Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 26 августа 2009 года

Дело № А08-2934/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "Белгородская сбытовая компания" к Пограничному управлению ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям о взыскании 81980,56 руб. задолженности за потребленную электроэнергию,

установил:

Открытое акционерное общество "Белгородская сбытовая компания" (далее - ОАО "БСК") обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Белгородской и Воронежской областям" 80741,71 руб. задолженности за потребленную электроэнергию (с учетом уточненных исковых требований).
В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержал, указав на то, что сумма основного долга ответчика складывается из суммы, оплаченной ответчиком за потребленную электрическую энергию через ЗАО АКБ "Московский залоговый банк" (72959,86 руб.), а также из стоимости электроэнергии, определенной по ставкам регулируемых и нерегулируемых цен (7781,85 руб.) в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 529 от 31.08.2006 "Функционирование оптового рынка электрической энергии", согласно которому электрическая энергия передается по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также по свободным договорам. Уровень свободных цен определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 205, исходя из которого рассчитывается фактическая цена продаваемой электрической энергии, сведения о которой ежедневно вывешиваются на официальном сайте ОАО "БСК". Нерегулируемая цена в соответствии с названным Постановлением Правительства РФ определена по таблице, представленной в дело, в которой отражена фактическая нерегулируемая цена помесячно за 2009 год, выставляемая потребителю, и исходя из которой заявлены исковые требования в сумме 7781,85 руб. Период образования заявленной ко взысканию задолженности по нерегулируемой цене (7781,85 руб.) - с 01.10.2008 по 01.05.2009, а по платежам в ЗАО АКБ "МЗБ" (72959,86 руб.) - с 01.10.2008 по 31.12.2008. С доводами ответчика истец не согласен, пояснив, что его требования заявлены на основании фактических объемов потребленной ответчиком электроэнергии и факта ее оплаты и возникшей задолженности, т.к. потребителем оплата произведена по максимальному уровню регулируемых цен - 70%, что не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ № 205 от 07.04.2007.
Ответчик в отзывах на иск (л.д. 22 - 28, 123 - 128, т. 1; 101 - 105, т. 2) и в судебном заседании уточненные требования истца не признал, считает, что обязательства по оплате потребленной электроэнергии по договору энергоснабжения за рассматриваемый период исполнены им надлежащим образом, по состоянию на день рассмотрения спора сумма основного долга погашена в полном объеме, у ответчика имеется переплата в сумме 716,02 руб., что следует из представленных в дело актов сверок. Указал, что разногласия между истцом и ответчиком обусловлены: фактом перечисления денежных средств в ЗАО АКБ "Московский залоговый банк", которые ввиду банкротства банка не были перечислены на расчетный счет истца, а также разногласиями по объемам электрической энергии, выставляемым поставщиком, по регулируемым и нерегулируемым ценам. При этом ответчик исходит из того, что согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 № 530 сбытовые компании должны покупать на оптовом рынке электрическую энергию по объемам, определенным Постановлением Правительства РФ № 530, в размерах 80% - регулируемая цена и 20% - нерегулируемая цена. Однако в нарушение данного Постановления истец приобретал электроэнергию на оптовом рынке ниже пределов, установленных Постановлением РФ. Это следует из того, что ответчику выставлялась к оплате электроэнергия с видимым занижением ее объема сбыта в среднем до 67% - 72% по регулируемой цене, т.е. нерегулируемая цена была всегда выше по стоимости, чем регулируемая. Это подтверждается счетами-фактурами, выставленными истцом на оплату за потребленную электроэнергию. Также ответчик сослался на то, что истцом в нарушение условий договора не было направлено ответчику уведомление об изменении его банковских реквизитов. Считает, что в данном случае ответчик обязан представить дополнительное соглашение к договору, подписанное уполномоченными лицами сторон. Такое соглашение подписано не было. Дополнительно пояснил, что Постановление Правительства РФ № 205 от 07.04.2007 определяет проценты выставления объема по регулируемой и нерегулируемой цене. За период с 01.01.2009 по 01.05.2009 доля поставляемой энергии по регулируемым ценам определена в размере от 60% до 65%. Однако истцом в указанный период выставлено более 40% объема, т.е. условия контракта, определенные в приложении № 9 протокола разногласий к государственному контракту от 01.01.2009, не исполнялись. Однако данные разногласия сторонами урегулированы и подписаны не были, то есть они являются незаключенными, в связи с чем должны применяться положения Постановления Правительства РФ № 205 от 07.04.2007 и истец должен был выставлять ответчику стоимость электроэнергии по регулируемым ценам в объемах, не менее 65%. Считает, что пограничное управление свою обязанность по оплате потребленной электроэнергии за октябрь - декабрь 2008 года с учетом письма-уведомления ОАО "БСК" об изменении банковских реквизитов от 15.07.2008 № 1380 исполнены надлежащим образом.
На вопрос суда стороны пояснили, что между ними разногласия по объемам потребленной электроэнергии за рассматриваемые периоды отсутствуют (протокол судебного заседания от 26.08.2009).
Исследовав материалы дела, заслушав и проверив доводы представителей сторон, арбитражный суд находит уточненные требования ОАО "Белгородская сбытовая компания" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Белгородская сбытовая компания" создано путем реорганизации юридического лица (ОАО "Белгородэнерго") в форме выделения, о чем Инспекцией МНС России по г. Белгороду 01.10.2004 внесена запись в ЕГРЮЛ за ОГРН 1043108002321 и выдано свидетельство серии 31 № 001034293.
Государственное учреждение "Пограничное управление ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям", ИНН/КПП 3123130580/312301001, зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1063667008932, о чем выдано свидетельство серии 36 № 002663509 (л.д. 100 - 101, т. 1).
Согласно п. п. 2, 9 Устава Государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Белгородской и Воронежской областям" Пограничное управление с момента его государственной регистрации является юридическим лицом, организационно-правовая форма - государственное учреждение; может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком во всех судах. Пограничное управление отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 10) (л.д. 30 - 39, т. 1).
01.01.2008 между ОАО "Белгородская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и Пограничным управлением ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям (государственный заказчик) заключен государственный контракт на отпуск и потребление электрической энергии № 5281043 (л.д. 42 - 49, т. 1), в соответствии с п. 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии государственному заказчику и оказывает заказчику услуги по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению, а заказчик обязуется оплачивать принятую электрическую энергию, а также оказанные услуги в объеме и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 1.2 контракта установлено, что поставщик, заказчик при отпуске электрической энергии и ее потреблении, а также при взаимных расчетах обязуются руководствоваться настоящим контрактом, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, решениями Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области, Правилами технической эксплуатации электроустановок, Правилами учета электрической энергии и иными нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 4.1 государственного контракта государственный заказчик обязуется производить расчеты за потребляемую электрическую энергию в порядке, сроки и размере, предусмотренном разделом 8 и 9 контракта.
Пунктом 7.1 государственного контракта определено, что стоимость электрической энергии, поставляемой поставщиком заказчику, складывается из следующих составляющих:
- стоимость электрической энергии, поставляемой по регулируемым ценам;
- стоимость электрической энергии, поставляемой по нерегулируемым ценам;
- стоимость изменения договорного объема потребления электрической энергии;
- стоимость оплаты реактивной мощности, превышающей установленное договором значение соотношения потребления активной и реактивной мощности.
Оплате по регулируемым и нерегулируемым ценам подлежит как объемы электропотребления в рамках установленных бюджетных ассигнований, так и объемы электропотребления сверх установленных бюджетных ассигнований (п. 7.3). Расчет объемов и стоимости электрической энергии по регулируемым и нерегулируемым ценам производится в соответствии с Приложением № 9 к договору.
Согласно п. 8.1 государственного контракта расчеты за потребленную электрическую энергию осуществляются плановыми платежами за планируемые объемы энергопотребления. Дата снятия показаний приборов учета электрической энергии потребителем для учета отпущенной энергии в расчетном периоде устанавливается на 15 число месяца. Расчетный период установлен 15 числа прошлого месяца по 15 число текущего месяца (п. 8.2).
Пунктом 8.3 контракта установлено, что потребитель оплачивает потребляемую энергию 2 раза в расчетный период в следующие сроки (даты платежей): 10, 25 числа.
Оплата за потребляемую энергию осуществляется потребителем плановыми платежами, равными:
- первый платеж - 10 числа текущего месяца - оплата договорного объема за первую половину текущего месяца;
- второй платеж, соответственно, 25 числа текущего месяца - включает окончательный расчет за фактическое потребление электрической энергии и оплату договорного объема электрической энергии за вторую половину текущего месяца.
Оплата потребленной (потребляемой) электроэнергии производится потребителем платежными поручениями по реквизитам поставщика. Оплата считается произведенной только после поступления денежных средств на расчетный счет или субрасчетный счет поставщика (п. 8.4).
В соответствии с п. 8.5 государственного контракта акт выполненных работ и счет за потребленную электроэнергию в расчетном периоде выдается потребителю не позже 5 дней после контрольной даты снятия показаний средств учета электрической энергии с указанием объема потребления по прогнозным нерегулируемым ценам. Поставщик учитывает при предоставлении счета-фактуры отклонения стоимости электрической энергии, рассчитанной по прогнозным значениям нерегулируемых цен на электроэнергию, от стоимости электроэнергии, рассчитанной по фактически сложившимся нерегулируемым ценам. По итогам месяца производится сверка расчетов между поставщиком и потребителем за потребленную электрическую энергию по данным средств расчетного учета и фактической оплаты потребленной энергии с последующим составлением двустороннего акта не позднее 15 числа месяца, следующего за расчетным (п. 8.6). Потребление электроэнергии потребителем сверх бюджетных ассигнований производится только по Дополнительному соглашению № 2 к контракту (п. 8.8).
В силу п. 12.1 государственный контракт действует с 00 часов 01.01.2008 и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявление одной из сторон об отказе от настоящего контракта на следующий год, или о заключении контракта на иных условиях, или внесении изменений (дополнений) в контракт. В случае расторжения контракта по инициативе заказчика производится полное ограничение режима потребления электрической энергии заказчика, при отказе заказчика от введения полного ограничения режима потребления электрической энергии, контракт считается продленным на следующий год или до заключения сторонами новой редакции контракта.
Приложение № 2 государственного контракта энергоснабжения (до переоформления) является действующим приложением к государственному контракту, а приложения № 4, № 5 будут дополнительно подписаны после утверждения законодательных актов.
Дополнительным соглашением № 1 от 01.01.2008 к государственному контракту № 5281043 от 01.01.2008 (л.д. 50, т. 1) определено, что гарантийный поставщик обязуется поставить электрическую энергию государственному заказчику в счет выделяемых лимитов бюджетных обязательств из средств федерального бюджета на 2008 год, а государственный заказчик обязуется производить оплату электрической энергии в количестве 222637 кВт на сумму 310000 руб. (с учетом НДС) (с разбивкой по месяцам).
Расчеты за электроэнергию в рамках установленных лимитов производятся в соответствии с разделом 8 и приложением № 9 государственного контракта (п. 3).
15.07.2008 ОАО "Белгородская сбытовая компания" в адрес ответчика направлено письмо-уведомление № 1380 об изменении банковских реквизитов поставщика, а также о необходимости с 15.07.2008 производить оплату за потребленную электроэнергию на расчетный счет № 40702810700340000051, открытый в АКБ "Московский залоговый банк" (ЗАО), г. Москва (л.д. 96, т. 1).
Материалами дела подтверждено и не оспорено сторонами, что за период с октября по декабрь 2008 года ОАО "Белгородская сбытовая компания" в рамках государственного контракта № 5281043 от 01.01.2008 отпущено Пограничному управлению 64762 кВт электроэнергии на общую сумму 121575,97 руб., что подтверждено актами от 31.10.2008, от 30.11.2008, от 22.12.2008, а также выставленными на оплату счетами-фактурами (л.д. 74, 75, 77, 78, 80, 81, т. 1).
Пограничным управлением произведена оплата стоимости потребленной электроэнергии в сумме 118142,39 руб.
Согласно представленным сторонами актам сверок взаимных расчетов по состоянию на 01.04.2009, 01.05.2009, 01.06.2009, 25.06.2009 (л.д. 145 - 156, т. 1) ОАО "Белгородская сбытовая компания" признана и проведена оплата только 45182,53 руб. стоимости потребленной за рассматриваемый период электроэнергии, произведенная Пограничным управлением до 01.11.2008, что подтверждено выпиской из расчетного счета истца № 40702810700340000051 (л.д. 58, т. 2), представленной конкурсным управляющим АКБ "МЗБ" (ЗАО) по судебному запросу (л.д. 35 - 99, т. 2).
Оставшаяся оплата за потребленную электроэнергию в сумме 72959,86 руб. была перечислена ответчиком на расчетный счет истца, открытый в АКБ "Московский залоговый банк" (ЗАО) по реквизитам, указанным поставщиком в письме-уведомлении от 15.07.2008, на основании платежных поручений № 3237 от 26.11.2008, № 3664 от 22.12.2008, № 3725 от 26.12.2008 (л.д. 73, 76, 79, т. 1).
Письмом от 03.04.2009 № 723 ОАО "Белгородская сбытовая компания" сообщило ПУ ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям о том, что расчетный счет ОАО "Белгородская сбытовая компания" № 40702810700340000051 в АКБ "МЗБ" закрыт 29.10.2008, в связи с чем поставщик не может зачесть в счет оплаты за потребленную электрическую энергию сумму, оплаченную потребителем 26.11.2008 в размере 22001,89 руб., 22.12.2008 в размере 23484,36 руб., 26.12.2008 в размере 27473,61 руб., и при сверке взаимных расчетов просило указанный платеж не учитывать. Также Пограничное управление уведомлено о том, что согласно Приказу Банка России от 02.02.2009 № ОД-101 отозвана лицензия АКБ "МЗБ" на осуществление банковских операций, в банке введена временная администрация, которая осуществляет прием и рассмотрение требований кредиторов, в связи с чем ответчику для определения его статуса как кредитора банка АКБ "МЗБ" рекомендовано обратиться с соответствующим требованием в аппарат временной администрации банка (л.д. 97, т. 1).
Согласно акту сверки взаимных расчетов по состоянию на 31.12.2008 задолженность ответчика по данным ОАО "Белгородская сбытовая компания" составила 81980,56 руб., по данным Пограничного управления - 4076,71 руб. (л.д. 10, т. 1).
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспорено сторонами, что сумма основного долга ответчика за октябрь - декабрь 2008 года складывается из суммы, оплаченной ответчиком за потребленную электрическую энергию через ЗАО АКБ "Московский залоговый банк" (72959,86 руб.), а также из стоимости электроэнергии, определенной по ставкам регулируемых и нерегулируемых цен (3433,58 руб.) в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 529 от 31.08.2006 "Функционирование оптового рынка электрической энергии", согласно которому электрическая энергия передается по регулируемым и нерегулируемым ценам, а также по свободным договорам.
Таким образом, сумма задолженности ПУ ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям за октябрь - декабрь 2008 года составила 76393,44 руб.
01.01.2009 между ОАО "Белгородская сбытовая компания" (гарантирующий поставщик) и Пограничным управлением ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям (государственный заказчик) заключен государственный контракт на отпуск и потребление электрической энергии № 5281043 (л.д. 55 - 62). Условия настоящего контракта аналогичны условиям контракта от 01.01.2008.
Вместе с тем, п. 8.2 государственного контракта от 01.01.2009 установлено, что дата снятия показаний приборов учета электрической энергии заказчиком для учета отпущенной энергии в расчетном периоде устанавливается на 24 часа последнего дня расчетного периода. Расчетный период - календарный месяц.
Согласно п. 8.3 заказчик оплачивает потребляемую энергию 2 раза в расчетный период в следующие сроки (даты): 10, 25 числа. Оплата за потребляемую энергию осуществляется заказчиком платежами, равными:
- первый платеж - 10 числа текущего месяца включает окончательный расчет за фактическое потребление электрической энергии в предыдущем месяце и оплату потребленного объема электрической энергии с 1 по 10 число текущего месяца;
- второй платеж соответственно 25 числа текущего месяца - оплату потребленного объема электрической энергии с 11 по 25 числа текущего месяца и объем прогнозного электропотребления до конца расчетного периода. Оплата производится по прогнозным регулируемым и нерегулируемым ценам.
Срок действия контракта установлен с 00 часов 01.01.2009 до 24 часов 31.12.2009.
Дополнительным соглашением № 1 от 01.01.2009 стороны установили, что гарантирующий поставщик обязуется оплатить электрическую энергию государственному заказчику в счет выделяемых лимитов бюджетных обязательств из средств федерального бюджета на 2009 год, а государственный заказчик обязуется производить оплату электрической энергии в количестве 245000 кВт на сумму 514500 руб. (с разбивкой по месяцам) (л.д. 63, т. 1).
Также названным дополнительным соглашением установлено, что в соответствии с п. п. 106 - 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 № 530) объемы поставки электроэнергии по регулируемым ценам потребителям определяются объемом, приобретенным гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынке по регулируемым ценам. Электрическая энергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках. Регулируемый тариф на электроэнергию с 01.01.2009 установлен в размере 1,53 руб. за кВт (1,81 руб. за кВт с НДС) согласно приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 10/5 от 14.11.2008. Гарантирующий поставщик производит расчет фактического предельного уровня свободных цен (нерегулируемых цен) на электроэнергию на соответствующий расчетный период согласно п. 109 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии (п. 2).
]]>
Расчеты за электроэнергию в рамках установленных лимитов производятся в соответствии с разделом 8 государственного контракта и в соответствии с приложением № 9 к государственному контракту.
В рамках государственного контракта от 01.01.2009 № 5281043 ОАО "Белгородская сбытовая компания" в период с января по апрель 2009 года Пограничному управлению отпущено 75444 кВт на общую сумму 123037,99 руб. Ответчик, приняв указанное количество электрической энергии, произвел ее оплату не в полном объеме, задолженность Пограничного управления перед истцом за рассматриваемый период составила 4348,27 руб. стоимости электроэнергии, определенной по ставкам регулируемых и нерегулируемых цен.
Таким образом, общая сумма задолженности Пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям перед ОАО "Белгородская сбытовая компания" за период с октября по декабрь 2008 года, а также с января по апрель 2009 года составила 80741,71 руб., неоплата которой явилась основанием к обращению ОАО "Белгородская сбытовая компания" в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточненных требований).
В силу ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Взаимоотношения сторон по поставке электроэнергии и ее оплате подлежат правовому регулированию нормами параграфа 6 "Энергоснабжение" главы 30 ГК РФ "Купля-продажа" и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими энергоснабжение.
В силу статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию в порядке, определенном законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт потребления и количество потребленной ответчиком электрической энергии за указанный период подтверждены материалами дела и Пограничным управлением не оспариваются, о чем им заявлено в ходе рассмотрения дела (протокол судебного заседания от 26.08.2009).
Судом установлено, что сумма основного долга ответчика за октябрь - декабрь 2008 года в размере 72959,86 руб., оплаченная ответчиком за потребленную электрическую энергию через ЗАО АКБ "Московский залоговый банк" на основании платежных поручений № 3237 от 26.11.2008, № 3664 от 22.12.2008, № 3725 от 26.12.2008 (л.д. 73, 76, 79, т. 1), образовалась ввиду отказа ОАО "Белгородская сбытовая компания" зачесть ее в счет оплаты за потребленную электроэнергию в связи с закрытием 29.10.2008 расчетного счета истца № 40702810700340000051 в АКБ "МЗБ" (ЗАО) (л.д. 97, т. 1).
При этом из представленной конкурсным управляющим АКБ "МЗБ" (ЗАО) по судебному запросу выписки из расчетного счета ОАО "Белгородская сбытовая компания" следует, что данные денежные средства на расчетный счет № 40702810700340000051 не поступили (л.д. 35 - 99, т. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
При этом в силу требований ст. 316 ГК РФ, если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение по денежному обязательству должно быть произведено в месте жительства кредитора в момент возникновения обязательства, а если кредитором является юридическое лицо - в месте его нахождения в момент возникновения обязательства; если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил место жительства или место нахождения и известил об этом должника - в новом месте жительства или нахождения кредитора с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения; по всем другим обязательствам - в месте жительства должника, а если должником является юридическое лицо - в месте его нахождения.
Согласно ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
В рассматриваемом случае третьим лицом, на которого возложена обязанность исполнения обязательства (перечисление денежных средств), является банк. И если банк не исполнил свои обязательства, нести ответственность перед контрагентом будет отправитель денежных средств.
На основании ст. 328 ГК РФ контрагент вправе приостановить исполнение встречного обязательства по договору. Более того, если денежные средства так и не поступят на его банковский счет, он имеет право расторгнуть договор в силу ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств.
Момент исполнения обязательства при уплате долга за потребленные энергетические ресурсы определяется как момент исполнения обязательств плательщиком и совпадает с моментом исполнения обязательств обслуживающим банком, что отражено и в п. 8.4 государственного контракта на отпуск и потребление электрической энергии № 5281043 от 01.01.2008, согласно которому оплата потребленной электрической энергии считается произведенной только после поступления денежных средств на расчетный или субрасчетный счет поставщика (л.д. 45, т. 1).
Статьями 863, 865 ГК РФ установлено, что при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязан перечислить соответствующую денежную сумму банку получателя в установленный срок.
В силу п. 1 ст. 845 ГК РФ с момента зачисления средств на корреспондентский счет банка получателя и получения документов, являющихся основанием для зачисления средств на счет получателя, у банка возникает обязательство, основанное на договоре банковского счета с получателем средств, по зачислению суммы на счет последнего. Поэтому, как разъяснено в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.1999 № 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета", обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению следует считать исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя.
Тем же самым моментом определяется и исполнение денежного обязательства плательщика перед получателем денежных средств.
Следовательно, обязательства плательщика (ПУ ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям) перед получателем денежных средств (ОАО "Белгородская сбытовая компания") по платежным поручениям считаются исполненными в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы (72959,86 руб.) на счет получателя.
Оплата 72959,86 руб. стоимости потребленной электроэнергии произведена ответчиком на основании платежных поручений № 3237 от 26.11.2008, № 3664 от 22.12.2008, № 3725 от 26.12.2008 (л.д. 73, 76, 79, т. 1), то есть после закрытия расчетного счета № 40702810700340000051 в АКБ "МЗБ" (ЗАО) (29.10.2008). Факт непоступления денежных средств подтвержден выпиской из расчетного счета, представленной конкурсным управляющим банка по судебному запросу.
Следует также отметить, что в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 упоминается, что момент фактического исполнения денежного обязательства определяется исходя из условий о порядке платежей, форме расчетов и положений статьи 316 ГК РФ о месте исполнения денежного обязательства. При безналичных расчетах момент исполнения такого обязательства устанавливается исходя из толкования ст. 316 ГК РФ, согласно которой, если место исполнения не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, исполнение денежного обязательства должно быть произведено в месте нахождения юридического лица. При расчете платежными поручениями местом его нахождения суды признают банк кредитора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Пограничным управлением ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям не исполнена обязанность по оплате ОАО "Белгородская сбытовая компания" поставленной электрической энергии за период с октября по декабрь 2008 года в сумме 72959,86 руб., в связи с чем требования истца в рассматриваемой части следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд также учитывает и то обстоятельство, что условия государственного контракта от 01.01.2008 № 5281043 не предусматривают обязанность гарантирующего поставщика уведомлять государственного заказчика об изменении своих банковских реквизитов.
Помимо этого судом установлено, что Пограничным управлением ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям не оплачено 7781,85 руб. поставленной истцом электрической энергии, в том числе за октябрь - декабрь 2008 года - 3433,58 руб. (государственный контракт № 5281043 от 01.01.2008), за январь - апрель 2009 года - 4348,27 руб. (государственный контракт № 5281043 от 01.01.2009).
Образование данной суммы долга обусловлено неоплатой ответчиком отпущенной в рассматриваемом периоде электроэнергии по нерегулируемой цене в связи с тем, что, по мнению Пограничного управления, ОАО "Белгородская сбытовая компания" нарушена установленная Постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 № 205 пропорция поставляемой ему электроэнергии по нерегулируемой цене.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа 6 главы 30 ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению основных положений функционирования оптового рынка и основных положений функционирования розничных рынков; по утверждению основ ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
В силу статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня тарифов.
В пределах своей компетенции Правительством Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков.
Пунктом 4 названных Правил определено, что продажа электрической энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и разделом X настоящих Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления. Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов Российской Федерации, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном настоящими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" поставка электрической энергии (мощности) на условиях, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 № 643 (с учетом изменений, внесенных настоящим Постановлением) (далее - Правила), осуществляется с 01.09.2006.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 205 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам" продажа электроэнергии по регулируемым ценам осуществляется: с 1 июля по 31 декабря 2008 года в размере от 70 до 75 процентов, а с 1 января по 30 июня 2009 года в размере от 65 до 70 процентов от объема, указанного в сводном балансе на 2007 год.
Поскольку законодательством об электроэнергетике предусмотрено государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, Правительство Российской Федерации, относящееся к государственным органам, является полномочным органом в области регулирования цен на электрическую энергию, и участники публичного договора - договора энергоснабжения обязаны соблюдать правила, установленные компетентным органом, то истец правомерно применил в спорном периоде дифференцированные цены на энергию (регулируемые и нерегулируемые цены).
В соответствии с абзацами 1, 8 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Статьей 6 Федерального закона "Об электроэнергетике" к общим принципам организации экономических отношений (помимо прочего) отнесены соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов
электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 6 Закона об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период в целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности до 01.01.2011 к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся установление предельного объема электрической энергии и мощности, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). До 01.01.2011 этот объем должен быть доведен до 100% электрической энергии и мощности для всех категорий потребителей, за исключением населения, потребляющего электрическую энергию по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения. В течение переходного периода реформирования электроэнергетики в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов).
Таким образом, норма о продаже электрической энергии потребителям по регулируемым тарифам и нерегулируемым ценам установлена Законом об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период. При этом ни названным, ни иными федеральными законами теплоснабжающие организации, к которым относится ОАО "Белгородская сбытовая компания", не выделены в отдельную категорию, для которой разрешалась бы покупка электрической энергии только по регулируемым тарифам.
Действующее законодательство не содержит норм, согласно которым установление государственного регулирования на электрическую энергию влечет запрет на продажу части электрической энергии по нерегулируемым ценам на розничном рынке.
К тому же дифференцированные цены на электроэнергию обусловлены государственными контрактами № 5281043 от 01.01.2008 и № 5281043 от 01.01.2009, в соответствии с условиями которых, а также на основании указанных выше нормативных актов истцом произведен расчет доли поставки электроэнергии по регулируемым и нерегулируемым ценам в спорном периоде.
Использованные в расчетах истца данные подтверждены материалами дела: информацией с сайта ОАО "Белгородская сбытовая компания" о свободной (нерегулируемой) цене (в силу п. 110 Правил розничных рынков данная информация является официальным источником опубликования), справкой об отпуске электроэнергии ответчику за октябрь - декабрь 2008 года и январь - апрель 2009 года.
На основании изложенного арбитражный суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований ОАО "Белгородская сбытовая компания" о взыскании с ответчика 7781,85 руб. задолженности за поставленную электроэнергию за октябрь - декабрь 2008 года и январь - апрель 2009 года.
При таких обстоятельствах уточненные требования ОАО "Белгородская сбытовая компания" подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по оплате 2959,42 руб. государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика, по вине которого возник настоящий спор. При этом истцом при обращении в арбитражный суд была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 2319,32 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 110 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

Уточненные требования ОАО "Белгородская сбытовая компания" о взыскании с Государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Белгородской и Воронежской областям" 80741,71 руб. задолженности за потребленную электроэнергию удовлетворить полностью.
Взыскать с Государственного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности России по Белгородской и Воронежской областям", г. Белгород, ул. Студенческая, 26; ИНН/КПП 3123130580/312301001, ОГРН 1063667008932, свидетельство серии 31 № 002663509 от 23.01.2006, в пользу Открытого акционерного общества "Белгородская сбытовая компания" 80741,71 руб. задолженности за потребленную электроэнергию, а также 2959,42 руб. государственной пошлины.
Выдать истцу - ОАО "Белгородская сбытовая компания" - справку на возврат из федерального бюджета 2319,32 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок через Арбитражный суд Белгородской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru