Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2009 г. по делу № А28-10548/2009-302/18

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 октября 2009 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи С.Р.,
при ведении протокола судебного заседания судьей С.Р.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
закрытого акционерного общества "У."
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области
о признании недействительным пункта 1 предписания от 02.07.2009
при участии в заседании представителей:
от заявителя - С.Г. по доверенности от 31.12.2008;
от ответчика - Б. по доверенности от 12.01.2009, М. по доверенности от 19.10.2009,

установил:

закрытое акционерное общество "У." (далее - заявитель, Общество, ЗАО "У.") обратилось в суд с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания от 02.07.2009, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области (далее - ответчик, Управление Росприроднадзора).
Заявитель полагает, что предписание в оспариваемой части не соответствует пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Общество указывает, что требование Управления Росприроднадзора о необходимости установки расходомеров на установках очистки газа для контроля подачи орошающей жидкости к скрубберам на участке цеха необоснованно и незаконно, так как установленное оборудование обеспечивает функцию контроля подачи орошающей жидкости к скрубберам.
Управление Росприроднадзора требования заявителя не признает, в представленном отзыве и дополнении к нему указывает на законность и обоснованность пункта 1 предписания от 02.07.2009, так как на установках очистки газа измерительные приборы - расходомеры не установлены. Полагает, что оборудование, которое имеется на установках очистки газа, не является расходомерами, так как измеряет не расход орошающей жидкости, а другие параметры установки.
В судебном заседании объявлялись перерывы с 12.10.2009 по 16.10.2009 и с 16.10.2009 по 19.10.2009.
После перерыва в судебном заседании представители ответчика в выступлении пояснили, что расходомеры необходимы на установках очистки газа в целях обеспечения контроля за их надлежащим функционированием. Установленные заявителем системы определения расхода орошающей жидкости не обеспечивают измерение такого расхода, и не могут обеспечить надежность и безопасность работы установок очистки газа.
Изучив представленные по делу доказательства, заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие фактические обстоятельства:
На основании распоряжения от 05.02.2009 заместителя руководителя Управления Росприроднадзора в период с 06.02.2009 по 18.03.2009 проведено внеплановое мероприятие по контролю за соблюдением ЗАО "У." требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами (в связи с аварийным выбросом аммиака).
В ходе проверки выявлено, что Обществом не соблюдаются требования подпункта 6.1 Правил эксплуатации установок очистки газа в части допуска к эксплуатации скрубберов без приборов контроля подачи орошающей жидкости (без наличия манометров и расходомеров), что является нарушением пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Указанное и иные нарушения зафиксированы в акте от 03.04.2009 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства.
03.04.2009 Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований природоохранного законодательства Российской Федерации, пунктом 4 которого предписывалось в срок до 25.05.2009 установить манометры и расходомеры на установках очистки газа.
В связи с выявлением указанных нарушений природоохранного законодательства постановлением от 19.05.2009 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 10.06.2009 по делу № А28-7182/2009 было отказано в удовлетворении заявления ЗАО "У." об оспаривании вышеуказанного постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.08.2009 указанный судебный акт оставлен без изменения.
Распоряжением Управления Росприроднадзора от 24.06.2009 в целях контроля за исполнения предписания 03.04.2009 назначено проведение проверки в отношении ЗАО "У.".
Проверив исполнение предписания от 03.04.2009 в части исполнения Обществом обязанности по установке расходомеров и манометров, ответчиком было выявлено, что расходомеры не были установлены на установках очистки газа, что отражено в акте проверки от 02.07.2009. В акте осмотра от 26.06.2009 указывается, что контроль за расходом орошающей жидкости осуществляется с помощью частотно-регулируемого привода с выводом показаний в АРМ.
В связи с изложенным ответчиком 02.07.2009 было вынесено предписание с указанием в первом пункте на необходимость установления расходомеров на установках очистки газа в срок до 01.09.2009.
Не согласившись с обоснованностью пункта 1 предписания ЗАО "У." обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части указанного пункта.
Заслушав объяснения и доводы представителей сторон, исследовав все материалы дела, Арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
В силу пункта 1.1 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Главным государственным инспектором СССР по контролю за работой газоочистительных и пылеулавливающих установок 28.11.1983 (далее также - Правила), их нормы являются обязательными для предприятий, эксплуатирующих установки очистки газа, независимо от их ведомственной принадлежности. Правила не распространяются на установки очистки газа от транспортных средств и от агрегатов, имеющих выбросы радиоактивных веществ.
Согласно пункту 2.2 Правил установкой очистки газа является комплекс сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу.
Пунктом 6.1 Правил предусмотрено, что мокрые механические пылеуловители должны иметь расходомеры и манометры для контроля подачи орошающей жидкости.
Из материалов дела следует, что 18.03.2009 на участке цеха ЗАО "У." допущена эксплуатация 6 (единиц) скрубберов, предназначенных для очистки вредных загрязняющих атмосферу веществ, выделяемых от работы трех (единиц) барабанных грануляторов-сушилок и трех (единиц) аппаратов "Кипящего слоя", при отсутствии манометров и 5 (единиц) расходомеров для контроля подачи орошающей жидкости.
На момент вынесения предписания расходомеры не были установлены обществом на установках очистки газа.
Согласно ГОСТ 15528-86 "Средства измерения расхода, объема или массы протекающей жидкости и газа" под расходомером жидкости (газа) понимается измерительный прибор или совокупность приборов, предназначенных для измерения расхода жидкости (газа).
Из представленных заявителем документов, в частности - из письма от 27.08.2009 следует, что на установках очистки газа Обществом применяется оборудование, состоящее из электронасосного агрегата, частотно-регулирующего привода (ЧРМ), контроллера (системы управления) и дисплея в составе персонального компьютера для отображения результатов (автоматизированное рабочее место оператора). Заявитель указывает, что с помощью данного оборудования расчетным методом осуществляется контроль подачи орошающей жидкости. На основании технических характеристик агрегатов рассчитывается зависимость между частотой оборотов электронасосного агрегата с частотно-регулирующим приводом и расходом жидкости, а данные о расходе выводятся на экран монитора оператора.
Таким образом, имеющаяся система оборудования, применяемого на установках очистки газа ЗАО "У.", не связана с фактическим и непосредственным измерением величины расхода вещества, так как расход орошающей жидкости в данном случае не измеряется, а вычисляется исходя из характеристик установленного оборудования.
Доказательств установки измерительных элементов указанной системы непосредственно в пылеуловителях установок очистки газа, в дело не представлено.
Заявитель не представил в материалы дела доказательств того, что такое исчисление расхода орошающей жидкости обеспечит достоверность информации о ее расходе, выводимой на дисплей оператора, в случае изменения подлежащих измерению параметров расходуемой орошающей жидкости, в том числе и при прекращении ее фактического поступления в скруббер при работающем электронасосе.
Исходя из системного толкования пунктов 3.1, 3.3, 3.6, 6.1, 6.3 Правил, а также пункта 4 приложения 1 к Правилам суд считает, что для осуществления надлежащего контроля и эксплуатации установок очистки газа, и соответственно, для соблюдения требований указанных Правил необходимо не только осуществлять контроль за подачей орошающей жидкости в пылеуловитель, но и иметь возможность измерять фактический ее расход.
Данное обстоятельство подтверждается также представленными в материалы дела актами проверки соответствия параметров работы ПГУ проектным (регламентным) значениям и выписками из паспортов, содержащих данные о фактических показателях работы установок очистки газа, включающих показатель расхода воды (раствора) на орошение, единицей измерения которого является куб. м/ч.
Таким образом, Правилами предусмотрена не только контрольная функция расходомеров о подаче орошающей жидкости в пылеуловитель установки, но и непосредственно связанная с ней измерительная функция, так как без измерения фактических параметров расхода орошающей жидкости невозможно определить их соответствие проектным параметрам и осуществлять контроль за обеспечением оптимального режима работы установки в целях недопущения загрязнения атмосферного воздуха.
В связи с тем, что система оборудования, применяемая на установках очистки газа ЗАО "У." не связана с непосредственным измерением каких-либо параметров расходуемого вещества (орошающей жидкости), а основана только на исчислении такого расхода по техническим характеристикам агрегатов, суд не может принять доводы заявителя о том, что установленное оборудование в данном случае может заменить собой измерительный прибор - расходомер, которым должен быть укомплектован мокрый механический пылеуловитель установки.
Представленное заявителем письмо Кировского центра стандартизации, метрологии и сертификации от 16.09.2009 не доказывает возможность применения системы оборудования, установленного на установках очистки газа ЗАО "У." в качестве измерительного прибора, обеспечивающего фактическое измерение такого параметра работы установки очистка газа, как расход воды (раствора) на орошение, указанного в пункте 7 выписки из паспорта установки.
С учетом изложенного, суд считает обоснованным и соответствующим положениям части 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" требование Управления Росприроднадзора об установке расходомеров на установках очистки газа, изложенное в пункте 1 предписания от 02.07.2009, в целях недопущения загрязнения окружающей среды и обеспечения Обществом надлежащего соблюдения правил эксплуатации установок очистки газа.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требование заявителя о признании недействительным предписания Управления Росприроднадзора от 02.07.2009 в части пункта 1 не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем в размере 2000 руб., в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования закрытого акционерного общества "У." о признании недействительным пункта 1 предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области от 02.07.2009 отказать.
Оспариваемое предписание проверялось на соответствие пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Решение по делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия в соответствии со статьями 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации или в кассационную инстанцию (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru