Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2009 г. по делу № А12-14644/2009

Резолютивная часть решения объявлена 21 сентября 2009 года
Решение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2009 года
Арбитражный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Калашниковой О.И.,
судей Лаврик Н.В., Стрельниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Калашниковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Армавирской квартирно-эксплуатационной части района
к Совету народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: главы Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис", о признании нормативного правового акта недействующим в части
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от Совета народных депутатов - председатель Совета,
от главы Котельниковского городского поселения - не явился, извещен,
от администрации Котельниковского городского поселения - К., представитель по доверенности от 01.04.2009 года № 7,
от администрации Котельниковского муниципального района - не явился, извещен,
от Управления по региональным тарифам - О., представитель по доверенности от 18.08.2009 года № 19,
от ООО "Коммуналсервис" - С., представитель по доверенности от 01.04.2009 года,

установил:

Армавирская квартирно-эксплуатационная часть района обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями о признании нормативного правового акта - Решения Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области (далее - Совет народных депутатов) № 169-ОП от 30.12.2008 года "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения (холодная вода) и водоотведения Котельниковском городском поселении" недействующим с момента издания в части установления тарифов для бюджетных организаций.
Заявитель считает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует Постановлению Правительства РФ от 21.08.2001 г. № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению бытовых отходов" и нарушает права Министерства обороны России, а также нарушены права заявителя на осуществление хозяйственной деятельности в равных условиях с другими хозяйствующими субъектами.
К участию в деле судом привлечены глава Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрация Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области, администрация Котельниковского муниципального района Волгоградской области, Управление по региональным тарифам Администрации Волгоградской области (далее - УРТ Администрации Волгоградской области), общество с ограниченной ответственностью "Коммуналсервис" (далее - ООО "Коммуналсервис", организации коммунального комплекса).
В судебном заседании представитель Совета народных депутатов против удовлетворения заявленных требований возражает, считает, что отсутствует нарушение закона и нарушение прав заявителя
Представители администрации сельского поселения и ООО "Коммуналсервис" поддерживает позицию ответчика, полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует закону.
Представитель УРТ Администрации Волгоградской области считает, что требования необоснованны, поскольку установленными тарифами предельный индекс не превышен оспариваемый нормативный правовой акт направлен на поэтапный отказ от системы перекрестного субсидирования и уравнял в правах бюджетные организации с прочими юридическими лицами.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд считает, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Из материалов дела следует, что 30.12.2008 года Советом народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области принято Решение № 169-ОП "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения (холодная вода) и водоотведения Котельниковском городском поселении".
Данным постановлением утверждены следующие тарифы на услуги водоснабжения (холодная вода) и водоотведения:
для населения: водоснабжение - 19 рублей 95 копеек, водоотведение - 12 рублей 30 копеек;
для бюджетных и прочих организаций: водоснабжение - 34 рубля 76 копеек, водоотведение - 19 рублей 29 копеек.
Указанный нормативный акт опубликован в газете "Котельниковские вести" № 1 (91) от 09 января 2009 года и вступил в силу в части тарифов для населения - с 01.04.2009 года, в части тарифов для организаций - через тридцать дней после опубликования.
Суд считает, что Решение Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 30.12.2008 года № 169-ОП является нормативным правовым актом, поскольку устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные не неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, что соответствует определению нормативного правового акта, изложенному в Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 № 2 и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2007 № 1082/07.
Армавирская квартирно-эксплуатационная часть района является юридическим лицом и финансируется за счет средств федерального бюджета. Основной задачей организации является обеспечение эксплуатации казарменно-жилищного фонда, поставка в воинские части и казармы топливно-энергетических ресурсов. На территории Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области размещена войсковая часть 65228.
Между заявителем, войсковой частью и ООО "Коммуналсервис" заключен договор на отвод сточных вод от 29.06.2006 года № 107, в соответствии с условиями которого, ООО "Коммуналсервис" (исполнитель услуг) осуществляет отвод сточных вод от войсковой части 65228 (абонента), а Армавирская квартирно-эксплуатационная часть района является по данному договору плательщиком услуг. Расчеты по договору производятся по тарифам на водоотведение, установленным оспариваемым нормативным правовым актом для бюджетных организаций.
Доказательства того, что заявитель является также потребителем либо плательщиком услуг по водоснабжению в судебное заседание не представлены. По объяснению представителя организации коммунального комплекса такие услуги заявителю и войсковой части, расположенной на территории поселения, не оказываются.
Не согласившись с Решением Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 30.12.2008 года № 169-ОП в части установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для бюджетных организаций, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании нормативного правового акта в данной части недействующим.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд руководствуется следующим.
Согласно статье 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть пятая статьи 194 АПК РФ).
В рамках настоящего дела арбитражный суд проверил оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие положениям Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих в том числе водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ (здесь и дальше в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) общими принципами регулирования тарифов является достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их производственных и инвестиционных программ.
Согласно статье 5 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области регулирования тарифов в том числе относится: осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей; установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, опубликование информации о тарифах коммунального комплекса, привлечение соответствующих организаций для проведения проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
На основании положений статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и последующее установление тарифов в размере, обеспечивающем поступление денежных средств в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг и установленных предельных индексов.
Так, организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией расчетов финансовых потребностей и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
На основании пункта 1.2 Положения об органе по регулированию цен и тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства Котельниковского городского поселения, утвержденного Постановлением главы Котельниковского городского поселения от 17.12.2008 года № 529, на территории поселения органом регулирования тарифов является представительный орган местного самоуправления - Совет народных депутатов.
Кроме того, вышеуказанным постановлением создана комиссия по регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, являющаяся координирующим и консультационным органом, рассматривающим вопросы, относящиеся к регулированию тарифов. Рекомендации данной комиссии оформляются протоколом и являются дополнительным материалом для принятия решения об установлении тарифов органом регулирования.
Организацией, оказывающей услуги водоснабжения и водоотведения является ООО "Коммуналсервис".
Данная организация разработала производственную программу, произвела расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов и направила указанные документы в комиссию по регулированию тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и в орган регулирования.
Советом народных депутатов проведена проверка обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и согласована производственная программа.
При этом органом регулирования учитывалось аудиторское заключение ООО "Бонус", в соответствии с которым в 2009 году тариф на услуги водоснабжения исходя из его технико-экономической обоснованности должен составлять 29,98 руб., на услуги водоотведения - 20,54 руб.
Кроме того, при установлении тарифов орган местного самоуправления руководствовался следующим.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, в соответствии с которыми предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 года № 128-э/2 в отношении Волгоградской области предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год установлен в размере 122,0%.
Постановлением Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области от 01.10.2008 года № 28/3 для Котельниковского муниципального района также установлен предельный индекс изменения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в размере 122,0%
На основании представленных организацией коммунального комплекса расчетов, проведенной проверки их обоснованности, и с учетом установленного предельного индекса изменения тарифов Советом народных депутатов 30.12.2008 года принято Решение № 169-ОП "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения (холодная вода) и водоотведения Котельниковском городском поселении".
Данным нормативным правовым актом на 2009 год установлены новые тарифы на услуги водоотведения и водоснабжения, которые в совокупности не превысили предельный индекс изменения тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в размере 122,0%. Соблюдение органом регулирования тарифов данного условия подтверждено в судебном заседании Управлением по региональным тарифам Администрации Волгоградской области.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и с учетом максимально возможного изменения тарифов.
Довод заявителя о несоответствии Решения Совета народных депутатов от 30.12.2008 года № 169-ОП Постановлению Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" суд не принимает по следующим основаниям.
Действительно, указанным постановлением с 1 января 2004 года отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению в зависимости от групп потребителей.
До принятия 30.12.2008 года оспариваемого решения на территории Котельниковского городского поселения действовали различные тарифы в отношении трех групп потребителей: бюджетных организаций, прочих организаций и населения.
Учитывая Постановление Правительства Российской Федерации № 609, органом местного самоуправления приняты меры по поэтапной ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению и водоотведению.
Решением Совета народных депутатов от 30.12.2008 года № 169-ОП установлены одинаковые тарифы в отношении бюджетных и прочих организаций. Таким образом, после принятия оспариваемого нормативного правового акта все субъекты предпринимательской и иной экономической деятельности, и в том числе заявитель, равны в установленных для них условиях по оплате услуг.
Тот факт, что решением Совета народных депутатов установлены более низкие тарифы для населения городского поселения, объясняется тем, что на его территории 32,5% населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума (информация из Паспорта социально-экономического развития муниципального образования).
Между тем данное обстоятельство не может нарушать права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При обращении Армавирской квартирно-эксплуатационной части района в арбитражный суд заявителем указано на нарушение прав и законных интересов прежде всего Министерства обороны России, тогда как в соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель должен обосновать нарушение нормативным правовым актом своих прав и законных интересов, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей либо создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не представлены доказательства того, что установление отдельного тарифа для населения отразилось на его финансовом состоянии либо создало ему препятствия для осуществления экономической деятельности.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 195 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении заявления об оспаривании нормативного правового акта в резолютивной части решения суда должно быть указано на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В рамках настоящего дела судом установлено, что Решение Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области № 169-ОП от 30.12.2008 года соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

в удовлетворении заявленных Армавирской квартирно-эксплуатационной части района требований отказать.
Признать Решение Совета народных депутатов Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области № 169-ОП от 30.12.2008 года "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения (холодная вода) и водоотведения Котельниковском городском поселении" соответствующим положениям Федерального закона от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, Постановления Правительства РФ от 21.08.2001 года № 609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов".
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня вступления в силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Судьи
О.И.КАЛАШНИКОВА
Н.В.ЛАВРИК
Н.В.СТРЕЛЬНИКОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru