Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Омская область


ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2008 г. по делу № А46-1681/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильницкой Д.В.
судей Гладышевой Е.В., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Лепехиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3871/2008) товарищества собственников жилья "Братская-19" на решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2008 по делу № А46-1681/2008 (судья Штаненко П.Т.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Братская-19" к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, третьи лица: Департамент жилищной политики Администрации города Омска, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска, о взыскании 29669 руб. 89 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от товарищества собственников жилья "Братская-19" - Соколов А.А., доверенность от 25.07.2008;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Пилипенко П.П., доверенность № 04/28534 от 14.07.2008;
от Департамента жилищной политики Администрации города Омска - не явились;
от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска - Гапуненко А.К., доверенность № 4202 от 07.07.2008;

установил:

товарищество собственников жилья "Братская-19" (далее - ТСЖ "Братская-19") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны города Омска расходов по оплате содержания жилья, коммунальных услуг и целевых сборов за период с ноября 2006 года по декабрь 2007 года в сумме 20458 руб. 47 коп.
До принятия решения арбитражным судом истец в порядке ст. 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований, заявив о взыскании с муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны города Омска расходов по оплате содержания жилья, коммунальных услуг и целевых сборов за период с ноября 2006 года по март 2008 года в сумме 29669 руб. 89 коп.
Определением Арбитражного суда Омской области от 01.04.2008 к участию в деле № А46-1681/2008 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищной политики Администрации города Омска и Департамент финансов и контроля Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.07.2008 по делу № А46-1681/2008 с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны муниципального образования город Омск в пользу ТСЖ "Братская-19" взыскано 18972 руб. 59 коп. основного долга и 751 руб. 07 коп. расходов по государственной пошлине. В удовлетворении остальной части исковых требований судом отказано.
Не соглашаясь с решением суда о частичном удовлетворении исковых требований, ТСЖ "Братская-19" в апелляционной жалобе просит удовлетворить иск в полном объеме, ссылаясь неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в иске, указав, что ТСЖ "Братская-19" не наделено правом на обращение в суд.
Департамент финансов и контроля Администрации города Омска в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Представитель Департамента жилищной политики Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. ст. 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции в его отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, представив подробный расчет исковых требований.
Представители ответчика и третьего лица поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, а также выслушав представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, для обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Братская, 19, было создано ТСЖ "Братская-19".
В указанном доме находится принадлежащая ответчику на праве собственности квартира № 14, общей площадью 119,80 кв.м, которая на момент рассмотрения спора в суде не заселена.
Предъявление настоящего иска в суд ТСЖ "Братская-19" обосновало неисполнением муниципальным образованием город Омск как собственником квартиры обязанности по несению расходов на содержание жилья, уплате коммунальных платежей и целевых сборов, а также несению иных расходов, связанных с обслуживанием жилого помещения и мест общего пользования пропорционально общей площади квартиры согласно смете расходов по обслуживанию дома, утвержденной общим собранием членов ТСЖ "Братская-19".
При рассмотрении спора суд первой инстанции с учетом возражений ответчика и третьего лица - Департамента финансов и контроля Администрации города Омска посчитал обоснованными требования истца о взыскании расходов на отопление и коммунальное освещение мест общего пользования в сумме 18972 руб. 59 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований суд отказал, исходя из того, что жилое помещение не используется для проживания.
В апелляционной жалобе истец заявил, что неиспользование жилого помещения не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от исполнения обязанности по внесению платы за жилое помещение, включающей в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, за услуги по управлению многоквартирным домом, а также по несению расходов на содержание и обслуживание мест общего пользования.
При повторном рассмотрении дела по апелляционной жалобе истца суд апелляционной инстанции принял во внимание следующие обстоятельства.
Как следует из представленного истцом подробного расчета исковых требований, в состав заявленных ко взысканию расходов за период с ноября 2006 года по март 2008 года в общей сумме 29669 руб. 89 коп. включены расходы на содержание жилья, отопление, коммунальное освещение, составление проекта на т/узел и судебные издержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
В силу ст. ст. 39, 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена ст. 154 ЖК РФ и включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения (плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме) и плату за коммунальные услуги (плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; освещение помещений общего пользования; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В силу ч. 6 ст. 155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договором, заключенным с товариществом собственников жилья.
Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
Поскольку ТСЖ "Братская-19" в период с ноября 2006 года по март 2008 года оказывало услуги по содержанию дома № 19 по ул. Братская в г. Омске, предоставляло услуги отопления и освещения мест общего пользования, собственник квартиры № 14 в указанном доме обязан оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья (ч. 8 ст. 156 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по правилам ст. 157 ЖК РФ, и с применением тарифов, утвержденных органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Как установлено судом апелляционной инстанции, заявленный ко взысканию размер платы за содержание жилья, отопление и коммунальное освещение определен истцом в соответствии протоколами общих собраний членов товарищества собственников жилья и на основании показаний приборов учета.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что с собственника квартиры № 14 в доме № 19 по ул. Братская подлежат взысканию расходы на содержание жилья в сумме 10459 руб. 25 коп., отопление в сумме 18023 руб. 80 коп., коммунальное освещение в сумме 948 руб. 79 коп.
Обоснованность включения в состав затрат, понесенных в период с ноября 2006 года по март 2008 года, расходов по составлению проекта на т/узел в сумме 189 руб. 22 коп. и судебных издержек в сумме 166 руб. 85 коп. истец не обосновал, несение соответствующих затрат не подтвердил.
В связи с чем требование о взыскании расходов по составлению проекта на т/узел в сумме 189 руб. 22 коп. и судебных издержек в сумме 166 руб. 85 коп. не подлежит удовлетворению.
Ссылки Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на отсутствие у истца права на предъявление иска судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку такое право предоставлено ст. 137 (ч. ч. 3, 4) ЖК РФ и Уставом ТСЖ "Братская-19" (п. п. 2.1, 3.3, 6.5, 7.3, 8.1.9).
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 269 (п. 2), 270 (п. 3 ч. 1, п. 4 ч. 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Братская-19" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Омской области от 01.07.2008 по делу № А46-1681/2008 изменить, изложив его в следующей редакции:
"Взыскать с муниципального образования город Омск в лице Департамента имущественных отношений Администрации города Омска за счет казны в пользу товарищества собственников жилья "Братская-19" 29431 руб. 84 коп. основного долга. В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу товарищества собственников жилья "Братская-19" 1177 руб. 28 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Братская-19" в доход федерального бюджета 7 руб. 84 коп. государственной пошлины по иску".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу товарищества собственников жилья "Братская-19" 991 руб. 98 коп. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Д.В.Ильницкая

Судьи
Е.В.Гладышева
А.Н.Глухих



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru