Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2010 г. по делу № А29-10591/2009

(извлечение)

25 декабря 2009 года - дата объявления резолютивной части решения
11 января 2010 года дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Республики Коми в составе: Председательствующего судьи Шипиловой Э.В., Судей Галаевой Т.И., Князевой А.А.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сусловым О.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного Общества "ТГК-9" (филиал "Комитеплосбыт")
К Администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
Прокурор Республики Коми
о признании недействующими пункта 2 постановления Главы Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 08.09.2009 года № 9/3764 "О начале отопительного сезона в жилищном фонде" и п. 1 указанного постановления в редакции постановления № 9/3945 от 17.09.2009 года
при участии:
от заявителя: Антоновский А.И.
от ответчика: Потапов И.А.
от Прокурора: Проскурова В.Н.

установил:

Открытое Акционерное Общество ТГК № 9 (далее - Общество) обратилось с заявлением (с учетом уточненных требований) о признании п. 2 постановления Главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 9/3764 от 08.09.2009 года "О начале отопительного сезона в жилищном фонде" и пункта 1 постановления Администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 9/3764 "О начале отопительного сезона в жилом фонде" в редакции постановления № 9/3945 от 17.09.2009 года Главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 9/3764 "О начале отопительного сезона в жилищном фонде" недействующими.
Администрация Муниципального образования городского округа "Сыктывкар" с требованиями не согласна, доводы изложены в отзыве на заявление.
В соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Коми.
По мнению заявителя, оспариваемый акт не соответствует пункту 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23.05.2006 года, пункту 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 115 от 24.03.2003 года.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, представителя ответчика, заключение прокурора, суд установил следующее.
09.12.2004 года Общество зарегистрировано в Инспекции МНС по Свердловскому району г. Перми, в связи, с чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица Серии 59 № 002218405.
Основными видами деятельности Общества, согласно пункту 3.2 Устава Общества, являются, в том числе: деятельность по поставке (продаже) электрической и тепловой энергии; обеспечение энергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям Общества, в соответствии с заключенными договорами.
8 сентября 2009 года Главой Администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар" вынесено постановление № 9/3764 "О начале отопительного сезона в жилищном фонде", п. 1 которого определено начало отопительного сезона в жилищном фонде независимо от ведомственной подчиненности с 14 сентября 2009 года, п. 2 постановлено поставщикам тепловой энергии независимо от ведомственной подчиненности согласно заключенным договорам обеспечить поставку тепловой энергии на жилой фонд.
17 сентября 2009 года в указанное постановление внесены изменения, пунктом 1 определено отопительный сезон в жилом фонде независимо от ведомственной подчиненности начать с 23 сентября 2009 года.
Названные нормативные акты опубликованы в газете "Панорама столицы", № 35(604) от 14.09.2009 года и № 36(605) от 21.09.2009 года соответственно.
По мнению заявителя, нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности поскольку, не соответствует пункту 12 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года, решение принято без учета фактических условий для начала отопительного сезона, поскольку среднесуточная температура наружного воздуха в г. Сыктывкаре за период с 10 по 22 сентября 2009 года не опускалась в течение 5 дней подряд ниже +8 град. C. Оспариваемым постановлением на Общество незаконно возложена дополнительная обязанность по оказанию услуг теплоснабжения населению за пределами отопительного периода, определенного п. 12 Правил.
В своем заключении прокурор согласился с доводами Общества, указав на то, что нормативный акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, и нарушает права и законные интересы в предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы также следует, что нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим при наличии одновременно двух условий: несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушения прав и законных интересов в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно ч. 5, 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй названной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой указанной статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (часть 6).
Пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 44 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар" администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным названным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.
Администрацией городского округа на принципах единоначалия руководит глава администрации городского округа.
Администрация городского округа осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Коми, названным Уставом, решениями Совета городского округа, постановлениями и распоряжениями главы городского округа - председателя Совета городского округа и иными правовыми актами муниципального образования.
В силу п. 4 ст. 45 названного Устава глава администрации городского округа издает по вопросам своего ведения постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, указанным Уставом, самим постановлением (распоряжением).
Оспариваемые постановления вынесены в рамках полномочий органа местного самоуправления.
В силу п. 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила) начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям, предоставленным государственным учреждением "Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Коми" от 01.12.2009 года, по данным метеостанции Сыктывкар, среднесуточная температура воздуха за период с 18 - 30 сентября 2009 составляла: 18.09 +11,1°C; 19.09 +5,5°C; 20.09 +4,6°C; 21.09 +6,0°C; 22.09 +9,8°C; 23.09 +9,6°C; 25.09 +9,4°C; 26.09 +9,4°C; 27.09 +9,2°C; 28.09 +11,7°C; 29.09 +11,2°C; 30.09 +5,7°C.
По мнению Администрации, среднесуточная температура воздуха рассчитывается по формуле: сумма среднесуточной температуры за определенный промежуток дней, разделенная на количество дней. Поскольку согласно указанной формуле среднесуточная температура воздуха составляла +7.04°C, и это явилось основанием для начала отопительного сезона.
Исходя из нормы п. 12 Правил и среднесуточной температуры воздуха в г. Сыктывкаре в период с 18.09. по 30.09.2009 года суд приходит к выводу о том, что среднесуточная температура наружного воздуха в течение 5 суток подряд до 23.09.2009 года составляла выше +8 град. C.
Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Администрацией не представлено доказательств на основании каких документов принято оспариваемое постановление, представитель ответчика сослался на то что требуемые судом документы утеряны.
Заявитель также указал в своих доводах, что несвоевременное исполнение оспариваемого постановления явилось основанием для принятия мер прокурорского реагирования в отношении Общества.
В силу изложенного суд приходит к выводу, что вынесенное главой Администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" постановление от 08.09.2009 № 9/3764 (пункт 2), с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением от 17.09.2009 № 9/3945 (пункт 1) принято уполномоченным органом, в нарушение действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Заявителя.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать пункт 2 Постановления Главы муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 9/3764 от 08.09.2009 года "О начале отопительного сезона в жилищном фонде" и пункт 1 постановления Главы администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 9/3764 от 08.09.2009 года "О начале отопительного сезона в жилищном фонде" в редакции постановления № 9/3945 от 17.09.2009 года "О начале отопительного сезона в жилом фонде" не соответствующими Постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" и недействующими.
Взыскать с Администрации Муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в пользу Открытого акционерного Общества ТГК № 9 судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Выдать Открытому акционерному Обществу ТГК № 9 справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 208 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Э.В.ШИПИЛОВА

Судьи
Т.И.ГАЛАЕВА
А.А.КНЯЗЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru