Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. № 1218н

НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21 ЯНВАРЯ 2009 Г. № 104
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА КОМИТЕТА
ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ "НАПРАВЛЕНИЕ
ЖИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ, СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ
(ДОРОГОСТОЯЩЕЙ) МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
(В РЕДАКЦИИ ОТ 31 МАРТА 2009 Г. № 687,
ОТ 2 НОЯБРЯ 2009 Г. № 2376)

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза Приказа Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. № 104 "Об утверждении Административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Направление жителей Волгоградской области в учреждения здравоохранения для оказания высокотехнологичной, специализированной (дорогостоящей) медицинской помощи" (в редакции от 31 марта 2009 г. № 687, от 2 ноября 2009 г. № 2376) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области Приказа Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 2 ноября 2009 г. № 2376 "О внесении изменений в Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 21.01.2009 № 104 "Об утверждении Административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Направление жителей Волгоградской области в учреждения здравоохранения для оказания высокотехнологичной, специализированной (дорогостоящей) медицинской помощи".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Административный регламент Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Направление жителей Волгоградской области в учреждения здравоохранения для оказания высокотехнологичной, специализированной (дорогостоящей) медицинской помощи" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в связи с направлением граждан в учреждения здравоохранения для оказания высокотехнологичной, специализированной (дорогостоящей) медицинской помощи.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции от 30.12.2008 № 309-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 18.07.2009 № 175-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 04.05.2008 № 331);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 № 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1097 "О финансовом обеспечении за счет ассигнований федерального бюджета государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации";
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний";
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2008 № 786н "О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета" (в редакции от 19.05.2009 № 251н);
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.03.2009 № 119н "Об утверждении и порядке ведения форм статистического учета и отчетности по реализации государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета";
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09.12.1999 № 863 "Об утверждении Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области" (в редакции от 05.09.2008 № 1183).
Рассматриваемые отношения регулируются также Письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 08.07.2006 № 3604-ВС "О направлении Методических рекомендаций по организации выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях".
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Преамбулой Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть первая статьи 3, а не часть третья статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Частью 3 статьи 3 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Порядка направления граждан в медицинские учреждения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2008 № 786н, направление граждан Российской Федерации (далее - больные) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в медицинские учреждения, участвующие в выполнении государственного задания, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в счет плановых объемов высокотехнологичной медицинской помощи, предусмотренных в рамках утвержденного государственного задания для данного субъекта Российской Федерации.
Основанием для направления больного в медицинское учреждение для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания является решение комиссии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи (далее - Комиссия субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" комитет по здравоохранению входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по здравоохранению Администрации Волгоградской области, утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 09.12.1999 № 863, Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области (далее именуется - Комитет) является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное управление здравоохранением Волгоградской области и реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения Волгоградской области и развития медицинской науки.
Пунктом 6.3.2 Положения установлено, что председатель Комитета издает в пределах компетенции Комитета приказы и распоряжения.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
18.09.2009 по результатам юридического исследования рассматриваемый нормативный правовой акт признан не соответствующим действующему федеральному законодательству в части ограничения субъектом Российской Федерации перечня документов, которые необходимо представить в Комиссию Комитета по здравоохранению для получения направления на оказание высокотехнологичной медицинской помощи; установления субъектом Российской Федерации иных сроков подготовки решений комиссиями медицинских учреждений, чем предусмотрено федеральным нормативным правовым актом, регулирующим исследуемые общественные отношения; расширения субъектом Российской Федерации оснований для отказа в принятии и рассмотрении обращений (Экспертное заключение № 1054н).
Приказом Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 2 ноября 2009 г. № 2376, вносящим изменения в базовый нормативный правовой акт, выявленные несоответствия действующему федеральному законодательству устранены не в полном объеме.
В тексте абзаца 2 пункта 5.6 Регламента в неизменном виде сохранено положение, в котором определено, что в письменной жалобе в обязательном порядке гражданин указывает:
- наименование государственного (муниципального) органа (учреждения), в который направляется письменная жалоба, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- свои фамилию, имя, отчество;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации жалобы;
- суть жалобы, т.е. требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым заявитель считает решение по соответствующему делу неправильным;
- ставит личную подпись и дату.
Отсутствие в письменной жалобе любой другой информации не может являться основанием для отказа в принятии и рассмотрении жалобы.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Пунктом 1 статьи 11 указанного выше Федерального закона определено, что, в случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Таким образом, несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в расширении субъектом Российской Федерации оснований для отказа в принятии и рассмотрении обращений граждан.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 февраля 2009 г. № 30.
Приказы Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 31 марта 2009 г. № 687, от 2 ноября 2009 г. N 2376 не опубликованы.
Вместе с тем следует отметить, что указанные нормативные правовые акты затрагивают права граждан в сфере здравоохранения, следовательно, их неопубликование будет являться нарушением требований части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что Приказ Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. № 104 "Об утверждении Административного регламента Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Направление жителей Волгоградской области в учреждения здравоохранения для оказания высокотехнологичной, специализированной (дорогостоящей) медицинской помощи" (в редакции от 31 марта 2009 г. № 687, от 2 ноября 2009 г. № 2376) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый Приказ в соответствие с действующим законодательством; опубликовать Приказы от 31 марта 2009 г. № 687, от 2 ноября 2009 г. № 2376; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.

Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru