Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Белгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2009 года

Дело № А08-10779/2009

(извлечение)

Арбитражный суд Белгородской области рассмотрев, в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Белгородская сотовая связь" (ЗАО "Теле2-Белгород") к судебному приставу-исполнителю районного отдела судебных приставов № 2 г. Белгорода Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Петровой А.Н. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 06.11.2009 о наложении штрафа в размере 50000 рублей,

установил:

Закрытое акционерное общество "Белгородская сотовая связь" (ЗАО "Теле2-Белгород") обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю районного отдела судебных приставов № 2 г. Белгорода Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Петровой А.Н. об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 06.11.2009 о наложении штрафа в размере 50000 рублей, просит суд признать постановление судебного пристава-исполнителя от 06.11.2009 о наложении штрафа, вынесенное в отношении ЗАО "Теле2-Белгород", незаконным и отменить его полностью (с учетом уточнений).
В судебном заседании представитель общества поддержал требования, пояснил, что запрашиваемая информация является конфиденциальной и в соответствии с запросом судебного пристава-исполнителя не может быть представлена.
Судебный пристав-исполнитель заявленные требования не признала, пояснила, что все действия соответствовали действующему законодательству. Считает, что в соответствии со ст. 12 ФЗ "О судебных приставах" и ст. 6 Закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства имеет право получать необходимую информацию.
Спор возник из публичных правоотношений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, поэтому он подлежит рассмотрению в порядке, установленном ст. ст. 207 - 211 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 22.09.2009 судебный пристав-исполнитель районного отдела судебных приставов № 2 г. Белгорода Управления Федеральной службы судебных приставов по Белгородской области Петрова А.Н., рассмотрев материалы исполнительного производства № 14/2/522/7/2005, возбужденного 18.05.2005 на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка № 6 Западного округа г. Белгорода от 11.05.2005, предметом исполнения которого является взыскание алиментов с Рыбина Ю.А. в пользу Рыбиной Н.П., задолженности по алиментам в размере 143134,65 руб., вынесла постановление о розыске зарегистрированных за должником договоров на оказание услуг сотовой связи. Пунктом 2 постановления поручено, в том числе и ЗАО "Теле2-Белгород", провести проверку наличия договоров на оказания услуг связи, абонентских номеров, зарегистрированных за должником (в случае их выявления указать абонентские номера, идентификационных номеров мобильных телефонов, размеры оплаты услуг связи в последние два месяца, место совершения звонков за последние два месяца (пользовался ли должник международным роумингом). Срок для исполнения постановления установлен судебным приставом-исполнителем - 7 дней.
Постановление от 22.09.2009 было направлено для исполнения в адрес ЗАО "Теле2-Белгород" (далее общество). Письмом от 09.10.2009 № 850 общество со ссылкой на письмо Минкомсвязи России от 29.09.2009 № НМ-П12-5342 сообщило, что запрашиваемая информация не может быть предоставлена.
06.11.2009 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о наложении штрафа, которым ЗАО "Теле2-Белгород" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей.
Считая постановление судебного пристава-исполнителя от 06.11.2009 незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Судом установлено, что постановление о назначении административного наказания от 06.11.2009 вынесено судебным приставом-исполнителем Петровой А.Н. в пределах полномочий, предоставленных ст. 23.68, ст. 29.10 КоАП РФ, ст. ст. 14, 113, 115 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с ч. 1 ст. 113 Федерального закона № 229-ФЗ в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном статьей 114 Федерального закона, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Частью 3 ст. 17.14 КоАП РФ нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, утрате исполнительного документа, в несвоевременном отправлении исполнительного документа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
На основании части 1.1 статьи 28.6 Кодекса в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.15 Кодекса, протокол об административных правонарушениях не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного Постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 данного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).
Во взаимосвязи со статьей 2.1 КоАП Российской Федерации, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оспариваемые положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как направленные на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеющие целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины, не могут расцениваться как нарушающие какие-либо права и свободы граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ст. 64 Закона об исполнительном производстве в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки.
В силу пункта 1 статьи 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются конфиденциальной информацией и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.
Как установлено судом, запрошенная судебным приставом-исполнителем информация согласно пп. 1 ст. 3 Федерального закона "О персональных данных" относится к персональным данным физического лица.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ и статьи 6 Федерального закона № 152-ФЗ "О персональных данных" доступ к конфиденциальной информации ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и не может быть представлен третьим лицам без согласия правообладателя.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе: разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании; защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами; осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий (пункт 3 статьи 6 Федерального закона № 149-ФЗ).
Эти положения вытекают из Конституции РФ, провозгласившей в ст. 23 право на неприкосновенность частной жизни, которое означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о себе, препятствовать ее разглашению, а также из ст. 24, запретившей сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Кроме того, перечень случаев, когда персональные данные могут обрабатываться, в том числе и передаваться третьим лицам, без согласия субъекта персональных данных, установлен п. 2 ст. 6 ФЗ "О персональных данных". Запрос судебного пристава-исполнителя к таким случаям не относится.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Закона "Об исполнительном производстве" определено, что при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
В соответствии с ч. 8 ст. 69 Закона "Об исполнительном производстве" судебному приставу-исполнителю предоставлено право запрашивать сведения об имуществе должника у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности.
ЗАО "Теле2-Белгород" не является держателем имущества своих абонентов и не обладает информацией о принадлежащем им имуществе и его местонахождении.
Договор, заключаемый оператором связи с пользователями услуг связи, является договором возмездного оказания услуг. В соответствии с заключенным договором заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке, который указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
Платежи, совершенные абонентом, являются выполнением обязанности абонента перед оператором по оплате услуг и становятся собственностью оператора с момента поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу оператора.
Таким образом, информация об остатке денежных средств на балансе должника не является информацией, необходимой для осуществления взыскания денежной суммы с должника.
На основании вышеизложенного суд полагает, что ни Федеральный закон "О судебных приставах", ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не дает судебному приставу право получать конфиденциальную информацию, составляющую персональные данные, к которым относятся в том числе сведения об абонентских номерах, идентификационных номерах мобильных телефонов, размере оплаты услуг связи в последние два месяца, место совершения звонков за последние два месяца.
В нарушение ч. 4 ст. 210 АПК РФ ответчиком не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 180 - 181, 201 АПК РФ, суд

решил:

Заявленные закрытым акционерным обществом "Белгородская сотовая связь (ЗАО "Теле2-Белгород") требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление судебного пристава-исполнителя от 06.11.2009 о наложении штрафа, вынесенное в отношении ЗАО "Теле2-Белгород".
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в порядке, установленном АПК РФ.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru