Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Иркутская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2009 г. № 292

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 431 по признакам нарушения Отделом по управлению муниципальным имуществом Балаганского района п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившегося в заключении договора аренды нежилого помещения № 3 от 02.04.2008 с ИПБОЮЛ Большешаповым А.Б., без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции,

установила:

Управлением ФАС по Иркутской области проведена плановая проверка за соблюдением требований антимонопольного законодательства органами местного самоуправления МО "Балаганский район". Приказом УФАС по Иркутской области № 431 от 28.08.2009 в отношении Отдела по управлению муниципальным имуществом Балаганского района (666391, Иркутская обл., р.п. Балаганск, ул. Ангарская, 91) возбуждено дело по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в заключении договора аренды нежилого помещения № 3 от 02.04.2008 с ИПБОЮЛ Большешаповым А.Б., без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами, желающими осуществить вход на рынок, путем получения прав на объекты движимого и недвижимого имущества, для осуществления предпринимательской деятельности.
Дело № 431 рассмотрено в отсутствие представителя Отдела по управлению муниципальным имуществом Балаганского района (далее - ОУМИ Балаганского района), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и законного представителя ИПБОЮЛ Большешапова А.Б., заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно письменным пояснениям законного представителя ответчика договор аренды нежилого помещения № 3 от 02.04.2008 с ИПБОЮЛ Большешаповым А.Б. был заключен без проведения торгов, т.к. предприниматель на протяжении нескольких лет арендует данное помещение. При заключении договора № 3 ОУМИ руководствовался ст. 621 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
В результате рассмотрения материалов дела № 431 Комиссия установила следующее.
В соответствии с договором аренды № 3 от 02.04.2008 нежилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, Балаганский район, п. Балаганск, ул. Кольцевая, 57, общей площадью 20 кв.м передано в аренду ИПБОЮЛ Большешапову А.Б. для хранения товаров ритуальных услуг на срок с 02.04.2008 по 02.03.2009.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статья 209 Гражданского кодекса РФ предусматривает право собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Частью 3 ст. 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, включая имущество, находящееся в муниципальной собственности.
Таким образом, порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе и передача данного имущества в аренду хозяйствующим субъектам должны соответствовать требованиям действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статья 19 ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает такое исключение, определяя исчерпывающий перечень целей, в соответствии с которыми органом местного самоуправления могут предоставляться преимущества, в том числе, путем передачи имущества отдельным хозяйствующим субъектам, что может привести к ограничению конкуренции, т.е. муниципальная помощь (преференция в редакции ФЗ от 17.07.2009 № 164-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ").
Понятие муниципальной помощи содержится в п. 20 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции".
Муниципальная помощь - предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Таким образом, в данном случае речь идет о передаче органом местного самоуправления во временное пользование муниципального имущества хозяйствующему субъекту.
Передача хозяйствующему субъекту прав владения и (или) пользования имуществом, необходимым для осуществления хозяйственной деятельности, предоставляет лицу преимущества, которые обеспечивают ему по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 части 4 статьи 19, а не пункт 1 части 2 статьи 19 Федерального закона.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 19 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что не является муниципальной помощью предоставление преимущества отдельному лицу в результате определенных федеральными законами действий уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определенным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Передача хозяйствующему субъекту имущества в отсутствие оснований, указанных в статье 19 ФЗ "О конкуренции", а также без проведения торгов, является передачей имущества в приоритетном порядке.
Таким образом, предоставление хозяйствующему субъекту муниципального имущества без проведения торгов, а также в нарушение установленного главой 5 порядка предоставления муниципальной помощи является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечивает ему более выгодные условия при ведении предпринимательской деятельности, что приводит или может привести к ограничению конкуренции и нарушает требования ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Статья 621 ГК РФ устанавливает исключительное преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок при прочих равных условиях и не регулирует порядок предоставления прав на муниципальное имущество. Положения ст. 621 ГК РФ не являются исключением, предусмотренным антимонопольным законодательством.
Предоставление органами местного самоуправления муниципального имущества без проведения публичных процедур на основании ст. 621 ГК РФ, которая предусматривает преимущественное право арендатора, надлежащим образом исполнявшего свои обязанности, на заключение договора аренды на новый срок по истечении срока договора, также противоречит антимонопольному законодательству, поскольку ст. 621 ГК РФ прямо указывает на возможность преимущественного заключения договора аренды с добросовестным арендатором при прочих равных условиях.
Таким образом, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов, без указания цели предоставления и предварительного письменного согласия антимонопольного органа, не соответствует требованиям антимонопольного законодательства, является необоснованным предоставлением преимущества отдельным хозяйствующим субъектам путем передачи имущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и нарушает требования ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Срок действия договора № 3 от 02.04.2008 истек 02.03.2009.
В соответствии со статьей 41.1 ФЗ "О защите конкуренции" сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства составляют 3 года. Отсюда следует, что антимонопольный орган правомочен возбуждать и рассматривать дела в течение 3 лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня его окончания или его обнаружения.
ФЗ от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ "О внесении изменении в ФЗ "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты РФ" часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", устанавливающая запрет на любые антиконкурентные акты и действия органов местного самоуправления, дополнена пунктом 7 следующего содержания: "предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона".
В соответствии со ст. 11 ФЗ от 17 июля 2009 г. № 164-ФЗ изменения, внесенные в ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", вступили в силу с 23.08.2009.
Учитывая, что частью 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" в момент заключения договора № 3 от 02.04.2008 был наложен общий запрет, распространяющийся на любые акты и действия органов местного самоуправления, которые создают благоприятные условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, Комиссия приходит к выводу, что при заключении договора аренды муниципального имущества от 02.04.2008 № 3 с ИПБОЮЛ Большешаповым А.Б. ОУМИ Балаганского района допущено нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в передаче ОУМИ Балаганского района муниципального имущества хозяйствующему субъекту без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 части 1 статьи 23 ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе выдать органу местного самоуправления обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, Комиссия

решила:

1. Признать Отдел по управлению муниципальным имуществом Балаганского района (666391, Иркутская обл., р.п. Балаганск, ул. Ангарская, 91) нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ в связи с заключением договора № 3 от 02.04.2008 с ИПБОЮЛ Большешаповым А.Б о предоставлении в аренду нежилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Балаганский район, п. Балаганск, ул. Кольцевая, 57, общей площадью 20 кв.м без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с недопущением органом местного самоуправления возникновения конкурентных отношений между потенциальными хозяйствующими субъектами, желающими осуществить вход на рынок, путем получения прав на объекты движимого и недвижимого имущества, для осуществления предпринимательской деятельности.
2. Выдать Отделу по управлению муниципальным имуществом Балаганского район предписание о недопущении заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Балаганский район, п. Балаганск, ул. Кольцевая, 57, общей площадью 20 кв.м, в нарушение требований ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", т.е. без проведения конкурса или аукциона на право заключения договора, за исключениями, установленными законом; в течение 2009 года уведомлять Управление федеральной антимонопольной службы по Иркутской области о заключении договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального нежилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Балаганский район, п. Балаганск, ул. Кольцевая, 57, общей площадью 20 кв.м, не позднее чем через 14 дней после заключения договора.
3. Копию решения и предписания направить в адрес Отдела по управлению муниципальным имуществом Балаганского района.
4. Копию решения направить в адрес ИПБОЮЛ Большешапову А.Б.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru