Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Якутия (Саха)


14 февраля 2007 года430-З N 875-III



ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 14.02.2007 З № 876-III

(в ред. Закона РС(Я) от 16.12.2009 773-З № 453-IV)

Настоящий закон регулирует отношения, связанные с осуществлением в Республике Саха (Якутия) государственного экологического контроля.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие основные понятия:
1) государственный экологический контроль Республики Саха (Якутия) (далее - государственный экологический контроль) - система государственных мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований законов, иных нормативных правовых актов, природоохранных нормативов, национальных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
2) природоохранные требования - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, национальными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
3) производственный экологический контроль - система мер, осуществляемых субъектами хозяйственной и иной деятельности, направленная на обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, осуществляемых в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия);
4) общественный экологический контроль - система мер, осуществляемая общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
5) вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Статья 2. Законодательство Республики Саха (Якутия) в области государственного экологического контроля

Законодательство Республики Саха (Якутия) в области государственного экологического контроля основывается на федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и состоит из настоящего закона и иных нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.

Статьи 3 - 5. Исключены. - Закон РС(Я) от 16.12.2009 773-З № 453-IV.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 3. Органы, осуществляющие государственный экологический контроль на территории Республики Саха (Якутия)

1. Государственный экологический контроль на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).
2. Уполномоченным органом исполнительной власти является Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия).
3. От имени уполномоченного органа исполнительной власти государственный экологический контроль осуществляют главный государственный инспектор охраны природы Республики Саха (Якутия), его заместители, старшие государственные инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) и государственные инспектора охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - государственный инспектор охраны природы Республики Саха (Якутия).
4. Главным государственным инспектором охраны природы Республики Саха (Якутия) является министр охраны природы Республики Саха (Якутия).

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Статья 4. Полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области государственного экологического контроля

К полномочиям Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в области государственного экологического контроля относятся:
1) принятие законов Республики Саха (Якутия) по вопросам осуществления государственного экологического контроля;
2) контроль за исполнением законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
3) установление ответственности за нарушения законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
4) утверждение комплексных и специальных программ в области государственного экологического контроля.

Статья 5. Полномочия Правительства Республики Саха (Якутия) в области государственного экологического контроля

К полномочиям Правительства Республики Саха (Якутия) в области государственного экологического контроля относятся:
1) принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного экологического контроля;
2) определение уполномоченного органа исполнительной власти;
3) решение иных вопросов в области организации и осуществления государственного экологического контроля;
4) осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
(п. 4 введен Законом РС(Я) от 16.12.2009 773-З № 453-IV)

Статья 6. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного экологического контроля

К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного экологического контроля относятся:
1) участие в определении основных направлений деятельности по государственному экологическому контролю;
2) осуществление государственного экологического контроля за объектами, указанными в статье 5 настоящего закона, в том числе совместно с иными государственными контролирующими (надзорными) и правоохранительными органами;
3) разработка и реализация республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды, в том числе в части государственного экологического контроля;
4) разработка нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
5) разработка и утверждение перечня должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический контроль, - государственных инспекторов охраны природы Республики Саха (Якутия);
6) разработка и внесение в установленном порядке предложений о принятии нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), регулирующих вопросы осуществления государственного экологического контроля;
7) информирование населения о выполнении программ, мероприятий и о результатах государственного экологического контроля;
8) привлечение лиц, виновных в нарушении федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды, к административной ответственности;
9) направление сообщений, а при наличии также и материалов о нарушениях федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды для рассмотрения по подведомственности в иные органы государственной власти;
10) обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
11) предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде в результате нарушения федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды;
12) ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
13) контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
14) обеспечение превентивных мер государственного экологического контроля в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
15) оказание консультативно-методического содействия в организации и осуществлении общественного и производственного экологического контроля в Республике Саха (Якутия);
16) создание координационных, совещательных и экспертных органов (советов, комиссий, групп, коллегий) в области осуществления государственного экологического контроля;
17) разработка и утверждение знаков различия и форменного обмундирования государственных инспекторов охраны природы Республики Саха (Якутия) в установленном федеральным законодательством порядке;
18) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Статьи 10 - 14. Исключены. - Закон РС(Я) от 16.12.2009 773-З № 453-IV.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 7. Меры государственного экологического контроля, принимаемые при аварийных загрязнениях окружающей среды (при чрезвычайных ситуациях)

В случае возникновения аварийного загрязнения окружающей среды (чрезвычайных ситуаций) на территории Республики Саха (Якутия) уполномоченный орган исполнительной власти обеспечивает на период до окончания ликвидации последствий чрезвычайной ситуации непрерывный государственный экологический контроль, совместно с иными уполномоченными органами собирает и анализирует информацию о развитии чрезвычайной ситуации, достаточности и своевременности принятия мер по ее ликвидации, состоянии окружающей среды, а при выявлении виновного в загрязнении окружающей среды принимает в соответствии с законодательством меры по обеспечению возмещения нанесенного окружающей среде ущерба.

Статья 8. Производственный экологический контроль

1. Производственный экологический контроль осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.
(в ред. Закона РС(Я) от 16.12.2009 773-З № 453-IV)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 9. Общественный экологический контроль

1. Общественный экологический контроль осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
2. Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) в области охраны окружающей среды.
3. Результаты общественного экологический контроля, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).

Статья 10. Учет объектов и источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих государственному экологическому контролю

1. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
(часть первая в ред. Закона РС(Я) от 16.12.2009 773-З № 453-IV)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Учет объектов и источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а также оценка этого воздействия на окружающую среду осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
3. Объекты и источники, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и данные об их воздействии на окружающую среду подлежат государственному статистическому учету.

Статья 11. Полное возмещение вреда окружающей среде

1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.
3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии - исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 12. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется нарушителем добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Статья 13. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды

1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
2. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 14. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Статья 15. Разрешение споров в области охраны окружающей среды

Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
14 февраля 2007 года
430-З № 875-III



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru