Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2009 г. по делу № А76-10145/2009-59-187

Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 6 июля 2009 года.
Судья арбитражного суда Челябинской области Зайцев С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Васильчик О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя К.П.А. г. Копейск
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области
о признании незаконным и отмене Постановления № 194 от 29.04.2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Ш.Е.А., доверенность № 1349-Д от 23.06.2009, паспорт,
от ответчика: Б.Е.В. - специалиста-эксперта, доверенность № 15/30-51 от 29.10.2008, удостоверение № 0236 от 20.06.2007,

установил:

индивидуальный предприниматель К.П.А. (далее по тексту - ИП К.П.А., заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д. 2) о признании незаконным и отмене Постановления № 194 от 29.04.2009 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, вынесенного главным государственным санитарным врачом в г. Копейске и Красноармейском районе Челябинской области Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области в г. Копейске и Красноармейском районе (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, административный орган, ответчик).
При этом заявитель мотивирует следующим. Назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей является существенным для индивидуального предпринимателя и несоразмерным совершенному правонарушению. Последствия правонарушения не принесли никакого ущерба государству и не причинили вреда каким-либо физическим лицам, а потому данное правонарушение можно характеризовать как малозначительное, согласно ст. 2.9 КоАП РФ. Заявитель также просит учесть, что является пенсионером, инвалидом 2 группы, за время предпринимательской деятельности к административной ответственности не привлекался.
Ответчик в отзыве на заявление против требований заявителя возражает, считает ошибочным мнение заявителя о том, что реализация табачной продукции с превышением цены, указанной на упаковке заводом-производителем, является малозначительным правонарушением, поскольку посягательство на установленный порядок правоотношений в сфере ценообразования табачных изделий является общественно опасным деянием (л.д. 12 - 15).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по мотивам, изложенным в заявлении.
Ответчик в судебном заседании против требований заявителя возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель К.П.А., проживающий по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Коммунистический, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304741134300028 на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, выданного 08.12.2004 ИФНС по г. Копейску Челябинской области.
Как следует из материалов дела, 22.04.2009 сотрудником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Копейске и Красноармейском районе, на основании распоряжения начальника территориального отдела № 137 от 22.04.2009. (л.д. 23), в магазине "Галина", расположенном по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пр. Коммунистический, 19, принадлежащем ИП К.П.А., проведена проверка на предмет соблюдения санитарного законодательства и Федерального закона РФ № 87-ФЗ от 10.07.2001 "Об ограничении курения табака".
В ходе осмотра принадлежащего предпринимателю помещения было установлено, что в торговом помещении магазина на реализации у продавца П.Н.В. находилось 25 наименований табачных изделий с превышением максимальной розничной цены завода-изготовителя, указанной на пачке, а именно:
сигареты "Парламент", в количестве 18 пачек, стоимостью 60 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 55 рублей,
сигареты "Кент", в количестве 12 пачек, стоимостью 49 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 45 рублей,
сигареты "Мальборо", в количестве 12 пачек, стоимостью 43 рубля за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 40 рублей,
сигареты "Муратти", в количестве 3 пачек, стоимостью 27 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 25 рублей,
сигареты "Винстон", в количестве 20 пачек, стоимостью 31 рубль за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 29 рублей,
сигареты "Честерфилд", в количестве 16 пачек, стоимостью 31 рубль за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 29 рублей,
сигареты "ЛМ", в количестве 23 пачек, стоимостью 27 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 25 рублей,
сигареты "Пэл Мэл", в количестве 1 пачки, стоимостью 30 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 28 рублей,
сигареты "Голд Сильвер", в количестве 10 пачек, стоимостью 30 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 27 рублей,
сигареты "Гламур", в количестве 8 пачек, стоимостью 26 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 25 рублей,
сигареты "Ява", в количестве 6 пачек, стоимостью 16 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 11 рублей,
папиросы "Беломор", в количестве 18 пачек, стоимостью 7 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 6,5 рублей,
сигареты "Вест", в количестве 10 пачек, стоимостью 27 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 25 рублей,
сигареты "Вингс", в количестве 8 пачек, стоимостью 21 рубль за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 20 рублей,
сигареты "Ява голд", в количестве 26 пачек, стоимостью 20 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 18 рублей,
сигареты "Петр 1", в количестве 16 пачек, стоимостью 20 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 18 рублей,
сигареты "Бонд", в количестве 28 пачек, стоимостью 20 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 18 рублей,
сигареты "Кент хомо фен", в количестве 2 пачек, стоимостью 54 рубля за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 52 рубля,
сигареты "Балканская звезда", в количестве 32 пачек, стоимостью 12 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 11,2 рублей,
сигареты "Максим", в количестве 8 пачек, стоимостью 13 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 11,3 рублей,
сигареты "Оптима", в количестве 19 пачек, стоимостью 13 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 11,5 рублей,
сигареты "Некст", в количестве 18 пачек, стоимостью 15 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 13,5 рублей,
сигареты "Море", в количестве 18 пачек, стоимостью 17 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 15 рублей,
сигареты "Дукат", в количестве 17 пачек, стоимостью 14 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 11,5 рублей,
сигареты "Альянс", в количестве 18 пачек, стоимостью 14 рублей за пачку, при максимальной розничной цене, указанной на пачке заводом-изготовителем 12,5 рублей,
чем был нарушен п. 8 ст. 3 Федерального закона РФ № 87-ФЗ от 10.07.2001. "Об ограничении курения табака".
По факту выявленных нарушений ответчиком в присутствии продавца П.Н.В. 22.04.2009 составлен акт по результатам мероприятий по контролю № 126 (л.д. 25 - 28).
23.04.2009 ответчиком в присутствии предпринимателя составлен протокол № 57/52.2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 14.6 КоАП РФ (л.д. 20 - 22).
На основании протокола и собранных материалов, Постановлением № 194 от 29.04.2009 ИП К.П.А. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей (л.д. 18).
Заявитель, считая, что Постановление является незаконным, поскольку правонарушение является малозначительным, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ст. 207 АПК РФ, арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за завышение максимальной розничной цены табачного изделия, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
В соответствии с ч. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса РФ, максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий.
Согласно п. 8. ст. 3 Федерального закона РФ № 87-ФЗ от 10.07.2001 "Об ограничении курения табака", запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке).
Как видно из материалов дела, 25 наименований табачных изделий реализовывались предпринимателем по цене, превышающей максимальную розничную цену завода-изготовителя, указанную на пачке, что свидетельствует о совершении заявителем административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ.
Нарушение подтверждено материалами административного дела, в том числе актом по результатам мероприятий по контролю № 126 от 22.04.2009. (л.д. 25 - 28), протоколом изъятия ценников на табачные изделия от 22.04.2009 (л.д. 29 - 32), протоколом об административном правонарушении № 57/52.2 от 23.04.2009. (л.д. 20 - 22).
Доводы заявителя о том, что правонарушение является малозначительным, судом отклоняются по следующим причинам.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В настоящем случае предусмотренные ст. 2.9 КоАП РФ основания для освобождения заявителя от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, по мнению суда, отсутствуют.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. При этом государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а также в сферах экономики, имеющих важное социальное значение. Данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования в сфере оборота табачной продукции, на экономические интересы государства и производителей табачной продукции, на интересы граждан в области торговли и потребления табака, а также на нормальное функционирование хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственный контроль в сфере оборота табачной продукции направлен также на защиту прав потребителей и обеспечение качества табачной продукции.
Государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, как табачная продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Поскольку состав указанного правонарушения формальный - нарушение требований законодательства, предъявляемых к порядку реализации табачной продукции, отсутствие причинения ущерба или каких-либо иных материальных последствий государственным и общественным интересам не означает, что совершенное правонарушение можно оценить как малозначительное. Учитывая, что 25 наименований табачной продукции реализовывались предпринимателем по завышенным ценам, в результате чего были нарушены права, в том числе, конкретных покупателей, суд полагает, что правонарушение представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. При этом его опасность заключается не только в наступлении каких-либо негативных материальных последствиях, но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции Постановления № 60 от 20.11.2008) установлены нормы, конкретизирующие применение положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которым при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания (пункт 18).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Заявитель, считая правонарушение малозначительным, ссылается на те обстоятельства, что он является пенсионером, инвалидом 2 группы, находится в сложном материальном положении, совершил правонарушение впервые. Однако, данные обстоятельства не являются основанием для применения малозначительности, они могут быть учтены при назначении наказания в качестве смягчающих административную ответственность.
Учитывая изложенное, а также социальную значимость охраняемых общественных отношений в сфере ценообразования, суд не находит оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения предпринимателя от административной ответственности.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - пятьдесят тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.
Часть 1 ст. 14.6 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств смягчающих административную ответственность.
Административным органом штраф применен в соответствии с ч. 3 ст. 4.1, ст. 4.2 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения предпринимателя, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в результате чего, штраф наложен в пределах минимального размера. При этом назначенное наказание учитывает форму вины и степень общественной опасности совершенного правонарушения, соответствует превентивной функции наказания, не нарушает баланс частных и публичных интересов.
На основании изложенного, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ имеет место, ответственность применена в соответствии с законом. Права заявителя не нарушены, процедуры, необходимые для привлечения к ответственности, соблюдены, сумма штрафа избрана в минимальном размере, установленном санкцией статьи.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя К.П.А. о признании незаконным и отмене Постановления № 194 от 29.04.2009 по делу об административном правонарушении, вынесенного главным государственным санитарным врачом в г. Копейске и Красноармейском районе Челябинской области, о привлечении ИП К.П.А. к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ, - отказать.
2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда (www.18aas.arbitr.ru) или Федерального арбитражного суда Уральского округа (www.fasuo.arbitr.ru).

Судья
С.В.ЗАЙЦЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru