АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2007 г. по делу № А71-10421/2007-А18
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Буторина Г.П.,
при ведении судьей протокола судебного заседания,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике, г. Ижевск,
к обществу с ограниченной ответственностью "Рассвет-3", г. Ижевск,
о привлечении к административной ответственности
в присутствии представителей сторон:
от заявителя - Богоявленский Е.А., ст. госналогинспектор, дов. от 01.11.2007 г.;
от ответчика - Ушаков О.С., директор.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике, г. Ижевск, обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Рассвет-3", г. Ижевск, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель в судебном заседании поддержал заявленное требование о привлечении ответчика к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в связи с осуществлением им розничной продажи алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих их легальность производства и оборота, а именно: при отсутствии сертификатов качества, товарно-транспортных накладных, копий справок к товарно-транспортным накладным.
Ответчик требования заявителя признал.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
на основании распоряжения заместителя начальника Межрайонной ИФНС № 8 по УР № 373 от 22.10.2007 г. проведена проверка выполнения Закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в магазине "Продукты", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Буммашевская, 48а, принадлежащем ООО "Рассвет-3", г. Ижевск.
При осуществлении проверки 22.10.2007 г. установлено, что в магазине "Продукты", принадлежащем ООО "Рассвет-3", осуществляется реализация алкогольной продукции: водки "Сарапул", 0,5 л, изг. ОАО "Сарапульский ЛВЗ", остаток - 11 бутылок, водки "Сарапул", 0,25 л, изг. ОАО "Сарапульский ЛВЗ, остаток - 20 бутылок, водки "Сарапул, 0,1 л, изг. ОАО "Сарапульский ЛВЗ", остаток - 21 бутылка, водки "Глазов", 0,5 л, изг. ОАО "Глазовский ЛВЗ", остаток - 2 бутылки, вина "Кагор 32", 0,7л, изг. ООО "Минерал", остаток - 4 бутылки, портвейна "777", 0,7 л, изг. Россия, остаток - 12 бутылок, вина полусладкого белого "Савиньон", 0,75 л, изг. ООО "Минерал", остаток - 2 бутылки, - в отсутствие сертификатов соответствия, товарно-транспортных накладных, справок к товарно-транспортным накладным. Результаты проверки отражены в акте от 22.10.2007 г. № 56/31А.
Алкогольная продукция: водка "Сарапул", 0,5 л, изг. ОАО "Сарапульский ЛВЗ", остаток - 11 бутылок, водка "Сарапул", 0,25 л, изг. ОАО "Сарапульский ЛВЗ, остаток - 20 бутылок, водка "Сарапул, 0,1 л, изг. ОАО "Сарапульский ЛВЗ", остаток - 21 бутылка, водка "Глазов", 0,5 л, изг. ОАО "Глазовский ЛВЗ", остаток - 2 бутылки, вино "Кагор 32", 0,7 л, изг. ООО "Минерал", остаток - 4 бутылки, портвейн "777", 0,7 л, изг. Россия, остаток - 12 бутылок, вино полусладкое белое "Савиньон", 0,75 л, изг. ООО "Минерал", остаток - 2 бутылки, - снята с реализации и принята на ответственное хранение согласно описи № 1 от 22.10.2007 г.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 06.11.2007 г. № 262 по факту совершения ООО "Рассвет-3" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
На основании ст.ст. 203, 204 АПК РФ налоговый орган обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о привлечении ООО "Рассвет-3" к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 10.2 Федерального закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортной накладной; 2) справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац 8 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, а не абзац 6.
В порядке абз. 6 п. 1 ст. 25 вышеуказанного Закона на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции, подлежат изъятию из незаконного оборота. Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.
Согласно п. 139, 141 раздела XIX "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г., продавец обязан иметь копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, и по требованию покупателя предоставлять полную и достоверную информацию о приобретаемой алкогольной продукции.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Факт розничной продажи ООО "Рассвет-3" алкогольной и спиртосодержащей продукции при отсутствии надлежаще оформленных сопроводительных документов, а именно товарно-транспортных документов, а также при отсутствии сертификатов соответствия подтверждается материалами дела, в т.ч. актом проверки от 22.10.2007 г., протоколом об административном правонарушении от 06.11.2007 г. № 262.
Таким образом, ответчиком совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Вместе с тем, ООО "Рассвет-3" не подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в связи с тем, что истек срок давности привлечения его к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения.
Из материалов дела следует, что днем обнаружения совершенного ООО "Рассвет-3" правонарушения является 22.10.2007 г. - дата проведения проверки и составления акта проверки.
На момент рассмотрения Арбитражным судом Удмуртской Республики заявления о привлечении ООО "Рассвет-3" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
В пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. № 2 указано, что, учитывая, что сроки давности привлечения к административной ответственности не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ).
На основании изложенного в удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике о привлечении ООО "Рассвет-3" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) следует отказать.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст.ст. 4.5, 24.5, ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ст.ст. 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
1. В удовлетворении требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Удмуртской Республике о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Рассвет-3", г. Ижевск, к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, отказать.
2. Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Рассвет-3", г. Ижевск, прекратить.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
БУТОРИНА Г.П.