ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2009 г. № 03-10/130-09
О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
Алиева Р.А. заместителя руководителя управления - начальника
отдела контроля государственных закупок и земельных
отношений;
членов Комиссии:
Ураевой Л.Р. заместителя начальника отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений;
Константинова В.А. главного специалиста-эксперта отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений;
Звонилова С.А. специалиста-эксперта отдела контроля государственных
закупок и земельных отношений;
Рылова А.Д. специалиста-эксперта отдела контроля государственных
закупок и земельных отношений;
Аникеевой О.В. специалиста 1 разряда отдела контроля
государственных закупок и земельных отношений,
при участии представителей заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области Сысоевой Л.Ф. (доверенность от 17.12.2009 № 18); представителя специализированной организации ОГСУ "Центр государственного заказа" Шелия Н.Л. (доверенность от 18.12.2009); представителя заявителя ООО "ЧОП "Авгур" Ворониной А.С. (доверенность от 10.09.2009),
рассмотрев дело № 03-10/130-09, возбужденное по жалобе ООО "ЧОП "Авгур" (634049, г. Томск, ул. Иркутский тракт, 37 - 41) на действия государственного заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году", установила:
В Томское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОП "Авгур" (вх. № 5969 от 14.12.2009) на действия государственного заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году", нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов.
В своей жалобе ООО "ЧОП "Авгур" указывает, что при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году" заказчиком - Департаментом строительства и архитектуры Томской области в проекте государственного контракта установлены требования, не предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).
В п. 3.1.6 проекта государственного контракта Исполнитель обязан перечислить охранников, которыми он намерен оказывать услуги, - данное требование не законно.
В п. 3.1.9 проекта государственного контракта Исполнитель обязан согласовывать с Заказчиком замену охранника. Однако Исполнитель вправе самостоятельно решать, каких сотрудников он намерен использовать для оказания тех или иных услуг. Тем более в п. 3.1.4 проекта государственного контракта сказано, что Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", Приказом МДВ России от 15.07.2005 № 568 "О порядке проведения органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств". Тем самым Исполнитель обязуется использовать только квалифицированных охранников, которые прошли соответствующую подготовку.
В п. 3.1.7 и п. 3.1.8 проекта государственного контракта установлено требование, что Исполнитель обязан приложить копии действующих удостоверений частных охранников и копии документов, подтверждающих проведение периодической проверки охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств. Данное требование Заказчика незаконно, так как оно не относится к Исполнителю, а относится к его работникам. А государственный контракт заключается между Исполнителем и Заказчиком.
В соответствии с п. 5.4 проекта государственного контракта Исполнитель несет имущественную ответственность в виде штрафа в размере 15% от стоимости неисполненных или ненадлежаще исполненных обязательств, в том числе за оказание услуг охранниками, не указанными в п. 3.1.6 контракта. Данное требование является незаконным, так как Исполнитель имеет право самостоятельно решать, каких сотрудников он намерен использовать для оказания услуг.
На основании изложенного заявитель считает, что требования в проекте государственного контракта не соответствуют требованиям Закона № 94-ФЗ.
В заседании Комиссии Томского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО "ЧОП "Авгур" представитель заявителя жалобу поддержал по изложенным основаниям, а также пояснил, что установление требований об указании в контракте охранников ограничивает свободу труда и право распоряжаться своими способностями к труду охранниками. Представитель заявителя считает, что установление незаконных требований в проекте государственного контракта ограничивает право участника на участие в открытом конкурсе.
Представители заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области и специализированной организации представили письменный отзыв на жалобу, а также устно пояснили:
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Таким образом, заказчиком, а не исполнителем в государственный контракт будут включены условия, указанные участником конкурса в заявке:
- сведения (Ф.И.О.) об охранниках, которые будут привлечены к оказанию услуг;
- в подтверждение соответствия предлагаемых участником конкурса услуг требованиям заказчика, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", Приказ МДВ России от 15.07.2005 № 568 "О порядке проведения органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств"), установленным пп. 2.4 п. 2 Специальной части конкурсной документации в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 94-ФЗ, приложены копии следующих документов:
- действующие удостоверения частных охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств;
- документы, подтверждающие проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.
Предоставление участниками размещения заказа копий указанных документов предусмотрено пп. 6.1.8 п. 6 Специальной части конкурсной документации в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ.
Главой 6 проекта государственного контракта на основании ч. 12 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрена приемка заказчиком оказанных услуг, в полной мере соответствующих обязательствам, принятым исполнителем по контракту. Для исполнения данного условия заказчик должен убедиться, что услуги соответствуют требованиям государственного контракта, в том числе предусмотренным п. 3.1.6, п. 3.1.7, п. 3.1.8 проекта государственного контракта.
Выполнение вышеуказанных условий не предполагает предоставление участником конкурса дополнительных сведений и документов на момент заключения и исполнения государственного контракта.
Условия проекта государственного контракта не ограничивают исполнителя в выборе сотрудников для оказания услуг, а кроме того, допускают дальнейшую их замену, которая должна согласовываться исполнителем с заказчиком в виде дополнительного соглашения к контракту с предоставлением всех необходимых документов.
Главой 5 проекта государственного контракта предусмотрена ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.
Условия конкурсной документации по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране здания в 2010 году, в том числе проекта государственного контракта, не противоречат требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и не ограничивают участников размещения заказа при участии в торгах.
ООО "ЧОП "Авгур" в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ и пп. 2.1 п. 2 Специальной части конкурсной документации не может принимать участие в торгах, так как находится в реестре недобросовестных поставщиков.
Комиссия Томского УФАС России, заслушав представителя заявителя, представителей заказчика и специализированной организации, изучив материалы дела и сведения, содержащиеся в жалобе, установила следующее.
19 ноября 2009 года на официальном сайте Администрации Томской области в сети Интернет было размещено извещение № 0740000900676 о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году" с начальной (максимальной) ценой контракта 553800 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 и п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, а соответственно, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании указанных статей в п. 6.1.8 Специальной части конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать: копии документов в соответствии с пунктом 2.4 Специальной части конкурсной документации:
- действующие удостоверения частных охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающие право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств;
- документы, подтверждающие проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.
В соответствии с п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ. Согласно ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации, к которым относятся: функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг и т.д.
Таким образом, в конкурсной документации установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе сведений для оценки заявок на участие в конкурсе и определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках.
В соответствии с ч. 10 ст. 28 Закона № 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. Данные требования установлены и в ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ - государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. Следовательно, государственный контракт, который передается победителю конкурса, должен содержать обязательные условия, установленные в конкурсной документации, а также условия, предложенные участником конкурса.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона № 94-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Приложение № 2 к Технической части конкурсной документации содержит проект государственного контракта на оказание услуг по охране здания в 2010 году. В проекте государственного контракта установлены требования к качеству оказываемых услуг, которые также указаны в конкурсной документации и должны содержаться в составе заявки на участие в конкурсе, подаваемых участниками конкурса.
В п. 5.4 проекта государственного контракта установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (оказание услуг охранниками, не указанными в п. 3.1.6 контракта, без полного комплекта спецсредств, указанных в п. 3.1.6 контракта, не в форменной одежде, без удостоверений частных охранников, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств, без документов, подтверждающих проведение периодической проверки охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, прибытие группы быстрого реагирования на объект позже времени, указанного в п. 3.1.3 контракта, и других обязательств по контакту). Исполнитель несет имущественную ответственность в виде штрафа в размере 15% от стоимости неисполненных или ненадлежащее исполненных обязательств. В проекте государственного контракта установлено обязательное требование об оказании охранных услуг поименованными в контракте охранниками, а его неисполнение служит мерой ответственности исполнителя контракта.
В форме 3 (приложение к заявке на участие в конкурсе) "Качество услуг и квалификация участника конкурса", а также в п. 3.1.6 проекта государственного контракта имеются строки для заполнения с указанием Ф.И.О. охранников, которые будут привлечены к оказанию услуг. Участник размещения заказа не ограничен в количестве охранников для указания в заявке на участие в конкурсе и государственном контракте. Участник размещения заказа может указать любое количество своих штатных охранников, которые будут оказывать услуги по охране здания.
В п. 3.1.9 проекта государственного контракта предусмотрена возможность замены охранника исполнителем контракта по согласованию с заказчиком. Исполнитель государственного контракта имеет возможность изменить состав и количество охранников, указанных в п. 3.1.6 контракта, на основании дополнительного соглашения к контракту с предоставлением всех документов, требуемых действующим законодательством РФ и контрактом (действующее удостоверение частного охранника, подтверждающее право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств; документы, подтверждающие проведение периодической проверки охранника в установленные действующим законодательством РФ сроки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств). Согласование изменения количества и состава охранников предусмотрено для обеспечения надлежащего исполнения контракта заказчиком и исполнителем.
Доводы заявителя ООО "ЧОП "Авгур" об установлении в проекте государственного контракта указания сотрудников охранного предприятия, которые будут осуществлять охрану, влекут к ограничению свободы труда и права распоряжаться своими способностями к труду охранниками, не могут быть приняты к рассмотрению, т.к. законодательство в сфере размещения заказов не относится к сфере трудовых правоотношений. Требование, установленное в проекте государственного контракта об указании охранников, которые будут осуществлять охрану здания, относится к участнику размещения заказа, а не к лицам (охранникам), состоящим в трудовых отношениях с участником открытого конкурса.
Жалоба ООО "ЧОП "Авгур" не содержит указания, какие нормы законодательства были нарушены заказчиком - Департаментом строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Таким образом, требования к государственному контракту устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 94-ФЗ, основные требования к контракту установлены в ст. 9, ст. 22, ст. 29 Закона № 94-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 9, ст. 17, ч. 2 ст. 22, п. 2, п. 14 ч. 4 ст. 22, ч. 5 ст. 22, ст. 25, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 29, ч. 6 ст. 60 Закона 94-ФЗ, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ЧОП Авгур" на действия государственного заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона № 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Р.А.АЛИЕВ
Члены Комиссии:
Л.Р.УРАЕВА
В.А.КОНСТАНТИНОВ
С.А.ЗВОНИЛОВ
А.Д.РЫЛОВ
О.В.АНИКЕЕВА