Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2009 г. № 4759

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В Г. ХАБАРОВСКЕ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в целях дальнейшего устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске и повышения социально-экономической эффективности его деятельности администрация города постановляет:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г. Хабаровске на 2010 - 2012 годы" (далее - "Программа") согласно приложению.
2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на соответствующий год.
3. Считать утратившим силу постановление мэра города от 22.12.2006 № 1582 "О городской целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Хабаровске на 2007 - 2009 годы".
4. Пресс-службе администрации города (Горбунов А.В.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести".
5. Контроль за выполнением решения возложить на вице-мэра города Казаченко В.П.

Мэр города
А.Н.Соколов





Приложение
к постановлению
администрации города Хабаровска
от 31 декабря 2009 г. № 4759

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ГОРОДЕ ХАБАРОВСКЕ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"

Паспорт
городской целевой программы "Развитие и поддержка
малого и среднего предпринимательства в городе Хабаровске
на 2010 - 2012 годы"

+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Наименование Программы ¦Развитие и поддержка малого и среднего           ¦
¦                       ¦предпринимательства в городе Хабаровске на 2010 -¦
¦                       ¦2012 годы                                        ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основание для          ¦Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О    ¦
¦разработки Программы   ¦развитии малого и среднего предпринимательства в ¦
¦                       ¦Российской Федерации";                           ¦
¦                       ¦Постановление Правительства Хабаровского края от ¦
¦                       ¦23.07.2009 № 214-пр "О краевой целевой программе ¦
¦                       ¦"Развитие и поддержка малого и среднего          ¦
¦                       ¦предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - ¦
¦                       ¦2012 годы";                                      ¦
¦                       ¦Постановление администрации города Хабаровска от ¦
¦                       ¦29.04.2009 № 1437 "Об утверждении плана          ¦
¦                       ¦антикризисных мероприятий администрации города   ¦
¦                       ¦Хабаровска на 2009 год"                          ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Муниципальный заказчик ¦Администрация города Хабаровска                  ¦
¦Программы              ¦                                                 ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Руководитель Программы ¦Начальник управления экономического развития     ¦
¦                       ¦Администрации города Хабаровска                  ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ответственный          ¦Начальник отдела развития предпринимательства    ¦
¦исполнитель Программы  ¦Администрации города Хабаровска                  ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы¦Цель: формирование условий и факторов повышения  ¦
¦                       ¦конкурентоспособности малого и среднего          ¦
¦                       ¦предпринимательства.                             ¦
¦                       ¦Основные направления и задачи Программы:         ¦
¦                       ¦1. Поддержка субъектов малого и среднего         ¦
¦                       ¦предпринимательства в области инноваций и        ¦
¦                       ¦промышленного производства;                      ¦
¦                       ¦2. Формирование инфраструктуры поддержки         ¦
¦                       ¦субъектов малого и сред него предпринимательства;¦
¦                       ¦3. Информационная поддержка субъектов малого и   ¦
¦                       ¦среднего предпринимательства;                    ¦
¦                       ¦4. Консультационная поддержка субъектов малого и ¦
¦                       ¦среднего предпринимательства, поддержка в        ¦
¦                       ¦области подготовки кадров                        ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые      ¦Количество субъектов малого и среднего           ¦
¦индикаторы и показатели¦предпринимательства - 22400 ед.                  ¦
¦Программы              ¦Доля оборота малых и средних предприятий в       ¦
¦                       ¦обороте предприятий и организаций города по всем ¦
¦                       ¦видам экономической деятельности - 37,6%.        ¦
¦                       ¦Доля налоговых поступлений от субъектов малого и ¦
¦                       ¦среднего предпринимательства в бюджете города -  ¦
¦                       ¦29,8%.                                           ¦
¦                       ¦Численность занятых в сфере малого и среднего    ¦
¦                       ¦предпринимательства - 107,0 тыс. чел.            ¦
¦                       ¦Доля численности работающих в малом и среднем    ¦
¦                       ¦предпринимательстве в общей численности занятых в¦
¦                       ¦экономике города - 31,0%.                        ¦
¦                       ¦Производительность труда в малом и среднем       ¦
¦                       ¦предпринимательстве в год - 1266,4 тыс. руб./чел.¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы          ¦2010 - 2012 гг. с ежегодной корректировкой       ¦
¦реализации Программы   ¦объемов финансирования Программы                 ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Объемы и источники     ¦Всего: 626728,0 тыс. руб., в том числе:          ¦
¦финансирования         ¦  средства местного бюджета - 66993,0 тыс. руб.; ¦
¦Программы              ¦  Муниципальные гарантии - 30000,0 тыс. руб.;    ¦
¦                       ¦  Залоговый фонд -                               ¦
¦                       ¦    300000,0 тыс. руб.;                          ¦
¦                       ¦  привлеченные средства -                        ¦
¦                       ¦    229735,0 тыс. руб.                           ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные     ¦Количество субъектов малого и среднего           ¦
¦результаты реализации  ¦предпринимательства - 24870 ед.                  ¦
¦Программы (на конец    ¦Доля оборота малых и средних предприятий в       ¦
¦2012 г.) и показатели  ¦обороте предприятий и организаций города по всем ¦
¦социально-экономической¦видам экономической деятельности - 41,9%.        ¦
¦эффективности          ¦Доля налоговых поступлений от субъектов малого и ¦
¦                       ¦среднего предпринимательства в бюджете города -  ¦
¦                       ¦41,4%.                                           ¦
¦                       ¦Численность занятых в сфере малого и среднего    ¦
¦                       ¦предпринимательства - 115,0 тыс. чел.            ¦
¦                       ¦Доля численности работающих в малом и среднем    ¦
¦                       ¦предпринимательстве в общей численности занятых в¦
¦                       ¦экономике города - 35,1%.                        ¦
¦                       ¦Производительность труда в малом и среднем       ¦
¦                       ¦предпринимательстве в год - 1308,7 тыс. руб./чел.¦
¦                       ¦Создание благоприятной среды для повышения       ¦
¦                       ¦конкурентоспособности субъектов малого и среднего¦
¦                       ¦предпринимательства и его роли в                 ¦
¦                       ¦социально-экономическом развитии г. Хабаровска,  ¦
¦                       ¦формирование условий, стимулирующих граждан к    ¦
¦                       ¦занятию предпринимательством.                    ¦
¦                       ¦Рост занятости, увеличение эффективности         ¦
¦                       ¦деятельности субъектов малого и среднего         ¦
¦                       ¦предпринимательства, улучшение инвестиционного и ¦
¦                       ¦инновационного климата                           ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

В современной экономике малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) занимает важное место. Именно оно заполняет те ниши и выполняет те функции, которые не готов взять на себя крупный бизнес. Это прежде всего услуги населению (бытовые, образовательные, в сфере отдыха и др.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинг и др.).
Вместе с тем, малый бизнес - высокорисковая деятельность, поскольку предприниматель остается практически один на один с рынком и может потерять все свои накопления при неблагоприятном стечении обстоятельств. В случае же успеха в предпринимательской среде появляется личность, способная не только повысить свое благосостояние, но и принести значительную пользу обществу, укрупнить бизнес, повысить его инновационность, стать устойчивым лидером в предпринимательской и общественной среде.
Обеспечение стабильного развития экономики России, особенно в кризисный период, требует взвешенных и разумных решений, видения перспективы, принятия стратегических действий. Важное место в системе стратегического управления занимает всесторонняя поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Но и от предпринимателей, в свою очередь, требуется соблюдение принципов социальной ответственности, особенно в условиях финансово-экономического кризиса. На муниципальном уровне идеи стратегического управления реализуются в виде программно-целевого планирования.
Необходимость программно-целевого метода диктуется значимостью вопроса для дальнейшего развития города, сложностью проблемы, возможностью комплексного использования ресурсов города, трудностью ее решения в приемлемые сроки за счет только выполнения должностных обязанностей муниципальных служащих.
Указанный метод реализуется через целевые программы, применение которых позволяет определить проблемы развития и разработать план мероприятий, направленных на их преодоление. Помимо этого, обеспечивается систематический контроль за результатами работ, корректировка программных действий.
Данная Программа принимается во исполнение Федерального закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обозначившего основные подходы к решению проблем развития предпринимательства в России.
Направленность и ожидаемые результаты реализации данной Программы соответствуют приоритетам, определенным Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., который был принят решением Хабаровской городской Думы от 26.09.2006 № 306. В соответствии с ним поддержка предпринимательства является одним из ключевых направлений социально-экономического развития города Хабаровска.
Программа продолжает основные направления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обозначенные в предыдущих программах по развитию субъектов малого (а затем и среднего) предпринимательства в г. Хабаровске (на 2004 - 2006 и 2007 - 2009 гг.), а также краевой целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы".

2. Состояние и проблемы развития
предпринимательства г. Хабаровска

В настоящее время предпринимательство является одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни Хабаровска. По состоянию на 01.01.2009 малое и среднее предпринимательство обеспечило 37,6% оборота организаций города по всем видам экономической деятельности, 18,9% налоговых поступлений в бюджет города, в малом бизнесе работало 31% от общей численности занятых в экономике города.
Отраслевая структура предпринимательства по количеству предприятий характеризуется явным доминированием непроизводственной сферы (рис. 1). Это вполне объяснимо, поскольку в малом и среднем предпринимательстве преобладают некапиталоемкие, ориентированные на очень узкий рынок фирмы, каких больше всего в сфере питания и общественного обслуживания. Такая ситуация вполне соответствует общемировым тенденциям:

Рисунок 1 - Структура предпринимательства
по видам экономической деятельности, %

Рисунок не приводится.

В структуре предпринимательства преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и операциями с недвижимостью (57,2 и 15,8% соответственно). Производственную сферу составляет лишь 5,7% предприятий. Наименьшее количество предприятий представляют гостиничный и ресторанный бизнес (1,4%), сельскохозяйственную деятельность (1%), а также медицинские и социальные услуги (0,9%).
Подобная структура свидетельствует о смещении акцентов в предпринимательстве в сторону получения "быстрых" денег посредством операций купли-продажи. Но существенный экономический и, главное, социальный эффект дают предприятия реального сектора экономики. Поэтому деятельность администрации города по поддержке МСП должна быть направлена, в первую очередь, на производственную сферу.
Что касается непроизводственных отраслей предпринимательства, то здесь содействие муниципальной власти необходимо ориентировать на поддержку таких отраслей, как предоставление услуг здравоохранения, въездной туризм, поддержку предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
Особую роль приобретает развитие инновационной деятельности в малом бизнесе. Наряду с крупными предприятиями, имеющими спрос на научные разработки и способными реализовать на практике конкретные инновационные проекты, существуют малые инновационные предприятия, участвующие, в зависимости от вида деятельности, в инновационном процессе от научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) до коммерциализации инновационного продукта. Наиболее активно инновационные процессы идут в машиностроении и металлообработке, топливной и пищевой промышленности, электроэнергетике и промышленности строительных материалов. На решение проблем инновационного предпринимательства нацелены мероприятия Долгосрочной целевой программы "Развитие инновационной деятельности в г. Хабаровске на 2009 - 2012 годы и на период до 2020 г.".
Повышение эффективности предпринимательского потенциала города, развитие здоровой конкуренции, формирование межрегиональных экономических и социокультурных связей на новой качественной основе являются одними из основных задач администрации города.
Хорошим стимулом для развития производства высококачественной, конкурентоспособной продукции и оказания услуг, востребованных населением, воспитания профессиональных кадров, создающих эти товары и услуги служит развитие состязательности предприятий и организаций города. В этих целях администрация города ежегодно проводит более 20 общегородских и отраслевых конкурсов, определяющих лучшие хабаровские товары, промышленные предприятия, муниципальные учреждения социальной сферы, предпринимателей, специалистов-профессионалов своего дела, которые по праву могут считаться "хабаровской маркой" и позиционировать наш город на межрегиональном рынке товаров и услуг.
Одним из направлений повышения качества и конкурентоспособности продукции предпринимателей Хабаровска является активное развитие внешнеэкономической деятельности. С целью расширения международных связей, активизации внешнеэкономического взаимодействия, упорядочения работы структурных подразделений администрации города, муниципального предприятия в сфере экономического международного сотрудничества расширены полномочия управления международных связей, в составе которого действует отдел по развитию внешних связей, и с ноября 2005 г. функционирует муниципальное унитарное предприятие "Городской центр международного сотрудничества".
В рамках проводимой работы по повышению инвестиционной привлекательности предпринимательства проводится согласно постановлению мэра города от 04.09.2003 № 1176 "О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности в г. Хабаровске" экспертиза инвестиционных проектов, которые обеспечиваются поддержкой администрации города. Формы этой помощи разнообразны: от прямой финансовой, залоговой и гарантийной поддержки до организационной, правовой и методической.
Так, в соответствии с решением Хабаровской городской Думы от 28.03.2000 № 415 "Об утверждении Положения "О порядке регулирования арендных отношений, предметом которых являются муниципальные земельные участки, расположенные на территории г. Хабаровска", предусматривается в целях создания благоприятного инвестиционного климата применение коэффициента 0,1 к величине арендной платы за пользование муниципальными земельными участками, на которых реализуются инвестиционные проекты.
В 2008 г. подготовлена и размещена на web-портале администрации города электронная версия 6-го сборника инвестиционных предложений предприятий г. Хабаровска, выпущена его печатная версия в полноцветном варианте, переведенная на английский и китайский языки.
Как показал экспертный опрос, наиболее популярным действием по реализации инвестиционных проектов является участие в российских конкурсах (50%) и создание собственного web-сайта с размещением на нем своих инвестиционных предложений (40%). В конкурсах грантов Правительства Хабаровского края участвует лишь четверть опрошенных. Не предпринимают никаких действий для реализации инвестиционных проектов 16,7% опрошенных предприятий. Основная причина этого (58,3%) - отсутствие собственных средств. Но, поскольку, в кризисное время воплотить в жизнь инвестиционный проект только лишь за счет средств предприятия крайне затруднительно, то необходимо активно развивать кредитование малого и среднего бизнеса.
Сегодня субъекты МСП могут привлечь дополнительные финансовые ресурсы через сеть коммерческих банков, Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, различные российские и международные гранты и конкурсы.
В администрации города разработана нормативная база по предоставлению залоговой и гарантийной поддержки инвестиционной деятельности на территории города. Но, к сожалению, предприниматели не проявляют активности в использовании данного вида помощи. Одной из основных причин неэффективного использования залогового фонда является слабая работа предпринимателей с банковскими структурами. Получив предварительное согласие банка о выдаче кредита под залог администрации города и получив положительное решение Инвестиционного совета, предприниматели зачастую не могут получить кредит, получая отказ в банке.
Большинство банков города в качестве одной из своих услуг предлагают предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. Максимальный срок кредитования не превышает 5 лет, при этом ставка по кредиту колеблется в пределах от 16% до 25% и выше в зависимости от валюты кредита. Зачастую процентная ставка устанавливается в индивидуальном порядке и зависит от сроков кредитования, вида обеспечения, наличия кредитной истории и количества используемых услуг банка. Срок рассмотрения заявки составляет в среднем 7 - 10 дней. Немногие банки выдают кредиты до 1 млн. руб. без обеспечения. В остальных случаях банку необходимо поручительство третьих лиц либо залог.
Целевой характер является особенностью кредитования малого и среднего бизнеса. Оно производится для закупки сырья и материалов, оплаты транспортных расходов, приобретения, капитального и/или текущего ремонта объектов недвижимости, выкупа земельных участков под находящимися в собственности объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности, приобретения оборудования и транспортных средств, предназначенных для производства, торговли или предоставления услуг.
Недостатком банковского кредитования является то, что для открытия бизнеса либо для компаний, период работы которых не превышает 6 месяцев, банки не выдают кредиты.
Финансовую поддержку субъектов МСП, помимо банков, оказывает Фонд поддержки малого предпринимательства Хабаровского края. Здесь особо следует упомянуть, что Фонд работает только с социально ответственным бизнесом. Под этим понимается, в первую очередь, отсутствие задолженности предприятия по выплате заработной платы своим работникам и по осуществлению платежей в бюджеты всех уровней. Поддержка осуществляется по трем направлениям: поручительство перед кредитными учреждениями г. Хабаровска, субсидирование процентной ставки по кредитам и предоставление микрозаймов. Участие администрации города через новые финансовые инструменты в деятельности Фонда позволит увеличить объем оказываемой помощи.
Микрокредитование сегодня чрезвычайно востребовано в бизнес-среде. Это предполагает, прежде всего, предоставление Фондом кредита в размере до 1 млн. руб. на срок до 12 месяцев по льготным кредитным ставкам (ранее эта сумма составляла 500 тысяч рублей). Заемные средства предоставляются по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на момент заключения договора для предприятий, осуществляющих приоритетные виды деятельности. Для остальных заемщиков ставка может быть увеличена на пять пунктов. При этом количество обращений одного субъекта предпринимательства за денежной ссудой не ограничено.
Главное преимущество займа - возможность составления индивидуального графика его погашения по согласованию с заемщиком, а также возможность получения займа вновь созданными предприятиями.
В числе дополнительных бонусов отсутствие разовых и ежемесячных комиссий, возможность досрочного погашения кредита без штрафных санкций, помощь при оформлении документов. Кроме того, идет формирование положительной кредитной истории в Фонде, что в будущем поможет предпринимателям сделать более доступными заемные средства кредитных организаций.
Помимо финансовой помощи, Фонд предоставляет образовательную и консультационную поддержку. Так, с мая 2009 г. реализуется программа самозанятости безработных граждан "Начинающий предприниматель". Созданная при поддержке Правительства Хабаровского края, администрации г. Хабаровска и КГУ "Центр занятости населения г. Хабаровска", она стала одной из самых востребованных программ, осуществляемых Фондом поддержки малого предпринимательства. В период с 01.05.09 по 01.10.09 было организовано два бесплатных обучающих курса. Уже за первый месяц действия программы количество обращений от граждан, желающих стать ее участниками, значительно превысило план набора. Общее число поданных анкет - более 240, количество участников, прошедших обучение, - 132.
Еще одно направление деятельности Фонда - поддержка уже действующих предпринимателей. Разработан ряд мероприятий, предоставляющих малому и среднему бизнесу помощь в составлении технико-экономических обоснований и бизнес-планов, содействие в участии в российских и международных выставках, бесплатные образовательные программы. Предприниматели имеют возможность обратиться как за единовременной помощью, так и за комплексной поддержкой по ведению дел предприятия.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 28.07.2005 № 163 "О взаимодействии органов государственной власти края и местного самоуправления с предпринимательскими структурами Хабаровского края" одним из приоритетов деятельности органов власти является развитие взаимодействия власти и бизнеса через ассоциации, союзы, советы и другие формы объединений.
Сегодня на территории города действует порядка 25 объединений предпринимателей и организаций, способствующих взаимодействию власти и малого бизнеса. Среди них можно выделить Дальневосточную торгово-промышленную палату, Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей, Совет по содействию малому и среднему предпринимательству при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе; Совет по предпринимательству при Губернаторе Хабаровского края, городской и окружные Советы по предпринимательству при мэре г. Хабаровска, Межведомственный совет при Правительстве Хабаровского края по устранению барьеров в развитии предпринимательства, Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Хабаровского края и т.п.
На муниципальном уровне структурными подразделениями администрации г. Хабаровска ведется систематическая работа по взаимодействию с предпринимательскими объединениями. Основными формами ведения диалога между органами власти и малым бизнесом являются круглые столы, совместные конференции, семинары.
Главным связующим звеном между муниципальной властью и бизнес-сообществом является городской и окружные Советы по предпринимательству при мэре города. За последние несколько лет можно отметить позитивные перемены в развитии диалога между предпринимателями и администрацией города. Стало правилом согласование с Советами проектов нормативных правовых актов Хабаровской городской Думы и администрации города, затрагивающих организацию и осуществление предпринимательской деятельности на территории города. Основным принципом государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства является представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в экспертизе проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
Однако, несмотря на принимаемые со стороны администрации города усилия и активную позицию отдельных предпринимателей, с помощью которых строятся отношения с деловым сообществом в целом, подавляющее большинство представителей бизнеса пока еще не структурировано. К тому же слабая инициатива предпринимателей не позволяет органам власти более эффективно строить работу по оказанию содействия в создании отраслевых ассоциаций предпринимателей.
На протяжении ряда лет в администрации и округах города в целях повышения образовательного уровня руководителей предпринимательских структур и предпринимателей проводились обучающие семинары и совещания с участием налоговых, контролирующих и надзорных служб, специалистов Роспотребнадзора, Ростехрегулирование, Хабаровского центра стандартизации, метрологии и сертификации, органов УВД с привлечением научного потенциала города по наиболее актуальным вопросам ведения бизнеса:
- налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- соблюдения правил торговли и организации торговых процессов;
- сокращения негативного воздействия "теневого сектора" экономики на социально ответственный бизнес;
- внедрения систем качества и сертификации в соответствии с международным стандартом ИСО;
- формирования маркетинговой политики предприятий;
- соблюдения правил бытового обслуживания населения и услуг общественного питания;
- применения федеральных законов "О техническом регулировании", "О защите прав потребителей".
Для стимулирования деловой активности предпринимательства и поднятия престижа предпринимательской деятельности в течение 2008 г. проводились городские конкурсы "Лучший предприниматель города Хабаровска", "Хабаровская марка", празднование Дня российского предпринимательства, направленные на формирование у населения положительного образа предпринимательства. С этой же целью руководители и специалисты администрации города принимали активное участие в целевых радио- и телепрограммах: "Вести-экономика", "Мой город", "Лицом к городу", где неоднократно шел разговор о новых формах поддержки и развития малого бизнеса, о вкладе предпринимателей в социально-экономическое развитие города.
Начиная с 2005 г., в Хабаровске ежегодно проводится Дальневосточная конференция по маркетингу, которая является поводом для встреч и сотрудничества людей, объединенных стремлением повышения собственного профессионального уровня и развития дальневосточного бизнес-пространства.
Основными организаторами конференции выступают представители малого и среднего предпринимательства города. Немалую поддержку в плане проведения ежегодных встреч оказывает и администрация г. Хабаровска, в стенах которой по традиции и проходит конференция.
Год от года расширяется тематика обсуждаемых вопросов, затрагиваются наиболее острые проблемы развития дальневосточного предпринимательства, предлагаются новые пути и инструменты, способствующие успешному продвижению бизнеса, разрабатываются возможности снижения расходов компаний за счет использования инноваций. Для того чтобы обмен накопленным опытом охватил большую аудиторию, с 2009 г. администрацией города проводится адресная рассылка журнала "Бизнес-профессор" по субъектам малого и среднего предпринимательства, которые ведут активную работу по совершенствованию своей маркетинговой политики. На страницах журнала авторы делятся своими идеями и разработками в области маркетинговых технологий, изучается российский и дальневосточный опыт ведения бизнеса.
С целью информационной поддержки субъектов МСП в рамках web-портала администрации города действует раздел, посвященный вопросам развития предпринимательства. Автономно запущено электронное приложение, предоставленное Министерством экономического развития Российской Федерации, в котором размещен реестр субъектов малого и среднего бизнеса - получателей муниципальной поддержки, а также виды и инфраструктура поддержки предпринимательства в г. Хабаровске.
Для оптимизации нормативной правовой базы по вопросам развития предпринимательства и приведения ее в соответствие с нормами Федерального закона № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" администрацией города направлялись предложения по внесению дополнений и изменений в проект Федерального закона "О торговле" через Министерство пищевой промышленности Правительства Хабаровского края. В рамках реализации Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и при подготовке законопроекта Законодательной Думы Хабаровского края "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в сфере отношений, возникающих в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов РФ или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" подготовлены предложения по предельным значениям площади арендуемых помещений и срока рассрочки оплаты арендуемого муниципального имущества (3 года), которые были установлены Законом Хабаровского края от 17.12.2008 № 223.
Помимо этого, решением Хабаровской городской Думы от 28 апреля 2009 г. № 25 "Об утверждении перечня муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства)" был утвержден перечень муниципального имущества в целях последующей его передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень содержит 9 объектов общей площадью свыше 2 тыс. кв. м, расположенных в разных районах города.
Для создания благоприятного предпринимательского климата в Хабаровске принят и действует ряд нормативных правовых актов, например:
- постановление мэра города Хабаровска от 15 марта 2007 года № 324 "О советах по предпринимательству при мэре г. Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 17.02.2003 № 249 "Об утверждении порядка предоставления залоговой поддержки";
- постановление мэра города Хабаровска от 21 марта 2003 г. № 397 "О городском ежегодном конкурсе "Лучший предприниматель города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 23 мая 2007 г. № 732 "Об утверждении положения о проведении конкурса "Лучший реализованный инвестиционный проект года";
- распоряжение мэра города от 30.11.2007 № 4645-Р "О взаимодействии с предпринимательским сектором экономики города Хабаровска".
В настоящее время практически все структурные подразделения администрации города работают с предпринимательским сектором экономики города при выполнении своих функций, предусмотренных Положениями, а также на основании поручений совещаний и решений городского Совета по предпринимательству при мэре города.
Выстраивая отношения между бизнесом и властью в формате конструктивного диалога, направленного на укрепление взаимопонимания, администрация города то же время рассчитывает на активное участие бизнес-структур в решении как локальных, так и стратегических задач.
Для выявления и оценки влияния на бизнес города административных барьеров было проведено социологическое исследование, которое включило широкий опрос представителей бизнеса, различных сфер деятельности.
Выявленные в ходе исследования административные барьеры касаются важнейших процедур, затрагивающих интересы представителей малого и среднего бизнеса. Среди основных, наиболее часто упоминаемых - барьеры со стороны органов местной власти, управления и контроля, налоговое бремя и коррупция. В число главных проблем предпринимателей входит сложное и запутанное законодательство, противоречия между существующими нормативно-правовыми актами. Кроме того, очевидна недостаточная юридическая грамотность предпринимателей и в целом по федеральному, и по региональному законодательству. Также руководители субъектов малого и среднего бизнеса страдают от недостатка информации (или незнания, где ее получить) об изменениях и нововведениях в законодательстве. В то время как органами местной власти ведется работа по формированию благоприятных условий для развития бизнеса, многие предприниматели не знают об этом.
С целью преодоления административных барьеров и коррупционных явлений постоянно внедряются новые инструменты, позволяющие сделать диалог бизнеса и власти более прямым и открытым. К ним можно отнести: телефон "прямая линия", проведение круглого стола в формате "Хабаровская городская Дума - администрация города - бизнес-сообщество в развитии экономики города", экспертные советы, конкурсные комиссии, семинары, конференции.
Для более оперативного выявления административных барьеров и принятия решений по их устранению с 01.01.2007 в управлении экономического развития действует телефон доверия "Прямая линия". Информация об этом размещена на главной странице web-портала администрации города. Принятые звонки оформляются и рассматриваются в течение 5 дней координационным Советом администрации города.
В течение 2009 г. поступило 45 звонков (обращений), в том числе по вопросам, непосредственно связанным с барьерами в предпринимательской деятельности. Звонки предпринимателей позволили выявить и помочь в устранении препятствий развития бизнеса, связанные с арендными отношениями, выделением земельных участков, благоустройством территории, проблемы взаимодействия бизнесменов с органами власти, вопросы по осуществлению торговой деятельности. Помощь в преодолении барьеров осуществляется путем консультаций по телефону и путем направления запросов в соответствующие структурные подразделения администрации города и краевые структуры.
Конечной целью работы в данном направлении является сокращение затрат времени и средств предпринимателей и граждан, защиты их прав и законных интересов, упрощение процедур подготовки и оформления документов, оказания других услуг.
С целью преодоления административных барьеров и упрощения процедур вхождения в бизнес в городе с 2004 г. действует муниципальное учреждение "Центр "Одно окно". Задача деятельности центра - в одном месте и в короткие сроки разобраться в проблеме гражданина или юридического лица, принять заявление, подготовить и выдать в установленные сроки необходимый пакет документов. То есть жителю города или предпринимателю достаточно принести заявку, необходимые документы, а в назначенное время все будет готово.
На протяжении 2009 г. продолжалась работа по совершенствованию его деятельности, что позволило расширить перечень оказываемых услуг с 20 до 45 видов. За 2009 г. в учреждение обратилось 2305 граждан и юридических лиц по различным вопросам, более 17% которых - предприниматели. С предпринимателями заключено 115 договоров на оказание услуг, из них исполнено 95,7%. Наиболее востребованными являлись услуги по оформлению документов для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение согласований на перепланировку помещений, регистрация права собственности на жилое помещение, согласование проектной документации.
Однако остаются нерешенными проблемы при соблюдении сроков подписания и согласования документов, а также при лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности.
Опыт работы по налаживанию взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами власти Хабаровского края, государственными и краевыми службами, задействованными при оказании услуг, свидетельствует о наличии резервов и возможностей повышения эффективности реализации принципа "одно окно" на территории г. Хабаровска.
Практика решения этого вопроса в других регионах России показывает, что выходом из сложившейся ситуации является создание многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором будут сконцентрированы все предоставляемые населению и представителям бизнес-структур государственные (муниципальные) услуги и где заявитель напрямую не имеет общения с конкретными государственными исполнителями той услуги, за которой он обращается, а сдав необходимый пакет документов, приходит через регламентированный срок и получает готовые документы. При этом в случае отказа заявитель получает подробную мотивировку отказа.
Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что, несмотря на позитивные изменения в сфере предпринимательской деятельности, существует ряд проблем, препятствующих функционированию бизнеса в г. Хабаровске. Основные трудности и препятствия в развитии малого и среднего предпринимательства следующие:
- недостаточность мер по развитию инновационной деятельности в городе;
- низкое качество производимой продукции;
- нехватка инвестиций;
- сложность получения площадей для ведения хозяйственной деятельности в связи с высокой арендной платой;
- недостаточно развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства;
- сложность доступа к ресурсам коммерческих банков, недостаточное развитие системы микрофинансирования, неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;
- низкая эффективность деятельности отраслевых ассоциаций и объединений предпринимателей;
- нехватка стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;
- недостаточный профессиональный уровень предпринимателей, нехватка квалифицированных специалистов;
- низкий уровень информационного обеспечения предпринимательства;
- частые изменения нормативной правовой базы в сфере бизнеса;
- наличие административных барьеров при осуществлении деятельности. Проблемы развития малого и среднего бизнеса особенно усиливаются в период финансово-экономического кризиса. Но вместе с тем предпринимательство является наиболее мобильным и приспосабливающимся к внешним изменениям сектором экономики. Именно малый бизнес может стать движущей силой, способной не только "оздоровить" экономику, но и сохранить социальную устойчивость, в которой заинтересованы все слои населения. При этом в условиях кризиса к предпринимательству предъявляются более высокие требования, самым значимым из которых является уровень его конкурентоспособности. Однако последнее возможно лишь тогда, когда собственники предприятия, его менеджеры и работники совместно стремятся к повышению производительности труда, сокращению издержек, росту эффективности производства. В то же время это требует взаимного согласия, понимания и стимулирующих действий со стороны государства.
Особое внимание органами местного самоуправления г. Хабаровска уделяется вопросам стимулирования деятельности социально ответственного бизнеса.

]]>
¦11.4¦Проведение встреч,      ¦Количество         ¦Не     ¦Не     ¦Не     ¦
¦    ¦семинаров и круглых     ¦проведенных круглых¦менее 2¦менее 2¦менее 2¦
¦    ¦столов в рамках         ¦столов, ед.        ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦взаимодействия власти и ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦бизнеса по обсуждению   ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦назревших проблемных    ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦вопросов, возникающих   ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦при осуществлении       ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦предпринимательской     ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
¦    ¦деятельности            ¦                   ¦       ¦       ¦       ¦
+----+------------------------+-------------------+-------+-------+-------+





Приложение № 3
к городской целевой программе
"Развитие и поддержка малого и среднего
предпринимательства в городе Хабаровске
на 2010 - 2012 годы"

СИСТЕМА ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ ПРОГРАММЫ

+-------------------------------+---------+-------------------------------+
¦      Целевые индикаторы       ¦ Единица ¦      Значения индикатора      ¦
¦                               ¦измерения+-------+-----------------------+
¦                               ¦         ¦ 2009  ¦   Плановые значения   ¦
¦                               ¦         ¦       ¦      индикатора       ¦
¦                               ¦         ¦       +-------+-------+-------+
¦                               ¦         ¦       ¦ 2010  ¦ 2011  ¦ 2012  ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество действующих         ¦ед.      ¦22400  ¦23010  ¦23990  ¦24870  ¦
¦субъектов малого и среднего    ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предпринимательства (малые     ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предприятия, микропредприятия, ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦индивидуальные                 ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предприниматели), в т.ч.:      ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество действующих малых и ¦чел.     ¦ 7900  ¦ 8060  ¦ 8250  ¦ 8440  ¦
¦средних предприятий (с учетом  ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦микропредприятий)              ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Количество действующих         ¦чел.     ¦14500  ¦14950  ¦15740  ¦16430  ¦
¦индивидуальных предпринимателей¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Оборот малых и средних         ¦млрд.    ¦  135,5¦  142,2¦  146,4¦  150,5¦
¦предприятий по всем видам      ¦руб.     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦экономической деятельности     ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦(в т.ч. микропредприятий)      ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Доля оборота малых и средних   ¦%        ¦   37,6¦   38,8¦   40,5¦   41,9¦
¦предприятий в обороте          ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предприятий и организаций      ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦города по всем видам           ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦экономической деятельности     ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Объем налоговых поступлений от ¦млн. руб.¦ 1283,2¦ 1476,4¦ 1669,7¦ 1862,2¦
¦субъектов малого и среднего    ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предпринимательства в бюджет   ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦города                         ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Доля налоговых поступлений от  ¦%        ¦   29,8¦   33,2¦   36,8¦   41,4¦
¦субъектов малого и среднего    ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предпринимательства в бюджете  ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦города                         ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Численность занятых в сфере    ¦тыс. чел.¦  107,0¦  109,0¦  112,0¦  115,0¦
¦малого и среднего              ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предпринимательства            ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Доля численности работающих в  ¦%        ¦   31,0¦   32,6¦   33,9¦   35,1¦
¦малом и среднем                ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предпринимательстве в общей    ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦численности занятых в экономике¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦города                         ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+
¦Производительность труда в     ¦тыс.     ¦ 1266,4¦ 1304,6¦ 1307,1¦ 1308,7¦
¦малом и среднем                ¦руб./чел.¦       ¦       ¦       ¦       ¦
¦предпринимательстве, в год     ¦         ¦       ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru