Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2009 г. по делу № А03-3098/2009

Арбитражный суд Алтайского края в составе судьи Р.Е.В.,
при ведении протокола судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Б", г. Славгород, п. Бурсоль
к Управлению по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию, г. Барнаул
о признании ненормативного правового акта недействительным,
при участии:
- от заявителя - Ч.Р.С., доверенность от 04.05.2009 б/н,
- от заинтересованного лица - Д.Л.С., доверенность от 20.04.2009 б/н

установил:

открытое акционерное общество "Б" в лице конкурсного управляющего (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию (далее - управление) о признании недействительным приказа от 11.06.2008 № 49 о прекращении права пользования недрами в соответствии с лицензией БАР 00389 ПЭ.
Заявленные требования обоснованы ссылками на статьи 17.1, 21 Закона РФ "О недрах" и мотивированы тем, что законных оснований для досрочного прекращения права пользования недрами у управления не имелось, поскольку предприятие письменного уведомления о допущенных им нарушениях не получало, копия оспариваемого приказа после его принятия также в адрес предприятия не поступала. О том, что право пользования недрами было прекращено в соответствии с оспариваемым приказом, обществу стало известно только в ходе конкурсного производства из письма управления от 05.03.2009, направленного в ответ на запрос конкурсного управляющего.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление доводы общества, приведенные им в обоснование своих требований, отклонило в связи с их необоснованностью, в связи с чем просит в его удовлетворении отказать. Также указало на то, что заявление подано в суд с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
В судебном заседании представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои доводы и возражения.
Представитель заявителя в качестве дополнительных оснований заявленных требований указал на то, что общество не нарушало условий лицензионного соглашения и дополнения № 1 к нему, а также на то, что право пользования недрами в соответствии с выданной лицензией было прекращено неуполномоченным органом.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 11.11.2002 Федеральному государственному унитарному предприятию "Б" выдана лицензия серии БАР номер 00389 ПЭ на право пользования недрами - добычу поваренной соли на месторождении озера Бурлинского, расположенного в 22 км на северо-запад от г. Славгорода Славгородского района Алтайского края, сроком действия до 15.05.2014.
27.03.2008 ФГУП "Б" было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Б".
Приказом Управления по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию от 11.06.2008 № 49 право пользования ФГУП "Б" недрами по указанной лицензии прекращено на основании пунктов 3, 8 части 2 статьи 20 Закона РФ "О недрах", лицензия исключена из массива действующих лицензий.
ОАО "Б" как правопреемнику ФГУП "Б" предписано сдать в установленном порядке лицензию на право пользования недрами и документацию, связанную с недропользованием, на хранение в территориальный фонд геологической информации.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 21.07.2008 ОАО "Б" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открытого конкурсного производства (дело № А03-22981/05-Б). Исполняющим обязанности конкурсного управляющего утвержден Т.В.Г.
Определением от 22.10.2008 Т.В.Г. отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. Определением от 09.02.2009 конкурсным управляющим утверждена М.О.Е.
Полагая, что приказ управления о прекращении права пользования недрами от 11.06.2008 № 49 не соответствует закону, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования не обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Основания для прекращения права пользования недрами приведены в статье 20 указанного закона.
В силу пунктов 3, 8 названной нормы закона право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию, в случаях систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами, непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах.
Статьей 21 Закона о недрах регламентирован порядок досрочного прекращения права пользования недрами.
Согласно абзацу 4 указанной нормы в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Как видно из материалов дела, в соответствии с выданной предприятию лицензией на право пользования недрами ее неотъемлемыми составными частями являются лицензионное соглашение и дополнение № 1 к указанному соглашению с внесенными в него изменениями и дополнениями.
В соответствии с пунктом 3.2.1 лицензионного соглашения одним из условий недропользования является уплата налога на добычу природной соли, исчисляемого по налоговой ставке 5,5% с учетом сверхнормативных потерь.
Согласно пункту 3.4 лицензионного соглашения уровни потерь полезного ископаемого ежегодно утверждаются Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России.
В силу пункта 3.8.2 лицензионного соглашения владелец лицензии обязан осуществлять в зоне функционирования плотин, вокруг озера и прилегающих к ним площадей мониторинг за уровнем грунтовых вод и их химсоставом, а также в 0,5 - 1,0 км по направлению от открытых складов соли организовать опорные площади отбора проб почв для определения содержания ионов Ca, Mg, Na, Cl, SO4, HCO3.
Пунктом 3.8.3 лицензионного соглашения предусмотрена обязанность владельца лицензии проводить регулярные многолетние гидрохимические наблюдения за составом рапы и урезом воды в озере, а также согласовать схему и состав наблюдений с ГУПР по Алтайскому краю.
В соответствии с пунктом 3.9 лицензионного соглашения владелец лицензии обязан переоформить земельный и горный отводы в установленном законодательством порядке.
Также на владельца лицензии возложена обязанность представлять в установленном порядке в органы, предоставившие лицензию, статистическую отчетность по проводимым работам: ежегодно до 10.01 - о ходе выполнения условий пользования недрами, предусмотренных лицензией, до 15.01 - геологическую информацию, сведения о разведанных, извлекаемых, оставляемых в недрах запасах полезного ископаемого (форма 5-гр), а также ежегодные отчеты о своей финансовой деятельности, и ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, расчеты по налогу на добычу полезного ископаемого по установленной форме (пункт 4.2 лицензионного соглашения).
В период с 25.06.2007 по 06.07.2007 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю на основании распоряжения от 22.06.2007 № 153 проведена проверка соблюдения ФГУП "Б" условий лицензионного соглашения и дополнения № 1 к лицензии серии БАР номер 00389 ПЭ.
По итогам проверки составлен акт № Н-153в от 06.07.2007, в котором отражено, что лицензиатом не выполняются условия недропользования, предусмотренные вышеназванными пунктами лицензионного соглашения и дополнения № 1 к нему, а именно:
не в полном объеме и с нарушением сроков производится уплата налога на добычу природного ископаемого (общая сумма задолженности по оплате налога по состоянию на 06.07.2007 составляет 7861344 руб.);
нормативы потерь полезного ископаемого ежегодно не утверждаются;
мониторинг за уровнем грунтовых вод и их химсоставом в зоне функционирования плотин, вокруг озера и прилегающих к ним площадях не осуществляется, опорные площадки отбора проб почв для определения содержания ионов Ca, Mg, Na, Cl, SO4, HCO3 не организованы;
регулярные многолетние гидрохимические наблюдения за составом рапы и урезом воды в озере не проводятся, схема и состав наблюдений не согласованы;
земельный и горный отводы в установленном порядке не переоформлены;
статистическая отчетность о ходе выполнения условий пользования недрами, предусмотренных лицензией, геологическая информация о разведанных, извлекаемых, оставляемых в недрах запасах полезного ископаемого (форма 5-гр), отчеты о своей финансовой деятельности и расчеты по налогу на добычу полезного ископаемого не представляются.
ФГУП "Б" выдано предписание от 10.07.2007 № Н-153в об устранении выявленных нарушений.
В связи с непоступлением от предприятия информации о выполнении указанного предписания Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю проведена внеплановая проверка.
Из составленного по итогам проверки акта от 24.01.2008 № Н-008в следует, что ни один из пунктов предписания предприятием выполнен не был, в связи с чем Управлением Росприроднадзора в адрес Управления по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию направлено письмо от 29.01.2008 № 118 с просьбой рассмотреть вопрос о досрочном прекращении права пользования ФГУП "Б" недрами в соответствии со статьями 20, 21 Закона о недрах.
Вопрос о выполнении предприятием условий пользования недрами в соответствии с выданной ему лицензией рассмотрен на заседании комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Алтайского края, результаты которого оформлены протоколом от 29.01.2008 № 05-08.
Комиссия рекомендовала Управлению по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию направить ФГУП "Б" письменное уведомление о допущенных им нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами в соответствии с выданной ему лицензией в случае их неустранения.
Приказом управления от 29.01.2008 № 7 указанное решение комиссии утверждено.
В адрес ФГУП "Б" направлено уведомление от 29.01.2008 № 14-11-73 с указанием в нем сведений о допущенных нарушениях лицензионного соглашения и дополнения № 1 к нему. В уведомлении также указано, что в случае если нарушения не будут устранены, право пользования недрами по лицензии БАР 00389 ПЭ будет досрочно прекращено.
07.05.2008 Управлением Росприроднадзора проведена контрольная проверка, в результате которой установлено, что предприятием выявленные нарушения не устранены (акт проверки от 07.05.2008 № Н-113в).
Указанный акт в соответствии с Регламентом о взаимодействии Федерального агентства по недропользованию и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при подготовке и рассмотрении материалов, связанных с досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования недрами, утвержденным приказом МПР России от 06.09.2007 № 233, вместе с сопроводительным письмом от 13.05.2008 № 694 направлен в Управление по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию.
27.05.2008 на заседании комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Алтайского края, на которое был приглашен генеральный директор предприятия Д.С.И., рассмотрен вопрос о прекращении права пользования ОАО "Б" недрами.
Комиссией было принято решение окончательно рассмотреть вопрос на заседании 11.06.2008, т.к. из пояснений генерального директора следовало, что обществом в адрес Управления по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию была направлена информация о проведенной работе по устранению допущенных нарушений.
На заседании комиссии, состоявшемся 11.06.2008, установлено, что обществом выявленные нарушения не устранены, в связи с чем Управлению по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию рекомендовано прекратить право пользования ОАО "Б" недрами по лицензии БАР 00389 ПЭ.
Таким образом, поскольку материалами дела установлено, что по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях эти нарушения не были устранены, у управления в соответствии со статьей 21 Закона о недрах имелись законные основания для досрочного прекращения права пользования недрами.
Довод заявителя о том, что предприятие уведомление о допущенных им нарушениях, а также копию оспариваемого приказа не получало, не может быть признан обоснованным.
Из материалов дела следует, что уведомление от 29.01.2008 № 14-11-73 с указанием в нем сведений о допущенных владельцем лицензии нарушениях направлено в адрес ФГУП "Б" 29.01.2008 и получено им 05.02.2008, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма № 65605696575275 (т. 1, л.д. 108).
Копия оспариваемого приказа также направлялась в адрес общества и получена им 24.06.2008, что подтверждается уведомлением от 20.06.2008 № 14-11-524 и почтовым уведомлением № 65605603032198 (т. 1, л.д. 123, 124).
Уведомления были направлены предприятию по его юридическому адресу, значащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Обеспечение получения адресованной юридическому лицу корреспонденции уполномоченным лицом является обязанностью самого юридического лица.
В связи с этим предприятие как юридическое лицо обязано было создать все необходимые условия, при которых поступающая в его адрес корреспонденция получалась управомоченными на то лицами и своевременно передавалась руководителю.
О фальсификации отметок на почтовых уведомлениях о получении заказных писем, обществом в ходе судебного разбирательства не заявлялось. Выяснение полномочий лиц, принявших заказную корреспонденцию, направленную по юридическому адресу владельца лицензии, в круг обязанностей управления не входило.
Ссылка заявителя на то, что им не нарушались условия лицензионного соглашения и дополнения № 1 к нему, также не может быть принята во внимание.
Копия акта проверки от 06.07.2007 № Н-153в, в котором зафиксированы выявленные нарушения, в тот же день вручена исполняющему обязанности директора ФГУП "Б" Л.В.А. Ему же было вручено предписание от 10.07.2007 № Н-153в.
Кроме того, в акте проверки выполнения пользователем недр предписания от 24.01.2008 № Н-008в и акте проверки выполнения уведомления Управления по недропользованию от 07.05.2008 № Н-113в также имеется подпись указанного лица, подтверждающая факт ознакомления его с указанными документами.
Каких-либо возражений по фактам выявленных нарушений со стороны общества не заявлялось, предписание об устранении выявленных нарушений в судебном порядке им не оспаривалось. Присутствовавшим 27.05.2008 на заседании комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр на территории Алтайского края генеральным директором общества Д.С.И. также возражений относительно выявленных в ходе проверки нарушений заявлено не было.
Доказательств, подтверждающих выполнение в период действия лицензии всех требований лицензионного соглашения и дополнения № 1 к нему, обществом в судебное заседание не представлено.
Подлежит отклонению и довод заявителя о том, что право пользования недрами в соответствии с выданной ему лицензией было прекращено неуполномоченным органом.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования с передачей ей функции по контролю и надзору в сфере экологии и природопользования Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 171 "Вопросы федерального агентства по недропользованию" установлено, что Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свои функции непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 5.3.10 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, к числу полномочий указанного органа исполнительной власти отнесено принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр.
Соответствующие полномочия Управления по недропользованию по Алтайскому краю определены в пункте 4.3.3 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по недропользованию от 19.01.2007 № 57.
Таким образом, оспариваемый приказ принят управлением в рамках предоставленных ему полномочий, соответствует Закону о недрах и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Как установлено частью 3 статьи 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, суд соглашается с доводами управления о том, что заявление в суд подано обществом с пропуском установленного срока.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Течение указанного срока закон связывает с фактом осведомленности о нарушении прав именно организации - обладателя данных прав, а не конкретного физического лица, осуществляющего на момент обращения в арбитражный суд функции исполнительного органа этой организации.
Как видно из материалов дела, копия оспариваемого приказа получена обществом 24.06.2008. Следовательно, именно с этого момента предприятию стало известно о данном приказе и именно с этого времени следует исчислять начало течения срока для обращения в арбитражный суд, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Момент получения конкурсным управляющим сведений об оспариваемом ненормативном правовом акте не может влиять на порядок исчисления указанного срока.
Как видно из материалов дела, с заявлением в суд конкурсный управляющий обратился только 23.03.2009, т.е. к моменту обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд срок на подачу заявления был пропущен.
То обстоятельство, что конкурсному управляющему стало известно об оспариваемом акте только в ходе конкурсного производства, не может быть квалифицировано в качестве уважительной причины пропуска данного срока, поскольку смена исполнительного органа не может влиять на процессуальные права заявителя.
Пропуск срока на подачу заявления в суд является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявленного требования.
Расходы по оплате госпошлины на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Определением от 01.04.2009 судом приняты обеспечительные меры в виде запрета Управлению по недропользованию по Алтайскому краю Федерального агентства по недропользованию проведения аукциона на право пользования недрами с целью разведки и добычи поваренной соли месторождения озера Бурлинского в Славгородском районе Алтайского края до принятия судебного акта по настоящему делу.
Принимая во внимание, что обеспечительная мера была направлена на реализацию возможности исполнения решения суда, а по настоящему делу требования заявителя оставлены без удовлетворения, суд полагает необходимым в соответствии с частью 5 статьи 96 АПК РФ отменить обеспечение иска.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 180, 181, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленного требования отказать.
Меру обеспечения, принятую определением суда от 01.04.2009, отменить с момента вступления принятого по делу решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в Седьмой арбитражный апелляционный суд или кассационная жалоба в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru