Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 декабря 2009 г. по делу № А29-10824/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 3 декабря 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 3 декабря 2009 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе:
судьи:
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Движение"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару
об освобождении от административной ответственности в силу малозначительности
при участии в заседании:
от заявителя: Р.
от административного органа: А.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Движение" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением (жалобой) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару об освобождении его от административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу малозначительности.
Административный орган возражает против удовлетворения заявленных требований, доводы ответчика изложены в отзыве от 5 ноября 2009 года № 04-11/2, к которому приложены копии материалов дела об административном правонарушении в отношении заявителя. Подлинники материалов дела об административном правонарушении были предоставлены суду для обозрения в судебном заседании с сопроводительным письмом от 2 декабря 2009 года.
Предмет заявленных требований Обществом был уточнен в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно уточнению к жалобе от 5 ноября 2009 года и Дополнению (уточнению) к жалобе от 3 декабря 2009 года Общество просит суд признать незаконным и отменить постановление ответчика от 13 октября 2009 года № 19-05/000154. Поэтому в судебном заседании от 3 декабря 2009 года рассматриваются уточненные требования заявителя, указанные в Дополнении (уточнении) к жалобе от 3 декабря 2009 года.
Заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
28 сентября 2009 года должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - Инспекция) совместно с сотрудником Прокуратуры города Сыктывкара была проведена проверка магазина № 108 "Ламина", принадлежащего Обществу с ограниченной ответственностью "Движение" (далее - ООО "Движение", Общество), и расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Ленина, по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В ходе указанной проверки было установлено, что в магазине № 108 "Ламина", принадлежащем ООО "Движение", осуществляется реализация алкогольной продукции в розницу на основании лицензии от 26 сентября 2006 года, выданной Службой Республики Коми по лицензированию. Срок действия лицензии - с 26 сентября 2006 года по 26 сентября 2011 года.
В момент проверки в магазине № 108 "Ламина" осуществлялась реализация алкогольной продукции в ассортименте в розницу, тогда как на одно наименование алкогольной продукции отсутствовали необходимые документы, подтверждающие легальность ее оборота.
Так, проверяющим лицам не были предъявлены сопроводительных документы на следующую алкогольную продукцию:
- не были предъявлены сертификат соответствия, товарно-транспортная накладная (ТТН) и разделы "А" и "Б" справки, прилагаемой к ГТД, на продаваемое по цене 280 руб. 00 коп. вино натуральное виноградное сухое белое "Уомбат Хилл Шардоне", крепостью 13,5% абс. алк., емкостью 0,75 литра, производитель - "Озпак Пти Лтд", Австралия, Нагамби, дата розлива - 9 сентября 2004 года, остаток продаваемой продукции в магазине - 1 бутылка.
По результатам проведенной проверки были составлены Протокол осмотра (обследования) помещений+ от 28 сентября 2009 года № 000154 и Протокол наложения ареста на товары и иные вещи от 28 сентября 2009 года № 154. На основании перечисленных и иных первичных материалов Прокурором города Сыктывкара вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 сентября 2009 года, которое направлено в Инспекцию для принятия решения по существу.
Рассмотрев материалы проверки, начальник Инспекции вынес постановление от 13 октября 2009 года № 19-05/000154 о привлечении ООО "Движение" к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (сокращенно - КоАП РФ) в размере 30 000 рублей.
ООО "Движение" обжаловало постановление от 13 октября 2009 года в арбитражный суд. При этом Общество ссылается на то, что административное правонарушение им не оспаривается, но указывает на то, что из всей проверенной реализуемой алкогольной продукции не были обнаружены документы лишь на 1 бутылку вина натурального виноградного сухого белого "Уомбат Хилл Шардоне", что свидетельствует о малозначительности допущенного правонарушения, поэтому представитель Общества просит суд применить к рассматриваемым правоотношениям статью 2.9 КоАП РФ и отменить оспариваемое постановление.
Исследовав материалы дела, в том числе - подлинные материалы дела об административном правонарушении, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.
Согласно статьям 16 и 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается оборот (в том числе розничная купля-продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность такой продукции, и без сертификатов соответствия.
Пунктом 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55, при продаже товаров продавец обязан доводить до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: а) сертификат или декларация о соответствии; б) копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; в) товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В силу положений пункта 138 Правил продажи отдельных видов товаров перечисленные выше требования относятся также и к розничной продаже алкогольной продукции.
Исходя из норм пунктов 11, 12, 138 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, документы на алкогольную продукцию, в том числе сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним справки, подтверждающие легальность оборота продукции и законность ее прохождения от организации-производителя до потребителя, должны находиться непосредственно в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию как покупателя, так и представителей контролирующего органа.
В случае непредъявления в момент проверки документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции (которые фактически имелись), и представления их продавцом ко времени рассмотрения дела об административном правонарушении его действия квалифицируются по части 3 статьи 14.16 КоАП.
Как следует из представленных суду материалов, в момент проведения проверки 28 сентября 2009 года проверяющим не были предоставлены документы, подтверждающие легальность оборота следующей алкогольной продукции, а именно: не были предъявлены сертификат соответствия, товарно-транспортная накладная (ТТН) и разделы "А" и "Б" справки, прилагаемой к ГТД, на продаваемое по цене 280 руб. 00 коп. вино натуральное виноградное сухое белое "Уомбат Хилл Шардоне", крепостью 13,5% абс. алк., емкостью 0,75 литра, производитель - "Озпак Пти Лтд", Австралия, Нагамби, дата розлива - 9 сентября 2004 года, остаток продаваемой продукции в магазине - 1 бутылка.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ООО "Движение" имело возможность (при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств) не нарушать требования законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, однако оно не приняло всех зависящих от него мер для его соблюдения.
С учетом изложенного Инспекция сделала правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Однако, оценив в данном случае пояснения руководителя ООО "Движение" и предоставленные материалы, суд считает, что имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Так, суд отмечает, что на спорной бутылке вина "Уомбат Хилл Шардоне" часть необходимой документации в момент проверки на проверяемом объекте, - в магазине № 108 "Ламина", имелась.
Как следует из материалов проверки, объяснения у директора Общества или работников магазина № 108 в момент проверки не отбирались. Из текста постановления Прокурора города Сыктывкара о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 сентября 2009 года также не видно, предлагалось ли руководителю ООО "Движение" дать свои объяснения об обстоятельствах и причинах совершенного правонарушения.
Между тем, в объяснениях руководителю Общества "Движение" главный бухгалтер Общества сообщила о том, что ею документы на вино "Уомбат Хилл Шардоне" были изъяты из папки документов для того, чтобы решить вопрос о возврате спорной бутылки поставщику, поскольку данное вино в течение длительного времени (с 2007 года) не было реализовано.
29 сентября 2009 года, то есть на следующий день после проверки, все необходимые документы на бутылку вина "Уомбат Хилл Шардоне" были предоставлены в Прокуратуру города Сыктывкара.
Кроме того, суд учитывает, что в Протоколе осмотра (обследования) помещений+ от 28 сентября 2009 года № 000154 имеются сведения о наличии на спорной бутылке вина акцизной марки № 94685664, а признаков поддельности акцизной марки ответчиком не было установлено.
Доказательства совершения Обществом ранее аналогичного правонарушения налоговым органом суду не представлено, а заявитель ссылается на непреднамеренный характер совершенного деяния (см. Дополнение к жалобе от 3 декабря 2009 года).
Пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции постановления Пленума ВАС РФ от 20 ноября 2008 года № 60) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив обстоятельства совершения правонарушения и руководствуясь статьей 2.9 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что своими действиями ООО "Движение" не создало существенной угрозы охраняемым общественным интересам, поскольку легальность происхождения алкогольной продукции была подтверждена до вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и до вынесения обжалуемого постановления № 19-05/000154.
На основании вышеизложенного требования Общества подлежат удовлетворению, а постановление Инспекции от 13 октября 2009 года № 19-05/000154 следует признать незаконным и отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 210 - 211 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Движение" удовлетворить.
2. Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару по делу об административном правонарушении от 13 октября 2009 года № 19-05/000154 признать незаконным и отменить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
3. Производство по делу об административном правонарушении, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Движение" по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществу с ограниченной ответственностью "Движение" объявить устное замечание.
4. Настоящее решение может быть обжаловано во Второй апелляционный арбитражный суд в течение 10 дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru