ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2009 г. № 1418-а
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО,
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В 2010 ГОДУ
В целях формирования Региональной системы оценки качества образования в Приморском крае, реализации мероприятий по оценке качества дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования в Приморском крае, в соответствии с концепцией Региональной системы оценки качества образования Приморского края, утвержденной приказом департамента образования и науки Приморского края от 27.11.2009 № 1416-а, приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение
о проведении мониторинговых исследований качества дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования на территории Приморского края.
2. Отделу общего образования департамента (Гришан), отделу начального и среднего профессионального образования департамента (Заворовская) довести до сведения руководителей муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений данное Положение
.
3. Муниципальным органам управления образованием, образовательным учреждениям края при разработке Положений о мониторинге качества образования руководствоваться утвержденным Положением
.
4. Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" обеспечить организационно-технологическое сопровождение мониторинговых мероприятий.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей директора департамента образования и науки Приморского края Н.А. Виткалову, Е.В. Черновицкую.
Директор департамента
В.И.КУЗНЕЦОВА
Приложение
к приказу
департамента образования
и науки Приморского края
от 30.11.2009 № 1418-а
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО, ОБЩЕГО, НАЧАЛЬНОГО И
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, региональные показатели и индикаторы, инструментарий, функциональную схему, проведение регионального мониторинга качества образования в образовательных учреждениях системы дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования (далее - учреждения НПО и СПО) на территории Приморского края, его организационное и технологическое сопровождение.
1.2. Мониторинговые исследования (далее - мониторинг) осуществляются в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального и регионального уровня, программами развития образовательных систем, оперативными планами работы, методическими материалами и настоящим Положением и распространяются на аккредитующиеся и аккредитованные образовательные учреждения системы дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования Приморского края.
1.3. Мониторинг качества образования проводится с целью получения объективной информации о состоянии качества образования в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, учреждениях НПО и СПО, муниципальных образованиях, выявления причин, влияющих на уровень качества образования, повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг.
1.4. Настоящее Положение устанавливает единые требования при проведении мониторинга на территории Приморского края. На основании данного Положения муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения разрабатывают свои положения о мониторинге.
1.5. Реализация мониторинга осуществляется соответствующими специалистами и управленческими структурами в рамках функционирования РСОКО ПК на региональном, муниципальном уровнях, на уровне образовательного учреждения, на локальном уровне (класс, группа). Для проведения особых видов мониторинговых исследований могут быть использованы организации (специалисты) других ведомств.
1.6. Доступ к получению информации в рамках мониторинга определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование РСОКО ПК.
1.7. Основными пользователями результатов мониторинга являются обучающиеся и их родители, педагогические работники образовательных учреждений, учредители и специалисты органов управления в сфере образования, работодатели и др.
1.8. Основными принципами реализации мониторинга являются иерархичность построения мониторинга, реалистичность требований, открытость и прозрачность процедур оценки качества образования, объективность и достоверность получаемой информации, сравнимость и сопоставимость результатов, полученных в ходе мониторинга, прогнозирование.
1.9. В мониторинговых исследованиях принимают участие все образовательные учреждения дошкольного, общего образования, учреждения НПО и СПО Приморского края.
1.10. Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных управленческих решений.
]]>- данные статистической отчетности;
- результаты лицензирования образовательных учреждений;
- результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;
- результаты промежуточной аттестации обучающихся образовательных учреждений;
- тестирование (бланковое, компьютерное);
- анкетирование, опросы, интервьюирование;
- дополнительные данные, собираемые в рамках мониторинговых исследований.
3.2. Технические средства обработки данных:
- автоматизированная информационная система контроля качества образовательных достижений.
4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА МОНИТОРИНГА
Мониторинг качества образования включает в себя следующие уровни: региональный, муниципальный, образовательное учреждение.
Основной системообразующей единицей регионального мониторинга качества образования является образовательное учреждение, информация по которому собирается, структурируется и хранится на каждом уровне.
4.1. Мониторинг осуществляется под непосредственным руководством департамента образования и науки Приморского края (далее - департамент), который обеспечивает нормативно-правовое сопровождение процедур мониторинга.
Организационно-технологическое, инструктивно-методическое сопровождение мониторинга обеспечивается ГОУ ДПО ПИППКРО и Региональным центром оценки качества образования (в структуре ГОУ ДПО ПИППКРО).
4.2. Для проведения мониторинга на региональном уровне назначается группа ответственных лиц из числа специалистов департамента и сотрудников ГОУ ПИППКРО, Регионального центра оценки качества образования (далее - РЦОКО), представителей образовательных учреждений, методических служб, общественно-профессиональных организаций и объединений, состав которой утверждается приказом департамента.
4.3. На муниципальном уровне мониторинг осуществляется муниципальными органами управления образованием (далее - МОУО), которые фиксируют представление о системе образования данной территории и прогнозируют ее развитие.
4.4. На уровне образовательного учреждения мониторинг осуществляется руководителями учреждений образования и специалистами в соответствии с должностными обязанностями. В их компетенции - обобщенное системное представление о состоянии и деятельности образовательного учреждения в соответствии с действующими образовательными стандартами, поставленными целями функционирования и развития и дальнейшее прогнозирование деятельности образовательного учреждения.
4.5. На локальном уровне мониторинг осуществляют педагогические работники в ходе образовательной деятельности. Он представляет собой совокупность непрерывных контролирующих наблюдений и измерений, позволяющих определять уровень реализации индивидуального потенциала обучающегося (воспитанника) для корректировки (по мере необходимости) процессов воспитания и обучения в интересах обучающихся.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ МОНИТОРИНГА
5.1. Проведение мониторинга связано с процедурами контроля и оценки качества образования.
5.2. Мониторинг осуществляется в двух видах: базовый и проблемный. Информационную основу базового мониторинга составляют данные официальной статистики, поступающие в органы управления образованием.
Проблемный мониторинг осуществляется в соответствии с поставленной задачей решения конкретной проблемы.
5.3. Проведение мониторинга основывается на координации действий департамента, ГОУ ДПО ПИППКРО, РЦОКО, МОУО, администрации образовательных учреждений.
5.4. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, анализа, хранения и использования информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством электронной связи и регулярно пополняемых электронных баз данных.
5.5. Реализация мониторинга предполагает последовательность действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- обработка, анализ и интерпретация данных, полученных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- распространение результатов среди пользователей мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации.
5.6. К основным методам проведения мониторинга относятся:
- экспертное оценивание;
- тестирование;
- анкетирование;
- проведение контрольных и других работ;
- статистическая обработка информации и др.
5.7. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.
5.8. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются динамический анализ (анализ изменений характеристик во времени) и сопоставительный анализ (сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы).
5.9. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются валидность, надежность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, сбалансированность элементов, апробированность.
5.10. По результатам мониторинга готовятся аналитические материалы в формах, соответствующих целям и задачам конкретных исследований (справочные материалы, базы данных, аналитические записки и т.д.).
В данное Положение могут вноситься коррективы в случае внесения изменений в законодательные или нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня.