Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ямало-Ненецкий АО


ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2009 г. № 1990

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

Рассмотрев Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановление Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2008 года № 1541 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" (Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, 2008, ноябрь, № 8-1).
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.Н.ХАРЮЧИ





Утверждена
постановлением Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 9 декабря 2009 г. № 1990

СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

ВВЕДЕНИЕ

Разработка стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа инициирована Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа и осуществлена в соответствии с постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 декабря 2005 года № 301-А "О комплексе мер по разработке "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2007 - 2012 годы и до 2020 года". Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа опирается в своих главных положениях на "Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации", подготовленную Министерством экономического развития Российской Федерации, а также на концепцию "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", подготовленную Министерством регионального развития Российской Федерации и одобренную Правительством Российской Федерации на заседании 30 июня 2005 года, и "Энергетическую стратегию России до 2020 года".
Ямало-Ненецкий автономный округ (далее - автономный округ) - один из стратегических регионов России. Устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации обеспечивается во многом функционированием нефтегазового сектора автономного округа. В связи с этим разработка эффективной стратегии развития автономного округа до 2020 г. имеет не только региональное, но и федеральное значение. Особую важность разработка региональных стратегий социально-экономического развития имеет в связи с необходимостью разработки долгосрочной стратегии развития России, основные ориентиры которой были определены в выступлении В.В.Путина на расширенном заседании Госсовета 8 февраля 2008 года "О стратегии развития России до 2020 года", а также в выступлении Д.А.Медведева на V экономическом форуме в городе Красноярске.
В процессе стратегического анализа социально-экономического развития автономного округа были использованы факторный, отраслевой и кластерный виды стратегического анализа. Факторный анализ позволил оценить факторы региональной конкурентоспособности. Для анализа факторов региональной конкурентоспособности использованы STEP- и SWOT-анализ. На основе отраслевого стратегического анализа определена фактическая и потенциальная конкурентоспособность отдельных отраслей экономики автономного округа. В ходе кластерного анализа разработана стратегия развития региональных кластеров.
В процессе стратегического анализа сформулированы основные проблемы эффективности функционирования региональной экономики, социальной сферы, инфраструктуры и демографии, определены ключевые риски и конкурентные преимущества социально-экономического развития автономного округа. На основе результатов анализа определены стратегически приоритетные сектора экономики.
По итогам стратегического анализа сформулированы три базовых сценария развития региона: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. В рамках каждого из сценариев развития автономного округа выполнен прогноз основных социально-экономических показателей на среднесрочный - до 2012 года и долгосрочный период - до 2020 года.
Разработка стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2020 года осуществлялась при активном участии всех ключевых представителей регионального сообщества: власти, бизнеса, населения, а также профильных научно-исследовательских организаций.
Утверждение "Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" является важным этапом формирования системы управления социально-экономическим развитием автономного округа.

1. Общая характеристика автономного округа

1.1. Территория

Автономный округ является одним из крупнейших по территории субъектов Российской Федерации. Площадь территории автономного округа - 769,3 тыс. км2, что составляет 4,5% территории страны и 52,5% территории Тюменской области. Автономный округ входит в состав Тюменской области и Уральского федерального округа.
Территория автономного округа занимает арктическую зону Западно-Сибирской равнины, а также восточные склоны гор Полярного и Приполярного Урала. Значительную часть территории автономного округа составляют полуострова Ямал, Тазовский и Гыданский, разделенные Обской и Тазовской губами. В состав территории автономного округа также включена группа островов в Карском море (Белый, Шокальского, Вилькицкого, Неупокоева, Олений и др.). С севера на юг автономный округ протянулся на 1150 км, с запада на восток - на 1130 км.
Вся территория автономного округа относится к территории Крайнего Севера (более половины территории находится за Полярным кругом). Природно-климатические условия Крайнего Севера оказывают значительное влияние на жизнедеятельность людей, развитие всего комплекса производственной и социальной инфраструктуры.
Северная граница автономного округа (по Карскому морю и Обской губе) является государственной границей Российской Федерации. На северо-западе автономный округ граничит с Ненецким автономным округом Архангельской области, на западе - с Республикой Коми. На юге проходит граница с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, на востоке - с Красноярским краем и входящим в его состав Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом.
Климат автономного округа характеризуется суровой продолжительной зимой (в среднем 182 - 224 дня), частым прохождением волн холода, а также циклонами, сопровождающимися сильными бурями и метелями. Суровость климата объясняется положением автономного округа в высоких широтах и близостью Северного Ледовитого океана, что проявляется в неравномерном поступлении суммарной солнечной радиации в течение года, низких зимних температурах воздуха (средняя температура января от -22°C до -26°C, средняя температура июля +4°C - +14°C) и больших годовых амплитудах температур.

]]>
│Бованенково - Харасавэй          │   130 км   │2020 год │ 4500  │        │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Сургут - Салехард (участок Надым │   330 км   │2020 год │       │ 28300  │
│- Салехард)                      │            │         │       │        │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Граница ЯНАО - Харп              │   51 км    │2020 год │       │  4717  │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Надым - Приозерный               │   246 км   │2020 год │       │ 11600  │
├─────────────────────────────────┴────────────┴─────────┴───────┴────────┤
│            Газификация населенных пунктов автономного округа            │
├─────────────────────────────────┬────────────┬─────────┬───────┬────────┤
│Капитальные вложения             │            │2012 год │       │ 16600  │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┼────────┤
│Всего                            │            │         │1983437│ 319517 │
├─────────────────────────────────┼────────────┼─────────┼───────┴────────┤
│Итого                            │            │         │    2302954     │
└─────────────────────────────────┴────────────┴─────────┴────────────────┘

9.2. Приоритетные направления
социально-экономической политики органов
государственной власти автономного округа по обеспечению
социально-экономического развития автономного округа
и решению проблем экономики и социальной сферы

1-е приоритетное направление:
улучшение условий жизни населения автономного округа, воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Первое приоритетное направление социально-экономического развития автономного округа охватывает решение двух задач: достижение высокого уровня благосостояния населения и воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Создание благоприятных условий для жизни в автономном округе подразумевает создание динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень благосостояния населения автономного округа, высокие стандарты качества жизни в здравоохранении, социальном обслуживании, образовании, культуре, спорте, развитую бытовую инфраструктуру и комфортное жилье.
Исполнительные органы государственной власти уделяют самое пристальное внимание воспроизводству и развитию минерально-сырьевой базы. От состояния минерально-сырьевой базы зависит развитие базового сектора экономики автономного округа и, следовательно, возможности Администрации автономного округа по решению важнейших социально-экономических задач. Ежегодно в окружном бюджете планируются средства на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Так, в 2007 году на эти мероприятия израсходовано 167 млн рублей из бюджета автономного округа. Однако в физическом выражении объемы геологоразведочных работ на территории автономного округа остаются низкими. Поэтому перед Администрацией автономного округа стоит задача - найти модель, объединяющую возможности и интересы государства, недропользователей и частных инвесторов.
2-е приоритетное направление:
совершенствование транспортной сети и логистических схем;
обеспечение устойчивого энергоснабжения в автономном округе;
охрана окружающей среды;
развитие кадрового потенциала.
Второе приоритетное направление социально-экономического развития автономного округа включает совершенствование транспортной сети и логистических схем, обеспечение устойчивого энергоснабжения в автономном округе, охрану окружающей среды и развитие кадрового потенциала. Строительство новых транспортных коридоров на территории автономного округа должно способствовать совершенствованию транспортной сети и логистических схем. Автономный округ является энергодефицитным регионом. Поэтому обеспечение устойчивого энергоснабжения автономного округа становится важнейшей задачей деятельности исполнительных органов государственной власти. Администрацией автономного округа в настоящее время инициируется принятие комплексной региональной программы по модернизации и развитию энергетики автономного округа. Это в перспективе позволит энергетике автономного округа не стать естественным ограничителем экономического роста, поскольку дешевая электроэнергия - один из ключевых факторов конкурентоспособности.
Индустриальное освоение полуострова Ямал и формирование горнодобывающего комплекса на Полярном Урале неизбежно приведут к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Поэтому важнейшим приоритетным направлением социально-экономического развития автономного округа является охрана окружающей среды. Соблюдение экологического баланса в регионе должно сопровождаться усилением приоритетной роли ресурсосбережения и экологической безопасности регионального развития. Особенно критична проблема усиления антропогенной нагрузки на окружающую среду для коренных малочисленных народов Севера. Широкомасштабное индустриальное освоение затронет территории исконной среды обитания и ведения традиционного образа жизни коренного населения Севера.
Проблема развития кадрового потенциала тесно связана с острейшей проблемой дефицита трудовых ресурсов, с которой в ближайшем будущем столкнется не только экономика региона, но и экономика России. Кадровая политика автономного округа должна фокусироваться на подготовке высококвалифицированных работников по наиболее дефицитным специальностям.
Проблема современного кадрового рынка заключается в отсутствии стратегического планирования не только на уровне предприятий, но и на уровне региона и даже страны. Практически во всех регионах с высокими темпами экономического роста наблюдается одинаковая картина на рынке труда: не хватает квалифицированных рабочих, существует переизбыток специалистов с высшим образованием гуманитарных специальностей, и в то же время наблюдается недостаток квалифицированных специалистов технических направлений. Поэтому в подготовке кадров будущего необходимо учитывать изменения, происходящие в экономике региона.
3-е приоритетное направление:
развитие малого предпринимательства.
Малый бизнес в экономике автономного округа играет недостаточно значимую роль. Поэтому развитие малого предпринимательства должно стать в рамках прогнозируемого периода времени одним из важнейших направлений социально-экономического развития территории. Развитие малого предпринимательства будет способствовать углублению диверсификации экономики, особенно в направлении развития сферы услуг.
Развитие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства должно развиваться на основе энергосбережения и внедрения инновационных технологий. Указанные направления будут достигаться путем реализации инвестиционных программ и проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Заключительные положения

Стратегия развития автономного округа является главным стратегическим документом, определяющим основные стратегические направления социально-экономического развития автономного округа. Разрабатываемые впоследствии планы, программы, стратегии развития отраслей и муниципальных образований должны быть согласованы с выбранным стратегическим курсом развития автономного округа.
Стратегия социально-экономического развития автономного округа создает основу формирования системы управления стратегическим развитием и определяет необходимость ориентации текущей деятельности Администрации автономного округа на достижение стратегических целей развития региона.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru