финансовый кризис отразился на базовых отраслях промышленности области, которые работают по заказам компаний, выпускающих конечную продукцию, в связи с чем кризис для области имеет затяжной характер.
За время мониторинга с 01.10.2008 в органы службы занятости Тамбовской области поступила информация о планируемом увольнении 11803 работников из 1016 организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организаций.
Фактически уволено 7043 человека. Обратились в органы службы занятости - 5285 человек, признаны безработными - 3796 человек.
Многие работодатели, воздерживаясь от массовых увольнений работников и пытаясь сохранить имеющийся опытный коллектив, применяют такие формы организации труда, как перевод предприятий на гибкие режимы работы - сокращенная рабочая неделя; вынужденные отпуска без сохранения и с частичным сохранением заработной платы.
По состоянию на 1 декабря 2009 г. 258 организаций работали в режиме неполного рабочего времени, временной приостановки работы (простое), предоставлении работникам отпуска без сохранения заработной платы.
Численность работников, работающих неполное рабочее время, составляла 11256 человек, продолжительность неполного рабочего времени в среднем по организациям - 25 часов в неделю, 250 работников находились в вынужденных отпусках.
Банк вакансий службы занятости состоял в январе - ноябре 2009 года из 67 тысяч единиц, что больше, чем в предшествующем году на 84 процента, но в декабре ситуация изменилась: если в сентябре еженедельно заявлялось 1,7 тысячи вакансий, то в ноябре спрос снизился на 33 процента.
В среднем по области на одну вакансию приходится 0,9 безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, но в некоторых муниципальных образованиях коэффициент напряженности выше, чем в среднем по области:
Мичуринский район - 1,3;
Моршанский район - 1,7;
г. Мичуринск - 2,2.
В январе - мае 2009 года численность зарегистрированных в органах службы занятости населения Тамбовской области безработных увеличивалась еженедельно в среднем на четыре процента, лишь с принятием дополнительных мер отмечено снижение численности безработных.
Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тамбовской области в 2009 году явилась объективным фактором, позволившим сдержать рост безработицы в области, стабилизировать ситуацию на рынке труда и оказать реальную помощь безработным гражданам и гражданам, находящимся под угрозой увольнения. Помимо этого, программные мероприятия положительно повлияли на снижение социальной напряженности в обществе, позволили ряду предприятий реального сектора экономики сохранить кадровый потенциал и восстановить производственный процесс в соответствии с профилем деятельности, число участников общественных работ составили 24182 человека, организована стажировка 638 выпускников; в мероприятиях по опережающему профессиональному обучению принимали участие 1550 человек.
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Программа разрабатывается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 № 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Программа утверждается высшим исполнительным органом государственной власти Тамбовской области.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест.
В течение 2010 года на рынке труда области ожидаются изменения спроса и предложений рабочей силы. Планируемые в ноябре - декабре 2009 года увольнения около 850 работников значительно увеличат дисбаланс на рынке труда в будущем году.
В связи с кризисными явлениями в экономике динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по сокращению штатов и по собственному желанию, будет иметь тенденцию к увеличению. Сохранится тенденция увеличения среди безработных граждан лиц предпенсионного возраста, женщин, молодежи, инвалидов, граждан, не работавших длительное время.
После окончания учебных заведений в мае - сентябре 2010 года на рынке труда окажутся 12 тысяч выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и, по предварительной оценке, 0,7 тыс. человек из них будут нуждаться в трудоустройстве.
На 2009 год утверждена квота на привлечение 4410 иностранных работников. Фактически работодателями на 1 ноября 2009 г. в связи с изменившимися социально-экономическими условиями привлечены 52% иностранных работников от заявленной работодателями квоты.
В соответствии с правилами определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот была проведена кампания, охватившая 179 работодателей, заказчиков работ (услуг), в т.ч. иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, подавших заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2010 год. Администрацией области направлены в Минздравсоцразвития России предложения по объемам квот в размере 3474 иностранных работников, что меньше показателя прошлого года.
В целях организации работы по замещению иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами с работодателями, привлекающими иностранных работников в Тамбовской области, проведен семинар по теме: "Организация миграционных процессов в области и создание реальных условий для перераспределения трудовых ресурсов".
В области проводятся мероприятия по стабилизации ситуации на рынке труда, позволяющие на основе еженедельного мониторинга рынка труда координировать деятельность органов исполнительной власти области по вопросам трудоустройства увольняемых работников, организации общественных работ, временной и самостоятельной занятости, профессиональной ориентации, социальной адаптации и профессионального обучения, в том числе опережающего, обеспечения социальной защиты граждан.
Органы исполнительной власти области совместно с органами местного самоуправления области реализуют меры, направленные на поддержку граждан, желающих участвовать в предпринимательстве и развитии народных промыслов.
В рамках мероприятий по перераспределению незанятых трудовой деятельностью граждан, осуществляется взаимодействие с инвесторами, реализующими крупные инвестиционные проекты на 2010 год: строительство элеватора и комбикормового завода в с. Иноковка Кирсановского района, общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Тамбовмясо"; строительство двух свинокомплексов промышленного типа, ООО "Тамбовмясо", в с. Глуховка, в с. Гавриловка 2-я Гавриловского района; строительство 18 комплексов по 2,5 тыс. свиноматок, открытое акционерное общество "Русагро" и других инвестиционных проектов для комплексного решения проблемы обеспечения кадрами на период строительства и последующего производства продукции путем обеспечения спроса за счет граждан, потерявших работу, в т.ч. из муниципальных образований с избыточной численностью трудовых ресурсов.
Осуществляется контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы работникам предприятий и организаций области в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективными договорами предприятий (организаций).
Органы службы занятости регулируют потоки высвобождаемых граждан до их увольнения, проводится профессионально-квалификационный анализ высвобождаемых сотрудников с целью решения вопросов их трудоустройства, обучения или направления на досрочную пенсию.
Анализ ситуации показывает, что наиболее острой проблемой остается обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под угрозой увольнения.
Для поддержания стабильной ситуации на рынке труда области в 2010 году требуется принятие дополнительных мер. Баланс рабочих мест по Тамбовской области приведен в приложениях № 1, 2 к Программе.
В целях предотвращения критической ситуации на рынке труда области, сохранения квалифицированного кадрового потенциала в организациях области и содействия занятости работников, находящихся под угрозой увольнения, возникла необходимость разработки и принятия дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда области, таких как: организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения; организация общественных работ, временных работ, стажировки и самозанятости.
Программа направлена на недопущение роста численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, выше 2 процентов экономически активного населения.
Наиболее востребованное направление Программы - организация общественных работ и временной занятости.
Планируется организация опережающего профессионального обучения не менее 800 работников, находящихся под угрозой увольнения; создание 12140 рабочих мест для трудоустройства участников мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу; создание 700 рабочих мест для трудоустройства выпускников образовательных учреждений, участвующих в мероприятии по организации стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы; оснащение 120 специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; предоставление безвозмездной субсидии 2500 безработным гражданам и создание безработными гражданами, открывшими собственное дело, 760 дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

┌────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│  Целевые индикаторы и показатели   │  Целевые индикаторы и показатели   │
│   целевой программы "Содействие    │Программы дополнительных мероприятий│
│        занятости населения         │ по снижению напряженности на рынке │
│  Тамбовской области на 2010 год"   │труда Тамбовской области на 2010 год│
├────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┤
│Доля вакансий, поступивших от       │В результате реализации Программы   │
│работодателя с оплатой труда выше   │будет обеспечена занятость:         │
│прожиточного минимума,              │после прохождения опережающего      │
│установленного в регионе, - 100     │профессионального обучения          │
│процентов;                          │работников, находящихся под угрозой │
│количество граждан, принявших       │увольнения, - не менее 800 человек; │
│участие в общественных работах, -   │в ходе организации общественных     │
│4000 человек;                       │работ, временного трудоустройства   │
│количество нашедших работу          │работников, находящихся под угрозой │
│несовершеннолетних граждан в        │увольнения, а также признанных в    │
│возрасте от 14 до 18 лет - 5100     │установленном порядке безработными  │
│человек;                            │граждан и граждан, ищущих работу, - │
│количество безработных граждан в    │не менее 12140 человек;             │
│возрасте от 18 до 20 лет из числа   │при прохождении стажировки          │
│выпускников учреждений начального и │выпускниками образовательных        │
│среднего профессионального          │учреждений в целях приобретения ими │
│образования, ищущих работу впервые, │опыта работы - не менее 700 человек;│
│- 40 человек;                       │на оснащенных специальных рабочих   │
│количество граждан, получивших      │местах - 120 инвалидов;             │
│услуги по самозанятости, - 38       │в сфере малого бизнеса и            │
│человек;                            │самозанятости - 3260 человек.       │
│количество безработных граждан,     │Реализация дополнительных           │
│приступивших к профессиональному    │мероприятий по снижению             │
│обучению, - 3035 человек;           │напряженности на рынке труда        │
│количество граждан, получивших      │позволит не допустить роста         │
│услугу по профессиональной          │безработицы в области:              │
│ориентации, - 14800 человек;        │численности безработных граждан     │
│количество безработных, принявших   │более 12,3 тыс. человек;            │
│участие в адаптационных программах, │уровня регистрируемой безработицы - │
│- 1200 человек;                     │2,2 процента экономически активного │
│уровень регистрируемой безработицы -│населения;                          │
│2,2 процента                        │коэффициента напряженности на рынке │
│                                    │труда - 1,1 незанятых трудовой      │
│                                    │деятельностью граждан,              │
│                                    │зарегистрированных в службе         │
│                                    │занятости, на одну заявленную       │
│                                    │вакансию                            │
└────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┘

Развитие малого и среднего предпринимательства является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, создания эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Факторы, определяющие особую роль малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной системы хозяйствования:
развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших факторов в формировании конкурентной среды в экономике области и способствует постепенному созданию широкого слоя среднего класса, самостоятельно обеспечивающего собственное благосостояние и достойный уровень жизни и являющегося главной стабилизирующей силой гражданского общества;
наличие у малого и среднего предпринимательства большого потенциала для создания новых рабочих мест способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в обществе.
Начиная с 2002 года развитие малого и среднего предпринимательства в области осуществляется на основе программно-целевых методов. Областная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2008 - 2010 годы является логическим продолжением предыдущей программы и учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области, основанный на реализации областных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед областью, возможностей областного бюджета, полностью себя оправдывает.
Однако при значительных потребностях кредитования малого и среднего предпринимательства для начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства возможность получения кредита по-прежнему остается одной из главных проблем. В основном это связано с отсутствием у них средств для обеспечения возврата кредитов.
Для развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области необходимо дополнительное финансирование.
Практика организации общественных работ на территории области, увеличение их масштабов, финансирование из различных источников подтверждают эффективность этой формы временной занятости населения.
Основными целями организации общественных работ являются:
смягчение ситуации на рынке труда области;
осуществление потребностей предприятий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;
предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);
сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
На органы службы занятости возлагаются обязанности по направлению граждан в организации для выполнения общественных работ, информирование зарегистрированных в органах службы занятости граждан о видах организуемых работ и порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда.
Анализ прошлых лет показывает, что свыше 20 процентов от общего числа безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, принимают участие в общественных работах, в 2008 году в общественных работах приняли участие около 2000 незанятых граждан.
Среди участников общественных работ высока доля молодежи. Удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет в отчетном периоде составил четвертую часть от общего числа участников общественных работ. Активно используется преимущественное право на участие в общественных работах граждан, не получающих пособие по безработице, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва. Свыше 50 процентов от общего числа участников общественных работ относится к данным категориям.
Успешная реализация программы общественных работ, ее финансирование зависят не только от службы занятости, но и от работодателей, других источников финансирования (средств областного и муниципальных бюджетов).
Оплачиваемые общественные работы предполагается организовать для работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, для чего в настоящее время ведется заключение двусторонних соглашений между управлением занятости населения области и управлением транспорта и автомобильных дорог области, управлением лесами области, управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, управлением по физической культуре, спорту и туризму области и другими структурами, совместно с органами местного самоуправления определяется перечень работодателей, виды и объемы общественных работ для создания новых эффективных рабочих мест в жестких условиях меняющейся ситуации на локальных рынках труда.

2. Система мероприятий Программы

┌─────┬──────────────────────────────────┬──────────┬─────────────────────┐
│N№ пп│ Наименование задачи, мероприятия │   Срок   │    Ответственные    │
│     │                                  │исполнения│     исполнители     │
├─────┼──────────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤
│  1  │                2                 │    3     │          4          │
├─────┴──────────────────────────────────┴──────────┴─────────────────────┤
│  Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников,   │
│                   находящихся под угрозой увольнения                    │
├─────┬──────────────────────────────────┬──────────┬─────────────────────┤
│ 1.1 │Определение объемов и направлений │1 квартал │Управление занятости │
│     │опережающего профессионального    │2010 года │населения области    │
│     │обучения, включая организацию     │          │                     │
│     │стажировки на рабочем месте, с    │          │                     │
│     │учетом профессионально-           │          │                     │
│     │квалификационной структуры        │          │                     │
│     │высвобождаемых работников и       │          │                     │
│     │приоритетов социально-            │          │                     │
│     │экономического развития области   │          │                     │
├─────┼──────────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤
│1.2. │Подготовка перечня учебных        │1 квартал │Управление занятости │
│     │заведений (организаций), на базе  │2010 года │населения области    │
│     │которых будет организовано        │          │                     │
│     │опережающее профессиональное      │          │                     │
│     │обучение работников, находящихся  │          │                     │
│     │под угрозой увольнения            │          │                     │
├─────┼──────────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤
│1.3. │Разработка порядка финансирования │1 квартал │Управление занятости │
│     │организации опережающего          │2010 года │населения области    │
│     │профессионального обучения        │          │                     │
│     │работников, находящихся под       │          │                     │
│     │угрозой увольнения                │          │                     │
├─────┼──────────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤
│1.4. │Проведение конкурсных отборов     │1 квартал │Управление занятости │
│     │учебных заведений для организации │2010 года │населения области;   │
│     │опережающего профессионального    │          │Тамбовские областные │
│     │обучения граждан                  │          │государственные      │
│     │                                  │          │учреждения центры    │
│     │                                  │          │занятости населения  │
│     │                                  │          │(далее - ТОГУ ЦЗН)   │
├─────┼──────────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤
│1.5. │Заключение договоров на           │в течение │Управление занятости │
│     │организацию опережающего          │года      │населения области;   │
│     │профессионального обучения        │          │ТОГУ ЦЗН             │
│     │работников, находящихся под       │          │                     │
│     │угрозой увольнения                │          │                     │
├─────┼──────────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────┤

]]>
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО                 │Очистка полосы       │  20   │5465,0 │  398,0   │
│              │"Жердевкаавтодор"   │отвода, обочин и     │       │       │          │
│              │                    │откосов от мусора и  │       │       │          │
│              │                    │посторонних          │       │       │          │
│              │                    │предметов, вырубка   │       │       │          │
│              │                    │деревьев и           │       │       │          │
│              │                    │кустарников,         │       │       │          │
│              │                    │устранение деформаций│       │       │          │
│              │                    │и повреждений        │       │       │          │
│              │                    │асфальтобетонного    │       │       │          │
│              │                    │покрытия, покраска   │       │       │          │
│              │                    │дорожных знаков и    │       │       │          │
│              │                    │искусственных        │       │       │          │
│              │                    │сооружений, ремонт   │       │       │          │
│              │                    │железобетонных труб  │       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Инжавинский   │                    │                     │  46   │5465,0 │  1185,0  │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "Инжавинское    │Борьба с             │   6   │5465,0 │   95,0   │
│              │ДРСУ"               │сельскохозяйственными│       │       │          │
│              │                    │вредителями;         │       │       │          │
│              │                    │возделывание и уборка│       │       │          │
│              │                    │технических культур, │       │       │          │
│              │                    │заготовка кормов,    │       │       │          │
│              │                    │заготовка сена,      │       │       │          │
│              │                    │механизация          │       │       │          │
│              │                    │животноводческих     │       │       │          │
│              │                    │помещений, обрезка   │       │       │          │
│              │                    │деревьев, очистка от │       │       │          │
│              │                    │снега крыш           │       │       │          │
│              │                    │сельскохозяйственных │       │       │          │
│              │                    │объектов, подготовка │       │       │          │
│              │                    │к севу и посевные    │       │       │          │
│              │                    │работы, помощь при   │       │       │          │
│              │                    │проведении           │       │       │          │
│              │                    │весенне-полевых      │       │       │          │
│              │                    │работ, работа на     │       │       │          │
│              │                    │току, работа         │       │       │          │
│              │                    │временного характера │       │       │          │
│              │                    │связанная с          │       │       │          │
│              │                    │содержанием и выпасом│       │       │          │
│              │                    │скота; разборка      │       │       │          │
│              │                    │старых ферм, ремонт  │       │       │          │
│              │                    │животноводческих и   │       │       │          │
│              │                    │складских помещений; │       │       │          │
│              │                    │скирдование соломы;  │       │       │          │
│              │                    │уборка урожая        │       │       │          │
│              │                    │различных культур,   │       │       │          │
│              │                    │уничтожение сорняков │       │       │          │
│              ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ОАО "Инжавинское    │Благоустройство,     │  25   │5465,0 │  680,0   │
│              │ДРСУ"               │устройство тротуаров │       │       │          │
│              │                    │и проездных путей;   │       │       │          │
│              │                    │обрезка веток для    │       │       │          │
│              │                    │обеспечения          │       │       │          │
│              │                    │видимости;           │       │       │          │
│              │                    │копание ям для       │       │       │          │
│              │                    │установки барьерного │       │       │          │
│              │                    │ограждения;          │       │       │          │
│              │                    │окраска элементов    │       │       │          │
│              │                    │обустройства дорог,  │       │       │          │
│              │                    │содержание их в      │       │       │          │
│              │                    │чистоте и порядке;   │       │       │          │
│              │                    │очистка дорожных     │       │       │          │
│              │                    │покрытий от грязи и  │       │       │          │
│              │                    │снега в местах       │       │       │          │
│              │                    │недоступных дорожной │       │       │          │
│              │                    │техники; планировка  │       │       │          │
│              │                    │обочины дорог;       │       │       │          │
│              │                    │подсобные работы при │       │       │          │
│              │                    │строительстве и      │       │       │          │
│              │                    │ремонте дорог;       │       │       │          │
│              │                    │рассыпка асфальта;   │       │       │          │
│              │                    │ремонт дорожных      │       │       │          │
│              │                    │конструкций; ремонт и│       │       │          │
│              │                    │строительство        │       │       │          │
│              │                    │дорожного полотна;   │       │       │          │
│              │                    │скашивание травы и   │       │       │          │
│              │                    │вырубка кустарника на│       │       │          │
│              │                    │обочинах, откосах,   │       │       │          │
│              │                    │уборка порубочных    │       │       │          │
│              │                    │остатков; содержание │       │       │          │
│              │                    │в чистоте и порядке  │       │       │          │
│              │                    │автобусных остановок,│       │       │          │
│              │                    │площадок и элементов │       │       │          │
│              │                    │их обустройства;     │       │       │          │
│              │                    │строительство        │       │       │          │
│              │                    │тротуаров для        │       │       │          │
│              │                    │пешеходов            │       │       │          │
│              ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "Дорстройсервис"│Благоустройство,     │  15   │5465,0 │  410,0   │
│              │                    │устройство тротуаров │       │       │          │
│              │                    │и проездных путей;   │       │       │          │
│              │                    │обрезка веток для    │       │       │          │
│              │                    │обеспечения          │       │       │          │
│              │                    │видимости; копание ям│       │       │          │
│              │                    │для установки        │       │       │          │
│              │                    │барьерного           │       │       │          │
│              │                    │ограждения; окраска  │       │       │          │
│              │                    │элементов            │       │       │          │
│              │                    │обустройства дорог,  │       │       │          │
│              │                    │содержание их в      │       │       │          │
│              │                    │чистоте и порядке;   │       │       │          │
│              │                    │очистка дорожных     │       │       │          │
│              │                    │покрытий от грязи и  │       │       │          │
│              │                    │снега в местах       │       │       │          │
│              │                    │недоступных дорожной │       │       │          │
│              │                    │техники; планировка  │       │       │          │
│              │                    │обочины дорог;       │       │       │          │
│              │                    │подсобные работы при │       │       │          │
│              │                    │строительстве и      │       │       │          │
│              │                    │ремонте дорог;       │       │       │          │
│              │                    │рассыпка асфальта;   │       │       │          │
│              │                    │ремонт дорожных      │       │       │          │
│              │                    │конструкций; ремонт и│       │       │          │
│              │                    │строительство        │       │       │          │
│              │                    │дорожного полотна;   │       │       │          │
│              │                    │скашивание травы и   │       │       │          │
│              │                    │вырубка кустарника на│       │       │          │
│              │                    │обочинах, откосах,   │       │       │          │
│              │                    │уборка порубочных    │       │       │          │
│              │                    │остатков; содержание │       │       │          │
│              │                    │в чистоте и порядке  │       │       │          │
│              │                    │автобусных остановок,│       │       │          │
│              │                    │площадок и элементов │       │       │          │
│              │                    │их обустройства;     │       │       │          │
│              │                    │строительство        │       │       │          │
│              │                    │тротуаров для        │       │       │          │
│              │                    │пешеходов            │       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Мордовский    │                    │                     │  20   │5465,0 │  149,3   │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ЗАО ДСПМК           │Поддержание элементов│  20   │5465,0 │  149,3   │
│              │"Мордовская"        │системы водоотводов в│       │       │          │
│              │                    │чистоте и порядке,   │       │       │          │
│              │                    │очистка барьерного   │       │       │          │
│              │                    │ограждения от пыли и │       │       │          │
│              │                    │грязи, скашивание    │       │       │          │
│              │                    │травы на откосах,    │       │       │          │
│              │                    │поддержание полосы   │       │       │          │
│              │                    │отвода, обочины в    │       │       │          │
│              │                    │чистоте              │       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Моршанский    │                    │                     │  10   │5465,0 │  275,4   │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО                 │Дорожные и подсобные │  10   │5465,0 │  275,4   │
│              │"Моршанскдорстрой"  │работы               │       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Мучкапский    │                    │                     │  10   │5465,0 │  164,0   │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "Мучкапский     │Подсобные работы при │  10   │5465,0 │  164,0   │
│              │дорожник"           │строительстве и      │       │       │          │
│              │                    │ремонте дорог,       │       │       │          │
│              │                    │благоустройство,     │       │       │          │
│              │                    │обрезка веток для    │       │       │          │
│              │                    │обеспечения          │       │       │          │
│              │                    │видимости, очистка   │       │       │          │
│              │                    │обочин от мусора и   │       │       │          │
│              │                    │посторонних предметов│       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Первомайский  │                    │                     │  25   │5465,0 │  384,2   │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО                 │Поддержание полосы   │  15   │5465,0 │  274,3   │
│              │"Первомайскдорстрой"│отвода, обочин,      │       │       │          │
│              │                    │откосов и            │       │       │          │
│              │                    │разделительных полос │       │       │          │
│              │                    │в чистоте и порядке, │       │       │          │
│              │                    │очистка их от мусора │       │       │          │
│              │                    │и посторонних        │       │       │          │
│              │                    │предметов            │       │       │          │
│              ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "ДЭРСУ          │Поддержание полосы   │  10   │5465,0 │  109,9   │
│              │Первомайское"       │отвода, обочин,      │       │       │          │
│              │                    │откосов и            │       │       │          │
│              │                    │разделительных полос │       │       │          │
│              │                    │в чистоте и порядке, │       │       │          │
│              │                    │очистка их от мусора │       │       │          │
│              │                    │и посторонних        │       │       │          │
│              │                    │предметов            │       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Сосновский    │                    │                     │  10   │5465,0 │  149,0   │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "НИССА"         │Поддержание дорог,   │  10   │5465,0 │  149,0   │
│              │                    │обочин, откосов в    │       │       │          │
│              │                    │чистоте и порядке    │       │       │          │
├──────────────┼────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│Староюрьевский│                    │                     │  21   │5465,0 │  309,6   │
│район         ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "Мовдорстрой"   │Ремонт и содержание  │   5   │5465,0 │   74,7   │
│              │                    │дорожного покрытия,  │       │       │          │
│              │                    │скашивание сорной    │       │       │          │
│              │                    │растительности       │       │       │          │
│              ├────────────────────┼─────────────────────┼───────┼───────┼──────────┤
│              │ООО "Автобан"       │Ремонт и содержание  │  16   │5465,0 │  234,9   │
│              │                    │дорожного покрытия,  │       │       │          │
│              │                    │скашивание сорной    │       │       │          │
│              │                    │растительности       │       │       │          │
└──────────────┴────────────────────┴─────────────────────┴───────┴───────┴──────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru