Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(октябрь - декабрь 2009 г.):

РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА

О затратах на охрану труда

Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). Для обеспечения выполнения таких мероприятий требуется осуществление определенных затрат.
Налоговое законодательство позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы:
- по аттестации рабочих мест.
Расходы на проведение аттестации рабочих мест в целях охраны труда работников организации учитываются в целях налогообложения на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно трудовому законодательству проведение аттестации рабочих мест является обязательным, следовательно, указанные расходы являются экономически оправданными (абз. 3 п. 1 ст. 252 НК РФ). При применении метода начисления в налоговом учете данные расходы признаются на дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация определяет доходы и расходы в налоговом учете кассовым методом, то для признания рассматриваемых расходов требуется также их оплата организацией (п. 3 ст. 273 НК РФ);
- по приобретению спецодежды и других средств защиты, выдаваемых работникам по установленным нормам.
Эти расходы учитываются в составе материальных расходов. При этом учитываются только расходы по приобретению и выдаче работникам средств защиты:
- предусмотренных законодательством;
- предусмотренных для работников, должности и профессии которых указаны в типовых нормах бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств защиты;
- в пределах установленных норм их выдачи.
Таким образом, при условии, что опасные условия труда подтверждены аттестацией рабочих мест, а специальная одежда выдается работникам по нормам, предусмотренным для сходных профессий с опасными условиями труда, расходы на выдачу специальной одежды могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Расходы на приобретение спецодежды, выдаваемой работникам, должности (профессии) которых не указаны в типовых нормах, нельзя учесть в составе материальных расходов;
- на приобретение молока и лечебно-профилактического питания, бесплатно предоставляемого работникам, занятым на вредных и (или) опасных работах.
Статьей 222 Трудового кодекса РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Согласно п. 2 Приложения № 1 "Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока" к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 № 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, уровни которых превышают установленные нормативы.
Расходы организации по бесплатной выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия признаются компенсационными начислениями, связанными с режимом работы или условиями труда, и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда в соответствии с п. 4 ст. 255 НК РФ только в том случае, если по результатам аттестации условия труда были признаны вредными;
- на доплаты к тарифным ставкам (окладам) за вредные и (или) опасные условия труда и компенсации за работу в таких условиях.
Перечень работ с вредными, опасными условиями труда определяется Правительством РФ с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основанием для установления повышенных тарифных ставок и предоставления компенсаций работникам являются результаты аттестации рабочих мест, которая проводится в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
Доплаты к тарифным ставкам представляют собой часть заработной платы и включаются в расходы на оплату труда, как начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, учитываемые при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 255 НК РФ);
- по проведению обязательных медосмотров работников, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда, что установлено аттестацией.
Расходы на проведение обязательных медосмотров признаются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ), при выполнении требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Затраты на предварительный медицинский осмотр лица, которое по результатам осмотра или по иным основаниям не было принято на работу, для целей налогообложения не учитываются;
- по предоставлению дополнительных отпусков за вредные и (или) опасные условия труда.
Сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, положено предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ, п. 1 Постановления № 870).
Для целей налогообложения прибыли суммы начисленных отпускных организация признает в составе расходов на оплату труда на основании п. 7 ст. 255 НК РФ.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru