Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июля 2006 г. по делу № А71-4746/2006

Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 21 июля 2006 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Д.Е. Лепихина,
при ведении судьей протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ по УР, г. Ижевск,
к ООО "Сфера"
о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании присутствовали:
от административного органа - Валишев В.А., Жигалов А.А.,
от ответчика - директор Богданов И.О., адвокат Серебренников С.Г.
Предмет спора: административный орган обратился в арбитражный суд с требованием привлечь ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель административного органа требование поддержал в полном объеме.
Ответчик в судебном заседании заявленное требование не признал.
По материалам дела арбитражный суд

установил:

22 июня 2006 г. административным органом на основании распоряжения № 72 от 22.06.02 г. проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов ООО "Сфера", расположенных по адресу: Кезский район, поселок Кез, ул. Луппова, 15.
Административный орган считает, что ООО "Сфера" осуществляет деятельность с нарушением ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановления Правительства РФ от 14.08.02 г. № 595 в отсутствии лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.
Отразив указанное нарушение в акте проверки № 105 от 22.06.06 г., протоколе № 53 от 22.06.06 г. об административном правонарушении, административный орган обратился в арбитражный суд с требованием привлечь ответчика к административной ответственности.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, показания свидетеля Главатских С.М., оценив доводы, изложенные в заявлении, письменных пояснениях, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" вид деятельности - эксплуатация пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
Согласно определению, содержащемуся в подп. "а" п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов (утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.08.02 г. № 595), под пожароопасными производственными объектами понимаются в том числе объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование (утв. постановлением Правительства РФ от 11.02.02 г. № 135), п. 2 вышеназванного Положения о лицензировании лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, названных в подп. "а" п. 1 Положения, осуществляет МЧС России.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наступление административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Представители ООО "Сфера" ссылаются на нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности, которое заключается в следующем: директор ООО "Сфера" Богданов И.О. (законный представитель) не был ознакомлен с правами и обязанностями при составлении протокола, протокол был составлен в его (Богданова И.О.) отсутствие, 22 июня 2006 г. представителем административного органа Жигаловым А.А. был составлен и оставлен Богданову И.О. лишь один протокол о совершении правонарушения не ООО "Сфера", а Богдановым И.О. как должностным лицом.
Представители административного органа указывают, что директор ООО "Сфера" Богданов И.О. от подписания протокола отказался, о чем имеется отметка в самом протоколе, такая отметка сделана в присутствии свидетелей Швецова А.П. и Ефремова А.П., экземпляр протокола был оставлен Богданову И.О.
Согласно положению ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ). Протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Из содержания перечисленных положений следует, что существенными моментами при составлении протокола являются: разъяснение прав и обязанностей представителю юридического лица, предоставление возможности ознакомления законному представителю с текстом протокола, указание в протоколе на отказ законного представителя от подписи в протоколе.
Сам по себе отказ от подписания протокола не может свидетельствовать о разъяснении административным органом прав и обязанностей, об ознакомлении с содержанием протокола.
Как следует из п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", положения статьи 28.2 КоАП, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея ввиду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу ч. 2 ст. 206 АПК РФ.
Указание административным органом в протоколе на отказ законного представителя от подписи не является достаточным условием соблюдения положений ст. 28.2 КоАП РФ, свидетельствует о формальном подходе административного органа в деле об административном правонарушении.
Задачей административного органа в смысле соблюдения положений ст. 28.2 КоАП РФ является применение всех возможных и допустимых мер к тому, чтобы разъяснить лицу права и обязанности, ознакомить лицо с содержанием протокола (так, например, направить протокол в адрес нарушителя по почте, зачитать права и обязанности вслух). Данную задачу административный орган в рамках настоящего дела не выполнил: права и обязанности законному представителю ООО "Сфера" не разъяснил, с протоколом об административном правонарушении законного представителя ООО "Сфера" не ознакомил. Доказательств соблюдения данных требований административный орган в нарушение ч. 5 ст. 205 АПК РФ не представил.
Как пояснил в ходе судебного заседания представитель административного органа Жихарев А.А., законному представителю ООО "Сфера" Богданову И.О. было оставлено 22 июня 2006 г. три протокола об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1, ст. 19.5, 20.4 КоАП РФ, от подписи в которых он (Богданов И.О.) отказался. Главатских С.М. (допрошен в качестве свидетеля в судебном заседании), присутствующий в ходе составления протокола, пояснил, что 22 июня 2006 г. Жихаревым А.А. был составлен и оставлен лишь один протокол о нарушении, совершенном Богдановым И.О., а не ООО "Сфера". Показания свидетеля Главатских С.М. представителями административного органа не опровергнуты.
С учетом обстоятельств дела суд в силу положений п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2, ст. 26.11 КоАП РФ, ч. 3 ст. 170 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 АПК РФ при полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств пришел к выводу о нарушении административным органом положений ст. 28.2 КоАП РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении требования о привлечении ООО "Сфера" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 206 АПК РФ арбитражный суд

решил:

1. Заявление Главного управления Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РФ по УР о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сфера" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без удовлетворения.
2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Удмуртской Республики.

Судья
Д.Е.ЛЕПИХИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru