Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хакасия республика


25 декабря 2009 годаN 148-ЗРХ



ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И
НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Принят
Верховным Советом
Республики Хакасия
16 декабря 2009 года

Настоящий Закон регулирует порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона применяются основные понятия и термины, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими деятельность по опеке и попечительству, а также следующие понятия:
замещающая семья - семья усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей;
план по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, - акт (постановление, распоряжение) органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются форма защиты прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, уполномоченная организация, ответственная за осуществление мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка, сроки и место его устройства, сроки пересмотра выбранного плана защиты прав и законных интересов ребенка, перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка и сроки их выполнения;
службы сопровождения замещающих семей - службы, созданные при органе опеки и попечительства для обеспечения методического сопровождения в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи.

Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

Органы опеки и попечительства в Республике Хакасия в своей деятельности в отношении несовершеннолетних руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

Статья 3. Задачи органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

1. Основными задачами органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия являются:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством;
2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;
3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Статья 4. Категории детей, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов

К числу детей, нуждающихся в защите, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, в случаях: смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах; признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными; признания родителей безвестно отсутствующими; установления юридического факта отсутствия родительской опеки или попечения; объявления родителей умершими; отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождения родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; нахождения родителей в медицинских организациях; болезни родителей (туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, злокачественные онкологические заболевания всех локализаций, наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета, психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность); длительного отсутствия родителей; уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или других аналогичных организаций; когда родители неизвестны; когда родители или единственный родитель, находящиеся под опекой (попечительством), не достигли совершеннолетия; при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию; отобрания при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка.

Статья 5. Система органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия

1. В целях осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия создается система органов опеки и попечительства.
2. В систему органов опеки и попечительства Республики Хакасия входят орган исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченный на организацию деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (далее - уполномоченный орган), и уполномоченные органы опеки и попечительства, созданные в муниципальных районах и городских округах (далее - органы опеки и попечительства).
Органы опеки и попечительства создаются органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с переданными государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
Организация деятельности органа опеки и попечительства определяется положением о нем, которое утверждается муниципальным правовым актом.
3. Уполномоченный орган действует на основе положения о нем, утверждаемого постановлением Правительства Республики Хакасия.
4. Для обеспечения методического сопровождения замещающих семей в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи при органах опеки и попечительства создаются службы сопровождения замещающих семей, местом нахождения которых могут быть организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие образовательные организации.
5. Осуществление полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами или гражданами, не являющимися сотрудниками органов опеки и попечительства, не допускается.

Статья 6. Полномочия уполномоченного органа

Уполномоченный орган:
1) осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории Республики Хакасия;
2) является региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
3) производит назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
4) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) осуществляет взаимодействие с другими органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, медицинскими организациями, другими органами и организациями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
6) в пределах своей компетенции осуществляет рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
7) осуществляет методическую помощь органам опеки и попечительства;
8) разрабатывает и реализует республиканские целевые программы, направленные на защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
9) осуществляет информационный и статистический анализ социально-демографической ситуации в Республике Хакасия в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
10) осуществляет финансирование деятельности органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, замещающих семей;
11) организует работу по улучшению отношения общества к приему детей на воспитание в семью;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Статья 7. Взаимодействие органов опеки и попечительства с образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или другими аналогичными организациями

1. Органы опеки и попечительства вправе принимать решения о помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нуждающихся в опеке и попечительстве), в расположенные на территории Республики Хакасия соответствующие образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или другие аналогичные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях, указанных в абзаце первом настоящей части.
2. Органы опеки и попечительства вправе обращаться в организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, для оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных, медицинских и иных услуг, на получение которых они имеют право в соответствии с федеральными законами и законами Республики Хакасия.
3. Взаимодействие органов опеки и попечительства с организациями, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и указанными организациями.

Статья 8. Кадровое обеспечение уполномоченного органа, органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающих семей

1. Норматив численности работников уполномоченного органа определяется из расчета 3 работника на 2000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Норматив численности работников органов опеки и попечительства определяется из расчета 1 работник на 2000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в городе и 1 работник на 1500 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в сельской местности.
3. Норматив численности работников, занимающихся сопровождением замещающих семей, определяется из расчета 1 работник на 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан. Общая численность работников, занимающихся указанным видом деятельности, должна быть не менее 1 человека вне зависимости от уменьшения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан.
4. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия предусматривают введение штатных единиц муниципальных служащих органов опеки и попечительства в соответствии с нормативом, установленным частью 2 настоящей статьи.

Статья 9. Показатели эффективности работы органов опеки и попечительства

1. Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов опеки и попечительства утверждается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
2. Система показателей используется при проведении ежегодного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых органами опеки и попечительства мер.

Статья 10. Финансовое обеспечение затрат на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

1. Расходы на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия финансируются за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в порядке, установленном бюджетным законодательством.
2. Контроль за использованием бюджетных средств осуществляется государственными органами Республики Хакасия в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.


Глава 3 вводится в действие ежегодно законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.

Глава 3. НАДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Статья 11. Наделение органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, наделяются следующими государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних:
1) выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с порядком, установленным Правительством Республики Хакасия;
2) проведение обследования условий жизни ребенка в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, и подготовка заключения об условиях жизни и воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей;
3) обеспечение устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - на полное государственное обеспечение в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или другую аналогичную организацию;
4) обеспечение временного устройства нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранности их имущества;
5) представление сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных на воспитание в семьи, в уполномоченный орган в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
6) представление в уполномоченный орган копий муниципальных правовых актов и иных документов, необходимых для назначения и выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
7) ведение учета лиц, выразивших желание усыновить ребенка (детей), в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия;
8) в установленном законодательством Российской Федерации порядке подготовка материалов, необходимых для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории муниципального образования Республики Хакасия;
9) представление в суд заключений об обоснованности и о соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, о соответствии отмены усыновления (удочерения), участие в судебных заседаниях по вопросам установления и отмены усыновления (удочерения);
10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах:
а) дача заключения о возможности быть опекуном (попечителем), принятие решения о назначении опекуна (попечителя), об освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на него обязанностей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) дача заключения о возможности быть приемными родителями, заключение договора о приемной семье, принятие решения о досрочном расторжении указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
в) дача заключения о возможности быть патронатным воспитателем, заключение договора о патронатной семье, принятие решения о досрочном расторжении указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Хакасия;
11) осуществление функций опекуна (попечителя) в отношении несовершеннолетних в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
12) осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, находящихся на полном государственном обеспечении в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организациях;
13) ведение учета усыновленных (удочеренных) детей, детей, в отношении которых установлена опека или попечительство, переданных на воспитание в приемную, патронатную семьи;
14) надзор за деятельностью опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей;
15) оказание необходимой помощи опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей;
16) оказание необходимой помощи в разрешении разногласий, возникающих между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка, и назначение представителя для защиты прав и интересов детей при наличии противоречий между интересами родителей и детей;
17) организация разработки и реализации программы подготовки граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
18) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия в защите прав и законных интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающимся, потерявшим в период обучения обоих или единственного родителя;
19) обеспечение разработки и реализации плана по защите прав ребенка, оставшегося без попечения родителей;
20) дача предварительного разрешения опекунам и попечителям, распоряжающимся имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на расходование доходов несовершеннолетнего, в том числе доходов, причитающихся несовершеннолетнему от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми несовершеннолетний вправе распоряжаться самостоятельно;
21) дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или законные интересы указанных лиц;
22) дача разрешения опекунам совершать, а попечителям - давать согласие на совершение:
а) сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог;
б) сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества;
23) принятие мер по защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
24) ведение списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, с момента утраты родительского попечения до достижения шестнадцатилетнего возраста, по форме согласно приложению 3 к Закону Республики Хакасия от 11 декабря 2006 года № 68-ЗРХ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма";
25) назначение и выплата денежных средств патронатным воспитателям в порядке и размере, установленных законодательством Республики Хакасия;
26) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие решения с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия подготовка заключения в суд о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
27) принятие соответствующего акта о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
28) проведение обследования условий жизни лица (лиц), претендующего (претендующих) на его воспитание, представление заключений в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, разрешение спорных вопросов между родителями (иными законными представителями) и родственниками о воспитании детей;
29) обращение в суд с исками о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления, дача заключений и участие в судебных заседаниях по данным вопросам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
30) рассмотрение возможности предъявления исков при решении вопросов возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в жилые помещения, откуда они были направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейные детские дома, приемные семьи, к опекунам или попечителям; рассмотрение возможности предъявления исков о выселении родителей, лишенных родительских прав, из занимаемых ими жилых помещений, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, невозможно;
31) дача согласия на установление отцовства в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
32) дача согласия на снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания;
33) участие в принудительном исполнении судебных решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам);
34) дача разрешения на изменение несовершеннолетним до достижения возраста четырнадцати лет фамилии и имени;
35) дача заключения на основании заявления гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей), содержащегося в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, или других аналогичных организациях, в семьи граждан на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях;
36) дача заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) гражданину без пребывания в жилом помещении, если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию;
37) осуществление проверки соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества.
2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделяются государственными полномочиями, указанными в части 1 настоящей статьи, на неограниченный срок.

Статья 12. Права и обязанности органов опеки и попечительства при осуществлении государственных полномочий в отношении несовершеннолетних

1. Органы опеки и попечительства при осуществлении государственных полномочий в отношении несовершеннолетних имеют право:
1) обращаться в уполномоченный орган за оказанием методической помощи по вопросам осуществления государственных полномочий;
2) дополнительно использовать материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях, предусмотренных Уставами муниципальных образований;
3) запрашивать и получать в установленном порядке от исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства.
2. Органы опеки и попечительства при осуществлении государственных полномочий в отношении несовершеннолетних обязаны:
1) принимать правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий в отношении несовершеннолетних:
а) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
б) об опеке, попечительстве;
в) о содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
г) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации, разрешении совершения сделок от имени детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
д) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
е) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в защите их прав и законных интересов: об их праве на жилое помещение, о предоставлении им жилого помещения, о признании их нуждающимися в жилых помещениях при невозможности возвращения их в жилое помещение, сохраненное за ними по месту жительства;
ж) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего до достижения возраста четырнадцати лет в случаях, предусмотренных семейным законодательством;
з) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
и) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
к) о порядке общения ребенка с родителями, в том числе лишенными родительских прав;
л) о немедленном отобрании ребенка у родителей (одного из них) или других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка;
м) о назначении и выплате денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размере, установленных законодательством Республики Хакасия;
н) о назначении и выплате денежных средств приемным родителям в порядке и размере, установленных законодательством Республики Хакасия;
о) иные правовые акты по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
2) заключать договоры:
а) об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного на возмездных условиях, в том числе о приемной семье либо о патронатной семье (патронатном воспитании);
б) о доверительном управлении имуществом подопечных;
в) иные договоры, связанные с выполнением функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
3) осуществлять государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия;
4) не допускать нецелевое использование финансовых средств, переданных из республиканского бюджета Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий;
5) предоставлять в уполномоченный орган документы, связанные с осуществлением государственных полномочий;
6) давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа опеки и попечительства, рассматривать обращения, заявления и жалобы граждан по указанным вопросам и принимать по ним необходимые меры;
7) вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции органа опеки и попечительства;
8) создавать на базе организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и других образовательных организаций службы сопровождения замещающих семей, обеспечивающие методическое сопровождение в части правовой, медицинской, социально-психологической, педагогической и иной помощи;
9) осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;
10) при перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного;
11) при устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, другие аналогичные организации, а также в семьи граждан, учитывая юридические основания оставления ребенка (детей) без родительского попечения, принимать одно из следующих решений:
об обеспечении сохранности собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;
о признании нуждающимся в жилом помещении.
Решение принимается и оформляется муниципальным правовым актом органа местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка (детей) в образовательную организацию, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, другую аналогичную организацию, а также в семью граждан.

Статья 13. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

1. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляется уполномоченным органом.
Форма контроля - плановые и внеплановые проверки их деятельности, а также качества и уровня оказываемых ими услуг, в том числе реализуемых в организациях и учреждениях социальной реабилитации несовершеннолетних.
2. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, из средств массовой информации;
2) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
3. Основаниями для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о направлении в органы опеки и попечительства обязательных для их исполнения предписаний могут являться нарушения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Уполномоченный орган осуществляет отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления и в соответствии с переданными полномочиями устанавливает следующие формы и способы контроля:
1) дача указаний органам опеки и попечительства по вопросам реализации переданных государственных полномочий;
2) согласование решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий;
3) проведение проверок и правовых экспертиз актов органов опеки и попечительства, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;
4) направление запросов и получение документов и иной информации по вопросам реализации переданных государственных полномочий;
5) заслушивание отчетов органов опеки и попечительства;
6) проведение проверок и ревизий деятельности органов опеки и попечительства;
7) назначение уполномоченных должностных лиц для постоянного наблюдения за осуществлением переданных государственных полномочий;
8) выдача предписаний по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий.
5. Контроль и надзор за деятельностью органов опеки и попечительства и соблюдением ими законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Хакасия осуществляют также иные органы Республики Хакасия в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

Статья 14. Финансовое обеспечение органов опеки и попечительства для осуществления ими переданных государственных полномочий

Объем финансовых средств, направляемых из республиканского бюджета Республики Хакасия на осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Хакасия, определяется в соответствии с Методикой распределения общего объема субвенций из республиканского бюджета муниципальным образованиям городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 15. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов государственных полномочий по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

1. Основаниями для прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в отношении несовершеннолетних могут быть:
1) взаимное согласие органов местного самоуправления и органа государственной власти Республики Хакасия о необходимости отзыва государственных полномочий;
2) решение органа государственной власти Республики Хакасия на основании заключения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Хакасия о неисполнении, ненадлежащем исполнении или нецелесообразности дальнейшего осуществления государственных полномочий органами местного самоуправления;
3) внесение изменений в законодательство Российской Федерации, исключающих из компетенции органов государственной власти Республики Хакасия полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
2. Решение о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий принимается Верховным Советом Республики Хакасия по представлению Председателя Правительства Республики Хакасия в соответствии с законодательством Республики Хакасия.

Статья 16. Порядок представления отчетности

Органы опеки и попечительства ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют отчет о расходовании выделенных бюджетных средств на осуществление государственных полномочий в уполномоченный орган согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. О признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Хакасия

Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Хакасия от 6 декабря 2007 года № 86-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству" ("Вестник Хакасии", 2007, № 74);
2) Закон Республики Хакасия от 3 октября 2008 года № 56-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству" ("Вестник Хакасии", 2008, № 55).

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

]]>
1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2010 года, за исключением главы 3 настоящего Закона.
2. Глава 3 настоящего Закона вводится в действие ежегодно законом Республики Хакасия о республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год при условии, если указанным законом предусмотрено предоставление субвенций органам местного самоуправления на осуществление переданных государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.М.ЗИМИН
Абакан
25 декабря 2009 года
№ 148-ЗРХ





Приложение 1
к Закону Республики Хакасия
"Об организации и осуществлении
деятельности по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних в
Республике Хакасия и наделении органов
местного самоуправления муниципальных
образований Республики Хакасия
государственными полномочиями
по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних"

ПЕРЕЧЕНЬ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ,
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КОТОРЫХ НАДЕЛЯЮТСЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Г. Абакан
Г. Абаза
Г. Саяногорск
Г. Сорск
Г. Черногорск
Алтайский район
Аскизский район
Бейский район
Боградский район
Орджоникидзевский район
Таштыпский район
Усть-Абаканский район
Ширинский район





Приложение 2
к Закону Республики Хакасия
"Об организации и осуществлении
деятельности по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних в
Республике Хакасия и наделении органов
местного самоуправления муниципальных
образований Республики Хакасия
государственными полномочиями
по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних"

МЕТОДИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА СУБВЕНЦИЙ
ИЗ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЯМ
ГОРОДОВ И РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

1. В соответствии с настоящей Методикой определяется общий объем субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия.
2. Общий объем субвенций из республиканского бюджета Республики Хакасия, предоставляемых бюджетам муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия для осуществления государственных полномочий по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, определяется по формуле:

                                  n
                             S = SUM Si, где:
                                 i=1

S - общий объем субвенций;
Si ... n - размер субвенций на осуществление переданных государственных полномочий каждому муниципальному образованию;
n - число муниципальных образований городов и районов Республики Хакасия.
3. Размер субвенций на осуществление переданных государственных полномочий муниципальному образованию определяется по формуле:

Si = Siр + Siг + Siв + Siм + Siо + Оiл, где:

Si - размер субвенций на осуществление переданных государственных полномочий муниципальному образованию;
Siр - фонд оплаты труда руководителей отделов органа опеки и попечительства;
Siг - фонд оплаты труда главных специалистов органа опеки и попечительства;
Siв - фонд оплаты труда ведущих специалистов органа опеки и попечительства;
Siм - фонд оплаты труда младших специалистов органа опеки и попечительства;
Siо - фонд оплаты труда специалистов служб сопровождения;
Оiл - расходы органов опеки и попечительства на осуществление материальных затрат (в том числе затрат на услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, арендную плату за пользование имуществом, услуги по содержанию имущества и прочие услуги, приобретение оборудования и расходных материалов), которые рассчитываются по следующей формуле:

Оiл = (Siр + Siг + Siв + Siм + Siо) x 0,3, где:

0,3 - коэффициент, учитывающий долю расходов органов опеки и попечительства на осуществление материальных затрат.
4. Расчет Siр производится по формуле:

Siр = Кр x (Р x 12 x 1,2 + 6 x Р) x 1,6 x

x 1,262 + Кр x 2 x Р x 1,262, где:

Кр - количество руководителей отделов органа опеки и попечительства;
Р - размер должностного оклада руководителя отдела органа опеки и попечительства, который определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;
12 - число месяцев в году;
1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;
1,262 - коэффициент, учитывающий расходы, связанные с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);
6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов в год;
2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов в год.
5. Количество руководителей отделов органа опеки и попечительства (Кр) рассчитывается по формуле:

Кр = Нi / М x 0,1, где:

Нi - количество детского населения в i-м муниципальном образовании;
М - коэффициент, равный 2000 для муниципальных образований городов и 1500 - для муниципальных образований районов;
0,1 - коэффициент, учитывающий долю руководителей отдела органа опеки и попечительства в общей штатной численности отдела.
6. Расчет Siг производится по формуле:

Siг = Кг x (Р x 12 x 1,2 + 6 x Р) x 1,6 x

x 1,262 + Кг x 2 x Р x 1,262, где:

Кг - количество главных специалистов органа опеки и попечительства;
Р - размер должностного оклада главного специалиста органа опеки и попечительства, который определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;
12 - число месяцев в году;
1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;
1,262 - коэффициент, учитывающий расходы, связанные с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);
6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов в год;
2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов в год.
7. Количество главных специалистов органа опеки и попечительства (Кг) рассчитывается по формуле:

Кг = Нi / М x 0,15, где:

Нi - количество детского населения в i-м муниципальном образовании;
М - коэффициент, равный 2000 для муниципальных образований городов и 1500 - для муниципальных образований районов;
0,15 - коэффициент, учитывающий рекомендуемую долю главных специалистов органа опеки и попечительства в общей штатной численности отдела.
8. Расчет Siв производится по формуле:

Siв = Кв x (Р x 12 x 1,2 + 6 x Р) x 1,6 x

x 1,262 + Кв x 2 x Р x 1,262, где:

Кв - количество ведущих специалистов органа опеки и попечительства;
Р - размер должностного оклада ведущего специалиста органа опеки и попечительства, который определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;
12 - число месяцев в году;
1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;
1,262 - коэффициент, учитывающий расходы, связанные с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);
6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов в год;
2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов в год.
9. Количество ведущих специалистов органа опеки и попечительства (Кв) рассчитывается по формуле:

Кв = Нi / М x 0,25, где:

Нi - количество детского населения в i-м муниципальном образовании;
М - коэффициент, равный 2000 для муниципальных образований городов и 1500 - для муниципальных образований районов;
0,25 - коэффициент, учитывающий рекомендуемую долю ведущих специалистов органа опеки и попечительства в общей штатной численности отдела.
10. Расчет Siм производится по формуле:

Siм = Км x (Р x 12 x 1,2 + 6 x Р) x 1,6 x

x 1,262 + Км x 2 x Р x 1,262, где:

Км - количество младших специалистов органа опеки и попечительства;
Р - размер должностного оклада младшего специалиста органа опеки и попечительства, который определяется органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия самостоятельно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия;
1,2 - коэффициент, учитывающий надбавку за выслугу лет;
12 - число месяцев в году;
1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;
1,262 - коэффициент, учитывающий расходы, связанные с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);
6 - коэффициент, учитывающий ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере двух должностных окладов в год и премии по результатам работы в объеме четырех должностных окладов в год;
2 - коэффициент, учитывающий материальную помощь в размере двух должностных окладов в год.
11. Количество младших специалистов органа опеки и попечительства (Км) рассчитывается по формуле:

Км = Нi / М x 0,5, где:

Нi - количество детского населения в i-м муниципальном образовании;
М - коэффициент, равный 2000 для муниципальных образований городов и 1500 - для муниципальных образований районов;
0,5 - коэффициент, учитывающий рекомендуемую долю младших специалистов органа опеки и попечительства в общей штатной численности отдела.
12. Расчет Siо производится по формуле:

Siо = № x С x 1,6 x 1,262 x 1,22 x 1,25 x 12, где:

№ - численность работников, занимающихся сопровождением замещающих семей, установленная в соответствии с настоящим Законом;
С - ставка должностного оклада по 13 разряду Единой тарифной сетки;
1,6 - коэффициент, учитывающий районный коэффициент к заработной плате и процентную надбавку за непрерывный стаж работы;
1,262 - коэффициент, учитывающий расходы, связанные с необходимостью осуществления обязательных выплат, начисляемых на фонд оплаты труда (единый социальный налог);
1,22 - коэффициент, учитывающий надтарифный фонд оплаты труда;
1,25 - повышающий коэффициент, предусматривающий увеличение должностных окладов (тарифных ставок) для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности;
12 - количество месяцев в году.
13. В случае, если при расчете ставок по должностям муниципальной службы образуется не целая штатная единица, то производится округление до целого числа.
14. Общее количество штатных единиц не должно превышать норматив численности работников органов опеки и попечительства, установленный в соответствии с настоящим Законом.
15. Количество детского населения в муниципальном образовании (Нi) берется в расчет в соответствии со статистическими данными, предоставленными Министерством здравоохранения Республики Хакасия.





Приложение 3
к Закону Республики Хакасия
"Об организации и осуществлении
деятельности по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних в
Республике Хакасия и наделении органов
местного самоуправления муниципальных
образований Республики Хакасия
государственными полномочиями
по опеке и попечительству
в отношении несовершеннолетних"

ОТЧЕТ
О РАСХОДОВАНИИ СУБВЕНЦИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

за ______________ квартал 200__ года

┌─────────────────────────────────┬─────────────┬───────────┬─────────────┐
│           Показатель            │Предусмотрено│ Поступило │Израсходовано│
│                                 │   средств   │  средств  │   средств   │
│                                 │ в отчетном  │в отчетном │ в отчетном  │
│                                 │   периоде   │  периоде  │   периоде   │
├─────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┤
│Выплата вознаграждения,          │             │           │             │
│причитающегося приемным родителям│             │           │             │
├─────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┤
│Материальное обеспечение         │             │           │             │
├─────────────────────────────────┼─────────────┼───────────┼─────────────┤
│Всего                            │             │           │             │
└─────────────────────────────────┴─────────────┴───────────┴─────────────┘

Руководитель органа,
осуществляющего управление
в сфере образования        ___________         ____________________________
                            (подпись)             (расшифровка подписи)

Исполнитель                ___________         ____________________________
тел.                        (подпись)             (расшифровка подписи)



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru