Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Оренбургская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2009 г. по делу № А47-6211/2008

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года
В полном объеме решение изготовлено 3 марта 2009 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Шабановой Тамары Васильевны, при ведении протокола секретарем Букиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном дело по заявлению Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (ОГРН 1076450006280, 25601998498, ИНН/КПП 5615002700/561401001, 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 42/44; далее - заявитель, налогоплательщик, ОАО "МРСК Волги", Общество) в лице филиала "Оренбургэнерго" (460024, г. Оренбург, ул. Маршала Жукова, 44) о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (г. Оренбург, ул. Цвиллинга/просп. Парковый, 2/1; далее - ответчик, налоговый орган) № 12-34/95 (исх. № 12-34/07207) от 09.06.2008 г. об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности,
с привлечением второго ответчика: Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (410010, г. Саратов, ул. им. Бирюзова С.С., д. 7"а"; далее - второй ответчик) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (460000, г. Оренбург, ул. Ленинская, 31), Открытого акционерного общества "Оренбургэнергосбыт" (460024, г. Оренбург, ул. Аксакова, 3"а"),
при участии:
от заявителя: С.Е. - представителя (доверенность № 012-23 от 01.04.2008 г., пост., копия в деле - т. 1, л.д. 116), Гейнц Э.В., представителя (доверенность № Д/08-216 от 17.03.2008 г., пост., копия в деле - т. 2);
от налогового органа: Д.Г. - заместителя начальника инспекции (доверенность № 05/07 от 11.01.2009 г., пост.), И.Т. - начальника правового отдела Управления ФНС России по Оренбургской области (доверенность № 05/11 от 13.01.2009 г., пост., копия в деле - т. 2), К.Е. - начальника отдела камеральных проверок № 3 (доверенность № 05/17 от 15.01.2009 г.), Е.Н. - заместителя начальника отдела камеральных проверок № 3 (доверенность № 05/09 от 11.01.2009 г., пост.), Д.Д. - главного специалиста-эксперта правового отдела (доверенность № 05/14 от 13.01.3009 г., пост.), Ш.А. - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность № 05/05 от 11.01.2009 г., пост., копия в деле - т. 2);
и неявке в судебное заседание представителей второго ответчика и третьих лиц, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом,
с объявлением перерыва с 11.02.2009 г. по 18.02.2009 г. на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),

установил:

ОАО "МРСК Волги" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Решения налогового органа № 12-34/95 (исх. № 12-34/07207) от 09.06.2008 г. (т. 1, л.д. 34 - 56), которым отказано в привлечении заявителя к налоговой ответственности, но предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 22610466 руб.
Присутствующим в судебном заседании представителям сторон, разъяснены права и обязанности лиц, участвующих в деле. Отводов составу суда, секретарю судебного заседания и ходатайств не заявлено. Учитывая надлежащее извещение второго ответчика и третьих лиц, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Как показывают материалы дела, 21.01.2008 г. ОАО "Оренбургэнерго" (реорганизованное 01.04.2008 г. путем присоединения к Обществу) представило в налоговый орган декларацию по НДС за декабрь 2007 г. с возмещением налога из бюджета в сумме 82376731 руб. Налог заявлен к вычету на основании счета-фактуры ОАО "Оренбургэнергосбыт" от 31.12.2007 г. № 90063544 (т. 1, л.д. 57) на сумму 689299439 руб., в т.ч. НДС 105147372 руб.
Названный счет-фактура выставлен в результате приобретения электроэнергии в объеме фактических потерь за декабрь 2007 г., при этом фактические потери оказались меньше нормативно запланированных. Согласно акту приема-передачи б/н от 31.12.2007 г. (т. 1, л.д. 58) фактические потери включают в себя: потери по утвержденному тарифу в сумме 425493692 руб.; потери по свободной цене в сумме 124081869 руб.; отклонение фактических потерь от плановых, учтенных при регулировании тарифов в сумме 148224166 руб. Из суммы указанных показателей подлежит вычету стоимость нагрузочных потерь в сетях распределительных сетевых компаний (РСК), оплаченных участниками оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) за ноябрь 2007 в сумме 8500289 руб.
Налоговый орган не согласился с таким расчетом фактических потерь. По мнению ответчика, разница между фактическими и нормативными потерями реально в сеть ОАО "Оренбургэнерго" не отпущена, а соответственно не может быть документально подтверждена, оприходована, не участвует в облагаемой НДС деятельности и включение ее оплаты в состав налоговых вычетов является неправомерным. С учетом этого налоговый орган по результатам камеральной проверки вынес обжалуемое Решение, которым признал правомерность предъявления к вычету налога в сумме 82536906 руб. (по оплате фактических потерь по утвержденному тарифу и свободной цене за минусом оплаты нагрузочных потерь), но отказал в возмещении налога в сумме 22610466 руб. (по оплате отклонения фактических потерь от плановых). При этом также было указано на несоответствие счета-фактуры обязательным требования законодательства (не заполнены графы "единица измерения", "количество" и "цена (тариф) за единицу измерения") и на взаимозависимость участников сделки (ОАО "Оренбургэнерго" и ОАО "Оренбургэнергосбыт"), что привело к получению необоснованной налоговой выгоды ввиду того, что условия договора экономически невыгодны для налогоплательщика по порядку расчета потерь.
Налогоплательщик считает выводы налогового органа незаконными и необоснованными. Так требования законодательства относительно порядка заполнения указанных налоговым органом граф счета-фактуры носят диспозитивный характер и подлежат отражению при возможности указания, что в данном случае отсутствует. Несостоятельным, по мнению заявителя, является и довод о взаимозависимости продавца и покупателя, поскольку на момент проведения камеральной проверки акции ОАО "Оренбургэнерго" принадлежали ОАО РАО "ЕЭС России", а акции ОАО "Оренбургэнергосбыт" находились во владении ООО "ЦентрРегионИнвест". Что же касается расчета технологических потерь, то здесь налогоплательщик отмечает, что оплата произведена в точном соответствии с методикой расчета, утвержденной компетентным государственным органом - Департаментом Оренбургской области по ценам и тарифам, полномочным осуществлять ценообразование в сфере регулируемых цен (тарифов), к которой относится и электроэнергетика.
В дополнительных пояснениях по делу заявитель также отметил ошибочность, по его мнению, выводов налогового органа в части приобретения ОАО "Оренбургэнерго" разницы между плановыми и фактическими потерями, не имеющую материального выражения. С точки зрения налогоплательщика, им приобретены именно фактические, реально понесенные потери, однако, учитывая специфичность ситуации (превышение запланированных потерь над фактом), их оплата произведена по более высокой цене в порядке, определенном методикой регулирующего органа. При этом не возникает и "двойной" покупки технологических потерь (сначала их величина заложена в тарифе, затем они дополнительно приобретаются при покупке электроэнергии), поскольку тариф представляет собой доход налогоплательщика, а покупка - расход, т.е. имеет место сбалансированность приобретения технологических потерь.
Налоговый орган требования заявителя не признал, в представленном отзыве и пояснениях к нему свою позицию мотивировал теми же обстоятельствами, что и изложенные в оспариваемом Решении. Второй ответчик (Межрайонной ИФНС № 8 по Саратовской области) по существу спора отзыва не представил, пояснив, что заявитель в настоящее время состоит на налоговом учете в ином налоговом органе.
Третьи лица (ОАО "Оренбургэнергосбыт" и Департамент Оренбургской области по ценам и тарифам) в представленных отзывах согласились с заявленными требованиями, считая их обоснованными.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы представителей сторон и оценив представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 названного Кодекса, момент определения налоговой базы которых, установленный ст. 167, относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
При этом в силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: 1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; 2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 172 НК РФ также установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 названного Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, из указанных норм следует, что при осуществлении реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан уплачивать НДС, при исчислении которого вправе применить налоговые вычеты, осуществляемые в отношении товаров предназначенных для использования в облагаемой НДС деятельности, на основании счета-фактуры поставщика и только после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет.
Пунктом 13 ст. 40 НК РФ предусмотрена специальная норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" органами регулирования естественных монополий могут применяться определенные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в указанном Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Кроме тарифа на услуги по передаче электрической энергии на основании п. 51 Правил недискриминационного доступа к услугам и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. № 861, сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Как показывают материалы дела и не оспаривается сторонами, при предъявлении заявителем налога к вычету на основании счета-фактуры ОАО "Оренбургэнергосбыт" от 31.12.2007 г. № 90063544, налогоплательщик рассчитал объем фактических потерь электроэнергии согласно п. 9 Приложения № 9 (т. 1, л.д. 72 - 76) к Договору оказания услуг по передаче электроэнергии № 001-22/100821 от 01.01.2007 г., т.е. по факту снижения фактических потерь над нормативно закрепленным размером таких потерь.
Между тем в силу п. 8 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109 (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), п. 25 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2, регулирующие органы на основе предварительно согласованных с ними мероприятий по сокращению расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, обязаны в течение 2 лет после окончания срока окупаемости расходов на проведение этих мероприятий сохранять расчетный уровень расходов, учтенных при регулировании тарифов на период, предшествующий сокращению расходов.
Таким образом разница между фактическими и нормативными потерями электроэнергии остается в распоряжении сетевой организации - ОАО "Оренбургэнерго", в ее сеть не отпускается, а соответственно, отсутствует и обязанность по оплате потерь сбытовой организации - ОАО "Оренбургэнергосбыт".
Внимание заслуживает и то обстоятельство, что в Акте приема-передачи электрической энергии от 31.12.2007 г. от ОАО "Оребургэнергосбыт" к заявителю, не указано количественное отклонение фактических потерь от плановых. Хотя указание данной величины необходимо, поскольку в ее отсутствие невозможен осуществленный налогоплательщиком расчет стоимостного выражения на основании примененной им методики. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что указанное отклонение фактических потерь от плановых не принято на учет в количественном выражении ОАО "Оренбургэнерго" в декабре 2007 г. Отсутствует количественное выражение электроэнергии в объеме фактических потерь и в счете-фактуре ОАО "Оренбургэнергосбыт" от 31.12.2007 № 90063544, на основании которой заявителем произведены спорные вычеты. Это подтверждает вывод, что фактически электроэнергия в объеме отклонения фактических потерь от плановых в сеть не отпускалась.
Применительно к рассматриваемому спору указанное означает, что потери в виде отклонения фактических потерь от плановых не понесены, т.е. не участвуют в облагаемой НДС деятельности (транспортировке электроэнергии) и не могут быть приняты к учету, что является необходимыми условиями для производства налогового вычета в соответствии с требованиями ст.ст. 146, 171, 172 НК РФ.
Довод заявителя о том, что имели место именно фактические потери (а не разница между плановыми и фактическими потерями) в отношении которых установлен специальный порядок определения цены, суд считает неверным.
Согласно п. 120 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530 (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде), потери электрической энергии в электрических сетях, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, оплачиваются территориальными сетевыми организациями путем приобретения электрической энергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика или у энергосбытовой организации по ценам (тарифам), определяемым в соответствии с методическими указаниями и правилами определения стоимости поставки электрической энергии (мощности) на розничном рынке, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Во исполнение указанной нормы, п. 11 Правил определения стоимости электрической энергии (мощности) поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений от фактических объемов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объема электрической энергии, утв. Приказом ФСТ России от 21.08.2007 г. № 166-э/1 предусмотрено, что стоимость электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком сетевой организации (для которой объем покупки электрической энергии для целей компенсации потерь в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам РФ указан по соответствующему субъекту РФ отдельной строкой), определяется исходя из объема технологического расхода электроэнергии, учтенного в Сводном прогнозном балансе, утвержденном на 2007 г., а также установленной Правительством величины максимального объема продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам). Вышеуказанный объем электроэнергии оплачивается сетевой организацией по регулируемой цене (тарифу), остальной объем электрической энергии должен быть оплачен сетевой организацией по свободной, нерегулируемой цене.
Иные механизмы оплаты потерь электрической энергии законодательством Российской Федерации не предусмотрены и применение отличной от этой методики не позволяет считать произведенные затраты обоснованными и произведенными в целях совершения облагаемых НДС операций.
В настоящем споре, согласно Акту приема-передачи электрической энергии от 31.12.2007 г., заявитель и его контрагент - ОАО "Оренбургэнергосбыт", стоимость потерь учли исходя из трех составляющих: потери по утвержденному тарифу, потери по свободной цене и стоимость потерь ввиду отклонения фактических потерь от плановых. Последняя величина, как уже указывалось выше, реально места не имела (поскольку фактические потери были меньше плановых), а соответственно, не подлежала уплате как несуществующая ввиду чего невозможно ее использование в облагаемой НДС деятельности и принятие к учету.
Отклонению подлежит и довод налогоплательщика относительно того, что при расчете потерь заявитель руководствовался обязательными для его исполнениями указаниями компетентного государственного органа в сфере регулирования цен и тарифов, что свидетельствует о правомерности совершенных налоговых вычетов.
Право установления цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям в рамках устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В Оренбургской области государственное регулирование тарифов (цен) на электрическую энергию возложено на Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов (п.п. 8 - 10 Положения о Департаменте, утв. Указом Губернатора Оренбургской области от 16.12.2005 г. № 141-ук).
Указанное регулирование осуществляется в соответствующем законодательством порядке, в частности, согласно п. 21 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 г. № 109. Исходя из данной нормы, постановление регулирующего органа принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает в себя: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; даты введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней; сроки действия тарифов и (или) их предельных уровней с календарной разбивкой.
В протоколе, являющемся неотъемлемой частью решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, указываются основные экономические показатели расчетного периода регулирования, объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования (также утвержденными вышеназванным Постановлением Правительства РФ).
Таким образом Решение об установлении тарифов с его неотъемлемой частью - Протоколом заседания правления (коллегии) регулирующего государственного органа, имеет силу нормативного акта. Указанный документ, относящийся к настоящему делу (Протокол заседания коллегии Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 34 от 27.12.2006 г., т. 2) действительно предусматривает, что в случае отклонения фактического размера потерь электрической энергии в сетях ОАО "Оренбургэнерго" от планового годового объема, учтенного при формировании тарифов (1329,9 млн. кВтч), оплату потерь предлагается производить следующим образом:
- величину превышения фактических потерь над размером, учтенным при формировании тарифов на электрическую энергию (мощность), ОАО "Оренбургэнерго" оплачивает ОАО "Оренбургэнергосбыт" по тарифу покупки электрической энергии на оптовом рынке, абонентской платы за услуги ОАО "РАО ЕЭС России" по организации функционирования и развития Единой энергетической системы России и тарифа на услуги по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности), оказываемые НП "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" - 631,914 руб./МВтч;
- в случае снижения фактических потерь над размером, установленным при формировании тарифов на электрическую энергию (мощность), ОАО "Оренбургэнерго" возвращает ОАО "Оренбургэнергосбыт" величину перекрестного субсидирования, учтенного в сетевом тарифе, которая определяется путем умножения ставки возврата перекрестного субсидирования (2429,73 руб./МВтч) на разницу между фактическим объемом электроэнергии приобретаемым в целях компенсации потерь и объемом, учтенным при регулировании тарифов. При этом комиссия только предлагает такой порядок оплаты потерь. Само решение - Приказ Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов от 27.12.2006 г. № 12.1 не предусматривает такой порядок оплаты при снижении фактических потерь над плановыми, а устанавливает тариф для компенсации потерь в сетях ОАО "Оренбургэнерго" в размере 3061,64 руб./ МВтч., причем в указанный приказ опубликован без тарифа для компенсации потерь (Информационный бюллетень департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов № 10, декабрь 2006 г.). К тому же, как уже отмечалось выше, пунктом 51 раздела 6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" предусмотрено, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
Правовое регулирование, содержащееся в Экспертном заключении Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, а также в Протоколе заседания правления (коллегии) Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, осуществляется в сфере ценообразования, а не налогового законодательства, что также следует из позиции Министерства финансов Российской Федерации (уполномоченного в силу п. 1 ст. 34.2 НК РФ давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства) от 29.08.2007 г. № 03-03-06/1/606, согласно которой порядок отраслевого урегулирования вопросов разработки и утверждения нормативов технологических потерь при производстве и (или) транспортировке не является предметом ведения законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, заявитель действительно обязан исполнять нормативные акты Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, но по вопросам установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям. Это, тем не менее, не предоставляет налогоплательщику права на применение налоговых вычетов в нарушение норм налогового законодательства, что как полагает суд, имеет место в настоящем споре: как таковые оплаченные потери (превышение плановых потерь над фактическими) отсутствуют, т.е. нет и объекта налогообложения, а приобретенный товар (работу, услугу) невозможно принять к учету и использовать в облагаемой НДС деятельности.
При таких обстоятельствах заявленные требования ОАО "МРСК Волги" не могут быть признаны законными и обоснованными. Основания для признания оспариваемого Решения налогового органа отсутствуют, хотя остальные возражения ответчика по существу требований заявителя (дефектность счета-фактуры, взаимозависимость участников сделки) судом не принимаются в силу требований ч. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ: налоговым органом не указано в каких, по его мнению, единицах должны были быть заполнены такие графы счета-фактуры как "единица измерения", "количество" и "цена (тариф) за единицу измерения" и правового обоснования своих доводов, в то время как обязанность доказывания законности принятого Решения лежит на нем; в части взаимозависимости участников сделки, доводы налогового органа не подтверждены надлежащими доказательствами.
Однако указанные обстоятельства не привели к принятию незаконного Решения налогового органа и нарушению тем самым прав и охраняемых законом интересов налогоплательщика, ввиду чего суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований ОАО "МРСК Волги" о признании недействительным Решения налогового органа № 12-34/95 (исх. № 12-34/07207) от 09.06.2008 г.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (ОГРН 1076450006280, 25601998498, ИНН\КПП 5615002700\561401001, 410031, г. Саратов, ул. Первомайская, 42/44) о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Оренбургской области (460000, г. Оренбург, ул. Цвиллинга/просп. Парковый, 2/1) № 12-34/95 (исх. № 12-34/07207) от 09.06.2008 г., отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Челябинск) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Решение суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа (г. Екатеринбург) не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда: www.18aac.ru или на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа: www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Т.В.ШАБАНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru