Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кемеровская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 21 сентября 2009 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В.         - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

Давыдовой А.М.         - начальника отдела ТЭК

Залендинова Р.Р.       - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Фризен С.Н.            - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Гавриловой А.Е.        - главного специалиста-эксперта отдела судебной и
                         правовой работы

в присутствии:
- Макеева А.В. - заявителя;
- Медведева В.М. - представителя ОАО "Новокузнецкая энергетическая компания" (по доверенности),

рассмотрев дело № 57/А-10-2009, возбужденное по признакам нарушения ОАО "Новокузнецкая энергетическая компания" (654007, г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 42) пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:

В Кемеровское УФАС России поступило заявление Макеева А.В. о наличии в действиях ОАО "Новокузнецкая энергетическая компания" (далее - ОАО "НЭК") нарушений антимонопольного законодательства.
Основанием обращения явился отказ ОАО "НЭК" от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающего устройства с максимальной мощностью до 15 кВт Макеева А.В. к электрическим сетям ОАО "НЭК".
Рассмотрение дела № 57/А-10-2009 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 21.09.2009.
В заседании комиссии, состоявшемся 21.09.2009, заявитель поддержал требования, изложенные в заявлении от 29.06.2009.
Представитель ОАО "НЭК" пояснил следующее.
Отказ Макееву А.В. в выдаче технических условий является вынужденным и вызван чрезмерной загрузкой подстанций и линий электропередачи ОАО "НЭК", а также наличием ограничений на технологическое присоединение и увеличение нагрузки к соответствующим подстанциям ОАО "МРСК Сибири", посредством которых обеспечивается электроснабжение объектов в Кузнецком районе г. Новокузнецка. При таких обстоятельствах присоединение дополнительного объекта с электроустановками мощностью 15 кВт явилось бы причиной нарушения технологического процесса передачи электрической энергии (перегорание обмоток трансформаторов, низковольтного и высоковольтного оборудования на подстанциях и линиях электропередачи), а в связи с этим, также, аварий и пожароопасных ситуаций на объектах ОАО "НЭК", ухудшения режима и качества подачи электрической энергии потребителям, вплоть до повреждения электроприборов, подключенных к электрической сети. ОАО "НЭК" предприняло меры по разрешению сложившейся ситуации без указанных негативных последствий, а именно 30.06.2009 заявителю было направлено письмо о возможности получения необходимого присоединения путем перераспределения мощности в порядке, установленном в пункте 34 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
Макеев А.В. владеет на праве собственности гаражом, расположенным по адресу: г. Новокузнецк, ул. Бугарева, 4-а, корпус 1, гараж № 12 <...>.
05.06.2009 Макеев А.В. направил в адрес ОАО "НЭК" заявку на технологическое присоединение вышеуказанного объекта (гаража № 12) к электрическим сетям ОАО "НЭК" (вх. № 1-2768-12).
23.06.2009 ОАО "НЭК" направило в адрес Макеева А.В. письмо (исх. № 1-4535-3114), в котором сообщило об отказе в выдаче технических условий на электроснабжение гаража, в связи с отказом ОАО "МРСК Сибири" - "Кузбассэнерго-РЭС" на подключение дополнительной нагрузки к ПС 110/10кВ "КФЗ-1".
Также, письмом от 30.06.2009 № 1-5248-15 ОАО "НЭК" предложило Макееву А.В. обратиться в гаражный кооператив для перераспределения необходимой мощности согласно пункту 34 Правил технологического присоединения.
Однако, данный пункт Правил технологического присоединения исключает необходимость обращения к иным владельцам энергопринимающих устройств относительно перераспределения присоединенной мощности некоторых категорий заявителей, в том числе физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику. К данной категории относится Макеев А.В.
Макеев А.В. в июле 2009 года обратился в гаражный кооператив ГПК "Звезда-2", расположенный по тому же адресу с запросом о перераспределении присоединенной мощности.
ГПК "Звезда-2" письмом (исх. № б/н от 23.07.2009) отказал Макееву А.В. в перераспределении запрошенной мощности, в связи с тем, что не имеет технической возможности, так как присоединенная мощность ГПК "Звезда-2" составляет 5 кВт.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения их действие распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения (в редакции постановления Правительства от 21.04.2009 № 334) сетевая организация обязана заключать договор с определенной группой лиц, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя. К таким лицам, в том числе относится физическое лицо, направившее заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Пункт 6 Правил технологического присоединения устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения, так как договор на технологическое присоединение является публичным.
В течение 30 дней с даты получения заявки сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2-х экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к этому проекту договора (пункт 15 Правил технологического присоединения).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
]]>
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства от 27.12.2004 № 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Постановлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области № 200 от 30.11.2008 ОАО "НЭК" утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2009 год.
Услуги по передаче электрической энергии, согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях", отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ОАО "НЭК", являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями ОАО "НЭК" в г. Новокузнецке.
Статья 10 Гражданского кодекса РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы, а также в рамках своих полномочий, по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Макееву А.В. было отказано в технологическом присоединении энергопринимающего устройства к электрическим сетям, принадлежащих ОАО "НЭК" и при этом со стороны ОАО "НЭК" не было предпринято никаких самостоятельных действий по разрешению возникшей ситуации, результатом чего явилось ущемление интересов Макеева А.В.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пунктами 2, 5 части 1 статьи 48, пунктом 5 и 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:

1. Признать ОАО "НЭК" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ОАО "НЭК" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии
А.М.ДАВЫДОВА
А.Е.ГАВРИЛОВА
Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ
С.Н.ФРИЗЕН





УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ
от 21 сентября 2009 года

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии:

Симаковой К.В.         - заместителя руководителя управления

Членов комиссии:

Давыдовой А.М.         - начальника отдела ТЭК

Залендинова Р.Р.       - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Фризен С.Н.            - главного специалиста-эксперта отдела ТЭК

Гавриловой А.Е.        - главного специалиста-эксперта отдела судебной и
                         правовой работы

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и на основании решения по делу № 57/А-10-2009, предписывает:

1. Открытому акционерному обществу "Новокузнецкая Энергетическая Компания" (654007, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, пр. Пионерский, 42) заключить договор на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Новокузнецкая Энергетическая Компания" с Макеевым А.В. в течение трех рабочих дней с момента получения настоящего предписания.
2. Открытому акционерному обществу "Новокузнецкая Энергетическая Компания" выполнить мероприятия по технологическому присоединению объекта, принадлежащего Макееву А.В. на праве собственности и расположенного по адресу: г. Новокузнецк, ул. Бугарева, 4-а, корпус 1, гараж № 12, к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Новокузнецкая Энергетическая Компания" в установленные законодательством сроки.
3. Открытому акционерному обществу "Новокузнецкая Энергетическая Компания" представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 30.11.2009 документы, свидетельствующие о выполнении пунктов 1 и 2 настоящего предписания, а также копии технических условий и договора на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям Открытого акционерного общества "Новокузнецкая Энергетическая Компания" энергопринимающих устройств, заключенного с Макеевым А.В.

Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Председатель комиссии
К.В.СИМАКОВА

Члены комиссии
А.М.ДАВЫДОВА
А.Е.ГАВРИЛОВА
Р.Р.ЗАЛЕНДИНОВ
С.Н.ФРИЗЕН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru