Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край

Документ не применяется.

Подробнее см. Справку
АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. по делу № А33-9340/2008

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" (г. Красноярск)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (г. Красноярск)
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвовали представители сторон:
от заявителя: Р.П., на основании доверенности от 09.07.2008;
от административного органа: К.Л., на основании доверенности от 03.07.2008 № 206, А.А. на основании доверенности от 28.07.2008 № 213.
Протокол судебного заседания вела судья Е.В. Севастьянова.
Резолютивная часть решения объявлена 07.08.2008. Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 07.08.2008.

При рассмотрении настоящего дела установлено:
общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" (далее - общество "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю (далее - Управление) от 04.07.2008 № 79-115 о привлечении к административной ответственности.
Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, сослался на доводы, изложенные в заявлении.
Представители ответчика в судебном заседании требования не признали, представили письменный отзыв.
Исследовав представленные доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Общество "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042402203205, осуществляет предпринимательскую деятельность, в том числе по производству сельскохозяйственной продукции.
В целях выращивания сельскохозяйственной продукции общество арендует земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Березовский район. 500 м северо-западнее д. Терентьевка.
Из материалов дела следует, что начальником отдела государственного земельного контроля Управления вынесено распоряжение от 18.06.2008 № 14-118 о проведении внеплановой проверки использования земель, расположенных в границах Есаульского сельского Совета Березовского района.
Государственным инспектором отдела государственного земельного контроля А.А. и государственным инспектором отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами З.О., 19.06.2008 в 11-00 часов проведена проверка общества на соблюдение нормативно-правовых актов в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, по результатом которой составлен акт № 142-115 о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, в котором зафиксировано следующее: во время внеплановой проверки общества, выращивающего овощную продукцию в закрытом и открытом грунте (томаты, огурцы, капуста, салат) на территории тепличных комплексов в границах Есаульского сельского Совета Березовского района на площади 40,9 га, установлено, что склад для хранения пестицидов и агрохимикатов и средства индивидуальной защиты отсутствуют, мешки с удобрениями хранятся без маркировки с нарушенной целостностью (навалом, на деревянных настилах, в помещении временного хранения совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения), не ведется журнал по применению пестицидов и агрохимикатов, обнаружены препараты неизвестного происхождения (возможно производства КНР), не внесенные и не зарегистрированные в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
01.07.2008 государственным инспектором Управления З.О. составлен протокол об административном правонарушении № 73-115 в отношении общества, отразивший факты выявленных нарушений, предусмотренных статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При составлении протокола участвовал представитель общества "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" юрисконсульт Р.П.
04.07.2008 заместителем руководителя Управления вынесено постановление № 79-115 о признании общества "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
Считая указанное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 19 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон) хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов.
На основании статьи 22 Закона порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.
Не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации (статья 3 Закона).
Согласно статье 21 Закона ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов осуществляются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выдаваемого специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
В договорах о купле-продаже и транспортировке пестицидов и агрохимикатов должно быть предусмотрено условие о наличии регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката, выданного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов.
Порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 2.8 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" предусматривает, что работа с пестицидами и агрохимикатами осуществляется с использованием соответствующих средств индивидуальной защиты, указанных в нормативной и технической документации на препарат и тарной этикетке.
На основании пункта 2.18 СанПиН 1.21077-01 "Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов" все работы по применению пестицидов и агрохимикатов регистрируются в специальном журнале за подписью руководителя работ и должностных лиц организаций, где проводились работы.
Пунктом 3.1 СанПиН 1.21077-01 установлено, что хранение пестицидов и агрохимикатов допускается только на специально предназначенных для этого агрохимических комплексах (складах). Ежегодно указанные склады предъявляются учреждениям Госсанэпидслужбы для оформления заключения установленного образца.
В соответствии с пунктом 3.9 СанПиН 1.21077-01 складирование пестицидов следует проводить в штабелях, на поддонах и стеллажах. Высота штабеля при хранении препаратов в мешках, металлических барабанах, бочках вместимостью не менее 5 л, картонных и полимерных коробках, ящиках, флягах допускается в три яруса. При использовании стеллажей высота складирования может быть увеличена. Минимальное расстояние между стеной и грузом должно быть не менее 0,8 м, между перекрытием и грузом - 1 м, между светильником и грузом - 0,5 м, расстояние между полом и стеллажом - 0,8 м. Запрещается хранение пестицидов навалом.
Пунктом 3.19 СанПиН 1.21077-01 запрещается использовать помещения складов для хранения продуктов питания, фуража, различных предметов хозяйственного и бытового назначения, а также хранение пестицидов и агрохимикатов в помещениях, не предназначенных для этих целей и под открытым небом.
На основании пункта 3.14 СанПиН 1.21077-01 при хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо следить за целостностью тары; в случае ее нарушения препараты немедленно перезатариваются в специальную тару. Категорически запрещается оставлять пестициды рассыпанными или пролитыми.
Из материалов дела следует, что обществу вменяется нарушение указанных выше норм.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд полагает, что административный орган не обосновал событие вменяемого заявителю административного правонарушения, не представил достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 64, статьям 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании доказательств - полученных в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведений о фактах, соответствующих установленным критериям относимости и допустимости.
В силу части 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол. В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, место совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
По смыслу статей 26.2, 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения административного правонарушения (его событие) устанавливается именно протоколом об административном правонарушении.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами. Следовательно, иные доказательства, подтверждающие событие административного правонарушения, при составленном с нарушением закона протоколе, не отвечают критерию допустимости доказательств.
Из протокола об административном правонарушении следует, что во время проведения проверки установлено, что склад для хранения пестицидов и агрохимикатов отсутствует, мешки с удобрениями хранятся без маркировки с нарушенной целостностью (навалом, на деревянных настилах, в помещении временного хранения совместно с предметами бытового и хозяйственного назначения), не ведется журнал по применению пестицидов и агрохимикатов, во время проведения проверки ведется обработка препаратом неизвестного происхождения без средств индивидуальной защиты и без специального оборудования, на территории тепличного комплекса обнаружены препараты без номера государственной регистрации (возможно производства КНР), которые не внесены и не зарегистрированы в каталоге пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
В протоколе об административном правонарушении от 01.07.2008 не отражено, какие именно пестициды и агрохимикаты применялись на территории тепличных комплексов общества во время проведения проверки, в протоколе только зафиксировано, что обнаружено два мешка отсыревшего карбамида, но где обнаружены указанные мешки, в каком месте они находились на территории тепличных комплексов, в каком количестве (кг), какими документами подтверждается, что в найденных мешках находится именно карбамид, в протоколе об административном правонарушении от 01.07.2008, не зафиксировано.
Доказательств того, что обнаруженные препараты являются пестицидами и агрохимикатами, запрещенными к применению на территории Российской Федерации, административным органом суду не представлено (осмотр, изъятие, экспертиза обнаруженных веществ не проводилась).
Представленные административным органом документы: акт № 8(0) от 19.06.2008 отбора образцов сельскохозяйственной продукции для проведения контрольного анализа на содержание остаточных количеств пестицидов, нитратов, токсичных элементов и протокол испытаний № 22 от 20.06.2008 не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих применение запрещенных на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, так как указанные документы подтверждают изъятие продукции - свежих огурцов, а не препаратов, применяемых обществом во время проведения проверки.
Кроме того, представленный административным органом акт проверки соблюдения земельного законодательства от 19.06.2008 и фототаблица от 20.06.2008 № 280-115 не могут быть приняты судом в качестве иного доказательства, поскольку не отвечает признакам допустимости.
Указанный акт содержит результаты осмотра земельного участка, расположенного в Березовском районе, 500 метров северо-западнее д. Терентьевка и площадь 40,9 га, иных идентифицирующих признаков проверяемого земельного участка, указание кадастрового номера, нахождения на нем каких-либо строений акт не содержит, кроме того, отсутствует, документальное подтверждение передачи указанного земельного участка в аренду обществу.
Более того, в акте проверки от 19.06.2008 отсутствует отметка о применении технических средств (фотосъемка), в тоже время административным органом в материалы дела представлена фототаблица (приложение к акту о проведении мероприятий по контролю за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами от 20.06.2008 № 280-115).
Представленные фотографии не позволяют сделать однозначный вывод, что именно отображено на них, так как на фотографиях отображены мешки, пакеты на которых отсутствует название на русском языке, имеются надписи на иностранном языке.
В акте проверки зафиксировано, что на момент осуществления административным органом проверки общество осуществляло применение неизвестного препарата (возможно производства КНР), но данный факт не может являться безусловным доказательством того, что общество применяло в своей деятельности (во время проведения проверки) пестициды и агрохимикаты.
В указанном акте проверки отражено, что нарушения установлены "во время проведения внеплановой проверки общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей, расположенного по адресу Березовский район, 500 метров северо-западней д. Терентьевка, занимающегося выращиванием овощной продукции в закрытом и открытом грунте".
Вместе с тем, порядок проведения осмотра, в том числе территории юридического лица или индивидуального предпринимателя, установлен статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
Согласно частям 4, 6 статьи 27.8 Кодекса об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми.
Из материалов дела следует, что административным органом при проведении осмотра территории (земельного участка) соответствующий протокол осмотра не составлялся, понятые при осмотре не привлекались, представитель проверяемого лица не участвовал.
При проведении осмотра законный представитель общества "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" не присутствовал. Данное обстоятельство не оспаривается административным органом, с актом проверки от 19.06.2008 был ознакомлен К.В. - старший агроном общества, действующий на основании доверенности от 10.04.2008, акт проверки был получен им 19.06.2008.
Таким образом, акт проверки от 19.07.2008 носит односторонний характер, отражает исключительно позицию административного органа, не отвечает установленным законом требованиям, в связи с чем не может носить доказательственного значения в деле об административном правонарушении.
Представитель общества оспорил факт хранения и применения пестицидов и агрохимикатов, в судебном заседании пояснил, что имеется склад хранения пестицидов и агрохимикатов в г. Назарово, а также указал, что журналы по применению пестицидов и агрохимикатов в обществе имеются, но они не были затребованы проверяющими при проведении проверки.
При таких обстоятельствах, законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, оспариваемое постановление от 04.07.2008 № 79-115 не соответствует закону и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности установлено, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого акта.
Согласно статье 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вышеуказанные обстоятельства являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю от 04.07.2008 № 79-115 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация китайских предпринимателей и товаропроизводителей Красноярского края", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Курчатова, 1а корпус 1, к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после принятия в Третий арбитражный апелляционный суд.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru