Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ
от 3 августа 2009 г. № 22-16-18-2009

НА ЧАСТЬ 2 СТАТЬИ 9.1 КОДЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, УТВЕРЖДЕННОГО ЗАКОНОМ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 02.04.2008 № 1506-ЗПО (В РЕДАКЦИИ
ЗАКОНОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.07.2008 № 1558-ЗПО,
ОТ 25.09.2008 № 1611-ЗПО, ОТ 01.11.2008 № 1627-ЗПО,
ОТ 28.11.2008 № 1657-ЗПО, ОТ 18.12.2008 № 1668-ЗПО,
ОТ 18.12.2008 № 1673-ЗПО, ОТ 27.02.2009 № 1675-ЗПО,
ОТ 27.02.2009 № 1693-ЗПО, ОТ 30.06.2009 № 1761-ЗПО)

В Законодательное Собрание
Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка соответствия действующему законодательству Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 01.07.2008 № 1558-ЗПО, от 25.09.2008 № 1611-ЗПО, от 01.11.2008 № 1627-ЗПО, от 28.11.2008 № 1657-ЗПО, от 18.12.2008 № 1668-ЗПО, от 18.12.2008 № 1673-ЗПО, от 27.02.2009 № 1675-ЗПО, от 27.02.2009 № 1693-ЗПО, от 30.06.2009 № 1761-ЗПО).
В ходе проверки установлено, что часть 2 статьи 9.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях не соответствует федеральному законодательству по следующим основаниям.
Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 8 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать административную ответственность за несоблюдение установленных требований к обеспечению родителями (лицами, их заменяющими), лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей, а также юридическими лицами или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда.
В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию Законом Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО "О реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Пензенской области" (далее - Закон Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО) в числе прочих мер установлены меры по недопущению пребывания детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе.
Органы местного самоуправления на основании заключения экспертной комиссии определяют на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО не допускается (часть 4 статьи 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО).
Таким образом, Законом Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО предусмотрено, что органы местного самоуправления определяют на территории муниципалитета конкретные места, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения законных представителей (лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей), исходя из перечня мест, установленных частью 2 статьи 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО.
Частью 2 статьи 9.2 Кодекса Пензенской области об административной ответственности установлена административная ответственность за допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время (с 22 часов до 6 часов) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также в других местах, определенных органами местного самоуправления.
Данная норма в части слов "а также в других местах, определенных органами местного самоуправления" нарушает конституционный принцип равенства перед законом и судом, предусмотренный частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
Из конституционного принципа равенства вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
Неопределенность содержания законодательного регулирования, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования, в том числе для регулирования вопросов административной ответственности.
Формулировка части 2 статьи 9.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях в части слов "а также в других местах, определенных органами местного самоуправления" является неопределенной и двусмысленной, поскольку позволяет трактовать ее как устанавливающую административную ответственность за допущение нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время без сопровождения законных представителей (лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей), в других местах, определенных органами местного самоуправления и не предусмотренных частью 2 статьи 6 Закона Пензенской области от 30.06.2009 № 1752-ЗПО.
Указанная выше норма может привести к ее произвольному толкованию правоприменителями - органами местного самоуправления и органами государственной власти Пензенской области, введению органами местного самоуправления незаконных ограничений конституционного права несовершеннолетних на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства, незаконному привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

предлагаю:

часть 2 статьи 9.2 Кодекса Пензенской области об административных правонарушениях, утвержденного Законом Пензенской области от 02.04.2008 № 1506-ЗПО (в редакции Законов Пензенской области от 01.07.2008 № 1558-ЗПО, от 25.09.2008 № 1611-ЗПО, от 01.11.2008 № 1627-ЗПО, от 28.11.2008 № 1657-ЗПО, от 18.12.2008 № 1668-ЗПО, от 18.12.2008 № 1673-ЗПО, от 27.02.2009 № 1675-ЗПО, от 27.02.2009 № 1693-ЗПО, от 30.06.2009 № 1761-ЗПО) привести в соответствие с действующим законодательством, исключив слова "а также в других местах, определенных органами местного самоуправления".
Протест подлежит рассмотрению на очередной сессии Законодательного Собрания Пензенской области. О дне рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области.
О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор области
государственный советник
юстиции 2 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru