Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Нижегородская область


САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. № 3

О ВЫПОЛНЕНИИ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА
РАБОТНИКОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Нижегородская область по количеству поднадзорных объектов водного транспорта, состоящих на контроле в Управлении Роспотребнадзора, является одной из ведущих в России (11 место) и Приволжском Федеральном округе (2 место). Под надзором Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области находится 561 единиц судов водного транспорта, принадлежащих около 100 судовладельцам. Наиболее крупными кампаниями являются ОАО "СК "Волжское пароходство" (250 единиц судов, из которых ежегодно предъявляются в городе Нижнем Новгороде 100 - 130 единиц грузовых и портово-технических судов, 30 единиц туристических пассажирских судов, со средней пассажировместимостью 300 человек) и ООО "В.Ф. Танкер" (20 единиц крупных грузовых судов).
Большинство поднадзорных водных транспортных средств эксплуатируются более 25 - 30 лет, в связи, с чем судовые помещения и особенно судовые системы не всегда обеспечивают требуемые условия труда и обитаемости плавсостава, средняя численность которого на пассажирских судах 80 - 90 человек, крупных грузовых судах 10 - 12 человек.
Основными вредными факторами судовой среды являются шум, вибрация, электромагнитные поля, микроклимат, освещенность, оксид углерода и азота, углеводороды, образующиеся при сгорании дизельного топлива. Немаловажное значение имеют условия проживания, питания и водообеспечения доброкачественной питьевой водой, в первую очередь для работников пассажирских судов (проводников, работников ресторанов, камбузов), так как состояние их здоровья может осложнить санитарно-эпидемиологическую обстановку и среди пассажиров. Надзор за условиями труда и обитаемости плавсостава осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области ежегодно при выпуске флота, в ходе плановых проверок (1 раз в три года), а также судовладельцами при проведении производственного лабораторного контроля Удельный вес обследованных в последние годы рабочих мест на речных судах не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, составил 19 процентов, по уровню вибрации 8 процентов, по уровню освещенности 5 процентов. Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день удельный вес судов, где проведены лабораторные измерения факторов судовой среды в ОАО "СК "Волжское пароходство" и ООО "В.Ф. Танкер" составляет (по данным планового производственного Контроля) всего 44 и 55 процентов соответственно. Объемы производственного лабораторного контроля на судах остается еще на недостаточном уровне. При этом часто практикуется проведение выборочно исследование только 1 - 2 параметров физфакторов, что не позволяет в комплексе оценить условия труда плавсостава.
Однако необходимо отметить, что с целью улучшения условий труда в период зимних судоремонтов 2007 - 2008 - 2009 годов на судах в ОАО "СК "Волжское пароходство" и ООО "В.Ф. Танкер" были проведены мероприятия, направленные на доведение неудовлетворительных уровней факторов судовой среды до санитарно-гигиенических нормативов, что подтверждено контрольными замерами.
Большая работа проведена в 2007 - 2008 годах ОАО "СК "Волжское пароходство" по аттестации рабочих мест плавсостава фирмой ООО "Промаудит" (на 86 единицах судов). Данные этой аттестации показали, что 90 процентов плавсостава работает во вредных и опасных условиях труда, превышающих санитарные нормы и требующие разработки комплекса мероприятий.
Не всеми судоходными компаниями выполняется Приказ Минздравсоцразвития № 83 "Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров". Периодические и предварительные медицинские осмотры плавсостава проводятся в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих лицензии на данный вид деятельности - в основном в лечебно-профилактических учреждениях ФГУ "Приволжский окружной медицинский центр ФМБА России" и города Нижнего Новгорода. Охват медицинским осмотром плавсостава составляет 100 процентов, однако, несмотря на то, что плавсостав подвержен воздействию вредных факторов судовой среды, по результатам ежегодных медицинских осмотров профессиональной заболеваемости среди данного контингента за последние 15 лет не зарегистрировано. Данные показатели не являются объективным отражением существующей ситуации и могут свидетельствовать о недостаточном качестве проведения медицинских осмотров. Контингенты и списки лиц, подлежащих периодическим медосмотрам с указанием вредных и опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, поступает на согласование в Управление Роспотребнадзора уже в период проведения медосмотра. Указанные недостатки обусловлены также недоработками лечебно-профилактических учреждений, которые проводят медосмотры работников водного транспорта с нарушением вышеуказанного приказа. Заключительные акты по итогам медосмотра плавсостава ОАО "СК "Волжское пароходство", ООО "В.Ф. Танкер" представляются в Управление с задержкой в нарушении действующих нормативных документов.
Одним из важнейших факторов, влияющим на состояние здоровья плавсостава является качество питьевой воды. Вода является одним из возможных путей передачи инфекционных заболеваний. Заправка питьевой водой судов в последние пять лет допускается только из береговых гидрантов и судов-водолеев. "Условно-чистых плесов" (мест разрешенных санитарной службой для водопользования судами, с ежемесячным лабораторным контролем воды из них) в настоящее время по реке Волге, Оке нет. В 2009, 2008 годах отмечается недостаточная подготовки систем водоснабжения к эксплуатации, о чем свидетельствует рост нестандартных проб воды, отобранных на судах по химическим показателям (содержание железа, цветность). Так, на судах баз технического обслуживания флота (БТОФ), принадлежащих ОАО "СК "Волжское пароходство" (Жуковской Октябрьской, Городецкой БТОФ) он возрос в 2009 году по сравнению с предыдущими годами до 17 - 20,8 процентов. В последние три года остается высоким удельный вес нестандартных проб воды на судах "В.Ф. Танкер" - в 2009 году он составил 18,4 процентов (2007 - 2008 годах - 22,9 и 19 процентов соответственно). В период эксплуатации судов в пути следования возникает сложность в заправке судов, в первую очередь грузовых, водой из береговых гидрантов, в связи, с чем возникает необходимость решения вопроса об "условно-чистых плесах" по ходу следования судов по рекам Волге, Оке. Однако судами, в первую очередь грузовыми, продолжает забираться забортная вода, подвергая риску состояние здоровья плавсостава, пассажиров.
На протяжении последних пяти лет в организационном плане этот вопрос двумя крупными компаниями - ОАО "СК "Волжское пароходство", ООО "В.Ф. Танкер", имеющих наибольшее единиц флота, не решается.

Текст постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.12.2007 № 85 включен в информационные банки СПС --> Эксперт-приложение и СПС КонсультантМедицинаФармацевтика Россия Москва.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах водного транспорта на основании Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.12.2007 № 85 "Об обеспечении безопасных условий труда работников водного транспорта" санитарно-противоэпидемическая комиссия при Правительстве Нижегородской области решает:
1. Руководителям ОАО "СК "Волжское пароходство" (А.А. Шишкин), ООО "В.Ф. Танкер" (С.А. Брызгалов):
1.1. Принять эффективные меры по улучшению условий труда работников водного транспорта, сокращению вредного воздействия факторов производственной среды на их здоровье в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
1.2. Ежегодно разрабатывать комплексные планы, направленные на улучшение условий труда и охрану здоровья плавсостава. В преднавигационный период, при выпуске флота, планы представлять в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области.
1.3. Определять контингенты и составлять поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (в том числе плавсостав), с указанием участков, вредных работ и вредных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников водного транспорта, и после согласования с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области направлять его до начала медицинского осмотра в организацию, с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров.
1.4. В срок до 1 ноября 2009 года представить в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области графики замеров физических факторов судовой среды по годам на всех судах, неохваченных лабораторно-производственными замерами.
1.5. Проработать вопрос по долгосрочным программам, направленным на улучшение условий труда плавсостава, модернизацию флота с учетом его старения.
1.6. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области повторно проработать и решить вопрос по организации "условно-чистых плесов" по ходу следования судов по рекам Волге, Оке.
2. Министру здравоохранения по Нижегородской области (А.В. Карцевский), директору ФГУ "ПОМЦ ФМБА России" (С.В. Романов):
2.1. Повысить ответственность руководителей лечебно-профилактических учреждений за полноту и качество проведения медицинских осмотров работников водного транспорта, своевременность выявления профзаболеваний и направление работников с подозрением на профессиональное заболевание в центры профпатологии в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 "Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров". Своевременно представлять в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области отчеты по профосмотрам работников водного транспорта, транспортной инфраструктуры.
2.2. При заключении договоров на проведение медицинского осмотра плавсостава в обязательном порядке требовать согласованные с Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области контингента и поименные списки лиц, подлежащих медосмотру.
2.3. Проводить систематическое обучение по вопросам профессиональной патологии врачей (в первую очередь там, где отсутствуют врачи-профпатологи), проводящих медицинские осмотры работников водного транспорта.
3. Управляющему директору ОАО "СК "Волжское пароходство" (А.А. Шишкин) разработать и представить в срок до 1 октября 2009 года в Управление Роспотребнадзора план мероприятий по улучшению условий труда по результатам аттестации рабочих мест.
4. Руководителю Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области (Петров Е.Ю.):
4.1. Активизировать применение мер административного воздействия за нарушения требований санитарного законодательства в сфере обеспечения безопасных условий труда и профилактики профессиональных заболеваний работников водного транспорта и транспортной инфраструктуры.
4.2. Вопрос по улучшению условий труда плавсостава вынести на заседание областной межведомственной комиссии по охране труда в 4 квартале 2010 года.
5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на главного государственного санитарного врача по Нижегородской области Е.Ю. Петрова.

Министр здравоохранения,
заместитель председателя комитета
А.В.КАРЦЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru