Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2009 г. по делу № А23-1650/09А-21-35

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 06 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 07 июля 2009 года.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю К., г. Калуга, (далее - ответчик, ИП К.) о взыскании недоимки по налогам в сумме 1 358 714 руб. 81 коп., пени в сумме 216 454 руб., штрафов в сумме 79 734 руб. 60 коп.
В судебном заседании 02.07.2009 объявлялся перерыв до 06.07.2009.
Представитель заявителя в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования в части суммы взыскиваемого штрафа и просила взыскать задолженность по налогам в сумме 1 358 714 руб. 81 коп., пени в сумме 216 454 руб., штрафов в сумме 79 734 руб. 05 коп., а всего 1 654 913 руб. 28 коп. Уточнение заявленных требований судом рассмотрено и принято.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнения, поддержала доводы, изложенные в заявлении и в дополнении к заявлению от 06.07.2009. Просила восстановить пропущенный срок для подачи в арбитражный суд заявления о взыскании налоговых платежей и санкций, мотивируя тем, что налоговый орган не бездействовал, проводил процедуру бесспорного взыскания.
Представители ответчика требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве и письменных объяснениях по делу ссылаясь на пропуск налоговым органом срока, предусмотренного на обращение в суд с иском о взыскании налоговых платежей и санкций. По мнению ответчика, налоговые органы: как выносивший первоначальное решение (МИФНС № 1 по Калужской области), так и выносивший основанные на нем требования (ИФНС по Ленинскому округу г. Калуги) имели достаточную возможность подать исковое заявление в установленные пунктом 3 статьи 46 НК РФ сроки, начиная с 06.07.2007 года (срок добровольного исполнения указанный в самих требованиях).
С момента вынесения требований об уплате налога, сбора, пени, штрафа № 21 от 15.05.2007, № 62, № 3658, № 3659, № 3660 от 26.06.2007 и до подачи ИФНС по Ленинскому округу г. Калуги искового заявления прошло более 22 месяцев (т.е. срок превышающий установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ в три раза). Ответчик считает, что пропуск срока связан не с наличием объективной невозможности своевременного обращения в суд, а с несовершением налоговым органом предусмотренных процессуальным и налоговым законом действий, направленных на взыскание налоговой санкции в сроки, установленные частью 3 статьи 46, частью 1 статьи 115 НК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
К. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и включена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги.
Из материалов дела и пояснений сторон в судебном заседании усматривается, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Калужской области проведена выездная налоговая проверка ИП К. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления в бюджет налогов и сборов. Результаты проверки оформлены актом от 14.02.2007 № 4.
По результатам рассмотрения материалов проверки начальником Межрайонной ИФНС России № 1 по Калужской области принято решение от 25.04.2007 № 7 о привлечении ИП К. к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно указанному решению ответчик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 96 764 руб. 20 коп.; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 16 060 руб. 77 коп.; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 498 руб. 49 коп.; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату единого социального налога зачисляемого в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 251 131 руб. 40 коп.; пунктом 1 статьи 128 НК РФ за неявку свидетеля без уважительных причин в сумме 1000 руб.; начислены пени за несвоевременную уплату вышеперечисленных налогов и сборов: по налогу на доходы физических лиц в сумме 90 282 руб. 52 коп., по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 16 958 руб. 56 коп., единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 331 руб. 73 коп., единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 485 руб. 98 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 318 032 руб. 59 коп.
К. также предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2004 год в сумме 277 870 руб., налог на доходы физических лиц за 2005 год в сумме 205 861 руб., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2004 год в сумме 42 443 руб. 84 коп., единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2005 год в сумме 37 860 руб., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2005 год в сумме 37 860 руб., единый социальный налог, зачисляемый в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования за 2004 год в сумме 2 318 руб. 13 коп., единый социальный налог, зачисляемый в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования за 2005 год в сумме 3 398 руб., налог на добавленную стоимость в том числе за 1 квартал 2003 года в сумме 8 951 руб., за 2 квартал 2003 года в сумме 7 577 руб., за 3 квартал 2003 года в сумме 1 756 руб., за 4 квартал 2003 года в сумме 40 253 руб., за 1 квартал 2004 года в сумме 92 770 руб., за 2 квартал 2004 года в сумме 31 425 руб., за 3 квартал 2004 года в сумме 123 966 руб., за 4 квартал 2004 года в сумме 225 437 руб., за 1 квартал 2005 года в сумме 2 803 руб., за 2 квартал 2004 года в сумме 56 314 руб., за 3 квартал 2005 года в сумме 108 757 руб., за 4 квартал 2005 года в сумме 98 102 руб., за 1 квартал 2006 года в сумме 208 869 руб. за 2 квартал 2006 года в сумме 208 869 руб.
04.06.2007 по апелляционной жалобе ИП К. Управлением ФНС России по Калужской области вынесено решение № 63-11/4865, в соответствии с которым решение № 7 от 25.04.2007 отменено в части.
17.04.2007 в связи с изменением налогоплательщиком места жительства учетное дело ИП К. было направлено МИФНС № 1 по Калужской области в ИФНС по Ленинскому округу г. Калуги.
По состоянию на 26.06.2007 налоговым органом в адрес ИП К. были направлены требования № 62, 3658, 3659, 3660, в которых ей предложено в срок до 16.07.2007 уплатить недоимку по налогам в сумме 1804263 руб. 81 коп., пени в сумме 464697 руб. 69 коп., штрафы в сумме 353872 руб. 60 коп.
Указанные требования в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, в связи с чем Инспекция ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги в порядке статьи 46 НК РФ вынесла решения от 18.07.2007 № 7169, 7170, 7171, 7172 о взыскании указанных сумм за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
Ввиду неисполнения выставленных требований и в связи с отсутствием информации о счетах налогоплательщика в банках налоговым органом вынесено решение от 20.07.2007 № 285 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества индивидуального предпринимателя К. На основании данного решения вынесено постановление № 285 от 20.07.2007, послужившее основанием для возбуждения судебным приставом-исполнителем Калужского городского отдела судебных приставов УФССП по Калужской области исполнительного производства № 59912/717/20/2007 от 25.07.2007.
25.07.2007 определением Арбитражного суда Калужской области от 04.07.2007 приняты обеспечительные меры по делу № А23-1512/07А-14-90 в виде приостановления действия решения от 25.04.2007 № 7.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 по делу № А23-1512/07А-14-90 решение № 7 от 25.04.2007 признано частично недействительным. Указанное решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции по данному делу получены налоговым органом 23.09.2008.
Таким образом, в отношении ответчика налоговым органом проводилась процедура бесспорного взыскания налогов, пени, штрафов. Однако, 22.12.2008 ИП К. в Арбитражный суд Калужской области подано заявление о признании недействительным постановления Инспекции от 20.07.2007 № 285 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика. Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.02.2009 по делу № А23-4444/08А-21-44, вступившим в законную силу 04.05.2009, постановление от 20.07.2007 № 285 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества индивидуального предпринимателя К. признано недействительным.
В связи с чем, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке части 3 статьи 46 НК РФ и ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Оценив материалы дела и доводы представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявление подлежит удовлетворению. При этом суд исходил из следующего.
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 3, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги.
Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы - иначе нарушались бы воплощенный в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно защищаемый публичный интерес и связанные с ним права и законные интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.
На основании статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 НК РФ.
Правомерность доначисления налогов в сумме 1 358 714 руб. 81 коп., пени в сумме 216 454 руб., штрафов в сумме 79 734 руб. 60 коп. проверена Арбитражным судом Калужской области по делу № А23-1512/07А-14-90, и представителями заявителя и ответчика не оспаривается.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, вступившим в законную силу 11.01.2008 решением Арбитражного суда Калужской области от 20.08.2007 по делу № А23-1512/07А-14-90 решение № 7 от 25.04.2007 признано частично недействительным.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, с индивидуального предпринимателя К. подлежит взысканию задолженность по уплате налогов, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2004 год в размере 277 870 руб., за 2005 год - 205 861 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2004 год - 42 443 руб. 84 коп., за 2005 год - 37 860 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС за 2005 год - 2 492 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС за 2004 год - 2 318 руб. 13 коп., за 2005 год - 3 398 руб.; налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года - 8 951 руб., за 2 квартал 2003 года - 7 577 руб., за 3 квартал 2003 года - 1 756 руб., за 4 квартал 2003 года - 40 253 руб., за 1 квартал 2004 года - 92 770 руб., за 2 квартал 2004 года - 31 425 руб., за 3 квартал 2004 года - 123 966 руб., за 4 квартал 2004 года - 225 437 руб., за 1 квартал 2005 года - 2 803 руб., за 2 квартал 2005 года - 56 314 руб., за 3 квартал 2005 года - 108 757 руб., за 4 квартал 2005 года - 98 102 руб.; пени за неуплату налога на доходы физических лиц - 90 282 руб. 52 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 16 958 руб. 56 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС - 331 руб. 73 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС - 1 485 руб. 98 коп.; за неуплату налога на добавленную стоимость - 210 626 руб.; штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц - 24 186 руб. 20 коп., за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет - 4 060 руб. 77 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС - 125 руб. 40 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, - 286 руб. 23 коп.; за неуплату налога на доходы физических лиц - 51 075 руб. 45 коп., а всего 1 654 913 (один миллион шестьсот пятьдесят четыре тысячи девятьсот тринадцать) руб. 28 коп.
Исходя из смысла положений части 3 статьи 46 НК РФ, основным условием восстановления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании спорных сумм является уважительность причины пропуска данного срока.
Уважительными причинами, согласно названной норме права, суд может признать обстоятельства, которые воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
В то же время законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска в тех или иных случаях. Следовательно, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
В качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в суд заявитель указал на проведение им процедуры бесспорного взыскания, а также длительные судебные разбирательства с ответчиком по делам № А23-1512/07А-14-90, А23-4444/08А-21-44, применение обеспечительных мер по обоим делам.
В связи с изложенным, суд считает возможным удовлетворить ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги о восстановлении срока на взыскание в судебном порядке соответствующих сумм налогов, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167, 169, 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

взыскать с индивидуального предпринимателя К., 24.12.1976 года рождения, уроженки г. Усть-Каменогорска, проживающей по адресу: г. Калуга, ул. Каштановая, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером, задолженность по уплате налогов, в том числе: налог на доходы физических лиц за 2004 год в размере 277 870 руб., за 2005 год - 205 861 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2004 год - 42 443 руб. 84 коп., за 2005 год - 37 860 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС за 2005 год - 2 492 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС за 2004 год - 2 318 руб. 13 коп., за 2005 год - 3 398 руб.; налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2003 года - 8 951 руб., за 2 квартал 2003 года - 7 577 руб., за 3 квартал 2003 года - 1 756 руб., за 4 квартал 2003 года - 40 253 руб., за 1 квартал 2004 года - 92 770 руб., за 2 квартал 2004 года - 31 425 руб., за 3 квартал 2004 года - 123 966 руб., за 4 квартал 2004 года - 225 437 руб., за 1 квартал 2005 года - 2 803 руб., за 2 квартал 2005 года - 56 314 руб., за 3 квартал 2005 года - 108 757 руб., за 4 квартал 2005 года - 98 102 руб.; пени за неуплату налога на доходы физических лиц - 90 282 руб. 52 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 16 958 руб. 56 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС - 331 руб. 73 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС - 1 485 руб. 98 коп.; за неуплату налога на добавленную стоимость - 210 626 руб.; штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога на доходы физических лиц - 24 186 руб. 20 коп., за неуплату единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет - 4 060 руб. 77 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС - 125 руб. 40 коп.; за неуплату единого социального налога, зачисляемого в ТФОМС, - 286 руб. 23 коп.; за неуплату налога на доходы физических лиц - 51 075 руб. 45 коп., а всего 1 654 913 (один миллион шестьсот пятьдесят четыре тысячи девятьсот тринадцать) руб. 28 коп.
Взыскать с индивидуального предпринимателя К., 24.12.1976 года рождения, уроженки г. Усть-Каменогорска, проживающей по адресу: г. Калуга, ул. Каштановая, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 19774 (девятнадцать тысяч семьсот семьдесят четыре) руб. 57 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Арбитражного суда
Калужской области



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru