Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИМОРСКАЯ МЕЖРАЙОННАЯ ПРИРОДООХРАННАЯ ПРОКУРАТУРА

ИНФОРМАЦИЯ
от 1 февраля 2010 г. № 7/7-2010

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В 2009 ГОДУ

Во исполнение п. 2.5 приказа прокурора Приморского края № 11 от 10.07.2008 "Об организации прокурорского надзора за исполнением природоохранного законодательства" Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведено обобщение (анализ) состояния законности в сфере охраны окружающей среды в прошедшем 2009 году.

В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Общая площадь Приморского края 16,5 млн. га. Площадь земель лесного фонда края по лесному реестру равна 11968,7 тыс. га, из них покрытых лесной растительностью земель - 11483,2 тыс. га. По целевому назначению леса края распределились следующим образом: защитные леса - 3279,9 тыс. га, эксплуатационные леса - 8675,4 тыс. га, резервные леса отсутствуют.
Соотношение покрытых лесной растительностью земель по хозяйствам: хвойное - 55%, твердолиственное - 28% и мягколиственное - 16%. Защитные леса представлены 3079,7 тыс. га покрытых лесной растительностью земель, а это составляет 94% площади защитных лесов. Эксплуатационные леса покрыты лесной растительностью на 97%.
Ценные лесные насаждения занимают 86% площади земель, покрытых лесной растительностью, в состав которых входят хвойные породы: кедр, ель, пихта и лиственница, ценные твердолиственные породы: дуб, ясень, клен, ильм, а также мягколиственные: береза, липа.
Не покрытые лесной растительностью земли представлены 5,7 тыс. га несомкнувшихся лесных культур, 0,2 тыс. га лесных питомников, 40,0 тыс. га естественных редин, 33,9 тыс. га гарей, 4,6 тыс. га погибших древостоев, 17,7 тыс. га вырубок, 55,8 тыс. га пустырей. Фонд лесовосстановления равен 112 тыс. га, из них 6,3 тыс. га от сплошных рубок.
Общий запас древесины в лесах Приморского края 1759,43 млн куб. м, в том числе 870,6 млн куб. м спелых и перестойных насаждений. Запас хвойных насаждений - 1153,8 млн куб. м, а твердолиственных - 385,1 млн куб. м. Общий средний прирост - 17,6 млн куб. м.
Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда фактически достигла 92,64%, превысив установленный показатель на 2,64%. Лесистость территории Приморского края 79,92%.
Количество защитных лесов в настоящее время 28,5%, что вполне достаточно для обеспечения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой осуществляется постоянный надзор за исполнением законодательства в сфере лесных отношений, выявлению и пресечению правонарушений в сфере заготовки, оборота леса и лесоматериалов.
Реализация исполнения переданных, в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса РФ, полномочий в области лесных отношений в 2009 году в Приморском крае обеспечивалась Управлением лесным хозяйством Приморского края.
Для формирования в соответствии с Лесным кодексом РФ территориальных единиц управления в области лесных отношений, приказом Рослесхоза от 09.12.2008 № 382 определено, что на территории края должно быть 12 территориальных единиц - лесничеств. Приказом Рослесхоза от 19.05.2009 № 197 уточнены количество и границы лесничеств в Приморском крае на основании предложения Администрации Приморского края. В соответствии с данным приказом определено, что на территории края должно быть 11 территориальных единиц - лесничеств (ликвидировано Артемовское лесничество путем присоединения к Владивостокскому лесничеству). Реорганизация в настоящий момент не завершена.
Постановлением Администрации Приморского края от 13.04.2007 № 89-па создано подведомственное Управлению лесным хозяйством КГУ "Приморское лесничество".
В соответствии с приказом Рослесхоза от 09.12.2008 № 382 в составе КГУ должно находиться 12 филиалов. В настоящий момент в связи с изданием приказа Рослесхоза от 13.05.2009 № 197 проходит реорганизация.
В целях выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов распоряжением Администрации Приморского края от 08.11.2007 № 788-ра создано казенное предприятие Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение" (далее - КППК "Приморское ЛХО").
В целях обеспечения исполнения охраны лесов от пожаров в Приморском крае, в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 07.06.2007 № 137-па создано КГУ "Приморская база авиационной охраны лесов". В соответствии с п. 1.5 Устава КГУ "Приморская авиабаза" учреждение находится в ведомственном подчинении Управления лесным хозяйством Приморского края.
Организация структуры государственного управления в области лесных отношений в Приморском крае завершена, в настоящее время проводятся реорганизационные мероприятия, направленные на ее оптимизацию.
По состоянию на 01.01.2010 все договоры аренды участков лесного фонда приведены в соответствие с требованиями Лесного кодекса РФ.
В 2009 году 5450 юридических и физических лиц осуществляло использование лесов, в том числе: 290 по договорам аренды на право использования лесов и 5160 по договорам купли-продажи лесных насаждений.
Лесозаготовительной деятельностью в крае занимается около 260 предприятий различных форм собственности, из них наиболее крупные: ОАО "Тернейлес", ОАО "Амгу", ООО "Дальнереченсклес", ОАО "Рощинский КЛПХ", ООО "Чугуевский леспромхоз", филиал "Светлая" ОАО "ПЛП", ООО "Форест-Стар" и др.
Лесопилением и деревообработкой занимается около 220 предприятий (85%), из них наиболее крупные: ЗАО СТС "Текновуд", ОАО "Пластун", ЗАО "ПТС Харвуд", ЗАО "Лес экспорт", ОАО "ГРК АИР".
Расчетная лесосека в 2009 г. составляла 7,5 млн. куб. м, из них передано в аренду для заготовки древесины 3,6 млн. куб. м, фактически заготовлено с учетом мероприятий по уходу за лесом 3,2 млн. куб. м.
Лесопромышленный комплекс края имеет ярко выраженную экспортную направленность. Основными импортерами лесопродукции являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона: Китай, Япония, Южная Корея, причем доля КНР - более 80%.
По данным таможенных органов, за 2009 г. объем экспорта круглого леса составил 1460,0 тыс. куб. м, объем экспорта пиломатериалов снизился на 120% и составил 96 тыс. куб. м. Объем древесины, поставленной на переработку, 770 тыс. куб. м.
В настоящее время наблюдается спад объемов производства лесопромышленного комплекса с одновременной переориентацией производства на переработку древесины, в тоже время экспорт необработанной древесины за рубеж увеличился. Доля чистой прибыли предприятий ЛПК края снижается.
Дистанционный мониторинг организации и состояния лесопользования в 2009 г. проведен на территории пяти лесничеств Приморского края (северные районы Приморского края).
На территории, охваченной дистанционным мониторингом, было обследовано 1385 лесосек, общей площадью 28,5 тыс. га.
Согласно форме 26-ОИП проверено в натуре 1301 лесосека, с использованием материалов дистанционного мониторинга, общей площадью 27,2 тыс. га. По результатам натурных проверок выявлены нарушения: оставлено недорубов - 3,6 тыс. куб. м; рубка деревьев без разрешительных документов, в т.ч. за пределами установленных мест рубок, - 6,4 тыс. куб. м; рубка и повреждение семенных куртин, полос - 0,1 тыс. куб. м. По результатам проверок исчислено ущерба на сумму 36703,3 тыс. руб. Предъявлено ущерба по результатам приемки мест рубок - 6,8 млн. руб., оплачено добровольно 526 тыс. руб., направлено в суды исков на сумму 221 тыс. руб., направлено 47 материалов в правоохранительные органы для решения вопроса об уголовном преследовании и к административной ответственности привлечено 55 лиц на сумму 270 тыс. рублей.
С начала пожароопасного периода по информации КГУ "Приморская авиабаза" по состоянию на 01.01.2010 в лесном фонде Приморского края зарегистрировано 579 пожаров на общей площади 95464 га, в том числе 272 пожара из-за сельскохозяйственных палов, 230 - по вине граждан, 13 - от грозовых разрядов. Все лесные пожары к настоящему времени ликвидированы. На тушение лесных пожаров израсходовано 28705 тыс. рублей.
Установлено, что помимо неблагоприятных природно-климатических факторов (аномально ранняя весна и устойчивая засушливая погода) на первоначальном этапе организации работы по обнаружению и тушению лесных пожаров сказались допущенные в прошлом году краевыми органами управления лесным хозяйством организационные просчеты.
В целях обеспечения оперативности по обнаружению и тушению лесных пожаров, согласно доведенному Рослесхозом плану, территория лесного фонда до начала пожароопасного сезона была разделена:
- на зоны мониторинга пожарной опасности (зона наземного мониторинга составляет 54,8 тыс. га, зона авиационной охраны - 10900 тыс. га, зона космического мониторинга - 1055,3 тыс. га);
- на зоны ответственности тушения лесных пожаров (зона наземной ответственности - 4614,7 тыс. га, зона авиационной - 7354 тыс. га).
Имущество бывших лесхозов было передано в КППК "Приморское ЛХО" и закреплено за предприятием на праве оперативного управления распоряжениями департамента имущественных отношений Приморского края от 23.04.2008 № 142-р, от 24.04.2008 № 159-р и № 160-р, от 04.06.2008 № 190-р, 14.07.2008 № 230-р и внесено в реестр краевого имущества. Однако окончательное оформление переданного имущества не завершено, т.к. на день проверки из 209 единиц автотранспорта - 54% не поставлено на учет в органы ГИБДД, а из 255 единиц тракторного парка 50% не зарегистрировано в органах Ростехнадзора. Не передано от КГУ "Приморское лесничество" 9 тракторных средств (4%).
В соответствии с планом по осуществлению государственного лесного контроля и надзора, лесничествами была проведена работа по учету объектов, расположенных на территории лесного фонда и подготовки этих объектов к пожароопасному сезону до 01.04.2009.
Проведены проверки лесопользователей, предприятий, организаций, имеющих объекты в лесу на предмет подготовки к пожароопасному сезону 2009 г.
Всего по краю в 2009 г. проверками охвачено 132 лесозаготовительных предприятия. Основные недостатки выявленные проверками: неполная укомплектованность лесопожарных команд средствами индивидуальной и коллективной защиты, в результате проверок всем проверенным организациям выписаны предписания.
Противопожарное обустройство лесов осуществляется на арендованных территориях - арендаторами за свой счет, на участках, не находящихся в аренде, - на основании заключенных государственных контрактов по выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
В 2009 г. выполнение работ по охране лесов от пожаров и тушению пожаров осуществляло КППК "Приморское ЛХО" с его районными филиалами, по 12 заключенным госконтрактам, а в зоне авиационной охраны - КГУ "Приморской базой авиационной охраны лесов" по прямому бюджетному финансированию.
Управлением лесным хозяйством Приморского края ежегодно разрабатываются и утверждаются необходимые документы по вопросам подготовки к пожароопасному сезону и тушения пожаров, регламентирующие взаимодействие всех заинтересованных структур края, при осуществлении вышеуказанных мероприятий.
Утвержденные оперативные планы позволяют оценить потенциальную возможность организаций на территории районов в случае привлечения их на тушение лесных пожаров по договорам.
Для принятия эффективных мер по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, а также в целях координации действий наземных сил и авиационных сил был организован единый диспетчерский пункт управления (ЕПДУ) в составе диспетчеров по наземным и авиационным силам, на основании приказа Управления лесным хозяйством организовано ежедневное дежурство в лесничествах и филиалах КППК "Приморское ЛХО".
Укомплектованность штатов лесопожарных служб КППК "Приморское ЛХО", обеспечивающего тушение лесных пожаров по госконтрактам, составляла 256 штатных сотрудников и 283 временных рабочих на договорной основе.
Для выполнения авиалесоохранных работ в 2009 г. КГУ "Приморская авиабаза" финансировалась по прямой смете. Аукцион на аренду воздушных судов был объявлен и проведен в установленные сроки, и заключены государственные контракты на аренду воздушных судов на основании протокола рассмотрения заявок на аукцион от 31.03.2009 № 881014/1.
Работа по противопожарной профилактике проводилась согласно планам, отчетность в вышестоящий орган по форме 17-Авиа-ЛХ представлялась своевременно.
Фактическая кратность авиапатрулирования ниже расчетной в 5 раз, что влияет на своевременность обнаружения лесных пожаров на малых площадях. Недостаточное финансирование не позволяет выполнять технологический процесс по авиапатрулированию согласно инструкции по авиационной охране лесов и приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 16.12.2008 № 532.
Штатная численность КГУ "Приморская авиабаза": всего - 88 человек, в т.ч.: АУП - 17 чел., летчика - наблюдателя - 9 чел., ППС - 26 чел., ДПС - 13 чел., радиооператоров - 8 чел., прочий персонал - 14 чел., 1 вакантная должность.
Средствами пожаротушения, полевым снаряжением, парашютно-десантным имуществом авиабаза была обеспечена согласно нормативам.
Продуктами питания работники ПДПС были обеспечены по принятым нормам.
Авиа ГСМ КГУ "Приморская авиабаза" не приобретала, так как госконтракты предусматривали аренду воздушного судна с авиа ГСМ поставщика (подрядчика).
Средствами радиосвязи КГУ "Приморская авиабаза" обеспечена в полном объеме, имеет на своем балансе 70 единиц, в том числе: 25 шт. - стационарных; 20 шт. - мобильных; 25 шт. - носимых.
Анализ причин и условий возникновения лесных пожаров в текущем году свидетельствует о том, что большинство лесных пожаров возникли по причине перехода неконтролируемых палов с земель сельскохозяйственного назначения. Повсеместно должностными лицами лесоохраны отмечались массовые поджоги местными жителями сухой травы и стерни на сенокосах, под расчистку полей, несанкционированных мест размещения отходов при полном попустительстве глав сельских и городских поселений.
Основная причина резкого увеличения лесных пожаров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - аномальные природно-климатические факторы, в условиях отсутствия противопожарной профилактики на уровне местных поселений. В частности, неконтролируемых сельскохозяйственных палов можно было избежать путем своевременной опашки полей и сенокосов. Имея достаточную информацию о распределении земельных угодий, администрации муниципальных образований могли провести разъяснительную работу среди местного населения и принять соответствующие меры к владельцам земельных участков.
Для координации деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов в сфере лесных отношений при прокуратуре Приморского края сформирована и работает совместная рабочая группа (на правах коллегиального органа) по реализации мер, направленных на выявление и пресечение правонарушений и преступлений в сфере лесопользования.
Разработан План совместных мероприятий по декриминализации лесопромышленного комплекса в Приморском крае на 2008 - 2010 гг., согласованный руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и Администрацией Приморского края.
Указанным планом предусмотрены конкретные мероприятия, направленные на противодействие правонарушениям в лесопромышленном комплексе, повышению эффективности мероприятий по охране лесов от незаконных порубок и предусмотрены антикоррупционные мероприятия.
В рамках реализации Плана совместных мероприятий по декриминализации лесопромышленного комплекса в Приморском крае на 2008 - 2010 гг.:
- согласован План совместных мероприятий УВД по Приморскому краю и Управлением лесным хозяйством Приморского края по пресечению незаконной рубки и транспортировки древесины на 2009 г. от 18.03.2009 № 22/1063/647;
- заключено Соглашение о порядке информационного обмена при выявлении нарушений лесного законодательства между Управлением Россельхознадзора по Приморскому краю и Управлением лесным хозяйством Приморского края;
- заключено Соглашение о взаимодействии Управления Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю и Управлением лесным хозяйством Приморского края от 16.01.2009 № 1/01.
До введения в действие системы государственного учета заготовленной древесины на территории края действует Инструкция по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом леса и лесоматериалов на территории Приморского края, утвержденная приказом УВД по Приморскому краю 16.03.2009 № 184. В Инструкции систематизированы документы, предоставляющие лесопользователям право на осуществление заготовки древесины в рамках действующего лесного законодательства, подтверждающие законность происхождения древесины, и определен, в соответствии с законодательством, перечень документов необходимых при транспортировке древесины. Инструкция разработана совместно сотрудниками УБЭП УВД по Приморскому краю и специалистами Управления и доведена до сведения соответствующих служб.
В КГУ "Приморское лесничество" и его филиалах созданы оперативные группы по охране лесов от лесонарушений, разработаны маршруты патрулирования лесных массивов и планы совместных мероприятий.
Контрольно-надзорные мероприятия осуществлялись на основании Плана, утвержденного вице-губернатором Приморского края П.Г. Поповым 25.12.2008. В соответствии с указанным Планом запланировано проведение 100 проверок по соблюдению требований лесного законодательства при использовании лесов арендаторами лесных участков.
За 2009 год госинспекторами Управления проведена 101 проверка по соблюдению требований лесного законодательства, в т.ч.: 85 плановых и 16 внеплановых проверок по обращениям граждан, общественных организаций, органов местного самоуправления, представлений и требований надзорных и правоохранительных органов в Управление лесным хозяйством Приморского края. Всего госинспекторами Приморсклесхоза проведено более 452 мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения лицами, использующими леса, требований законодательства, в т.ч. более 150 рейдов по охране лесов от незаконных порубок.
В ходе проверок выявлено 599 нарушений требований лесного законодательства, в т.ч. 92 случая незаконной порубки насаждений с объемом незаконно срубленной древесины 8,3 тыс. куб. м. Материалы по незаконным порубкам переданы в следственные органы, по которым возбуждено 37 уголовных дел.
Госинспекторами Управления лесным хозяйством составлено 649 протоколов об административных правонарушениях, рассмотрено 931 дело об административных правонарушениях, к административной ответственности привлечено 737 правонарушителей. На нарушителей наложено административных штрафов на сумму 4673 тыс. руб., из которых на сегодняшний день взыскано 3312 тыс. руб. или 71%. Для принудительного взыскания административных штрафов, материалы административных дел своевременно направляются в службу судебных приставов.
Анализируя деятельность лесничеств на территории Приморского края по выявлению нарушений лесного законодательства за 2009 год в сравнении с 2008 годом можно сделать вывод об усилении работы в данном направлении.
Больше всего фактов незаконной заготовки древесины выявлено в Дальнереченском, Рощинском, Чугуевском и Верхне-Перевальнском филиалах КГУ "Приморское лесничество".
Однако необходимо отметить, что Управлением лесного хозяйства Приморского края и филиалами КГУ "Приморское лесничество" работа по отслеживанию прохождения в органах МВД материалов, составленных по фактам незаконных рубок, должным образом не налажена, акты сверки за отчетные периоды не составляются, причины отказов в возбуждении уголовных дел не анализируются, решения не обжалуются.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства о лесопользовании Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 97 нарушений действующего законодательства, в том числе: 12 незаконных правовых актов, направлено 10 заявлений в суд о взыскании ущерба, причиненного лесному фонду, на сумму 18349 тыс. рублей и 1 исковое заявление о понуждении к действию, внесено 17 представлений по результатам рассмотрения которых 5 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, объявлено 3 предостережения, к административной ответственности по постановлению прокурора привлечено 15 лиц, 3 материала общенадзорной проверки направлены в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых возбуждено 3 уголовных дела.
В 2009 году Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой организованы и проведены 3 выездные проверки соблюдения лесного законодательства в деятельности казенного предприятия Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение".
В первом полугодии 2009 года Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой организована и проведена выездная проверка соблюдения лесного законодательства в деятельности казенного предприятия Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение" на территории Кировского района.
По результатам проверки установлено, что общая сумма ущерба, причиненная лесному фонду подрядными организациями казенного предприятия, составила более 6 млн руб. По данному факту материалы переданы в СО при ОВД по Кировскому муниципальному району для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 260 ч. 3 УК РФ (приобщены к материалам ранее возбужденного уголовного дела в отношении неустановленных лиц).
Кроме того, решением Первореченского районного суда г. Владивостока от 06.08.2009 по иску природоохранного прокурора с казенного предприятия Приморского края "Приморское лесохозяйственное объединение" взыскано 560 тыс. руб. Сумма ущерба возмещена в полном объеме.
Управлением лесным хозяйством края по постановлениям природоохранного прокурора КППК "ПЛХО" привлечено к административной ответственности по ст. 8.25 КоАП РФ, по трем административным делам назначены штрафы на общую сумму 30 тыс. руб. (оплачены в полном объеме).
По представлению прокурора 2 виновных должностных лица лесничества привлечены к дисциплинарной ответственности, деятельность по осуществлению рубок ухода на территории Кировского района временно приостанавливалась до приведения ее в соответствие с требованиями действующего законодательства.
В ходе проверки установлено, что регламент Рощинского филиала КГУ "Приморское лесничество" не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности, в регламенте не предусмотрено выделение особо защитных участков леса (ОЗУ) для заказника краевого значения "Таежный". По данному факту вынесено представление. Представление рассмотрено и удовлетворено. Управлением лесного хозяйства Приморского края в Федеральное агентство лесного хозяйства направлено ходатайство о выделении ОЗУ в Дальнекутском участковом лесничестве. На основании объявленного заместителем природоохранного прокурора предостережения лесозаготовительная деятельность на территории указанного заказника приостановлена.
В соответствии с требованием Приморской межрайонной природоохранной прокуратуры в октябре 2009 года Управлением лесного хозяйства Приморского края проведены проверки соблюдения требований лесного законодательства при разработке лесосек на территории заказника "Таежный". В результате проверки на лесосеке, на которой лесозаготовительные работы производил лесопользователь ООО "Скиф", установлен переруб древесины в объеме, превышающем в 3,6 раза объем, разрешенный к вырубке, допущен переруб по количеству деревьев, назначенных в рубку, в 1,3 раза.
При проверке лесосек, разрабатываемых ООО "Хунда", выявлены факты срубленных незаклейменных деревьев породы дуб диаметром 122 см и кедра диаметром 96 см, при осмотре пней по факту клеймения были обнаружены пни деревьев различных пород с наличием свежих клейм, отличающихся давностью клеймения.
Кроме этого, при проведении проверки, проведенной Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлено клеймение деловой древесины в пределах 30% от общего объема, технологические карты и планы рубок составлены с грубыми нарушениями требований лесного законодательства, клеймение деревьев произведено без учета породного состава, в результате чего причинен ущерб не только лесам, но и лесным почвам и водным объектам. В настоящий момент Управлением Росприроднадзора по краю в завершающей стадии находится расчет суммы ущерба. По результатам произведенного расчета Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой будет решен вопрос о направлении материала в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ в СО по Красноармейскому району СУ СК при прокуратуре РФ по Приморскому краю в отношении должностных лиц Рощинского филиала КГУ "Приморское лесничество" по факту допущенной халатности.
По результатам проверки лесосек, разрабатываемых ООО "Хунда", должностными лицами Управления лесного хозяйства Приморского края возбуждены три дела об административном правонарушении, предусмотренных ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении КППК "Приморское ЛХО", которое было привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 30000 рублей.
По факту значительного переруба со стороны ООО "Скиф" материалы проверки направлены в ОВД по Красноармейскому муниципальному району для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 260 УК РФ.
Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой при проведении проверки установлено, что качество проведения рубок ухода не соответствует требованиям законодательства и требованиям государственного контракта, а именно: сухостойные и опасные деревья не убирались, при разработке лесосеки заклейменные полуделовые и дровяные деревья различных пород оставляются на корню. По данному факту Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой подготовлено исковое заявление к КППК "Приморское ЛХО" о понуждении выполнения требований государственного контракта по уборке сухостойной и опасной древесины. В настоящий момент заявление не рассмотрено.

]]>
В результате передачи полномочий от одного государственного органа к другому возросла эффективность проводимых контрольных мероприятий в указанной области. Также в несколько раз возросла сумма наложенных штрафов и их возмещаемость, что свидетельствует об усилении контроля со стороны государственных органов в данной сфере.
Региональный государственный контроль в указанной области осуществляется Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (в 2008 году - Управление охраны окружающей среды Приморского края).
Как ранее указывалось, Управлением проведено 142 (178) комплексные проверки соблюдения природоохранного законодательства.
По результатам указанных проверок выявлено 7 (12) нарушений, соответственно вынесено 7 (12) постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.21 КоАП Российской Федерации. К административной ответственности привлечено 7 (12) лиц.
В 2009 г. сумма наложенных в рамках административного производства штрафов по Управлению составила 41,5 тыс. руб. (АППГ - 134,5 тыс. руб.). Указанные суммы штрафов внесены на соответствующие счета в полном объеме как в 2008 г., так и в 2009 году.
Также Управлением в ходе своей деятельности в рамках контрольных мероприятий вынесено 54 постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП Российской Федерации (невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду). На основании данных постановлений 54 (28) лица привлечено к административной ответственности в виде штрафа в общей сложности на 305 (354,5) тыс. руб. В добровольном порядке уплачено нарушителями 290 (354,5) тыс. руб., что составляет 95% (100%) от сумм наложенных штрафов.
Снижение в деятельности Управления по ряду показателей в 2009 году связано с проведением реорганизационных мероприятий в Управлении. Так, только от 7 мая 2009 г. с изданием Администрацией Приморского края постановления № 128-па "О государственном контроле в области охраны окружающей среды в Приморском крае" утвержден Перечень должностных лиц Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, осуществляющих государственный экологический контроль на территории Приморского края.
Выдачей разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников выбросов занимаются два государственных органа: Управление Ростехнадзора по Приморскому краю и Управление Природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.
На территории Приморского края по состоянию на 20.01.2010 зарегистрировано 45328 предприятий природопользователей, осуществляющих негативное воздействие на окружающую среду.
Так, в 2009 году Управлением Ростехнадзора по Приморскому краю выдано 175 (159) разрешений, Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды - 210 (273).
В прошедшем году отмечен рост поступивших в Приморскую межрайонную природоохранную прокуратуру обращений по вопросу нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха - с 11 обращений в 2008 г. до 24 в 2009 году.
Так, по результатам проведенной проверки по обращению Никитенко Е.И. установлено, что ОАО "ДГК" филиал ПТС превышен лимит выбросов по диоксиду азота в 2008 году. По результатам указанного нарушения внесено представление в адрес директора филиала. Указанное представление удовлетворено. Проводятся мероприятия, направленные на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Также по данному факту Управлением Росприроднадзора вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности (штраф - 30 тыс. руб.).
В рамках надзорной деятельности Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой организациям-нарушителям внесено 3 (0) представления об устранении нарушений природоохранного законодательства, 1 (0) протест на постановление Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды ПК (госинспектором вынесено постановление по ст. 8.21 КоАП Российской Федерации без указания конкретного состава правонарушения).
Также природоохранным прокурором объявлено 2 (0) предостережения должностным лицам о недопустимости совершения правонарушений в области охраны атмосферного воздуха, вынесено 2 постановления о привлечении к административной ответственности.
Отдельно стоит отметить работу природоохранного прокурора по такому направлению как негативное воздействие на окружающую среду.
В рамках работы по возмещению задолженности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой внесено 17 (0) представлений об устранении нарушений природоохранного законодательства (все рассмотрены и удовлетворены) и 17 (0) исковых заявлений о взыскании сумм задолженностей по уплате данного платежа (из них: 14 исковых заявлений рассмотрено и удовлетворено, 3 - на рассмотрении).
Так, 25.06.2009 Приморским межрайонным природоохранным прокурором подано исковое заявление к ответчику ИЗ-25/1 ГУФСИН Российской Федерации по Приморскому краю о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 712,660 тыс. руб. Решением Ленинского районного суда от 31.08.2009 данное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. 25.11.2009 в ходе рассмотрения кассационной жалобы ответчика, суд второй инстанции оставил решение районного суда от 31.08.2009 без изменений, а жалобу - без удовлетворения.
Также в 2009 году опротестовано 2 (2) постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенных органами госконтроля. В 2008 году вынесено 3 постановления о привлечении к административной ответственности, по результатам рассмотрения которых общая сумма наложенных штрафов составила 105 тыс. руб.
На основании изложенного в целом работу контролирующих органов на территории Приморского края по направлению соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха можно признать удовлетворительной.

Обобщение деятельности правоохранительных органов по расследованию экологических преступлений (за исключением ст. ст. 253, 256, 260, 261 УК Российской Федерации) показало, что, исходя из сведений, представленных горрайпрокурорами, на территории Приморского края в 2009 зарегистрировано 31 сообщение о преступлениях, из них: ст. 251 УК РФ - 1, ст. 252 УК РФ - 1, ст. 254 УК РФ - 1, ст. 258 УК РФ - 28 (в 2008 г. - 18, из них: 1 сообщение по ст. 252 УК РФ, 1 - по ст. 254 УК РФ, 1 по ст. 257 УК РФ, 13 - по ст. 258 УК РФ, 2 - по ст. 262 УК РФ).
По поступившим в 2009 г. сообщениям возбуждено 18 уголовных дел экологической направленности (АППГ - 9).
Уголовные дела, возбужденные по статьям главы 26 УК Российской Федерации в 2008 году на досудебной стадии не прекращались, тогда как в 2009 году на основании п. 3 ст. 24 УПК Российской Федерации прекращено одно уголовное дело, возбужденное по ст. 258 УК Российской Федерации.
Из общего числа возбужденных в 2009 году 17 уголовных дел возбуждено по ст. 258 УК Российской Федерации, 1 уголовное дело - по ст. 251 УК Российской Федерации.
За период 2008 года возбуждено 8 уголовных дел по ст. 258 УК РФ и одно дело по ст. 257 УК РФ.
В 2009 году направлено в суд на рассмотрение 10 уголовных дел исследуемой категории (по ст. 258 УК Российской Федерации). Судами Приморского края, за указанный период, вынесено 7 обвинительных приговоров и одно постановление о прекращении уголовного дела ввиду деятельного раскаяния подсудимого.
За аналогичный период прошлого года в суд направлено 2 уголовных дел (по ст. 258 УК Российской Федерации). За период 2008 года постановлено 3 приговора по ст. 258 УК РФ.
Таким образом, в 2009 году, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, количество сообщений о преступлениях исследуемой категории увеличилось в 1,7 раза. На 53% возрос показатель по возбужденным уголовным делам по ст. 258 УК Российской Федерации, что свидетельствует об активизации работы правоохранительных органов и, прежде всего, органов охотнадзора в сфере охраны объектов животного мира.
Стоит обратить внимание и на то, что основными проблемами при раскрытии преступлений исследуемой категории является наряду с невозможностью установления субъекта преступления, также и трудности в определении причинно-следственной связи между совершенным преступлением и субъектом.
Также при расследовании преступлений и дальнейшем рассмотрении уголовных дел в суде встает вопрос несовершенства действующего природоохранного законодательства. Так, в ходе расследования уголовных дел указанной категории, возникают проблемы в районах Приморского края по квалификации деяния по п. "в" ч. 1 ст. 258 УК Российской Федерации (незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена). Так, постановлением Главы Администрации Приморского края от 25 августа 2008 г. № 208-па уссурийский пятнистый олень исключен из Красной книги Приморского края, однако из Красной книги Российской Федерации указанное животное не исключено, что вызывает сложность в доказывании вины лиц, привлекающихся к уголовной ответственности.
Вместе с этим, одной из проблем, возникающей при проведении доследственных проверок и расследовании уголовных дел о преступлениях по фактам уголовно наказуемого загрязнения окружающей среды является отсутствие четко сформировавшейся практики как в районах Приморского края, где отсутствуют крупные промышленные, сельскохозяйственные и иные объекты, создающие угрозу причинения вреда окружающей среде, так и по краю в целом.
Единственное дело данной категории было возбуждено в 2009 году по факту экстремально высокого загрязнения атмосферного воздуха (по ст. 251 УК РФ) по материалам проверки, проведенной Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Подводя итоги проведенного анализа состояния законности в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей среды, необходимо отметить, что после произведенной реорганизации органов государственного контроля показатели большинства природоохранных ведомств заметно улучшились. Введенные в государственных службах антикоррупционные процедуры и сокращение до минимума числа необоснованных проверок субъектов предпринимательской деятельности позволили сконцентрировать усилия на реальном устранении имеющихся нарушений природоохранного законодательства.
Вместе с тем, достаточно актуальными являются вопросы, связанные с предупреждением и профилактикой экологических правонарушений. Особенно это проявляется в лесной отрасли края, в которой до сих пор отсутствует система государственного учета заготовленной древесины.
На проведенной в октябре 2009 года в г. Владивосток Российско-Американской международной конференции по проблемам противодействия преступлениям против окружающей среды российские участники ознакомились с изданным еще в 1900 г. в США Законом Лэйси (LACEY Act), согласно которому ввод в оборот биологических и лесных ресурсов "сомнительного" происхождения является самостоятельным составом уголовного преступления, предусматривающим наказание до 5 лет тюремного заключения в случае доказанности совершения умышленных действий (фелония). При этом, установление места незаконной добычи указанных объектов не является обязательным условием для квалификации деяния как уголовно наказуемого.
Установление подобной ответственности на территории Российской Федерации создало бы объективные предпосылки для ликвидации очагов активной экологической преступности.
Нельзя не отметить то обстоятельство, что оперативные сотрудники природоохранных ведомств США (специальные агенты) наделены полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, что позволяет эффективно решать задачи охраны природы меньшим по сравнению с Россией штатом государственных служащих, что явно снижает уровень коррупционных рисков.
При этом наличие ясных и гласных процедур лишения в одностороннем порядке права пользования природными ресурсами позволяет североамериканским коллегам адекватно реагировать на выявленные нарушения природоохранного законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов.
Также следует отметить наметившуюся в Приморском крае тенденцию к снижению предельных объемов денежных средств, предусмотренных для исполнения бюджетных обязательств в части осуществления государственной природоохранной деятельности.
Так, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2009 год" запланировано к выделению бюджетных ассигнований на охрану окружающей среды Приморского края 44620,7 тыс. руб.
Между тем, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2010 год" установлен лимит бюджетных ассигнований на выполнение природоохранных мероприятий в размере всего 34916 тыс. руб., т.е. в объемах даже меньших чем в 2008 (43342,99 тыс. руб.) и 2009 годах.
Сокращение расходных обязательств не будет способствовать в текущем году оптимизации деятельности краевых природоохранных ведомств.

Приморский межрайонный
природоохранный прокурор,
советник юстиции
В.В.КОЛЕСНИКОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru