Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2009 г. № А51-426/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края рассмотрел 7 апреля 2009 г. в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина к главе Арсеньевского городского округа об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

открытое акционерное общество "Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2 постановления главы Арсеньевского городского округа от 16.06.2006 № 270 "Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации Арсеньевского городского округа, и отмене некоторых постановлений".
В судебное заседание не явилось КГУП "Примтеплоэнерго", суд располагает доказательствами его надлежащего извещения. В соответствии с частью 5 статьи 156, частью 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного третьего лица.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования, указав, что ни законодательство, ни муниципальные нормативные правовые акты не наделяют главу органа местного самоуправления полномочиями по принятию нормативных правовых актов. Акционерное общество полагает, что в Арсеньевском городском округе такими полномочиями обладает Дума Арсеньевского городского округа. По мнению заявителя, оспариваемое постановление не соответствует Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставу Арсеньевского городского округа.
По утверждению заявителя, оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как, будучи незаконным, необоснованно возлагает на него обязанность уплачивать дополнительные платежи за сброс в систему канализации Арсеньевского городского округа сточных вод, содержащих загрязняющие вещества.
Глава Арсеньевского городского округа требование не признал, полагая, что законодательство о местном самоуправлении позволяет главе муниципального образования издавать нормативные правовые акты. Ответчик утверждает, что оспариваемые Условия приема сточных вод не являются общеобязательными правилами, так как имеют отношение лишь к части всех предприятий и организаций, находящихся на территории городского округа и сбрасывающих загрязняющие вещества в коммунальную систему канализации.
По мнению ответчика, оспариваемый акт не нарушает права и законные интересы заявителя, так как абоненты могут сбрасывать сточные воды в коммунальную городскую канализацию, но их качество не должно ухудшать состояние канализационных сетей.
Дума Арсеньевского городского округа поддержала позицию заявителя, полагая, что Устав муниципального образования наделяет главу полномочиями по изданию правовых актов, за исключением нормативных.
КГУП "Примтеплоэнерго" полагает, что оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется, так как оспариваемое постановление издано полномочным лицом.
При рассмотрении дела судебная коллегия установила, что Открытое акционерное общество Арсеньевская авиационная компания "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина зарегистрировано в качестве юридического лица 22.02.1993, о чем 14.11.2002 Межрайонная инспекция МНС России № 4 по Приморскому краю внесла соответствующую запись в Единый государственный реестр юридических лиц и выдала свидетельство серия 25 № 02124136.
Общество осуществляет хозяйственную деятельность на территории Арсеньевского городского округа, в процессе которой сбрасывает сточные воды в коммунальную систему канализации.
Постановлением главы Арсеньевского городского округа от 16.06.2006 № 270 утверждены Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации Арсеньевского городского округа (пункт 1 названного постановления), и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых абонентами в данную систему канализации (пункт 2).
Указанными Условиями приема предусмотрено, в частности, что сброс сточных вод в систему канализации разрешается только при наличии разрешения на сброс и договора на отпуск воды и прием сточных вод с организацией, оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению, которая осуществляет контроль за соблюдением абонентами требований этих Условий (пункты 1.4, 1.5). Установлено, что в систему канализации принимаются хозяйственно-бытовые сточные воды, которые не приведут к нарушению работы канализационных сетей и сооружений, не представляют опасности обслуживающему персоналу и могут быть очищены на сооружениях механической очистки; утверждены основные требования к сбрасываемым сточным водам, порядок установления лимитов водоотведения, предусмотрены меры ответственности за нарушение Условий (разделы 2, 3, 4). Также установлен порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ, определены повышенные тарифы платы за превышение лимита сброса сточных вод, превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ, сброс веществ, не удаляемых на очистных сооружениях коммунальной канализации, и за залповый сброс, повышенная плата при превышении установленных нормативов на водоотведение (раздел 6).
В настоящее время постановление ответчика от 16.06.2006 № 270 действует в редакции постановлений главы Арсеньевского городского округа от 21.06.2007 № 217, от 13.05.2008 № 135.
Полагая, что указанное постановление в части пунктов 1 и 2 не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в части порядка его издания и нарушает права и законные интересы ОАО ААК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина в сфере экономической деятельности, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы и возражения сторон, судебная коллегия пришла к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Как установлено частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу статьи 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Правовая доктрина понимает под нормативным правовым актом изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
По своему существу оспариваемый акт является нормативным правовым, поскольку отвечает всем указанным признакам. В пункте 1.3 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации Арсеньевского городского округа, утвержденных постановлением ответчика от 16.06.2006 № 270, прямо указано на то, что эти Условия являются обязательными для всех действующих, проектируемых, реконструируемых предприятий и организаций (абонентов), сбрасывающих сточные воды в системы канализации Арсеньевского городского округа, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. В пункте 6.1 Условий также отражено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Арсеньевского городского округа распространяется на этих абонентов и на организации водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" было установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение этого нормативного правового акта в Приморском крае постановлением Губернатора Приморского края от 23.05.2005 № 109-пг (в настоящее время признан утратившим силу согласно постановлению Губернатора Приморского края от 22.01.2008 № 7-пг) был утвержден Порядок взимания с предприятий и организаций платы за сброс сточных вод загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, при этом главам городских округов и муниципальных районов Приморского края было рекомендовано в срок до 1 июля 2005 года привести в соответствие с этим Порядком условия приема сточных вод от предприятий и организаций в системы канализации населенных пунктов (пункт 2).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 данного Закона муниципальный правовой акт - это решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.
В соответствии со статьей 43 этого Закона в систему муниципальных правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
При этом установлено, что глава муниципального образования издает постановления по вопросам местного значения и распоряжения в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Статьей 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования и установлено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Относительно полномочий главы муниципального образования статьей 36 данного Закона указано, что глава подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования, а также издает в пределах своих полномочий правовые акты.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
На момент издания оспариваемого постановления действовали также положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ. Этот Закон допускал принятие должностными лицами органов местного самоуправления нормативных правовых актов, в частности, статьей 19 было предусмотрено, что нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Вместе с тем, статьей 17 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ также устанавливалось, что компетенция органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вопросы о полномочиях главы муниципального образования на издание нормативных правовых актов по вопросам местного значения регулируются уставом муниципального образования.
Уставом Арсеньевского городского округа, принятым решением Думы г. Арсеньева от 20.10.1998 № 97, с последующими изменениями и дополнениями, полномочия Думы городского округа и главы муниципального образования разграничены следующим образом.
Согласно пунктам 5, 7 статьи 18 Устава Дума города по вопросам своего ведения принимает правовые акты нормативного и иного характера, глава города по вопросам своего ведения и по вопросам ведения администрации города принимает правовые акты в форме постановлений и распоряжений в соответствии с регламентом администрации города. При этом согласно пункту 2.1 статьи 29 Устава в ведении Думы города находится принятие общеобязательных правил по вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 32 Устава глава города является высшим должностным лицом городского округа и наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. При этом он подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Думой города и издает правовые акты - постановления и распоряжения, обязательные для исполнения гражданами и всеми расположенными на территории городского округа предприятиями, учреждениями, организациями.
Уставом Арсеньевского городского округа не предусмотрено полномочие главы города на издание общеобязательных правовых актов по вопросам регулирования правил приема сточных вод в коммунальную систему канализации. Данное полномочие не охватывается понятием организации мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа, предусмотренных абзацем 12 пункта 2.2 статьи 38 Устава, определяющей полномочия администрации города.
При таких обстоятельствах постановление ответчика от 16.06.2006 № 270 в части пунктов 1 и 2 издано с превышением полномочий главы Арсеньевского городского округа, определенных Уставом муниципального образования. В этом смысле оспариваемое постановление не соответствует положениям Федеральных законов от 28.08.1995 № 154-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ, предусматривающих, что полномочия органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
Учитывая, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы ОАО ААК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина, суд удовлетворяет требование заявителя.
Уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, поскольку в силу статьи 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражным судом.
Руководствуясь статьями 104, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать постановление главы Арсеньевского городского округа от 16.06.2006 № 270 "Об утверждении Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в систему канализации Арсеньевского городского округа, и отмене некоторых постановлений" в части пунктов 1, 2 не соответствующим Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 № 154-ФЗ, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставу Арсеньевского городского округа, и недействующим в указанной части.
Возвратить ОАО ААК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина из федерального бюджета 2000 руб. (две тысячи рублей) государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 17.12.2008 № 12654.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru