Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


26 ноября 2009 годаN 130-ОЗ



ЗАКОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРАХ

Принят
Ивановской областной Думой
26 ноября 2009 года

(в ред. Законов Ивановской области
от 10.12.2009 № 133-ОЗ, от 29.01.2010 № 1-ОЗ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Уставом Ивановской области настоящий Закон определяет гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в муниципальных выборах в Ивановской области, а также порядок подготовки и проведения указанных выборов.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пределы действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон имеет прямое действие при проведении муниципальных выборов в Ивановской области и применяется на всей территории Ивановской области.
2. Настоящим Законом определяются гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в муниципальных выборах в Ивановской области, а также порядок подготовки и проведения указанных выборов.
3. Правовую основу назначения, подготовки и проведения муниципальных выборов в Ивановской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), другие федеральные законы, Устав Ивановской области, настоящий Закон, другие законы Ивановской области, постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Избирательной комиссии Ивановской области, другие нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
4. Если нормы настоящего Закона вступят в противоречие с нормами Федерального закона, то применяются нормы Федерального закона.

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе, Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Муниципальные выборы в Ивановской области - это выборы депутатов представительных органов поселений, муниципальных районов и городских округов и выборных должностных лиц местного самоуправления в Ивановской области.

Статья 3. Принципы проведения муниципальных выборов

1. Депутаты представительных органов муниципальных образований (далее также - депутаты), выборные должностные лица местного самоуправления в Ивановской области (далее также - глава муниципального образования или выборное должностное лицо) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В случае образования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования избирательных округов с разным числом мандатов в каждом из них у избирателя должно быть число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.
Участие гражданина Российской Федерации в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в муниципальных выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
2. Выборы депутатов, глав муниципальных образований являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные федеральными законами, настоящим Законом, уставами муниципальных образований.
3. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах, за исключением случая, установленного настоящим пунктом. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
5. Обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав, осуществляют подготовку и проведение муниципальных выборов:
1) организующие выборы избирательные комиссии муниципальных образований;
2) на выборах по одномандатным избирательным округам депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов окружные избирательные комиссии;
3) участковые избирательные комиссии.
Избирательная комиссия Ивановской области обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав на муниципальных выборах, осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Законом Ивановской области от 13.07.2007 № 98-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", Законом Ивановской области от 20.05.1999 № 18-ОЗ "Об Избирательной комиссии Ивановской области", настоящим Законом. Порядок формирования, статус, полномочия, организация деятельности и статус членов иных избирательных комиссий регулируются Федеральным законом, Законом Ивановской области от 13.07.2007 № 98-ОЗ "О системе избирательных комиссий в Ивановской области", настоящим Законом. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 4. Виды избирательных систем при проведении муниципальных выборов

1. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.
Вид избирательной системы, применяемой при формировании выборного органа местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящей статьей видами избирательных систем.
2. Если уставом муниципального образования предусмотрено избрание главы муниципального образования на муниципальных выборах, выборы главы муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам).
Абзац исключен. - Закон Ивановской области от 29.01.2010 № 1-ОЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться:
1) по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам);
2) по пропорциональной избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, распределение депутатских мандатов осуществляется между закрытыми списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями по единому избирательному округу, пропорционально полученному числу голосов избирателей);
3) по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, часть депутатов от их установленной численности избирается по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, остальные депутатские мандаты распределяются по пропорциональной избирательной системе).
4. Выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного поселения проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства (далее - мажоритарная избирательная система). Выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального района и городского округа проводятся по смешанной избирательной системе. Если уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом не определен вид избирательной системы по выборам представительного органа муниципального образования, то на выборах представительного органа поселения применяется мажоритарная избирательная система относительного большинства по многомандатным избирательным округам, на выборах представительного органа городского округа и муниципального района применяется смешанная избирательная система, при этом 14 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, остальные депутаты избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.
5. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе количество депутатов представительного органа муниципального образования, избираемых соответственно по мажоритарной и по пропорциональной избирательным системам, определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
6. Порядок применения видов избирательных систем устанавливается настоящим Законом.

Статья 5. Избирательные права граждан Российской Федерации на муниципальных выборах

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего муниципального образования, имеет активное избирательное право на муниципальных выборах в данном муниципальном образовании. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в муниципальных выборах. Граждане Российской Федерации, являющиеся студентами, обучающимися по очной форме обучения и зарегистрированными по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), или вынужденными переселенцами, зарегистрированными в пределах территории избирательного округа, имеют активное избирательное право на муниципальных выборах в данном муниципальном образовании.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях.
3. В органы местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет.
4. Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в осуществлении других избирательных действий граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
5. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
(в ред. Закона Ивановской области от 29.01.2010 № 1-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на муниципальных выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
2) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на муниципальных выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
3) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на муниципальных выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
4) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.
(в ред. Закона Ивановской области от 10.12.2009 № 133-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты или главы муниципального образования, если голосование на муниципальных выборах состоится до истечения установленного судом срока.
8. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.
9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти, не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Статья 6. Срок полномочий органов местного самоуправления

1. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов и депутатов. Если второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является первое воскресенье марта.
(в ред. Закона Ивановской области от 10.12.2009 № 133-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного Федеральным законом. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного уставом муниципального образования срока, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы.

Статья 7. Назначение муниципальных выборов

1. Муниципальные выборы назначаются представительными органами муниципальных образований. Решение о назначении муниципальных выборов оформляется правовым актом представительного органа муниципального образования. Выборы в представительный орган вновь образованного муниципального образования назначаются избирательной комиссией вновь образованного муниципального образования, сформированной Избирательной комиссией Ивановской области, либо территориальной избирательной комиссией, на которую в установленном порядке возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования.
2. Днем голосования на муниципальных выборах является второе воскресенье марта года, в котором истекают сроки полномочий органов местного самоуправления или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3, 4 настоящей статьи. Выборы в представительный орган вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.
(в ред. Закона Ивановской области от 10.12.2009 № 133-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается.
3. В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления или досрочного прекращения полномочий депутатов, влекущего за собой неправомочность представительного органа муниципального образования, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
4. Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта объявлено в установленном порядке рабочим днем, выборы назначаются на первое воскресенье марта.
(в ред. Закона Ивановской области от 10.12.2009 № 133-ОЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
6. Если уполномоченный на то орган не назначит выборы в сроки, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 5 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
7. Если избирательная комиссия не назначит в установленный пунктом 6 настоящей статьи срок выборы в орган местного самоуправления либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, Ивановский областной суд по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора в соответствии с федеральным законом может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган, а в случае его отсутствия соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы. При этом суд также вправе возложить на Избирательную комиссию Ивановской области обязанность сформировать в десятидневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных Федеральным законом, а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются Избирательной комиссией Ивановской области.
8. Устав муниципального образования должен содержать положение, согласно которому основные выборы органов местного самоуправления, проводимые после досрочных выборов, должны быть назначены на второе воскресенье марта года, в котором истекают полномочия органа местного самоуправления или депутатов представительного органа муниципального образования, избранных на досрочных выборах.

]]>
___________________________________________________________________________
         заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования
                      или кода выдавшего его органа,
___________________________________________________________________________
             адрес места жительства лица, собиравшего подписи,
                        подпись и дата ее внесения)
Уполномоченный представитель избирательного объединения ___________________
___________________________________________________________________________
   (фамилия, имя, отчество, собственноручная подпись и дата ее внесения)





Приложение 8
к Закону
Ивановской области
"О муниципальных выборах"
от 26.11.2009 № 130-ОЗ

КОНТРОЛЬНЫЕ СООТНОШЕНИЯ
ДАННЫХ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОТОКОЛ ОБ ИТОГАХ ГОЛОСОВАНИЯ
(ЧИСЛАМИ ОБОЗНАЧЕНЫ СТРОКИ ПРОТОКОЛА, ПРОНУМЕРОВАННЫЕ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 44 НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА)

1 больше или равно 3 + 5 + 6
2 равно 3 + 5 + 6 + 7 + 12 - 13
8 + 9 равно 10 + 11
11 равно 14 + все последующие строки протокола (в многомандатном избирательном округе: Р x 11 больше или равно 14 + последующие строки протокола, где Р - число голосов у избирателя)





Приложение 9
к Закону
Ивановской области
"О муниципальных выборах"
от 26.11.2009 № 130-ОЗ

МЕТОДИКА
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕПУТАТСКИХ МАНДАТОВ

1. Избирательная комиссия муниципального образования подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по пропорциональной избирательной системе за списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии со статьей 47 настоящего Закона. Эта сумма голосов избирателей делится на число депутатских мандатов, распределяемых по избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное частное, которое используется в процессе распределения мандатов между списками кандидатов.
2. Затем число голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.
3. Если после указанных действий одному или нескольким спискам кандидатов, допущенным к участию в распределении депутатских мандатов в соответствии со статьей 47 настоящего Закона, не досталось депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты передаются этим спискам кандидатов. Если после указанных действий остались списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов, но не получившие депутатских мандатов, соответственно на один уменьшается число депутатских мандатов, полученных первым и последующими по числу голосов избирателей списками кандидатов, получившими более одного депутатского мандата, а освободившиеся мандаты передаются спискам кандидатов, допущенным к участию в распределении депутатских мандатов, но не получившим депутатских мандатов. Если после действий, произведенных в соответствии с пунктом 2 настоящей методики, два или более списка кандидатов получили равное число депутатских мандатов, то в первую очередь уменьшается число депутатских мандатов, полученных списком кандидатов, за который было подано меньшее число голосов избирателей.
4. Если после действий, произведенных в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей методики, остаются нераспределенные депутатские мандаты, производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские мандаты передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления в соответствии с пунктом 2 настоящей методики. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому списку кандидатов, за который подано больше голосов избирателей.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru