Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2008 г. по делу № А79-5315/2008

Резолютивная часть решения объявлена 24.09.2008.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтодор" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, г. Чебоксары,
к Администрации Вурнарского района Чувашской Республики, п. Вурнары Чувашской Республики, Вурнарскому районному Собранию депутатов Чувашской Республики, п. Вурнары, при участии третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о признании недействующим нормативного правового акта в части,
при участии:
от заявителя - Ч. по дов. от 09.01.2008,
от администрации Вурнарского района ЧР - Б. по дов. от 14.04.2008, от третьего лица - В. по дов. от 27.08.2008 № 268,

установил:

государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашавтодор" Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее - ГУП ЧР "Чувашавтодор" Минтранса Чувашии), г. Чебоксары, обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Вурнарского района Чувашской Республики, п. Вурнары Чувашской Республики, о признании недействующим нормативного акта - пункта 2 Решения Собрания депутатов Вурнарского района Чувашской Республики от 15.02.2008.
Определением суда от 29.08.2008 в качестве надлежащего ответчика привлечено Вурнарское районное Собрание депутатов Чувашской Республики, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Заявитель указал, что Решение Собрания депутатов Вурнарского района Чувашской Республики от 15.02.2008, пунктом 2 которого утвержден коэффициент, корректирующий доходность бюджета Вурнарского района (бюджетная обеспеченность) от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является незаконным, поскольку в нарушение определения Конституционного суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О при принятии оспариваемого решения какое-либо экономическое обоснование на основе многофакторного анализа оценочных характеристик арендованных земельных участков не проводилось. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку привело к необоснованному повышению арендной платы за земельные участки, арендуемые предприятием по договорам аренды от 07.10.2005 № 63-з, от 14.10.2004 № 64-з.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление по изложенным основаниям.
Представитель администрации Вурнарского района Чувашской Республики просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что доводы заявителя со ссылкой на определение Конституционного суда Российской Федерации от 11.05.2004 № 209-О применимы для установления налоговых платежей и неуместны при рассмотрении вопросов по арендной плате. Администрация не усматривает недопущения, ограничения, устранения конкуренции либо ущемления интересов хозяйствующих субъектов, так как коэффициент К3, корректирующий доходность бюджета Вурнарского района от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен не только для ГУП ЧР "Чувашавтодор", а для всех хозяйствующих субъектов равноправно. Кроме того, кадастровая стоимость земельных участков в п. Вурнары в десятки раз больше, чем в сельских поселениях Вурнарского района, значение коэффициента К3 под объектами производственной сферы для п. Вурнары составляет - 3, а в сельских поселениях - 30, при умножении всех коэффициентов показатель годового размера арендной платы за земельные участки уравнивается, тем самым Вурнарское районное Собрание депутатов Чувашской Республики создает равноправные условия для всех хозяйствующих субъектов Вурнарского района.
Вурнарское районное Собрание депутатов Чувашской Республики отзывом на заявление просило требование заявителя оставить без удовлетворения. Пояснило, что оно установило коэффициенты К3, корректирующие доходность бюджета Вурнарского района от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Заявитель арендует земельные участки, находящиеся в государственной собственности, следовательно, решение не затрагивает права и интересы заявителя.
Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики отзывом на заявление просило в удовлетворении заявления отказать, пояснив, что постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 "Об утверждении Порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Чувашской Республики" установлен единый порядок определения арендной платы, в том числе в части использования коэффициентов К3, как для земельных участков, являющихся государственной собственностью Чувашской Республики, так и для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с этим, третье лицо вправе использовать коэффициенты для расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, принятые Вурнарским районным Собранием депутатов Чувашской Республики.
Суд в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие представителя Вурнарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав пояснения явившихся лиц, изучив материалы дела, суд установил.
14.10.2004 Вурнарский районный комитет по управлению имуществом (арендодатель) и ГУП ЧР "Чувашавтодор" Минстроя Чувашии (арендатор) заключили договор аренды земли № 64-з, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельные участки из земель поселений:
- участок № 1 с кадастровым номером 21:09:14 01 05:0418, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, с. Калинино, ул. Ленина, 55 площадью 17136 кв. м;
- участок № 2 с кадастровым номером 21:09:14 01 05:0398, расположенный по адресу: Чувашская республика, Вурнарский район, с. Калинино, ул. Ленина, 53 площадью 48148 кв. м;
- участок № 3 с кадастровым номером 21:09:14 01 05:0409, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, с. Калинино, ул. Учительская, 9 площадью 2640 кв. м;
- участок № 4 с кадастровым номером 21:09:28 01 05:0208, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, п. Вурнары, ул. Ленина, 123 площадью 6931 кв. м для производственных нужд сроком на 10 лет по 31.08.2014 года.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 07.12.2005 за номером 21-21-04/011/2005-181.
07.10.2005 отдел имущественных, земельных отношений и природопользования администрации Вурнарского района (арендодатель) и ГУП ЧР "Чувашавтодор" Минстроя Чувашии (арендатор) заключили договор аренды земли № 63-з, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок из земель поселений площадью 22600 кв. м с кадастровым номером 21:09:28 01 07:0125, расположенный по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, п. Вурнары, ул. Ибресинская, д. 8, для производственных нужд сроком по 31.12.2014 года.
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 09.06.2006 за номером 21-21-04/002/2006-363. 03.10.2006 названный земельный участок зарегистрирован на праве собственности Чувашской Республики, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
19.04.2007 земельные участки с кадастровыми номерами 21:09:14 01 05:0418, 21:09:14 01 05:0398, 21:09:28 01 05:0208, 21:09:14 01 05:0409 зарегистрированы на праве собственности Чувашской Республики, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В связи с разграничением собственности Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики и арендатор земельных участков 07.03.2008 подписали дополнительные соглашения к договору аренды земли от 14.10.2004 № 34-з, которыми годовой размер арендной платы с 01.01.2008 установили в сумме 1126137 руб. 46 коп. без учета налога на добавленную стоимость и к договору аренды от 07.10.2005 № 63-з, которым годовой размер арендной платы с 01.01.2008 установили в сумме 635970,78 руб. без учета налога на добавленную стоимость. 04.04.2008 дополнительные соглашения зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике.
Кабинетом Министров Чувашской Республики 19.06.2006 принято постановление № 148 "Об утверждении порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Чувашской Республики".
Пунктом 2 порядка предусмотрено определение годового размера арендной платы по следующей формуле:

А = К кад. ст. x К1 x К2, где:

А - годовой размер арендной платы арендуемого земельного участка;
Ккад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;
К2 - коэффициент, характеризирующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка.
Федеральным законом от 24.07.2007 № 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности", вступившим в действие с 30.10.2007, пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен абзацем 5 следующего содержания: "Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учитывая дополнение пункта 10, Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 13.12.2007 № 329 внес изменение в постановление от 19.06.2006 № 148, согласно которому размер годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, определяется следующей формулой:

А = К кад. ст. x К1 x К2 x К3,

А - годовой размер арендной платы арендуемого земельного участка;
Ккад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;
К2 - коэффициент, характеризирующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка;
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (утверждается органами местного самоуправления).
Во исполнение этого постановления Вурнарское районное Собрание депутатов Чувашской Республики 15.02.2008 приняло решение, которым утвердило размеры коэффициентов К3, корректирующих доходность бюджета Вурнарского района (бюджетная обеспеченность) от сдачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Заявитель, ссылаясь на то, что в результате применения коэффициента К3 арендная плата для него увеличилась в разы и, учитывая отсутствие какого - либо экономического обоснования на основе многофакторного анализа оценочных характеристик арендованных земельных участков, обратился в суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (статья 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Согласно части 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Однако общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Правительством Российской Федерации не установлены.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Таким образом, Вурнарское районное Собрание депутатов Чувашской Республики решение приняло в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.12.2007 № 329 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 № 148 "Об утверждении порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в собственности Чувашской Республики" в пределах полномочий.
Решение опубликовано 27.02.2008 в газете "Сентеру суле".
Согласно пункту 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.05.2004 № 209-О сформулировал правовую позицию, согласно которой при отсутствии в Российской Федерации единых правил, орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
Довод заявителя об отсутствии экономического обоснования суд не принимает, поскольку в материалы дела представлено экономическое обоснование определения размеров коэффициентов К3, учитывающее вид разрешенного использования земельного участка, его местоположение и т.д., которое согласно протоколу Вурнарского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 15.02.2008 было предметом обсуждения на бюджетной комиссии. Заявитель представленное экономическое обоснование по существу не оспорил, замечаний по его содержанию не высказал.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Довод ответчика об отсутствии заинтересованности заявителя тем, что решением установлены коэффициенты К3, которые распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с арендой заявителем земельных участков, находящихся в государственной собственности, суд отклоняет. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 13.12.2007 № 329 установлена единая формула определения годового размера арендной платы как за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, так и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. При заключении дополнительных соглашений к договорам аренды от 14.10.2004 и 07.10.2005 Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики (арендодатель) и ГУП ЧР "Чувашавтодор" Минтранса Чувашии (арендатор) при определении годового размера арендной платы применили размеры коэффициентов К3, утвержденных оспариваемым решением, что следует из расчетов, являющихся приложением к дополнительным соглашениям.
Таким образом, пункт 2 Решения Собрания депутатов Вурнарского района Чувашской Республики от 15.02.2008 соответствует статьям 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", прав и законных интересов заявителя не нарушает, препятствий для осуществления предпринимательской деятельности для него не создает.
При изложенных обстоятельствах суд не имеет правовых оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2 Решения Собрания депутатов Вурнарского района Чувашской Республики от 15.02.2008 отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в арбитражный суд кассационной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru