Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2010 г. по делу № А76-42751/2009-51-855/52

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 26 января 2010 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего
судьи Л.В. Забутыриной, судей И.В. Мрез, Г.С. Щукиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Танаевой Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокурора Челябинской области, г. Челябинск
к Администрации Еманжелинского муниципального района
о признании недействующим Постановления Главы Еманжелинского муниципального района от 12.09.2008 № 868 "Об утверждении норм накопления отходов потребления для населения, юридических и индивидуальных предпринимателей"
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, г. Челябинск
Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, г. Челябинск
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.Е.В. - служебное удостоверение;
от ответчика: Р.Д.А. - удостоверение; доверенность;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области - не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 88);
- Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области - не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 86);

установил:

Прокурор Челябинской области, г. Челябинск (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Еманжелинского муниципального района (далее - Администрация района) о признании недействующим Постановления Главы Еманжелинского муниципального района от 12.09.2008 № 868 "Об утверждении норм накопления отходов потребления для населения, юридических и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление 868).
Определением суда от 03.12.2009 (л.д. 1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Челябинской области, г. Челябинск (далее - Управление), Министерство по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, г. Челябинск (далее - Министерство).
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 2 - 5). Пояснил, со ссылкой на ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 2, ст. 5, п. 14 ч. 1 ст. 15, ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Закон 131-ФЗ), ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре" (далее - Закон о прокуратуре), п. 1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (далее - Положение о службе), п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с применением и введением в действие ГПК РФ", что оспариваемый акт обладает признаками нормативного правового акта, официально не опубликован, издан с превышением полномочий органа местного самоуправления, применяется на территории муниципального района, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Представитель Администрации в судебном заседании требования не признал по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 80 - 82). Со ссылкой на ст. 5 Закона об охране окружающей среды, Закон об отходах, п. 6.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест, утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 № 4690-88 (далее - СанПиН 42-128-4690-88), п. 5.4 Методических рекомендаций МДК 7-01-2003 "О порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ, утв. Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 № 152 (далее - Методические рекомендации), п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", пояснил, что оспариваемый акт не обладает признаками нормативного правового акта, следовательно, не подлежит опубликованию, а требования об оспаривании данного акта не могут быть предъявлены в рамках главы 23 АПК РФ; оспариваемый акт носит рекомендательный характер при разработке хозяйствующими субъектами проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является основой для расчета и составления генеральной схемы очистки территорий, утверждает нормы накопления отходов, которые не являются ни нормативом образования отходов, ни лимитом на их размещение.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, ходатайством, поступившим в суд посредством направления телефонограммы, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 84), документов, затребованных определениями суда, в том числе письменного мнения относительно существа заявленных требований, не представил.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства дела, извещен надлежащим образом (л.д. 86), через канцелярию суда представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также сообщил со ссылкой на ст. 6, 21 Закона об охране окружающей среды, Постановление Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 № 366 "Об утверждении Положения о министерстве по радиационной и экологической безопасности Челябинской области", Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденный 07.03.1999 заместителем Председателя Госкомэкологии РФ, указал, что к функциям Министерства отнесено установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне, нормы накопления отходов потребления к нормативам качества окружающей среды не относятся, следовательно, их утверждение не относится к полномочиям Министерства, нормы накопления отходов необходимы органам местного самоуправления для реализации договорных отношений по сбору, вывозу, утилизации отходов.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные в материалы дела доказательства, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.
12.09.2008 Главой Еманжелинского муниципального района издано Постановление № 868 "Об утверждении норм накопления отходов потребления для населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (л.д. 6 - 7).
Указанным Постановлением со ссылкой на Закон 131-ФЗ, Закон об отходах, Устав района утверждены нормы накопления отходов потребления для населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Еманжелинского муниципального района согласно приложению
Так, в соответствии с приложением к Постановлению:
- для населения из расчета на 1 жителя норма накопления составляет 350 кг/год, 1,4 куб. м/год;
- предприятий торговли (продовольственный магазин) из расчета на 1 кв. м торговой площади, плотности отходов 150 кг/куб. м, норма накопления составляет 280 кг/год, 1,87 куб. м/год;
- административных и других учреждений, офисов из расчета на 1 сотрудника, плотности отходов 90 кг/куб. м, норма накопления 100 кг/год, 1,11 куб. м/год;
- медицинских учреждений (аптеки) из расчета на 1 кв. м торговой площади, плотности отходов 90 кг/куб. м, норма накопления составляет 100 кг/год, 1,11 куб. м/год;
- медицинских учреждений (поликлиники) из расчета на 1 посещение плотности отходов 110 кг/год, норма накопления составляет 2,6 кг/год, 0,02 куб. м/год (л.д. 8 - 12).
Пунктом 2 Постановления установлено применять утвержденные нормы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям района при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и планировании договорных отношений по организации утилизации твердых бытовых отходов на городском полигоне ТБО.
Исходя из п. 3 Постановления установлена возможность корректировки норм накопления отходов потребления один раз в пять лет.
Пунктом 5 предусмотрено, что контроль за исполнением данного Постановления возложен на отдел коммунального хозяйства, инфраструктуры и жилищной политики администрации района (л.д. 7).
Данный акт не был опубликован в средствах массовой информации, что следует из письма Администрации от 29.10.2009 № 2537 (л.д. 52).
06.07.2009 Прокурором г. Еманжелинска со ссылкой на п. 14 ч. 1 ст. 15 Закона 131-ФЗ, п. 1 ст. 2, ст. 5, ч. 2 ст. 7 Закона об охране окружающей среды, отсутствие полномочий на принятие Постановления, главе района внесен протест на Постановление (л.д. 48), который отклонен со ссылкой на ст. 5 Закона об охране окружающей среды, Закон об отходах, п. 6.2 СанПиН 42-128-4690-88, п. 5.4 Методических рекомендаций, поскольку Постановлением 868 утверждены нормы накопления отходов потребления, которые не являются ни нормативом образования отходов, ни лимитом на их размещение, носят рекомендательный характер для организаций и индивидуальных предпринимателей при разработке ими проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (л.д. 50 - 51).
Между обществом с ограниченной ответственностью и индивидуальным предпринимателями заключены договоры на оказание услуг по утилизации твердых бытовых отходов, в договорах (предмет) отражены нормы накопления (л.д. 13 - 26).

]]>
Методические рекомендации распространяются на разработку генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации с расчетной численностью населения свыше 10 тыс. человек.
При непосредственной разработке отдельные разделы и положения, приведенные в настоящих Методических рекомендациях, могут быть изменены в зависимости от конкретных условий.
Раздел 1 Общие положения Методических рекомендаций предусматривает, что очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет, с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10 - 20 лет.
Пунктом 5.4 Методических рекомендаций установлено, что раздел Твердые бытовые отходы должен содержать данные по нормам накопления, предложений по системам и методам сбора и удаления, расчетным объемам работ, определению необходимого количества мусоровозного транспорта и инвентаря, обезвреживанию твердых бытовых отходов.
В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений утвержденные органами местного самоуправления.
Следовательно, указанный акт носит рекомендательный характер, в связи с чем, он не может устанавливать соответствующих полномочий органов местного самоуправления на установление, разработку, утверждение норм и нормативов.
Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР 5 августа 1988 г. были утверждены (№ 4690-88) Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), которые содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.
Правила разработаны взамен "Правил санитарного содержания территорий населенных мест" № 2388-81 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.
Раздел 6 СанПиН устанавливает распределение ответственности за санитарное содержание территорий населенных мест.
Так, п. 6.2 СанПиН установлено, что исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются: нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год.
Указанный документ не опубликован, в связи с чем, не подлежит применению. Более того, имеются иные нормативные акты, имеющие большую юридическую силу, принятые позднее, закрепляющие иные положения.
Кроме того, Администрация в обоснование своих возражений ссылается на то, что оспариваемый акт является основой для расчета и составления генеральной схемы очистки территорий.
Указанный довод отклоняется судом, как не подтвержденный документально (ст.ст. 65, 194 АПК РФ).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703 (зарегистрировано в Минюсте РФ 17 января 2008 г. № 10891) в целях реализации Закона об отходах, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания), которые предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (далее - хозяйствующие субъекты), а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее территориальные органы Ростехнадзора), принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 1).
Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (п. 2).
В соответствии с п. 4 Методических указаний при разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) учитываются: - объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности; - результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения; - наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида; - наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов; - экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов; - возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов; - экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов; - наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов; - предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду; - экологическая обстановка на территории.
Хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют ПНООЛР в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе (п. 5 Методических указаний).
В соответствии с п. 11 Методических указаний в ПНООЛР приводятся обоснования годовых нормативов образования конкретных видов отходов на основании нормативов образования отходов. Годовые нормативы представляются в тоннах в год (т/год).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 461 утверждены Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с п. 4 которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Из материалов дела следует (л.д. 13 - 26), лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Постановление применяется: заключаются договоры на оказание услуг по утилизации с отражением расчетных единиц и норм накопления, утвержденных оспариваемым Постановлением, вносится плата за утилизацию. Предпринимательская деятельность указанных лиц связана оплатой услуг по утилизации отходов, стоимость которых рассчитывается с применением расчетной единицы в виде коэффициента нормы накопления.
Доказательств того, что применяемые при заключении договоров нормы накопления установлены самим утилизирующим предприятием, а разработанные на их основе проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение представлены на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа, материалы дела не содержат.
Доказательств того, что утвержденные оспариваемым Постановлением нормы накопления используются только для разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение материалы дела не содержат.
Установление органом местного самоуправления нормативов, обязательных для групп потребителей в указанной сфере, противоречит установленному порядку, фактически лишает их возможности принимать участие в разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанным нормативным актом устанавливаются единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления конкретного вида деятельности и объемов реализуемой продукции (оказываемых услуг).
Указанное свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта ст. 18 Закона об отходах.
Вышеизложенное, по мнению суда, свидетельствует также о наличии доказательств нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемый акт, по мнению суда, не соответствует ст. 15 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 5, 7 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", ст.ст. 5, 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления, поскольку носит нормативный характер, не опубликован, издан с превышением полномочий органа местного самоуправления, и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в нарушение ст.ст. 65, 194 АПК РФ Администрация не доказала соответствие оспариваемого акта закону, имеющему большую юридическую силу, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку совокупность условий, при наличии которых оспариваемый нормативный правовой акт может быть признан недействующим, имеется: акт не соответствует закону и нарушает прав и законные интересы лиц, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 110, 150, 151, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

требования Прокурора Челябинской области удовлетворить.
Признать недействующим Постановление Главы Еманжелинского муниципального района от 12.09.2008 № 868 "Об утверждении норм накопления отходов потребления для населения, юридических и индивидуальных предпринимателей" как не соответствующим ст. 15 Конституции РФ, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 5, 7 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды", ст.ст. 5, 8, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий:
Л.В.ЗАБУТЫРИНА

Судьи:
И.В.МРЕЗ
Г.С.ЩУКИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru