Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2009 г. по делу № 3-21/09

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Швецова К.И., с участием помощника прокурора Пермского края Масленниковой И.А., при секретаре Невидимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 25.05.2009 дело по заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующими отдельных положений Закона Пермского края "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений",

установил:

16 августа 2007 года Законодательным Собранием Пермского края был принят Закон Пермского края № 106-ПК "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений". Настоящий Закон (далее по тексту - Закон ПК № 106-ПК) 29 августа 2007 года подписан губернатором Пермского края, 04.09.2007 опубликован в печатном издании "Российская газета", № 194 и вступил в силу.
Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с заявлением о признании недействующими части 3 статьи 1, пункта 2 части 4, пунктов 3, 4, 5 и 6 части 5, частей 1, 2, 6, 7, 8 статьи 7 настоящего Закона в связи с противоречием законодательству РФ.
Определением Пермского краевого суда от 25.05.2009 производство по заявленным прокурором требованиям о признании недействующими пункта 2 части 4, пунктов 3, 4, 5 и 6 части 5, а также частей 1, 2, 6, 7, 8 статьи 7 Закона ПК № 106-ПК прекращено в связи с принятием и введением в действие Закона Пермского края от 28.04.2009 № 427-ПК "О внесении изменений в Закон Пермского края "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений", которым статья 7 Закона ПК № 106-ПК признана недействующей с исключением из положений указанного нормативного правового акта.
Относительно оспариваемых прокурором положений части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 29.08.2007 № 106-ПК "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений" рассмотрение дела судом продолжено.
Как усматривает заявитель, указание в краевом законе на использование лесных участков (охотничьих угодий) для ведения охотничьего хозяйства (вид использования лесов), при котором на предоставленном участке допускается:
осуществление комплекса биотехнических мероприятий (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездований и укрытий для зверей и птиц и другие мероприятия);
осуществление реконструкции лесоводственными методами отдельных территорий, в том числе занятых малоценными насаждениями, на лесных участках в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов на таком участке;
содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания в соответствии с законодательством Российской Федерации о животном мире;
возведение на срок лесопользования временных строений и сооружении (охотничьи избушки, кордоны, вышки, засидки, скрадки, ловушки и другие объекты, связанные с осуществлением данного вида использования лесов);
строительство и ремонт дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, определение места стоянок транспорта по согласованию с арендодателем, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю,
противоречит статьям 13, 21, 25, 32, 34, 36, 38, 39 и 45 Лесного кодекса РФ, поскольку осуществление такой деятельности возможно только после оформления права на соответствующий вид использования лесов.
В судебном заседании помощник прокурора Пермского края настаивал на удовлетворении оставшихся требований по изложенным основаниям.
Представители Законодательного Собрания и губернатора Пермского края в судебном заседании не признали часть 3 статьи 1 Закона ПК от 29.08.2007 № 106-ПК противоречащей положениям федерального законодательства.
Как следует из представленных ими возражений на заявление заместителя прокурора Пермского края, оспариваемые положения указанной нормы закона устанавливают конкретные правила использования лесных участков (охотничьих угодий) с целью ведения охотничьего хозяйства на территории Пермского края. Данное полномочие субъектов Российской Федерации закреплено в пункте 6 статьи 36 Лесного кодекса РФ.
Отношения в области охотничьего хозяйства должны регулироваться специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 41 Федерального закона "О животном мире").
Поскольку Пермскому краю как субъекту Федерации дано право самостоятельного нормативно-правового регулирования по предметам совместного ведения (лесное законодательство) до принятия соответствующего федерального закона, который в настоящее время отсутствует, частью 3 статьи 1 Закона ПК от 29.08.2007 № 106-ПК были установлены правила использования лесных участков (охотничьих угодий) с целью ведения охотничьего хозяйства в Пермском крае.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Лесного кодекса РФ лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Принимая во внимание пункт 2 статьи 3 и пункт 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
В силу п. 60 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 к полномочиям субъектов РФ относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Земельного кодекса РФ в состав земель Российской Федерации входят земли лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, -вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством (пункты 1 и 6 статьи 101 Земельного кодекса РФ).
Как указано в пункте 5 части 1 и части 3 статьи 25 Лесного кодекса РФ, одним из видов использования лесов является ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты.
Согласно статье 36 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями.
Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон "О животном мире") и настоящим Кодексом.
На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков.
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из системного анализа приведенных выше норм федерального законодательства земли лесного фонда Пермского края могут использоваться для ведения охотничьего хозяйства, представляющего собой предпринимательскую деятельность по оказанию услуг лицам, осуществляющим охоту. В связи с этим законом субъекта Федерации могут устанавливаться правила использования соответствующих лесных участков (охотничьих угодий). Данный закон подлежит приведению в соответствие с федеральным законом, регламентирующим порядок осуществления такой деятельности.
Статьей 41 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире" (с последующими изменениями) предусмотрено, что отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе настоящего Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Положение абзаца 2 части 3 статьи 1 Закона ПК от 29.08.2007 № 106-ПК, предусматривающее осуществление комплекса биотехнических мероприятий (устройство подкормочных площадок, посев кормовых и защитных растений, устройство искусственных гнездований и укрытий для зверей и птиц и другие мероприятия), нельзя признать противоречащим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Как одно из правил, устанавливающих порядок использования лесов для ведения охотничьего хозяйства на территории Пермского края, закрепленное законом субъекта Федерации, оно направлено на жизнеобеспечение объектов животного мира и благоустройство среды их обитания. Для выполнения указанных мероприятий не требуется приобретение специального права, предусмотренного на федеральном уровне (статья 36 Лесного кодекса РФ).
Иное значение имеют положения абзацев 3, 4 - в части словосочетания "в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания" и 6 оспариваемой нормы закона края.
В соответствии со статьей 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других).
Объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались, - рекультивации.
Лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ).
На лесных участках, предоставляемых в соответствии с частью 3 статьи 1 Закона ПК от 29.08.2007 № 106-ПК, для ведения охотничьего хозяйства допускается:
- осуществление реконструкции лесоводственными методами отдельных территорий, в том числе занятых малоценными насаждениями, на лесных участках в соответствии с утвержденным проектом освоения лесов на таком участке;
- строительство и ремонт дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, определение места стоянок транспорта по согласованию с арендодателем, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Пермскому краю,
с нарушением Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных Приказом МПР России от 17.04.2007 № 99.
В частности, не предусмотрено в целях строительства, реконструкции и эксплуатации указанных линейных объектов использование, прежде всего, нелесных земель, а также площадей, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения, исключение других вариантов возможного размещения таких объектов (как указано в пункте 3 настоящих Правил).
Кроме того, строительство, реконструкция (ремонт) и эксплуатация дорог, необходимых для ведения охотничьего хозяйства, регламентируются без исключения случаев, вызывающих нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог (как указано в пункте 4 настоящих Правил).
Не предусмотрена обязанность пользователей лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации указанных линейных объектов по рекультивации земель в срок не более одного года после завершения соответствующего этапа работ в случае их нарушения или загрязнения лесных участков (как указано в пункте 11 настоящих Правил).
Содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания не соответствуют действующим на территории Российской Федерации Типовым правилам охоты в РСФСР, утвержденным Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 № 1 (с последующими изменениями).
Как указано в пункте 18 настоящих Типовых правил, запрещается отлов и содержание в неволе диких охотничьих животных без специального разрешения органов государственного охотничьего надзора.
Дикие охотничьи животные относятся к объектам животного мира. Их содержание в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания нельзя признать содержанием на воле при использовании лесных участков для ведения охотничьего хозяйства в Пермском крае. В таких условиях осуществление охоты на диких животных по указанным Правилам недопустимо без специального разрешения.
Несмотря на предоставление возможности в соответствии со статьей 36 Лесного кодекса РФ на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства в Пермском крае, возводить временные постройки (охотничьи избушки, кордоны, вышки, засидки, скрадки), данные действия не должны сочетаться с установлением ловушек и других объектов, ограничивающих свободное передвижение диких животных на воле в среде их обитания.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону, суд вправе признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу (часть 2 статьи 253 ГПК РФ).
Из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" вытекает обязанность печатного издания, в котором официально опубликован оспариваемый нормативный правовой акт, опубликовать настоящее решение суда (вступившее в законную силу) о признании этого акта в части недействующим либо сообщение о нем.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление заместителя прокурора Пермского края удовлетворить частично.
Признать противоречащими законодательству РФ и недействующими положения абзацев 3, 4 - в части словосочетания "в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания", 5 - в части словосочетания "ловушки и другие объекты" и 6 части 3 статьи 1 Закона Пермского края от 29.08.2007 № 106-ПК "О реализации отдельных полномочий Пермского края в области лесных отношений".
В остальной части заявленные требования о признании недействующими положений абзацев 1, 4 - в части словосочетания "содержание и разведение объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации о животном мире" и 5 - в части словосочетания "возведение на срок лесопользования временных строений и сооружений (охотничьи избушки, кордоны, вышки, засидки, скрадки), связанные с осуществлением данного вида использования лесов" части 3 статьи 1 настоящего Закона оставить без удовлетворения.
После вступления настоящего решения суда в законную силу сообщение о данном решении должно быть опубликовано в печатном издании "Российская газета".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 01.06.2009.

Председательствующий п.п.
К.И.ШВЕЦОВ

Судья краевого суда
К.И.ШВЕЦОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru