Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. № А82-3545/2009-14

Резолютивная часть оглашена 28.07.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе:
судьи Сурововой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сурововой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
территориального управления Росимущества по Ярославской области к
главе Рыбинского муниципального района Ярославской области
с участием в качестве третьих лиц без самостоятельных требований:
СПК "Шашково", СПК "Им. Ленина", СПК "Прогресс", ЗАО "8 Марта", ООО "Малиновец", СПК "Заветы Ильича", ЗАО "Агромир", ООО "Свобода", ООО "Приморье", СПК "Луч", СПК "Рыбинский"
о признании недействительным постановления главы от 24.03.2003 № 597,
при участии:
от заявителя - Хитрова И.А. - по доверенности от 13.01.2009,
от ответчика - Степановой О.В. - по доверенности от 26.02.2009,
от третьих лиц - Блинова А.Н. - по доверенности от 01.06.2009 ООО "Малиновец" и по доверенности от 25.06.2007 ООО "Приморье",
Куцеваловой Н.Ю. - по доверенности от 16.01.2008 СПК "Прогресс",

установил:

территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ярославской области обратилось в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24.03.2003 № 597 "Об утверждении проекта землеустройства /перераспределения земель/ СПК "Шашково". Постановление оспаривается заявителем в той части, в которой им изменены права сельскохозяйственных организаций за земли, покрытые лесом: право владения заменено на право постоянного /бессрочного/ пользования.
Заявленные требования мотивированы нарушением при принятии постановления норм Земельного и Лесного кодексов, тем, что земли, в отношении которых принято решение о предоставлении на праве постоянного /бессрочного/ пользования, относятся к землям лесного фонда, находятся в федеральной собственности, правом распоряжения такими землями органы местного самоуправления не наделены, право постоянного /бессрочного/ пользования не может предоставляться товариществам и кооперативам и на таком праве вообще не предусмотрено предоставление в пользование участков лесного фонда.
Администрация требования Росимущества не признала, считает постановление соответствующим закону и не нарушающим права заявителя, сослалась на пункт 1 решения Малого совета Ярославского областного Совета от 19.03.1992 № 47, которым леса колхозов и совхозов отнесены к муниципальной собственности.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены все сельскохозяйственные организации, к которым относится оспариваемое постановление в части изменения прав на земли, покрытые лесом: сельскохозяйственные производственные кооперативы "Шашково", "Им. Ленина", "Прогресс", "Луч", "Рыбинский", "Заветы Ильича" и "Арефинский", закрытые акционерные общества "8 Марта" и "Агромир", общества с ограниченной ответственностью "Малиновец", "Свобода" и "Приморье".
СПК "Арефинский" согласно данным ЕРГЮЛ исключено из государственного реестра в 2006 году в связи с его ликвидацией и подлежит исключению из числа третьих лиц.
Свое отношение к заявленным требованиям из привлеченных к участию в деле лиц выразили: СПК "Шашково", СПК "Рыбинский", СПК "Прогресс", ООО "Малиновец" и ООО "Приморье".
Позиция третьих лиц основана на том, что переданные в постоянное /бессрочное/ пользование земли являются землями сельскохозяйственного назначения, что подтверждается данными кадастрового учета и земельно-учетными документами, на этих землях находится древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для защиты сельскохозяйственных угодий, отнесение данных земель к землям лесного фонда не подтверждено заявителем надлежащими доказательствами, оспариваемым постановлением права на землю приведены в соответствие с действующим законодательством. Представитель ООО "Малиновец" и ООО "Приморье" считает необходимым разграничивать понятия лесного фонда и земель, на которых он расположен, полагает, что это отдельные объекты прав и если колхозные леса являются частью лесного фонда, то земли, на которых они расположены, являются землями сельскохозяйственного назначения.
Рассмотрением материалов дела судом установлено.
Постановлением главы Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24.03.2003 № 597 в оспариваемой части, внесены изменения в постановление главы администрации Рыбинского района от 02.12.1993 № 634-а: слова "во владение" по тексту постановления заменены словами "в постоянное /бессрочное/ пользование".
Постановлением № 634-а "О передаче покрытых лесом и древесно-кустарниковой растительностью земель запаса во владение товариществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам" во владение товариществам с ограниченной ответственностью "Имени Ленина", "Заветы Ильича", "Родина", "Свобода", "Приморье", "Луч", "Арефинский", "Рыбинский", "Шашково", "Прогресс", "8 Марта" и акционерному обществу "Малиновец" переданы покрытые лесом и древесно-кустарниковой растительностью земли запаса, не переданные им ранее при организации колхозов и совхозов.
Постановление принято по ходатайствам товариществ и общества и на основании статьи 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с данной нормой во владении колхозов, совхозов находится лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передается во владение лесной фонд этого колхоза или совхоза.
Таким образом, из содержания постановления № 634-а от 02.12.1993 следует, что во владение реорганизованным сельскохозяйственным организациям были переданы земли лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании колхозов и закрепленные за совхозами, на основании вступивших в действие 15.04.1993 Основ лесного законодательства Российской Федерации.
Тот факт, что в пользовании реорганизованных сельхозорганизаций находятся земли лесного фонда, подтверждается материалами лесоустройства, проведенного ФГУЛП "Брянсклеспроект" Минприроды Российской Федерации в 2000 году: проектом организации и ведения лесного хозяйства Рыбинского сельского лесхоза ГУ "Ярсельлес", планами лесонасаждений и таксационными описаниями, а также договорами безвозмездного пользования участками лесного фонда, заключенными организациями с Рыбинским лесхозом в 1998 - 2000 годах.
Согласно материалам лесоустройства леса, находящиеся в пользовании сельхозорганизаций /бывших колхозов и совхозов/, относятся к лесам 1 группы /часть лесов СПК "Шашково" относится к лесам 2 группы/. Леса 1 группы признаются защитными лесами /статья 8 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"/.
Тот факт, что земли лесного фонда впоследствии обрели категорию земель сельскохозяйственного назначения, не изменяет правового режима данных земель, поскольку законных оснований для присвоения таким землям категории земель сельскохозяйственного назначения судом не установлено.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на категории. Земли лесного фонда и земли сельскохозяйственного назначения являются самостоятельными категориями земель.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством /статья 101/.
То же определение земель лесного фонда содержали и Основы лесного законодательства Российской Федерации /статья 2/.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей /статья 77/.
То же понятие земель сельскохозяйственного назначения содержал и Земельный кодекс РСФСР /статья 56/.
В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Такие защитные лесные насаждения создаются на оврагах, балках, песках, берегах рек, по границам сельскохозяйственных земель при проведении агролесомелиоративных мероприятий с целью обеспечения коренного улучшения земель и предотвращения деградации земель пастбищ посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений.
Того факта, что спорные лесные земли были созданы при проведении агромелиоративных мероприятий, никем не доказано и судом не установлено.
Колхозные леса, предоставленные колхозам в бессрочное пользование, Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными Законом СССР от 17 июня 1977 года, были отнесены к единому государственному лесному фонду наряду с лесами, находящимися в ведении государственных органов лесного хозяйства.
Лесным кодексом 1997 года /статья 19/ и Лесным кодексом 2006 года /статья 8/ определено, что лесной фонд находится в федеральной собственности. Органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Таким образом, передавая участки лесного фонда в постоянное /бессрочное/ пользование сельскохозяйственным организациям в 2003 году, ответчик по настоящему делу действовал вне рамок своих полномочий.
Кроме того, предоставление участков лесного фонда в постоянное /бессрочное/ пользование противоречит лесному законодательству, действовавшему в период принятия постановления.
Согласно статье 22 Лесного кодекса 1997 года участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования, т.е. на договорных правах.
Право постоянного /бессрочного/ пользования земельным участком относится к вещным правам наряду с правом собственности /статья 216 Гражданского кодекса РФ/.
Таким образом, участки лесного фонда не могли предоставляться в пользование юридическим лицам на праве постоянного /бессрочного/ пользования.
Доводы ответчика со ссылкой на решение Ярославского областного Совета от 19.03.1992 не принимаются судом по тому основанию, что в период нового правового регулирования законодательство Российской Федерации по вопросам разграничения государственной собственности на федеральную, собственность субъектов и муниципальную собственность, не передавало лесной фонд из государственной собственности ни в собственность субъектов РФ, ни в муниципальную собственность и не уполномочивало на то органы государственной власти субъектов. До такой передачи все объекты, находившиеся в государственной собственности, относились к федеральной собственности. Федеральная собственность на лесной фонд, как было указано выше, определена позднее принятым лесным законодательством.
Доводы третьих лиц опровергаются установленными по делу обстоятельствами и сделанными судом выводами.
С учетом изложенного требования территориального управления Росимущества подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействительным постановление главы Рыбинского муниципального района Ярославской области от 24.03.2003 № 597 "Об утверждении проекта землеустройства /перераспределения земель/ СПК "Шашково" в части внесения изменений в постановление главы администрации Рыбинского района от 02.12.1993 № 634-а относительно замены слов "во владение" словами "постоянное /бессрочное/ пользование".
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд /г. Киров/ в месячный срок.

Судья
М.В.СУРОВОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru