Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Алтайский край

title>Обзор консультаций Управления ФНС РФ по Алтайскому краю <(октябрь - декабрь 2009 г.): Налог на прибыль организаций>


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

ОБЗОР КОНСУЛЬТАЦИЙ

(октябрь - декабрь 2009 г.):

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Распространенные ошибки при
формировании прямых расходов

Состав прямых расходов для целей налогообложения определяется учетной политикой организации. В соответствии со ст. 318 Налогового кодекса РФ в него должны входить материалы, используемые в качестве основы для производства, расходы на оплату труда работников (ЕСН, ПФР) и объекты основных средств, участвующие в процессе производства.
Как показывает практика, большое количество ошибок связано с определением "прямых" амортизационных и зарплатных расходов.
Основными ошибками при формировании прямых расходов в виде амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг, являются:
- некорректное разделение самих основных средств между прямыми и косвенными группами (формальный подход к разделению объектов между прямой (по видам деятельности, приносящих доход) и косвенной группами основных средств, изначально неверная квалификация для целей налогообложения самого вида деятельности);
- отсутствие обоснования и документального подтверждения использования объекта основных средств в той или иной деятельности (на основании показателя производственной мощности определяются технические условия, по которым можно установить срок службы (срок начисления амортизации) того или иного оборудования);
- включение в состав "прямых" основных средств объектов, используемых в обслуживающих видах деятельности (в состав обслуживающих производств и хозяйств в соответствии со ст. 275.1 Налогового кодекса РФ относятся: подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам).
Первый тип ошибок приводит к занижению величины прямых расходов, третий - к завышению. Второй вариант, в зависимости от ситуации, может как занижать, так и завышать этот показатель. В любом случае в результате может быть существенно искажена налоговая база по налогу на прибыль.
Основные ошибки при формировании прямых расходов в части расходов на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, связаны со следующими моментами:
- формирование самой базы расходов по аналогии с бухгалтерской без учета состава в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ;
- разделение расходов на оплату труда производственного персонала на прямые и косвенные;
- некорректное разделение групп по видам персонала или видам оплат.
Первый вид ошибок связан с определением самой базы, состава затрат на оплату расходов в целях налогообложения.
Перечень расходов на оплату труда, включаемых в состав налоговой базы, представлен в ст. 255 Налогового кодекса РФ. В отличие от бухгалтерского учета, в налоговом учете, кроме расходов на оплату труда, в состав затрат необходимо включить:
- расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно, либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников (п. 5 ст. 255 НК РФ);
- суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), (п. 16 ст. 255 НК РФ);
- расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (п. 24 ст. 255 НК РФ).
Прямые расходы на оплату труда увеличиваются еще на одну статью - на суммы единого социального налога и расходов на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда.
Те организации, которые считают, что содержание самих прямых расходов можно пересмотреть по своему усмотрению, все-таки должны иметь в виду законодательно установленный минимальный перечень по п. 1 ст. 318 Налогового кодекса. Этот вывод сделан на основании того, что если бы законодатель хотел предоставить максимум полномочий в этом вопросе, перечень прямых расходов вообще не приводился бы в Налоговом кодексе.
Отнесение того или иного персонала в группу прямых или косвенных расходов также можно определить на основании производственной калькуляции или технологической карты. Общий принцип следующий: если заработная плата работника включена в себестоимость услуги, работы или производимой продукции (без учета накладных, т.е. общепроизводственных и общехозяйственных расходов), то ее следует отнести в состав прямых расходов.

Об учете субсидий в целях налогообложения

Согласно общим принципам главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ все поступления налогоплательщика, являющиеся его экономической выгодой в соответствии со статьей 41 НК РФ, облагаются налогом на прибыль. При определении объекта налогообложения указанным налогом организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. И только доходы, поименованные в статье 251 НК РФ, не увеличивают налоговую базу.
В настоящее время бюджетные средства выделяются коммерческим организациям только по правилам статьи 78 Бюджетного кодекса РФ: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Так или иначе, субсидии являются целевыми поступлениями (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ), однако, как отмечено выше, не облагаются налогом на прибыль доходы (поступления) только в случаях, прямо названных в статье 251 главы 25 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержит ограниченный перечень средств, не учитываемых в целях налогообложения, и бюджетное финансирование коммерческим организациям в нем не указано.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть, в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В связи с приведенными нормами законодательства, не удовлетворяется первое обязательное условие для признания возмещаемых затрат целевыми поступлениями из бюджета.
При этом необходимо отметить, что предоставление субсидий указанным юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения (письмо Минфина России № 02-01-04/2523, Минэкономразвития России № 12064-АП/Д05 от 29.08.2008 "О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В связи с чем, указание на то, что субсидии, полученные в возмещение уже понесенных расходов, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться по усмотрению организации, применимо только при предоставлении субсидий по факту возникновения затрат.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Данный порядок распространяется также на индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Кроме того, в пункт 2 статьи 251 НК РФ вносились изменения Федеральным законом РФ от 29.11.2007 № 284-ФЗ, а с 01.01.2010 данный пункт Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ изложен в новой редакции. Согласно новой конструкции рассматриваемого пункта приведенные в данной статье аргументы не предполагают иного толкования законодательства.

Изменения в налоге на прибыль с 2010 года

Ряд поправок, коснувшихся налога на прибыль, внесено Федеральными законами:
- от 19.07.2009 № 202-ФЗ "О внесении изменений в гл. 23 и 25 ч. 2 НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в ч. 1, ч. 2 НК РФ и отдельные законодательные акты РФ";
- от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
1. Федеральным законом № 224-ФЗ от 26.11.2008 было приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 до 31.12.2009. Согласно данному абзацу, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика, предельная величина процентов по долговому обязательству, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15
Приостановление действия данного абзаца не означало полную отмену порядка, который в нем предусмотрен. Из ст. 8 Федерального закона № 224-ФЗ следовало, что до 31.12.2009 применяется аналогичная норма, только предельные размеры процентов по долговым обязательствам увеличились до 1,5 раза для обязательств в рублях и до 22
Учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, статьей 5 Федерального закона № 202-ФЗ увеличена предельная норма для рублевых обязательств с 1,5 до 2.
Предельная величина процентов по рублевым долговым обязательствам принимается равной ставке ЦБ РФ, увеличенной:
- с 01.09.2008 по 31.07.2009 - в 1,5 раза;
- с 01.08.2009 по 31.12.2009 - в 2 раза.
2. С 1 января 2010 года из ч. 2 ст. 255 НК РФ исключается п. 15, согласно которому в расходы на оплату труда включались суммы доплаты до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленные законодательством РФ (пп. а п. 3 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ).
3. С 1 января 2010 г., согласно новой редакции абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ, при исчислении облагаемой базы по налогу на прибыль учитываются расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ. Как и взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, они учитываются в размере, не превышающем 6
4. В п. 6 ст. 259 НК РФ внесено изменение, согласно которому организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники. В данном случае расходы указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.
В п. 6 ст. 259 НК РФ включена расшифровка организаций, которые могут считать себя осуществляющими деятельность в области информационных технологий. Это российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.
Они, как и ранее, должны иметь документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством РФ. Как и прежде, должна соблюдаться доля расходов от оказания льготируемых услуг и минимальный уровень среднесписочной численности 50 человек по итогам отчетного (налогового) периода.
Расчет доли доходов от выполнения соответствующих видов работ в общей сумме доходов будет теперь производиться по итогам не девяти месяцев предыдущего года, а отчетного (налогового периода). Получается, что, если соответствующая организация по результатам, например, I квартала удовлетворяет данному условию, со II квартала она не применяет установленный ст. 259 НК РФ порядок амортизации. Ранее такой порядок был предусмотрен для вновь созданных организаций.
5. В ст. 324.1 НК РФ несколько изменен порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 24 Федерального закона № 213-ФЗ). Для определения предельной сметы и ежемесячного процента отчислений в этот резерв налогоплательщик должен был составлять расчет, в котором исчисляется размер ежемесячных отчислений в указанный резерв, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму ЕСН.
6. Федеральным законом № 202-ФЗ предусмотрено, что к перечню видов добровольного страхования, расходы по которым принимаются в целях налогообложения прибыли, с 1 января 2010 г. будет относиться добровольное страхование имущественных интересов, связанных с обращением банковских карт, выпущенных налогоплательщиком, в случаях возникновения убытков. Расходы по этому виду добровольного страхования включаются в состав прочих расходов налогоплательщика в размере фактических затрат, произведенных согласно договору (п. 1 ст. 263 НК РФ дополнен пп. 9.1 согласно п. 9 ст. 1 Федерального закона № 202-ФЗ).
Ранее такие затраты не включались в состав расходов банка.
Ряд изменений по налогу на прибыль внесено и Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
25 ноября 2009 года Президент России подписал очередной закон с большим количеством изменений и поправок в Налоговый кодекс РФ. Большая часть изменений связана с налогообложением операций с ценными бумагами и финансовыми результатами срочных сделок. Данные новшества будут актуальны, в первую очередь, для профессиональных участников рынка ценных бумаг и биржевой торговли.
Однако ряд поправок, внесенных вышеназванным Законом, касается практически всех налогоплательщиков.

Порядок документального подтверждения командировочных
расходов в целях исчисления налога на прибыль

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ).
При направлении работника в командировку необходимо оформить ряд документов, формы которых утверждены Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", к которым относятся:
- приказ руководителя организации о направлении работника в командировку (форма № Т-9 или № Т-9а);
- командировочное удостоверение (форма № Т-10) при командировке на территории РФ, подтверждающее срок пребывания работника в командировке (дата приезда в пункт (пункты) назначения и дата выезда из него (из них));
- служебное задание (форма № Т-10а), в котором отражается цель командировки.
Командировочное удостоверение может не выписываться, если работник должен возвратиться из командировки к месту постоянной работы в тот же день, в который он был командирован, то есть в случае однодневной командировки.
С целью определения налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики, руководствуясь п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ, уменьшают полученные доходы на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком, которые в целях исчисления налога на прибыль организаций, согласно п. 2 ст. 252 Налогового кодекса РФ, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
Расходы на командировки на основании пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
К расходам на командировки налоговое законодательство относит, в частности:
- проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
- наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (исключение составляют расходы на обслуживание в барах и ресторанах, расходы на обслуживание в номере, расходы за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
- суточные или полевое довольствие;
- оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
- консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
Статьями 313 и 314 Налогового кодекса РФ установлено, что к налоговому учету принимается информация о хозяйственных операциях, содержащаяся в первичных документах. По командировочным расходам хозяйственной операцией является начисление организацией задолженности перед работником на сумму понесенных им расходов на командировку (списание подотчетной суммы с работника).
Первичным документом, на основании которого принимается к учету данная хозяйственная операция, является утвержденный руководителем организации авансовый отчет (утверждается при наличии письменного отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя). Датой признания расходов на командировки согласно пп. 5 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ является дата утверждения авансового отчета.
Действующий порядок оформления документов, связанных с командировками работников, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749, в качестве неотъемлемого приложения к авансовому отчету предусматривает наличие следующих оправдательных документов:
- командировочного удостоверения, оформленного надлежащим образом. Форма командировочного удостоверения утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (форма № Т-10). Указанный документ не оформляется только при командировании за пределы Российской Федерации (кроме поездок в государства - участники Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы);
- о найме жилого помещения. Принимая от работника, вернувшегося из командировки, первичные документы по оплате расходов по найму жилого помещения, бухгалтеры организаций должны обращать внимание на правильность их оформления. В противном случае учесть расходы по оплате проживания, например, в гостинице организация не сможет;
- о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
- об иных расходах, связанных с командировкой.
Указанные оправдательные документы, являющиеся необходимым приложением к авансовому отчету, должны быть оформлены надлежащим образом, т.е. составлены по унифицированным формам, если таковые установлены, а в иных случаях - должны быть заполнены по формам, предусмотренным организацией-продавцом (исполнителем) и содержащим реквизиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом, согласно Постановлению Госкомстата России от 24.03.1999 № 20, в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы документов организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты, а также менять форматы бланков. Исключение отдельных реквизитов из унифицированных форм или их изменение не допускается.
Оформление авансового отчета с нарушением установленных законодательством требований, а также отсутствие необходимых приложений к авансовому отчету (или ненадлежащее их оформление) влечет несоответствие авансового отчета требованиям законодательства Российской Федерации, и, соответственно, указанная в нем сумма расходов не может быть включена в состав расходов в целях налогообложения прибыли как не имеющая надлежащего документального подтверждения.
В отношении прочих документов, которыми должна оформляться командировка в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 (в частности, приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (формы N№ Т-9 и Т-9а) и служебное задание (форма № Т-10а), то их наличие и оформление определяется внутренним документооборотом организации и для документального подтверждения в целях налогообложения прибыли организаций не является обязательным.
Что касается расходов на оплату суточных, то с 1 января 2009 года организация вправе принимать в качестве расходов фактические затраты на выплату суточных и полевого довольствия. Изменения в Налоговый кодекс РФ, снявшие существующие ранее ограничения по отнесению на расходы для целей налогообложения сумм суточных в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации, внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Вместе с тем, согласно ст. 168 ТК РФ, порядок и размер возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ для целей исчисления налога на доходы физических лиц нормирование суточных сохранено:
- не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах Российской Федерации;
- не более 2500 руб. за каждый день загранкомандировки.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru