Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2009 г. № 562

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

В целях широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности города, повышения эффективности и качества муниципального управления, в соответствии с решением коллегии администрации города Красноярска (протокол от 10.11.2009 № 3), руководствуясь ст. ст. 45, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:
1. Утвердить концепцию информатизации города Красноярска согласно приложению.
2. Управлению информатизации и связи администрации города (Карасев А.В.) в срок до 01.03.2010 разработать:
- городскую целевую программу "Информатизация города Красноярска на 2010 - 2012 годы";
- методические рекомендации по формированию отраслевых решений информатизации.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя Главы города Боброва В.П.

Исполняющий обязанности
Главы города
В.П.БОБРОВ





Приложение
к Постановлению
администрации города
от 24 декабря 2009 г. № 562

КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

I. ВВЕДЕНИЕ

Настоящая концепция информатизации города Красноярска (далее - Концепция) разработана управлением информатизации и связи администрации города совместно с Красноярской ассоциацией компаний в области информационных технологий, представителями науки и общественности.
Под информатизацией города в настоящей Концепции понимается процесс использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни города в целях повышения эффективности муниципального управления, обеспечения качественно нового уровня оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных и муниципальных услуг, получения информации о результатах деятельности органов местного самоуправления, расширения возможностей для малого и среднего предпринимательства, развития образования и здравоохранения, улучшения качества жизни горожан.
Объектами информатизации являются:
- система управления городом, включающая в себя органы местного самоуправления г. Красноярска, муниципальные учреждения и предприятия;
- система обеспечения социальных коммуникаций, включающая в себя систему оказания услуг населению, средства обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления г. Красноярска с гражданами и организациями, органами государственной власти, систему средств повышения уровня ИКТ-компетентности муниципальных служащих, обучения населения навыкам использования ИКТ.
Настоящая Концепция основывается на Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 № 1024-р, Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212.
Концепция определяет цели и задачи информатизации города Красноярска, основные принципы, направления развития информатизации города с учетом общероссийских и мировых тенденций и имеющегося состояния.
В целом Концепция ориентирована на формирование общей стратегии проведения политики информатизации города, прежде всего, с реализацией полномочий городского округа по вопросам местного значения, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на участие в реализации административной реформы. Несмотря на то, что в указанном Законе среди основных вопросов местного значения муниципалитета не содержатся функции, непосредственно связанные с информатизацией, эффективная реализация большинства определенных Законом полномочий без использования ИКТ в современных условиях проблематична.
Данная Концепция призвана стать основой для разработки программы информатизации города и отраслевых программ информатизации.

II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

Муниципальная политика в области информатизации, проводимая управлением информатизации и связи администрации города, созданным в 2005 году, нацелена на достижение конструктивных результатов в следующих основных направлениях:
- повышение эффективности решения функциональных задач управления городом на базе использования информационно-коммуникационных технологий и систем поддержки управленческих задач;
- охват органов городского самоуправления и территориальных подразделений защищенной телекоммуникационной инфраструктурой;
- интеграция ведомственных информационных систем на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства, обеспечение эффективного и защищенного информационного обмена и электронного взаимодействия органов городского самоуправления между собой, с населением и организациями;
- формирование основных муниципальных информационных ресурсов, характеризующих ключевые объекты управления городом, а также обеспечение разграничения доступа к ним на межведомственном уровне;
- внедрение единой системы защищенного электронного обмена данными и документами с использованием электронной цифровой подписи в органах городского самоуправления, в том числе на межведомственном уровне;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов городского самоуправления, в том числе через Интернет;
- утверждение стандартов и регламентов в сфере использования информационных технологий в деятельности органов городского самоуправления.
По результатам исследований, проведенных в текущем году Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации среди муниципальных образований, уровень информатизации города Красноярск оценивается как "средний".
В городе формируется современная информационно-технологическая инфраструктура, реализуются проекты и отраслевые программы информатизации.

1. Уровень информатизации органов местного самоуправления

В администрации города создана информационно-коммуникационная сеть (ИКС), представляющая собой распределенную информационную систему, объединяющую все органы и территориальные подразделения администрации. Скорость передачи данных до каждого узла ИКС составляет 100 Мб в секунду. Доступ к сети Интернет, электронной почте, порталу администрации города и другим информационным ресурсам предоставляется централизованно с использованием сертифицированного программного обеспечения и с учетом единой политики информационной безопасности.
Во всех структурных подразделениях созданы локальные вычислительные сети. Обеспеченность муниципальных служащих средствами вычислительной техники в администрации города близка к 100%, доля устаревших моделей компьютеров составляет 20%.
Автоматизация функциональных задач структурных подразделений является инструментом, позволяющим органам администрации более эффективно выполнять свои функции, через автоматизацию процедур управления и коммуникации между собой, федеральными и региональными органами власти, бизнес-сообществом и населением.
В настоящее время в администрации города эксплуатируется порядка 40 различных информационных систем с низким уровнем совместимости, направленных исключительно на автоматизацию функциональных задач структурных подразделений. Среди них можно выделить такие, как:
"Единый муниципальный кадастр" (ЕМК), содержащий подсистемы "Земля" - многофункциональная система ведения сведений о земельных участках, их владельцах (арендаторах) и "Реестр" - многофункциональная система ведения сведений о муниципальной собственности.
Для решения задач управления административными комплексами в интересах служб, осуществляющих ведение городского кадастра, служб, осуществляющих контроль и управление строительно-ремонтными работами, а также инженерными сетями и коммуникациями, используются системы программного комплекса "СОТО": "Топогеодезия", "Регистрация кадастровой информации и имущественных прав", "Документатор" и другие. Основными трудностями, значительно снижающими эффект использования данных систем, следует назвать такие, как отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов и единой системы классификаторов, кадастров и регистров, несовместимость информационных ресурсов, закрытость информации.
Начато внедрение следующих информационных систем корпоративного уровня:
- Web-портал администрации города, являющийся постоянно развивающимся комплексом распределенных программных и аппаратных средств, предназначенных для накопления, систематизации, хранения и использования информационных ресурсов; организации удобной коммуникации между органами и территориальными подразделениями администрации города; регламентированного доступа к информационным ресурсам органов местного самоуправления; планирования деятельности администрации города. Для сотрудников администрации портал служит единой точкой доступа в муниципальную информационную систему;
- система автоматизированной поддержки процессов подготовки и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд администрации города Красноярска;
- "Единый электронный документооборот";
- "Автоматизированная информационная система управления кадрами муниципальной службы";
- "АРМ специалиста по дошкольному образованию" - программный комплекс для автоматизации процесса учета детей, состоящих в списках очередников в ДОУ города Красноярска. Организация единого по городу электронного хранилища информации о детях, состоящих в списках очередников в ДОУ или получивших направление в ДОУ;
- МГИС "Электронная карта города" (открытая муниципальная геоинформационная система администрации города Красноярска) - система оперативного предоставления субъектам, осуществляющим свою деятельность на территории города, достоверной информации об инфраструктуре города и ее развитии на основе электронной карты г. Красноярска. Ведение интегрированной базы данных аварий на коммунальных сетях для единой диспетчерской службы "Служба 005"; мониторинг участков, закрепленных за управляющими компаниями города, медицинскими организациями, образовательными учреждениями; мониторинг автобусных маршрутов; интерактивное формирование избирательных участков и округов в городе;
- АС учета обращений граждан, поступающих на горячую линию муниципального предприятия "Служба 005" по вопросам ЖКХ. Система позволяет вести учет поступающих звонков, контролировать исполнение обращений управляющими компаниями. Вся отчетная статистическая информация оперативно поступает в базу данных и отображается в разделе корпоративного портала администрации города;
- "Информационный киоск администрации города" - информационная система, позволяющая предоставлять жителям города исчерпывающую информацию о деятельности администрации, а также оказывать информационную поддержку в решении различных вопросов социальной сферы. Система установлена на всех платежных терминалах, расположенных в общественно значимых местах города, принадлежащих компаниям "Платежка" и "Сибзолото".
Создан и устойчиво функционирует официальный сайт администрации города, на котором размещена информация о деятельности органов местного самоуправления, о важнейших событиях и проводимых в городе мероприятиях. В соответствии с законодательством на сайте публикуется информация о размещении муниципального заказа. Функционирует виртуальная приемная, посредством которой граждане могут высказать свое мнение относительно городских проблем или обратиться с вопросом и получить квалифицированный ответ, ознакомиться с другими часто задаваемыми вопросами и ответами на них.

2. Связь и телекоммуникация

Один из самых динамично развивающихся сегментов телекоммуникационной отрасли Красноярска является рынок интернет-услуг. Увеличение этого сегмента обусловлено повышением уровня компьютерной грамотности населения и, как следствие, расширением аудитории частных пользователей, а также увеличением количества русскоязычных информационных и региональных информационных порталов.
Развитию сегмента способствует и политика администрации города, направленная на массовое внедрение информационных технологий в основные сферы социально-экономической жизни города.
Основными поставщиками магистрального трафика в город Красноярск являются компании "Ростелеком" и "ТТК-Сибирь", которые вместе занимают 80% рынка. Компания "Голден Телеком", арендуя каналы у двух названных компаний, в настоящее время ведет прокладку собственной магистрали по территории России.
Доступ в Интернет, оказание информационных услуг организациям и населению обеспечивают более 50 организаций. Большую долю рынка услуг для конечных пользователей в Красноярске в настоящее время занимают три компании: "Голден Телеком", "Сибирьтелеком" и "Интертакс". Им принадлежит около 80% клиентского рынка. К числу крупных красноярских интернет-провайдеров можно отнести такие компании, как "РайтСайд", "G-сервис", "Орион-телеком", "Краслан", "Взлетка.net", "Сибирская сеть". В 2009 году компания "Синтерра", являющаяся федеральным оператором связи, планирует запуск в Красноярске Центра обработки данных (ЦОД) как элемента национальной сети, состоящей из 40 ЦОДов, расположенных в различных городах России, с пропускной способностью 40 Гбит/сек.
Сегодня в Сибирском федеральном округе 3,1 млн. человек (17% населения СФО) пользуются Интернетом. В Красноярском крае процентное соотношение ниже среднего по округу - всего 15% (на 6% меньше, чем в среднем по России). 60% пользователей сети региона находится в Красноярске.
В городе организована Красноярская пиринговая сеть, позволяющая производить обмен трафиком между участниками (40) практически с нулевой стоимостью.
Усилилась тенденция развития широкополосного доступа в Интернет. Самыми распространенными типами доступа в Интернет в Красноярске являются подключения на основе технологий ADSL и ETTH (примерно 30 и 25% соответственно).
Суточная аудитория из Красноярска, регистрируемая Yandex, составляет 65000.
В настоящее время сегмент беспроводного доступа в городе увеличивается только за счет клиентов, подключение которых по беспроводной технологии является либо оптимальным, либо единственно возможным (например, в пригороде или на окраине города). По оценкам аналитиков, в крае потенциальная емкость рынка беспроводного доступа в Интернет составляет ориентировочно 27500 тыс. руб., из них 14300 тыс. руб. приходится на Красноярск.
Услуги кабельного телевидения предоставляют более 10 предприятий.
Крупные операторы связи, такие как "Сибирьтелеком", "Мультима", "Билайн", начали формирование и предоставление так называемых "пакетных услуг", объединяя в одном "пакете" услуги широкополосного доступа в Интернет, IP-TV и телефонии.

3. Информатизация образования

Город входит в пятерку российских городов - лидеров в сфере образования. Здесь сосредоточен мощный научный потенциал, богатые культурные и спортивные традиции. В Красноярске 26 высших учебных заведений, в том числе 10 государственных вузов, 2 коммерческих и 14 филиалов вузов, расположенных в других городах России (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Иркутск и др.). Самый большой из государственных вузов - Сибирский федеральный университет (СФУ) - организован в 2006 году в рамках нацпроекта "Образование" на базе 4 ведущих вузов г. Красноярска: Красноярского государственного университета, Красноярского государственного технического университета, Государственной академии цветных металлов и золота, Красноярской государственной архитектурно-строительной академии.
Все государственные вузы объединены общей оптоволоконной сетью с пропускной способностью 100 Мб - 1 Гб. 26 вузов имеют собственный выход в Интернет на скоростях от 2 до 100 Мбит/сек. Традиционно вузы идут в первых рядах по освоению современных информационных технологий. Так, в Красноярске первые интернет-видеоконференции были осуществлены в 1998 году Красноярским государственным университетом, а технологии беспроводного доступа Wi-Fi им же впервые были внедрены в 2004 году. В 2007 году в СФУ введен в строй один из самых мощных в Сибири вычислительных кластеров с пиковой производительностью 14 Тфлопс. Завершаются работы по вводу в эксплуатацию первого в стране мобильного комплекса спутниковой связи для образовательных целей, запущены линии цифровой полноцветной печати. На техническое оснащение СФУ, включая информационно-коммуникационное, в 2007 году было выделено порядка 2 млрд. рублей.
Современные информационно-коммуникационные технологии широко используются вузами в образовательном, научном и управленческом процессах. Большая работа ведется по созданию электронных информационно-образовательных ресурсов, разработке программного обеспечения (в том числе и по заказам предприятий), внедрению современных сред электронного сопровождения образовательного процесса, созданию цифровых лабораторий, подготовке современных кадров по многим специальностям в области информатизации. Все вузы располагают собственными сайтами.
Широко известен в стране уникальный проект Красноярского государственного университета - смотр-конкурс молодежных программных проектов "Soft-Парад", который проводится ежегодно с 1993 года.
Большое внимание красноярские вузы уделяют развитию сетевых инфраструктур и созданию системы распределенного обучения на базе образовательных ресурсов Красноярска, организуя взаимодействие со своими филиалами, зарубежными и российскими партнерами. Только одним Красноярским государственным педагогическим университетом на территории края установлено 10 спутниковых приемно-передающих VSAT-станций. В настоящее время доступ к сетевым информационным ресурсам города имеют практически все образовательные учреждения разных уровней образования: техникумы, колледжи, училища, общеобразовательные школы.
Большая работа проводится вузами и в области информатизации библиотечной деятельности, обеспечивающей интерактивный доступ к информационным ресурсам независимо от их местонахождения.
На высоком уровне информатизация сферы среднего общего образования, что обусловлено реализацией федеральной, краевой, ежегодных городских целевых программ, всероссийского проекта информатизации среднего образования.
Все общеобразовательные учреждения города Красноярска подключены к сети Интернет. В последние годы идет активный процесс обеспечения школ необходимой компьютерной техникой. Поставки производились и производятся как за счет федерального, краевого и городского бюджетов (в рамках нацпроектов, целевых программ), так и за счет собственных средств школ (субвенций). В настоящее время во всех муниципальных общеобразовательных учреждениях функционируют компьютерные классы, имеются автоматизированные рабочие места (АРМ) для учителей и администрации школы. В ряде учреждений учебные кабинеты оснащены интерактивным оборудованием.
В рамках реализации всероссийского проекта "Информатизация системы образования" за счет федерального бюджета все учителя образовательных учреждений города прошли курсы по формированию ИКТ-компетентности. В большинстве школ сформированы ИКТ-команды, в которые входят педагоги, руководители, ученики, родители. За счет таких организованных структур процесс информатизации идет более осмысленно и целенаправленно.
80% общеобразовательных учреждений города имеют собственные сайты.
Наряду с самостоятельно выбранными школами управленческими системами, такими как "Хронограф", "Net School" и др., во всех образовательных учреждениях города внедрена АС учета, мониторинга, анализа - "Краевая информационно аналитическая система управления образованием (КИАСУО)", позволяющая вести единую базу данных по ученикам и педагогическому персоналу.
Информатизация системы образования - непрерывный и всеобъемлющий процесс, затрагивающий как непосредственно образовательные учреждения, так и систему управления образованием на всех уровнях.
В 2008 году начата реализация таких проектов, как:
- создание единой системы ИКТ-мониторинга (на стадии проектирования);
- создание единой образовательной сети города Красноярска.
Проблемными областями в части информатизации муниципальной системы образования являются дошкольное и дополнительное образование.
Компьютеры имеются в большинстве детских садов, однако большая часть из них - модели устаревших образцов. Лишь единицы дошкольных образовательных учреждений имеют доступ в сеть Интернет.
В настоящее время в городе Красноярске реализуется городская целевая программа "Создание единой информационной образовательной среды города Красноярска" на 2009 - 2011 годы, основная цель которой - создание единой информационной образовательной среды города, направленной на повышение качества образования. Для достижения поставленной цели необходимо решение таких основных задач, как:
- формирование информационной культуры учащихся и педагогов;
- расширение перечня образовательных и информационных услуг в муниципальных образовательных учреждениях;
- внедрение информационных технологий в систему образования;
- тиражирование опыта использования информационных образовательных ресурсов муниципальными образовательными учреждениями;
- поддержка дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ожидаемые результаты:
- создание сети дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

]]>
- формирование информационной культуры учащихся и педагогов;
- улучшение программно-технической базы муниципальных образовательных учреждений города;
- поддержка лучших разработок информационных образовательных ресурсов муниципальных образовательных учреждений.

4. Информатизация здравоохранения

Красноярск - город здоровья. За последние годы в городе в восемь раз сократилась материнская смертность, в среднем на 10 процентов увеличивается рождаемость. Добиться таких результатов удалось благодаря профессионализму медиков, оснащению роддомов краевого центра и детских реанимационных отделений современной техникой, открытию новых поликлиник. Наряду с положительными показателями отмечается слабая оснащенность электронно-вычислительной техникой муниципальных учреждений здравоохранения. При общем показателе 93,7% доля устаревшей техники составляет 43,1% от общего количества. На сегодняшний день локальные вычислительные сети имеются во всех муниципальных учреждениях здравоохранения, однако ни в одном учреждении нет единой сети, способной удовлетворить максимальное количество запросов, а существующие сети объединяют или одну определенную службу (бухгалтерия и экономическое подразделение, кабинет (отдел) медицинской статистики и регистратура), или проложены в разных зданиях. Все муниципальные учреждения здравоохранения г. Красноярска имеют выход в Интернет и, соответственно, имеют доступ к электронной почте. Это позволило значительно повысить оперативность распространения нормативных документов и упростить процесс сбора и передачи информации. А благодаря тому, что Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования приобрел для медицинских учреждений края программный продукт VipNet для защиты передаваемой информации, электронная почта стала использоваться для оперативного сбора и передачи информации, содержащей персонифицированные данные.
Инновационные поликлиники уже сегодня практикуют использование врачом-терапевтом компьютера с выходом в Интернет для получения информации о наличии лекарства в аптеках и выписки льготных рецептов пациенту как при приеме в поликлинике, так и при обслуживании больного на дому.
В практику работы скорой медицинской помощи внедрена система мониторинга автотранспорта на основе навигационной спутниковой системы "ГЛОНАСС", что позволяет сократить время ожидания обслуживания вызова с 20 до 17 минут, обеспечить транспортную доступность бригад скорой медицинской помощи и рациональное использование материальных ресурсов.
В настоящее время в городе Красноярске реализуется городская целевая программа "Информатизация муниципальной системы здравоохранения города Красноярска на 2009 - 2011 годы".
Основной целью данной программы является обеспечение стабильной программно-аппаратной поддержки процесса информатизации организационно-экономической, финансово-хозяйственной, кадрово-правовой и медицинской деятельности в муниципальных учреждениях здравоохранения города Красноярска (поликлиники, стационары, стоматологии, женские консультации и родильные дома).
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обеспечение информатизации муниципальных учреждений здравоохранения;
- обеспечение безопасного информационного обмена между муниципальными учреждениями здравоохранения;
- кадровое обеспечение мероприятий информатизации;
- организационное, техническое и технологическое, научно-методическое и нормативное обеспечение перечисленных задач.

5. Электронные услуги

Успешно развивается сфера электронной оплаты широкого спектра услуг, включающих в себя услуги местных поставщиков, посредством платежных терминалов, установленных в общественно значимых местах города. Общее количество терминалов на сегодняшний день превышает 1500. Прирост процента граждан, осуществляющих электронные платежи, составляет около 3% в месяц. Рост аудитории пользователей электронных платежных систем составляет в Красноярске примерно 4,5% в месяц. В настоящее время на территории города доступны следующие электронные платежные сервисы: WebMoney, WebMoney-карты, Yandex-деньги, Yandex-карты, Paymer, iMoney, RUpay, E-Gold, PayPal, Credit Cards, Мобильный кошелек, Money mail.
Из перечисленных платежных сервисов подавляющее большинство платежей приходится на WebMoney, WebMoney-карты.
Емкость данного рынка платежей оценивается в 12000000 рублей в месяц.
Перечень услуг, которые можно оплатить в реальном времени через платежные терминалы, составляет порядка 120. Это оплата услуг ЖКХ, электроэнергии, бытового газа, услуг вневедомственной охраны, домофона, кабельного и спутникового телевидения, городских телефонов, междугородной связи, Интернета, оплата брони в домах отдыха, услуг бирж труда, оплата услуг СанЭпидСтанции, услуг Красноярского аукциона, услуг пассажирских перевозок, возможность подать объявления в газеты, действует подписка на издания (около 10 газет), оплата услуг системы электронных дневников, покупка карт оплаты услуг интернет-биржи, оплата услуг клуба верховой езды (принимается оплата членских взносов и прочих клубов). Доступны интернет-службы сервисов всех сотовых операторов с возможностью смены тарифного плана, заказа детализации разговоров, покупки нового номера и оплаты других услуг сотовых операторов. Помимо этого через платежные терминалы можно приобрести билеты (равнозначные тем, что продают кассы учреждений культуры) в театр им. А.С. Пушкина, Красноярский музыкальный театр, Дворец им. И.Ярыгина, в кинотеатры города. Данные услуги предоставляются с предварительным просмотром событий и занятости мест.
Сегодня платежные терминалы успешно используются как информационно-справочные киоски, предоставляющие широкий спектр информации (о деятельности администрации города, Красноярской государственной научной библиотеки, поликлиник, аптек, осуществляющих отпуск лекарств по льготным рецептам, и других), а также как средство интерактивного взаимодействия жителей с администрацией города. Действует интерактивная карта города с возможностью произвести поиск автобусного маршрута, посмотреть действующую транспортную схему, произвести поиск по адресу.
На сегодняшний день реализован и опробирован в двух поликлиниках города Красноярска (№ 1 и № 14) тестовый проект "Запись к врачу". Удобством данной услуги для пациента является максимальная экономия личного времени, самостоятельный выбор врача и удобного времени посещения. Для получения талона на прием к врачу достаточно обратиться к терминалу, ввести номер паспорта и номер медицинского полиса, выбрать врача, время, удобное для посещения, и получить подтверждение записи - распечатанный талон с указанием даты, времени, номера кабинета и фамилии врача.

6. "Безопасный город"

Согласно Закону Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1184 "О краевой целевой программе "Безопасный город" на 2008 - 2010 годы" в 2008 году начато проектирование комплексной автоматизированной системы "Безопасный город". В рамках создания системы предусматривается приобретение и установка в городе Красноярске:
- 2147 систем видеонаблюдения;
- 110 комплектов измерителей предельно допустимых концентраций веществ;
- 408 устройств "Гражданин - милиция";
- 250 пунктов информирования и оповещения населения;
- 3000 панелей пунктов уличного оповещения населения.
В настоящее время закончено проектирование и начаты работы по созданию Единой дежурно-диспетчерской службы города как элемента системы "Безопасный город".

7. Культура

Город имеет богатые культурные традиции. В Красноярске сегодня насчитывается 166 объектов культурного наследия регионального и общероссийского значения, действуют 5 муниципальных музеев и 44 муниципальные библиотеки.
Уровень информатизации данной сферы оценивается как низкий. Учреждения культуры испытывают недостаток в компьютерной технике и информационных ресурсах. Остроту проблемы планируется снять посредством реализуемой городской целевой программы "Культура города Красноярска" на 2009 - 2011 годы.

8. Молодежная политика

Молодые горожане - потенциал развития города. Во многом их активность, глубина понимания городских проблем, готовность обсуждать и решать эти проблемы определяет перспективы города. Молодежь в силу мобильности восприятия и высокой обучаемости - наиболее активный потребитель услуг, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями.
В Красноярске действуют 13 молодежных центров, включая специализированный ИТ-центр, занимающийся разработкой и реализацией проектов в области информационных технологий, с 2006 года реализуется городская целевая программа "Развитие молодежной политики города Красноярска" на 2009 - 2011 годы". Разработан и успешно реализуется ряд проектов, направленных на решение проблем занятости, досуга, доступа к актуальной молодежно ориентированной информации. К ним относятся "Красноярский молодежный форум" (www.kmforum.ru), "Золотой кадровый резерв" (www.goldkr.ru), "Новый фарватер" (www.newfarvater.ru) и другие. Начата проработка вопроса создания единой информационной среды молодежной политики города.
Наряду с положительными моментами в настоящее время необходимо выделить дефицит современной компьютерной техники в молодежных центрах. Не в полной мере решен вопрос подключения к Интернету.

9. Рынок информационных технологий и услуг

По данным московских аналитиков, рынок информационных технологий и услуг г. Красноярска (далее - ИТ-рынок) относится к средним по емкости региональным рынкам, однако, по их мнению, имеет большой потенциал роста, его доля составляет около 1,4% от объема ВРП края или приблизительно 2% российского ИТ-рынка.
По данным Краевой Ассоциации компаний сферы информационных технологий "КрАсКИТ-Красноярск", в городе в 2008 году в сфере информационно-коммуникационных технологий работало более 250 компаний (далее - ИТ-компании), в том числе представительств и филиалов структур из других регионов России. В совокупности в этих компаниях занято более 8 тыс. специалистов - жителей города Красноярска.
Доля создающих добавленную стоимость ИТ-компаний, в сравнении с долей компаний-посредников, в городе невелика.
Развитие ИТ-рынка города напрямую связано с объемом задач в городе, созданием возможностей для развития действующих ИТ-компаний и в целом напрямую влияет на социально-экономическое развитие города.
В целом можно отметить, что основа широкомасштабного использования ИКТ для социально-экономического развития города Красноярска создана. Однако, учитывая общероссийские тенденции в области информатизации, связанные с созданием "электронного правительства", следует отметить необходимость решения следующих проблемных вопросов:
1. Повышение качества услуг, предоставляемых органами местного самоуправления жителям и организациям, на основе автоматизации всех процессов, сопутствующих оказанию услуг, внедрения системы "единого окна", перехода на оказание ряда услуг в электронной форме, интеграции существующих и создаваемых муниципальных информационных систем (учетных, информационно-аналитических систем, обеспечивающих реестров, информационных систем в сфере территориального развития и градостроительного регулирования на основе использования геоинформационных технологий).
2. Создание городского комплекса стандартов, классификаторов, наборов метаданных, позволяющих обеспечить согласованное функционирование муниципальных информационных систем и системы электронного взаимодействия.
3. Создание центрального хранилища данных (база данных, включающая в свой состав максимально полную информацию, обеспечивающую получение статистической и управленческой отчетности по всему муниципалитету) и системы передачи данных (настраиваемые модули для согласования форматов приема потоков данных в хранилище, обеспечивающие автоматизированный ввод данных, преобразование форматов, контроль целостности самого потока и центрального хранилища).
4. Повышение уровня интеграции информационных технологий в производственные процессы в организациях социальной сферы города (образование, здравоохранение, культура).
5. Создание центров общественного доступа населения к муниципальным информационным ресурсам и электронным услугам. Разработка программ повышения компьютерной грамотности населения.

III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ
И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА

Целями информатизации города являются:
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития и повышение качества жизни населения города Красноярска за счет широкомасштабного внедрения и использования информационных технологий;
- повышение эффективности и качества муниципального управления;
- повышение качества и доступности предоставляемых гражданам и организациям муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;
- расширение рынка информационно-коммуникационных услуг;
- обеспечение прав граждан на свободный доступ к информации;
- повышение открытости информации о деятельности органов местного самоуправления, расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия граждан, организаций и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы принимаемых решений;
- повышение уровня информационного развития города Красноярска, его представленности в общем информационном поле и рейтинга среди городов Сибирского федерального округа и России в целом;
- повышение инвестиционной привлекательности города.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Создание единого информационно-коммуникационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам.
2. Разработка методологии деятельности и взаимодействия субъектов единого информационно-коммуникационного пространства (правил сбора, обработки, хранения, распространения, поиска и передачи информации), методологии экспертизы решений, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценивать ход реализации концепции информатизации города.
3. Создание средств информационного взаимодействия субъектов, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий.
4. Обеспечение электронного оборота юридически значимых документов на основе единого пространства доверия. Создание системы удостоверяющих центров.
5. Создание условий технической и информационной безопасности и защиты данных как важнейших факторов сохранности и интеграции отраслевых и ведомственных информационных систем в едином информационном пространстве.
6. Внедрение принципа "единого окна" при оказании муниципальных услуг на основе создания единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия органов местного самоуправления с гражданами и организациями.
7. Внедрение ведомственных информационно-аналитических систем планирования, обеспечения принимаемых решений на всех уровнях муниципального управления, оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности структурных и территориальных подразделений администрации.
8. Повышение уровня использования ИКТ-технологий в ключевых сферах социально-экономического развития города (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание населения, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.).
9. Повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов местного самоуправления в области развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий. Создание современной системы подготовки и переподготовки специалистов и пользователей информационно-технологической среды с широким применением технологий дистанционного и электронного обучения.
10. Формирование и осуществление единой научно-технической политики в сфере информатизации с учетом тенденций развития информационных технологий.
11. Формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное использование информационных и телекоммуникационных технологий в системах муниципального управления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий в городе Красноярске.
12. Разработка и стандартизация обменных и коммуникативных форматов данных для взаимодействия ведомств, учреждений и муниципальных органов в едином информационном пространстве.
13. Повышение бюджетной эффективности расходов на информатизацию за счет координации работ и ликвидации дублирования в создании и использовании информационных систем и ресурсов города, обеспечения взаимодействия действующих и создаваемых муниципальных информационных систем для эффективного решения задач городского управления, снижения транзакционных издержек для взаимодействия органов местного самоуправления, городских организаций, потребителей муниципальных услуг - населения.
14. Развитие сферы услуг, оказываемых органами местного самоуправления организациям и гражданам, с использованием информационных технологий.
15. Создание и развитие системы общедоступных информационных ресурсов на базе как ныне действующих, так и внедряемых информационных систем.
16. Развитие у населения навыков использования информационных и телекоммуникационных технологий. Создание центров общественного доступа к социально значимой информации.
17. Развитие инновационной деятельности и научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, в том числе с использованием отечественных и мировых достижений науки и технологий.
18. Обеспечение городских компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационно-коммуникационных технологий, пулом задач и возможностей развития, совершенствования собственной компетенции для непосредственного участия в процессах информатизации городской среды.
19. Разработка системы протекционистских мер для субъектов малого и среднего бизнеса города в сфере разработки программных и коммуникационных средств, систем сервисной поддержки процессов компьютеризации и информатизации, разработки прикладных программ, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг, системы преференций, включающих меры по льготному кредитованию компаний банками под гарантии городской администрации, введения налоговых льгот (полное или частичное освобождение от уплаты НДС и др.) для компаний, активно участвующих в реализации проектов программ информатизации города.
20. Обеспечение для отдельных социально важных проектов создания информационных систем и инфраструктуры ИКТ-услуг целевого бюджетного финансирования.

IV. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

1. Системный подход в реализации процессов информатизации.
2. Информатизация города направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития города, создание условий для развития экологичной и технологичной среды обитания.
3. Исключение дублирования бюджетных расходов на создание муниципальных информационных ресурсов и систем.
4. Унификация элементов информационно-технологической инфраструктуры, использование типовых решений при создании муниципальных информационных систем.
5. Приоритетное использование городского кадрового и интеллектуального потенциала.
6. Программно-целевой метод решения вопросов информатизации города.

V. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ГОРОДА

1. Развитие информатизации городского управления.
2. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности.
3. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города.
4. Развитие современной городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
5. Совершенствование нормативно-правовой базы развития городского информационного общества.

Начальник управления
информатизации и связи
А.В.КАРАСЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru