Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 декабря 2009 г. № 03-10/130-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:

    председателя Комиссии:

    Алиева Р.А.        заместителя  руководителя  управления  -  начальника
                       отдела контроля государственных закупок и  земельных
                       отношений;

    членов Комиссии:

    Ураевой Л.Р.       заместителя     начальника      отдела      контроля
                       государственных закупок и земельных отношений;
    Константинова В.А. главного   специалиста-эксперта   отдела    контроля
                       государственных закупок и земельных отношений;
    Звонилова С.А.     специалиста-эксперта отдела контроля государственных
                       закупок и земельных отношений;
    Рылова А.Д.        специалиста-эксперта отдела контроля государственных
                       закупок и земельных отношений;
    Аникеевой О.В.     специалиста     1    разряда     отдела     контроля
                       государственных закупок и земельных отношений,

при участии представителей заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области Сысоевой Л.Ф. (доверенность от 17.12.2009 № 18); представителя специализированной организации ОГСУ "Центр государственного заказа" Шелия Н.Л. (доверенность от 18.12.2009); представителя заявителя ООО "ЧОП "Авгур" Ворониной А.С. (доверенность от 10.09.2009),
рассмотрев дело № 03-10/130-09, возбужденное по жалобе ООО "ЧОП "Авгур" (634049, г. Томск, ул. Иркутский тракт, 37 - 41) на действия государственного заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году", установила:
В Томское УФАС России поступила жалоба ООО "ЧОП "Авгур" (вх. № 5969 от 14.12.2009) на действия государственного заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году", нарушающие, по мнению заявителя, законодательство в сфере размещения заказов.
В своей жалобе ООО "ЧОП "Авгур" указывает, что при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году" заказчиком - Департаментом строительства и архитектуры Томской области в проекте государственного контракта установлены требования, не предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ).
В п. 3.1.6 проекта государственного контракта Исполнитель обязан перечислить охранников, которыми он намерен оказывать услуги, - данное требование не законно.
В п. 3.1.9 проекта государственного контракта Исполнитель обязан согласовывать с Заказчиком замену охранника. Однако Исполнитель вправе самостоятельно решать, каких сотрудников он намерен использовать для оказания тех или иных услуг. Тем более в п. 3.1.4 проекта государственного контракта сказано, что Исполнитель обязан оказывать услуги в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", Приказом МДВ России от 15.07.2005 № 568 "О порядке проведения органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств". Тем самым Исполнитель обязуется использовать только квалифицированных охранников, которые прошли соответствующую подготовку.
В п. 3.1.7 и п. 3.1.8 проекта государственного контракта установлено требование, что Исполнитель обязан приложить копии действующих удостоверений частных охранников и копии документов, подтверждающих проведение периодической проверки охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств. Данное требование Заказчика незаконно, так как оно не относится к Исполнителю, а относится к его работникам. А государственный контракт заключается между Исполнителем и Заказчиком.
В соответствии с п. 5.4 проекта государственного контракта Исполнитель несет имущественную ответственность в виде штрафа в размере 15% от стоимости неисполненных или ненадлежаще исполненных обязательств, в том числе за оказание услуг охранниками, не указанными в п. 3.1.6 контракта. Данное требование является незаконным, так как Исполнитель имеет право самостоятельно решать, каких сотрудников он намерен использовать для оказания услуг.
На основании изложенного заявитель считает, что требования в проекте государственного контракта не соответствуют требованиям Закона № 94-ФЗ.
В заседании Комиссии Томского УФАС России по рассмотрению жалобы ООО "ЧОП "Авгур" представитель заявителя жалобу поддержал по изложенным основаниям, а также пояснил, что установление требований об указании в контракте охранников ограничивает свободу труда и право распоряжаться своими способностями к труду охранниками. Представитель заявителя считает, что установление незаконных требований в проекте государственного контракта ограничивает право участника на участие в открытом конкурсе.
Представители заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области и специализированной организации представили письменный отзыв на жалобу, а также устно пояснили:
В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Таким образом, заказчиком, а не исполнителем в государственный контракт будут включены условия, указанные участником конкурса в заявке:
- сведения (Ф.И.О.) об охранниках, которые будут привлечены к оказанию услуг;
- в подтверждение соответствия предлагаемых участником конкурса услуг требованиям заказчика, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации (Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности", Приказ МДВ России от 15.07.2005 № 568 "О порядке проведения органами внутренних дел РФ периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств"), установленным пп. 2.4 п. 2 Специальной части конкурсной документации в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 94-ФЗ, приложены копии следующих документов:
- действующие удостоверения частных охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств;
- документы, подтверждающие проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.
Предоставление участниками размещения заказа копий указанных документов предусмотрено пп. 6.1.8 п. 6 Специальной части конкурсной документации в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ.
Главой 6 проекта государственного контракта на основании ч. 12 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предусмотрена приемка заказчиком оказанных услуг, в полной мере соответствующих обязательствам, принятым исполнителем по контракту. Для исполнения данного условия заказчик должен убедиться, что услуги соответствуют требованиям государственного контракта, в том числе предусмотренным п. 3.1.6, п. 3.1.7, п. 3.1.8 проекта государственного контракта.
Выполнение вышеуказанных условий не предполагает предоставление участником конкурса дополнительных сведений и документов на момент заключения и исполнения государственного контракта.
Условия проекта государственного контракта не ограничивают исполнителя в выборе сотрудников для оказания услуг, а кроме того, допускают дальнейшую их замену, которая должна согласовываться исполнителем с заказчиком в виде дополнительного соглашения к контракту с предоставлением всех необходимых документов.
Главой 5 проекта государственного контракта предусмотрена ответственность исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ФЗ.
Условия конкурсной документации по открытому конкурсу на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране здания в 2010 году, в том числе проекта государственного контракта, не противоречат требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, и не ограничивают участников размещения заказа при участии в торгах.
ООО "ЧОП "Авгур" в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ и пп. 2.1 п. 2 Специальной части конкурсной документации не может принимать участие в торгах, так как находится в реестре недобросовестных поставщиков.
Комиссия Томского УФАС России, заслушав представителя заявителя, представителей заказчика и специализированной организации, изучив материалы дела и сведения, содержащиеся в жалобе, установила следующее.
19 ноября 2009 года на официальном сайте Администрации Томской области в сети Интернет было размещено извещение № 0740000900676 о проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году" с начальной (максимальной) ценой контракта 553800 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 и п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, а соответственно, заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта.
На основании указанных статей в п. 6.1.8 Специальной части конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать: копии документов в соответствии с пунктом 2.4 Специальной части конкурсной документации:
- действующие удостоверения частных охранников участника размещения заказа, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, подтверждающие право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств;
- документы, подтверждающие проведение периодической проверки частных охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки, которые будут привлечены к оказанию услуг по предмету конкурса, на пригодность действиям в условиях, связанных с применением специальных средств.
В соответствии с п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ. Согласно ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации, к которым относятся: функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара; качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг и т.д.
Таким образом, в конкурсной документации установлены требования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе сведений для оценки заявок на участие в конкурсе и определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках.
В соответствии с ч. 10 ст. 28 Закона № 94-ФЗ заказчик, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола передают победителю конкурса один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. Данные требования установлены и в ч. 3 ст. 29 Закона № 94-ФЗ - государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации. Следовательно, государственный контракт, который передается победителю конкурса, должен содержать обязательные условия, установленные в конкурсной документации, а также условия, предложенные участником конкурса.
В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона № 94-ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект государственного или муниципального контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации. Приложение № 2 к Технической части конкурсной документации содержит проект государственного контракта на оказание услуг по охране здания в 2010 году. В проекте государственного контракта установлены требования к качеству оказываемых услуг, которые также указаны в конкурсной документации и должны содержаться в составе заявки на участие в конкурсе, подаваемых участниками конкурса.
В п. 5.4 проекта государственного контракта установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (оказание услуг охранниками, не указанными в п. 3.1.6 контракта, без полного комплекта спецсредств, указанных в п. 3.1.6 контракта, не в форменной одежде, без удостоверений частных охранников, подтверждающих право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств, без документов, подтверждающих проведение периодической проверки охранников в установленные действующим законодательством РФ сроки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств, прибытие группы быстрого реагирования на объект позже времени, указанного в п. 3.1.3 контракта, и других обязательств по контакту). Исполнитель несет имущественную ответственность в виде штрафа в размере 15% от стоимости неисполненных или ненадлежащее исполненных обязательств. В проекте государственного контракта установлено обязательное требование об оказании охранных услуг поименованными в контракте охранниками, а его неисполнение служит мерой ответственности исполнителя контракта.
В форме 3 (приложение к заявке на участие в конкурсе) "Качество услуг и квалификация участника конкурса", а также в п. 3.1.6 проекта государственного контракта имеются строки для заполнения с указанием Ф.И.О. охранников, которые будут привлечены к оказанию услуг. Участник размещения заказа не ограничен в количестве охранников для указания в заявке на участие в конкурсе и государственном контракте. Участник размещения заказа может указать любое количество своих штатных охранников, которые будут оказывать услуги по охране здания.
В п. 3.1.9 проекта государственного контракта предусмотрена возможность замены охранника исполнителем контракта по согласованию с заказчиком. Исполнитель государственного контракта имеет возможность изменить состав и количество охранников, указанных в п. 3.1.6 контракта, на основании дополнительного соглашения к контракту с предоставлением всех документов, требуемых действующим законодательством РФ и контрактом (действующее удостоверение частного охранника, подтверждающее право заниматься охранной деятельностью и ношения спецсредств; документы, подтверждающие проведение периодической проверки охранника в установленные действующим законодательством РФ сроки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением специальных средств). Согласование изменения количества и состава охранников предусмотрено для обеспечения надлежащего исполнения контракта заказчиком и исполнителем.
Доводы заявителя ООО "ЧОП "Авгур" об установлении в проекте государственного контракта указания сотрудников охранного предприятия, которые будут осуществлять охрану, влекут к ограничению свободы труда и права распоряжаться своими способностями к труду охранниками, не могут быть приняты к рассмотрению, т.к. законодательство в сфере размещения заказов не относится к сфере трудовых правоотношений. Требование, установленное в проекте государственного контракта об указании охранников, которые будут осуществлять охрану здания, относится к участнику размещения заказа, а не к лицам (охранникам), состоящим в трудовых отношениях с участником открытого конкурса.
Жалоба ООО "ЧОП "Авгур" не содержит указания, какие нормы законодательства были нарушены заказчиком - Департаментом строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. Таким образом, требования к государственному контракту устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом № 94-ФЗ, основные требования к контракту установлены в ст. 9, ст. 22, ст. 29 Закона № 94-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 9, ст. 17, ч. 2 ст. 22, п. 2, п. 14 ч. 4 ст. 22, ч. 5 ст. 22, ст. 25, ч. 4 ст. 28, ч. 3 ст. 29, ч. 6 ст. 60 Закона 94-ФЗ, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "ЧОП Авгур" на действия государственного заказчика - Департамента строительства и архитектуры Томской области при проведении открытого конкурса "Оказание услуг по охране здания в 2010 году" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 60 Закона № 94-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
Р.А.АЛИЕВ

Члены Комиссии:
Л.Р.УРАЕВА
В.А.КОНСТАНТИНОВ
С.А.ЗВОНИЛОВ
А.Д.РЫЛОВ
О.В.АНИКЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru